Файл: Жизненный цикл организации и управление организацией АО «РПКБ».pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.04.2023

Просмотров: 99

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

-магнитные компасы и цифровые магнитометры,

-системы навигации по рельефу местности и другим физическим полям Земли,

-системы высокоточной навигации и управления для маловысотного полета,

-бортовые компьютеры и графические станции,

-наземные (стационарные, мобильные, переносные) и бортовые автоматизированные системы планирования операций,

-электромеханические пилотажно-навигационные индикаторы,

-программное обеспечение авионики,

-многофункциональные пульты управления,

-многофункциональные жидкокристаллические индикаторы,

-технологии сварки, пайки и термообработки,

-микроэлектроника и микромеханика специального назначения,

-испытательное оборудование для разработки и производства датчиков и систем навигации.

Рассмотрим этапы жизненного цикла предприятия.

24 февраля 1947 года приказом Министерства авиационной промышленности образовано ОКБ –149, ныне АО «РПКБ».

С первых лет образования АО «РПКБ» занималось разработкой авиационного оборудования для летательных аппаратов, создаваемых опытно-конструкторскими бюро Туполева, Ильюшина, Микояна, Сухого, Яковлева, Антонова, Миля, Камова, ОКБ «Радуга» и др.

В начале своей деятельности – с 1947 года АО «РПКБ» занималось разработкой систем определения курса летательных аппаратов. Это были дистанционные магнитные компасы, гиромагнитные и гироиндукционные компасы, астрокомпасы и другие датчики, которые широко использовались в авиации.

Также в начале своей деятельности АО « РПКБ» занималось разработкой систем определения курса летательных аппаратов. Это были дистанционные магнитные компасы, гиромагнитные и гироиндукционные компасы, астрокомпасы и другие датчики, которые широко использовались в авиации.

Системы курсовертикали создавались на новом принципе объединения приборов определения курса и вертикали в одно устройство – курсовертикаль. Использование специалистами РПКБ теоретических наработок Шуллеровской механики позволили создать инерциальные курсовертикали, которые стали более точными средствами определения положения летальных аппаратов в пространстве.

Начиная с 1958 года, специалистами РПКБ проводилось эскизное проектирование искусственных нейронных сетей для различных классов и типов летальных аппаратов. Совершенствование чувствительных элементов – разработка поплавковых гироскопов и акселерометров, а затем динамически настраиваемых гироскопов и применение цифровой вычислительной техники обеспечило создание и широкое применение искусственных нейронных сетей. К началу 1970-х годов предприятием были решены проблемы точного управляемого полета на большие расстояния.


Бортовым радиоэлектронным оборудованием, разработанным в РПКБ, оснащены все прославленные российские самолеты и вертолеты марок СУ, МиГ, ТУ, ИЛ, АН, ЯК, БЕ, Ми, КА.

Динамика развития компетенций в компании РПКБ:

50 – е годы: формирование основных тематических направлений, разработка авиационных компасов, курсовых и пилотажно-навигационных директорных систем, различных типов электромеханических индикаторов.

60 – е годы: созданы первые в СССР авиационные инерциальные системы навигации и навигационные комплексы с бортовыми цифровыми вычислительными машинами, и целое семейство курсовых систем и гироскопических курсовертикалей для сверхзвуковых самолетов.

70 – е годы: разработаны новые поколения инерциальных систем и навигационных комплексов, обеспечившие реализацию основных функций в бортовом радиоэлектронном оборудовании, создана первая в стране система навигации принципиально нового вида с использованием физических полей Земли.

80 – е годы: разработаны несколько поколений различных приборов, систем и комплексов бортового оборудования для многих типов самолетов и вертолетов. Для каждого поколения летательных аппаратов, разработана собственная операционная система для бортовых компьютеров.

90 – е годы: решены задачи создания сложных многоуровневых интегрированных комплексов бортового радиоэлектронного оборудования (Бортовым радиоэлектронным оборудованием) на базе магистрально-модульного принципа и открытой архитектуры аппаратуры и программно-математического обеспечения для новых и модернизируемых военных самолетов и вертолетов.

2000 годы: создана конкурентоспособная на мировом рынке высокоинтеллектуальная авионика для перспективных и модернизируемых боевых самолетов и вертолетов, выполненная c использованием самых современных конструктивных решений и прогрессивных технологий.

2014 годы: ведется работа по созданию высокоинтеллектуальной авионики для самолетов пятого поколения, создание комплексов для беспилотных летательных аппаратов, систем планирования полетных заданий, летальных аппаратов класса малой авиации.

