Файл: Теоретические основы эффективности менеджмента организации.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.04.2023

Просмотров: 217

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Актуальность. В настоящее время Российская Федерация переживает особый период в своём развитии - период реформирования социально значимых систем. С момента распада СССР прошло более 20 лет. За эти годы в нашем государстве выросло новое поколение людей, сформировались новые социальные институты, выстроилась система социальной защиты, социальной поддержки и социального обслуживания граждан.

XXI является веком высоких технологий и веком стремительного развития государств. Новые технологии, средства передвижения, общения изменяются и усовершенствуются с невероятной скоростью, именно поэтому в каждом государстве происходят постоянные изменения, связанные как с общемировыми, так и с внутренними процессами, за исключением государств, находящихся на ранних стадиях развития цивилизации. Такой высокий темп жизни диктует свои правила - государству постоянно необходимо вносить корректировки в жизненно важные для него системы, с целью своевременного и качественного удовлетворения потребностей своих граждан. В связи с
этим, в последние годы в нашей стране происходят серьезные изменения сферы пенсионного обеспечения и социального обслуживания[1].

Цель работы – рассмотреть исследовать содержание и назначение стационарного социального обслуживания населения в Российской Федерации.

Задачи работы:

1) исследовать понятие социального обслуживания населения;

2) рассмотреть особенности стационарного социального обслуживания населения;

3) рассмотреть опыт деятельности учреждений стационарного социального обслуживания населения (на примере Курской области);

4) определить пути развития стационарного социального обслуживания населения.

Предмет исследования – понятие стационарного социального обслуживания населения.

Объект исследования - действующая система стационарного социального обслуживания населения России.

Научно-методическая основа работы – нормативно-правовые акты, регулирующие социальную защиту, социальное обслуживание населения в Российской Федерации, научная, методическая литература и публикации по исследуемой проблеме.

Структура работы. Работа включает введение, две главы, заключение, список литературы.


Глава 1. Теоретические аспекты стационарного социального обслуживания населения

1.1 Понятие социального обслуживания населения

В современных условиях главными факторами стабилизации экономики страны являются ускорение темпов социального прогресса, включение инновационных ресурсов регулирования социальной сферы, так как, не смотря на кризисные явления, государство продолжает работу по исполнению социальных обязательств, в том числе и средствами социальной работы[2]. Социальная сфера - это область, в которой реализуется социальная политика государства. Следует отметить, что количество пожилых людей и инвалидов в России постоянно увеличивается, а социально - экономическая обстановка, к сожалению, далека от стабильности, поэтому современные реалии Российского общества диктуют необходимость развития содержания социальной работы в сфере обслуживания и оказания социальных услуг пожилым гражданам и инвалидам[3]. Правовая система Российской Федерации состоит из законодательных, нормативных и иных актов, охраняющих права и интересы всех граждан страны, но многое зависит от формирования общественного мнения и отношения в обществе к этой категории граждан, от моральной и профессиональной готовности людей оказывать и организовывать социальную помощь и поддержку[4].

В нашей стране социальное обслуживание на дому появилось в 1975 г. в целях оказания помощи одиноким инвалидам Великой Отечественной войны и труда I и II групп, членам семьи, получающим пенсию по случаю потери кормильца за погибшего военнослужащего, и малообеспеченным одиноким пенсионерам по старости, состоящим в очереди для помещения в дома-интернаты[5]. Оно было возложено на социально-бытовые отделы крупных Уральских заводов и предприятий, кроме того, часть функций была вменена профсоюзным организациям[6]. На стационарные учреждения были возложены обязанности по доставке продуктов (полуфабрикатов) 1–2 раза в неделю, стирке и смене постельного белья не реже 1 раза в 10 дней, уборке жилого помещения и мест общего пользования, доставке медикаментов, оплате коммунальных услуг, сдаче вещей в химчистку и прачечную, обуви в ремонт. Для указанного надомного обслуживания домам-интернатам выделялись дополнительные штатные единицы санитарок, официанток, прачек, поваров и шоферов. С середины 80-х гг. прошлого века, в порядке эксперимента, отделения социальной помощи на дому одиноким нетрудоспособным гражданам стали создаваться в системе ряда территориальных органов социального обеспечения[7]. В 90-ые гг. появились специализированные государственные учреждения и службы социального обслуживания, оказывающие услуги гражданам пожилого возраста и инвалидам: комплексные центры, стационары, дома престарелых, дома дневного, ночного пребывания.


Приоритетными целями являются развитие системы социального обслуживания, а также повышение уровня, качества и эффективности социального обслуживания.

Социальное обслуживание основывается на соблюдении прав человека и уважении достоинства личности, носит гуманный характер и не допускает унижения чести и достоинства человека:

1) равный, свободный доступ граждан к социальному обслуживанию вне зависимости от их пола, расы, возраста, национальности, языка, происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений и принадлежности к общественным объединениям;

2) приближенность поставщиков социальных услуг к месту жительства получателей этих услуг, достаточность количества поставщиков социальных услуг для обеспечения потребностей граждан в социальном обслуживании, достаточность финансовых, материально-технических, кадровых и информационных ресурсов у поставщиков социальных услуг;

3) сохранение пребывания гражданина в привычной благоприятной среде[8].