В 2017 году АО «РПКБ» добилось больших успехов в реализации проекта Федеральной целевой программы «Развитие оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации на 2015 – 2020 годы» в части реконструкции корпусов и технического перевооружения предприятия. Благодаря реализованным инвестиционным проектам улучшены и оснащены новым оборудованием действующие рабочие места, созданы новые, оптимизированы рабочие процессы, результатом чего явилось повышение эффективности разработки и производства.


2.2 Анализ поведения АО «РПКБ» на стадии жизненного цикла

С целью выявления стадии жизненного цикла анализируемого предприятия, проведем анализ финансово-экономических показателей.

В соответствии с данными в Приложении А, в 2018 году АО «РПКБ» получило выручку в размере 10,3 млрд. рублей. Полученная выручка является максимальной с момента образования Предприятия. За отчётный период по сравнению с предыдущим периодом выручка увеличилась на 3,1 млрд. рублей (на 43%) за счет роста объема заключенных контрактов и повышения эффективности производства (рисунок 2.1).

Рисунок 2.1. – Динамика выручки от продаж, млрд., руб.

Рентабельность продаж в 2018 году находится на уровне 2017 года (рисунок 2.2). Рентабельность по чистой прибыли в 2017 году составила 6%, в 2018 году – 5 %. Снижение рентабельности связано с увеличением резервов по сомнительным долгам, по гарантийному обслуживанию, на ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций в соответствии с законодательством РФ.

Рисунок 2.2 – Динамика рентабельности продаж, %

Чистая прибыль за 2018 год составила 472 млн.руб., прибыль от продаж 992 млн.руб., что на 36 % и 10 % соответственно выше аналогичных показателей предыдущего года.

Рисунок 2.3 – Динамика прибыли, млн. руб.

Показатель чистых активов АО РПКБ за последние 4 года отражает динамику стабильного роста со среднегодовым приростом в размере 8 % в год. Совокупные активы АО «РПКБ» за 2018 год увеличились на 20%, главным образом, за счет роста дебиторской задолженности на 42%. Рост дебиторской задолженности связан с увеличением объема выручки на 43 % и увеличением срока погашения дебиторской задолженности в соответствии с условиями договоров с Заказчиками.

Рисунок 2.4 – Динамика активов, млн. руб.

Показатель оборачиваемости запасов в 2008-2015 гг. оставался на уровне в среднем 155 дней, что является оправданным для предприятий с длительным технологическим циклом разработки и изготовления продукции. В 2016-2017гг. наблюдается рост данного показателя. В 2018г. значение показателя снизилось до уровня 2015г. и составило 158 дней.

Рисунок 2.5 – Динамика оборачиваемости запасов, дни

Рост показателя оборачиваемости дебиторской задолженности по сравнению с 2017г. связан с увеличением выручки и длительностью срока погашения дебиторской задолженности в соответствии с условиями договоров с Заказчиками.

Рисунок 2.6 – Динамика дебиторской и кредиторской задолженности, млн. руб.

Рост кредиторской задолженности на 24% обусловлен увеличением выручки, а также тем, что условия договоров с поставщиками отличаются длительностью сроков погашения кредиторской задолженности (аналогичны условиям соответствующих договоров с Заказчиками).


Объем привлеченных предприятием кредитов в 2018 г. вырос на 1,3 млрд.руб. по сравнению с 2017г., что обусловлено следующими причинами:

1) ростом объемов производства на 43 %;

2) для финансирования утвержденных инвестиционных проектов, связанных с реализацией задач в соответствии со стратегией развития предприятия на ближайшие годы.

Рисунок 2.7 - Динамика кредитов, млн. руб.

Показатель финансовой независимости предприятия снизился в 2018 году за счет роста объема привлеченных заемных средств на пополнение оборотных средств предприятия в связи с увеличением объемов производства и реализацией инвестиционных программ.

Рисунок 2.8 – Коэффициент финансовой независимости, %

При этом коэффициент покрытия долга (соотношение долг/EBITDA) продолжает оставаться в пределах нормативных значений.

Показатель быстрой ликвидности, несмотря на тенденцию к снижению, находится в пределах нормы, что говорит об удовлетворительной структуре активов и пассивов и платежеспособности АО РПКБ.