Социальное обслуживание – это деятельность по предоставлению социальных услуг гражданам, под которыми понимается действие по оказанию постоянной, периодической или разовой помощи, в том числе срочной, гражданину в целях улучшения условий его жизнедеятельности и (или) расширения его возможностей самостоятельно обеспечивать свои основные жизненные потребности[9].

В систему социального обслуживания входит шесть субъектов:

1) федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального обслуживания[10];

2) орган государственной власти субъекта РФ, уполномоченный на осуществление полномочий в сфере социального обслуживания, – региональный орган соцзащиты;

3) организации социального обслуживания, находящиеся в ведении федеральных органов исполнительной власти, – государственные федеральные учреждения социального обслуживания;

4) организации социального обслуживания, находящиеся в ведении субъекта РФ, – государственные учреждения социального обслуживания субъекта РФ;

5) негосударственные (коммерческие и некоммерческие) организации социального обслуживания, в том числе социально ориентированные некоммерческие организации, предоставляющие социальные услуги;

6) индивидуальные предприниматели, осуществляющие социальное обслуживание[11].


Обратим внимание, указанная система не предусматривает в своем составе муниципальных учреждений социального обслуживания. Это нововведение противоречит имеющейся практике в отдельно-взятых регионах, когда государственные полномочия субъекта РФ по социальному обслуживанию делегируются органам местного самоуправления[12].

Организации социального обслуживания в субъектах РФ должны создаваться и действовать с учетом методических рекомендаций по расчету потребностей регионов в развитии сети организаций социального обслуживания и в соответствии с правилами организации деятельности организаций социального обслуживания, их структурных подразделений.

Сами же услуги делятся на восемь видов:

1) социально-бытовые;

2) социально-медицинские;

3) социально-психологические;

4) социально-педагогические;

5) социально-трудовые;

6) социально-правовые;

7) услуги для повышения коммуникативного потенциала ПСУ, имеющих ограничения жизнедеятельности, в том числе детей-инвалидов;

8) срочные социальные услуги[13].

Система видов социальных услуг в корне отличается от прежней. Уже не выделяется материальная и консультативная помощь, реабилитационные услуги, предоставление временного приюта. Стоит отметить, что в каждом регионе законом субъекта РФ должен устанавливаться перечень социальных услуг, предоставляемых поставщиками социальных услуг.

Ключевым элементом социального обслуживания становится индивидуальная программа обслуживания. Этот документ применительно к конкретному гражданину включает в себя форму социального обслуживания, виды, объем, периодичность, условия, сроки предоставления услуг, перечень рекомендуемых поставщиков услуг, а также мероприятия по социальному сопровождению. Появление индивидуальной программы призвано полностью перестроить принципы администрирования социального обслуживания. Обращаться за получением социальных услуг гражданам теперь следует только в региональный орган соцзащиты[14]. Этот же орган решает, признать или не признать гражданина нуждающимся в социальном обслуживании, и составляет индивидуальную программу, с которой гражданин обращается за обслуживанием к тому или иному поставщику социальных услуг. Таким образом, четко разделяются функции заказчика и поставщика услуги.


1.2. Содержание стационарного социального обслуживания населения

В системе стационарного обслуживания в последнее время произошли большие изменения. Если раньше стационарное обслуживание обеспечивало только медицинскую и бытовую поддержку пожилых граждан, то на сегодняшний день такие учреждения уже выполняют и другие функции. В стационарах предоставляются психологические и правовые услуги. Также большое внимание стало уделяться и организации досуга пожилых людей, для того чтобы помочь им адаптироваться в новых условиях[15].

В домах-интернатах, куда помещаются пожилые люди, нуждающиеся в стационарном обслуживании, предлагается огромный спектр услуг, который в комплексе помогает пожилому человеку поддерживать свое физическое здоровье, бороться с психологическими трудностями, поддерживать социальные контакты, сохранять активную жизненную позицию и получать новые знания.

В последнее десятилетие активно стали обновляться и совершенствоваться стационарные учреждения для пожилых людей, такие как дома-интернаты и геронтологические центры[16]. Сформировалась даже система стационаров для дневного пребывания пенсионеров. Помимо этого, в деятельность учреждений стационарного социального обслуживания внедряются различные методы и технологии, разработанные для пожилых людей, проживающих в этих организациях.

Действительно, граждане пожилого возраста нуждаются в большом спектре услуг[17]. Такие технологии создаются для того, чтобы улучшить качество обслуживания пожилых людей.

Учреждения стационарного социального обслуживания осуществляют мероприятия по созданию благоприятных условий проживания для пожилых. Они обеспечивают реабилитационные формы работы медицинского, социального, лечебно-трудового, культурно-досугового характера, но не всегда достаточно применения традиционных методов работы с пожилыми, и необходимо использование дополнительных ресурсов, для того чтобы улучшить жизнь пожилого человека в стационаре. Повышение качества социального обслуживания пожилых людей в стационарных условиях зависит от разработки и применения реабилитационных и адаптационных программ, обеспечивающих улучшение их качества жизни.

Особенное внимание должно уделяться именно организации досуга, благодаря которому пожилой человек может легче адаптироваться в сложных для него условиях. К тому же многие методы и технологии, которые могут быть применимы в досуговой деятельности, благотворно влияют на здоровье человека, повышают его настроение и формируют позитивный настрой.