Рисунок 2.9 – Динамика коэффициента ликвидности и покрытия долга, %

В 2018 году продолжалась работа по направлениям:

  1. создания авионики нового поколения (научно – исследовательские и опытно конструкторские работы (НИОКР));
  2. обновления научно-производственной, технологической и производственной баз предприятия;
  3. улучшения качества производимой продукции;
  4. повышения удовлетворенности заказчика;
  5. поиска вариантов диверсификации производства;
  6. концентрации интеллектуальных, материальных и финансовых ресурсов предприятия на приоритетных проектах;
  7. подготовки к реструктуризации предприятия;
  8. повышения экономической эффективности контрактов;
  9. формирования кадрового «ядра» и кадрового резерва;
  10. повышения эффективности управления бизнес-процессами предприятия.

В качестве основных работ, выполненных по вертолетной тематике в 2018 году, можно выделить следующие:

  • присвоение литеры О1 навигационно-пилотажному комплексу вертолета Ми-26Т;
  • присвоение литеры О1 комплексу бортового радиоэлектронного оборудования вертолета Ми-28НЭ;
  • участие в контрольных летных испытаниях вертолетов Ми-28Н и Ка-52;
  • участие в государственных совместных испытаниях вертолета Ми-28УБ;
  • проведение предварительных испытаний комплекса бортового оборудования для вертолета Ка-52К;
  • проведение предварительных испытаний составных частей комплекса бортового радиоэлектронного оборудования вертолета Ми-28НМ;
  • проведение преддоговорной работы по созданию комплекса бортового оборудования для вертолета Ми-171Ш в интересах иностранных заказчиков;
  • разработка эскизного проекта на комплекс бортового оборудования для перспективного скоростного вертолета;
  • выполнение второго этапа НИР «Интеллектуальный борт» (разработка исходных данных для создания программного обеспечения новых режимов работы и систем комплекса бортового оборудования вертолетов);
  • участие в выставке HELIRUSSIA-2018 в рамках единой экспозиции КРЭТ, участие во второй научно-практической конференции по бортовому оборудованию вертолетов.

Направление разработки Бортовым радиоэлектронным оборудованием для самолетов является старейшим среди других направлений работ АО «РПКБ». Традиции по высокому качеству разработок авионики для самолетов, заложенные много лет назад, позволили обеспечить достойное место систем и комплексов разработки нашего предприятия на мировом рынке Бортовым радиоэлектронным оборудованием для самолетов боевой авиации.

В 2018 году продолжались работы в интересах объектов Т-50, Су-35С (Су-35). В области фронтовой авиации данные проекты являются приоритетными для государства, как следствие, для РПКБ, которое выполнило значительный объем работ по изделиям, являющихся составными частями Бортовым радиоэлектронным оборудованием вышеназванных самолетов.

Обеспечена поставка комплексов для объектов Су-35С в обеспечение выполнения плана 2018 г. по государственному оборонному заказу.

Присвоением литеры О1 завершена разработка оптико – электронного прицельно – навигационного комплекса для самолета СУ-30СМ. Большой объем заказов данных машин МО РФ, а также вопросы импортозамещения, делают необходимым проведение модернизации бортовым радиоэлектронным оборудованием, в связи, с чем начаты работы в этом направлении.

Проводятся работы по комплексам бортовым радиоэлектронным оборудованием самолетов МиГ-29К и МиГ-29КУБ для МО РФ. Обеспечена поставка комплексов для серийных самолетов МиГ-29К и МиГ-29КУБ в рамках выполнения государственного оборонного заказа.

Проводятся работы по модернизации бортовым радиоэлектронным оборудованием для самолета МиГ-31.

В части научно – исследовательской деятельности проведены работы по комплексам бортового оборудования для беспилотных летательных аппаратов (заказчик ФГУП «ЦАГИ»), в рамках данного этапа сформировано техническое лицо и разработаны документы верхнего уровня. Продолжаются работы по определению облика тяжелого беспилотного летательного аппарата разработки Филиала ПАО «Компании «Сухой» «ОКБ Сухого». В обеспечение создания фундамента для долгосрочного устойчивого роста в 2018 году продолжались работы в части формирования заявок на участие в конкурсах в рамках Федеральных целевых программ «Развитие ОПК». Результатом данной работы явилась инициация трех конкурсов, направленных на создание научно технического задела в области инерциальной навигации и технологии комплексных систем.

Таким образом, компания активно развивается направление малой авиации.

Устойчивое развитие АО «РПКБ», повышение уровня социальной ответственности перед всеми заинтересованными сторонами, а также инвестиционной привлекательности во многом зависят от наличия эффективной и прозрачной системы корпоративного управления.