Файл: Теоретические основы эффективности менеджмента организации.pdf
Добавлен: 23.04.2023
Просмотров: 220
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты стационарного социального обслуживания населения
1.1 Понятие социального обслуживания населения
1.2. Содержание стационарного социального обслуживания населения
2.1. Оценка качества оказания социальных услуг стационарными учреждениями социального обслуживания
2.2. Рекомендации по совершенствованию стационарного социального обслуживания людей пожилого возраст
Выводы
Социальное обслуживание – это деятельность по предоставлению социальных услуг гражданам, под которыми понимается действие по оказанию постоянной, периодической или разовой помощи, в том числе срочной, гражданину в целях улучшения условий его жизнедеятельности и (или) расширения его возможностей самостоятельно обеспечивать свои основные жизненные потребности.
Услуги социального обслуживания делятся на восемь видов: 1) социально-бытовые; 2) социально-медицинские; 3) социально-психологические; 4) социально-педагогические; 5) социально-трудовые; 6) социально-правовые; 7) услуги для повышения коммуникативного потенциала ПСУ, имеющих ограничения жизнедеятельности, в том числе детей-инвалидов; 8) срочные социальные услуги.
Ключевым элементом социального обслуживания является индивидуальная программа обслуживания. Этот документ применительно к конкретному гражданину включает в себя форму социального обслуживания, виды, объем, периодичность, условия, сроки предоставления услуг, перечень рекомендуемых поставщиков услуг, а также мероприятия по социальному сопровождению. Появление индивидуальной программы призвано полностью перестроить принципы администрирования социального обслуживания.
Стационарное обслуживание обеспечивает медицинскую и бытовую поддержку граждан. В стационарах предоставляются психологические и правовые услуги, услуги по организации досуга.
Глава 2. Анализ качества стационарного социального обслуживания людей пожилого возраста (на примере Курской области)
2.1. Оценка качества оказания социальных услуг стационарными учреждениями социального обслуживания
Одной из основных демографических тенденций 2011–2018 гг. в Российской Федерации является старение нации, проявляющееся в устойчивом росте численности населения, находящегося в возрасте старше трудоспособного (рис. 1). Анализ данных, представленных на рисунке 1, свидетельствует о росте количества пенсионеров, получающих пенсии по старости, в среднем на 1,73%, что привело к увеличению численности пожилого населения с 32 462 тыс. чел. в 2011 г. до 36 336 тыс. чел. в 2018 г., или на 11,9 %.
Средний размер пенсий по старости в Российской Федерации за период исследования повысился с 7 095,9 руб. в 2011 г. до 13 323,1 руб. в 2018 г., или на 75,4%. В 2017 г. данные приведены с учетом единовременной денежной выплаты, назначенной в соответствии с Федеральным законом от 22 ноября 2016 г. № 385-ФЗ, в размере 5 тыс. руб.[18].
Рисунок 1. Численность пенсионеров в Российской Федерации, получающих пенсии по старости, и средний размер пенсии
Значимую роль в сфере социальной поддержки граждан пожилого возраста сыграла созданная в 2013 г. система социального обслуживания населения, в рамках которой предоставляются социально-бытовые, социально-медицинские, социально-правовые, социально-психологические и социально-экономические услуги.
Эффективность указанной системы напрямую зависит от доступности инфраструктуры социального обслуживания для граждан пожилого возраста, включающей в себя:
– службы (отделения) срочного социального обслуживания;
– центры и отделения социального обслуживания на дому;
– специализированные отделения социально-медицинского обслуживания на дому;
– стационарные организации социального обслуживания;
– социально-оздоровительные центры;
– социально-реабилитационные службы.
Динамика количества учреждений стационарного типа для пожилых граждан и взрослых инвалидов представлена на рисунке 2.
Рисунок 2. Динамика количества учреждений, предоставляющих услуги гражданам пожилого возраста в стационарной форме в Российской Федерации
Как видно из рисунка 2, за 2005–2017 гг. число учреждений стационарного типа для пожилых граждан и инвалидов уменьшилось на 83 учреждения, или на 6,0% (с 1 390 до 1 307). Рассмотрим динамику количества стационарных организаций социального обслуживания для граждан пожилого возраста и взрослых инвалидов в разрезе округов Российской Федерации (табл. 1).
Таблица 1
Количество стационарных организаций социального обслуживания для граждан пожилого возраста и инвалидов по округам
Округ |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
2017 |
Центральный федеральный округ |
392 |
377 |
329 |
312 |
312 |
316 |
Приволжский федеральный округ |
291 |
317 |
309 |
269 |
253 |
278 |
Сибирский федеральный округ |
213 |
209 |
203 |
226 |
228 |
219 |
Северо-Западный федеральный округ |
180 |
179 |
173 |
157 |
155 |
152 |
Южный федеральный округ |
118 |
117 |
127 |
125 |
126 |
126 |
Уральский федеральный округ |
91 |
88 |
92 |
88 |
86 |
82 |
Дальневосточный федеральный округ |
82 |
85 |
83 |
79 |
80 |
94 |
Северо-Кавказский федеральный округ, в том числе: |
39 |
39 |
38 |
37 |
37 |
40 |
Ставропольский край |
21 |
21 |
21 |
21 |
21 |
21 |
Анализ данных таблицы 1 показал, что за 2012–2017 годы в Центральном федеральном округе функционирует наибольшее количество стационарных организаций социального обслуживания для граждан пожилого возраста и инвалидов – 316 учреждений. Наименьшее количество организаций стационарного социального обслуживания граждан пожилого возраста создано в Северо-Кавказском федеральном округе, что в первую очередь связано с традициями семейного устройства и религиозными особенностями региона.
Мощность стационарных организаций социального обслуживания для граждан пожилого возраста и взрослых инвалидов по округам в Российской Федерации представлена в таблице 2.
Таблица 2
Мощность стационарных организаций социального обслуживания для граждан пожилого возраста и инвалидов по округам
Округ |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
2017 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
Центральный федеральный округ |
96,2 |
95,9 |
96,7 |
97,2 |
96,9 |
114,1 |
Северо-Западный федеральный округ |
99,9 |
100,3 |
100,2 |
98,2 |
100,1 |
100,8 |
Южный федеральный округ |
101,5 |
101,4 |
101,5 |
100,7 |
99,1 |
105,5 |
Продолжение таблицы 2
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
Северо-Кавказский федеральный округ, в том числе: |
103,4 |
92,9 |
95,1 |
97,7 |
92,2 |
92,7 |
Ставропольский край |
101,1 |
101,4 |
101,5 |
98,8 |
102,1 |
101,9 |
Приволжский федеральный округ |
97,7 |
98,3 |
98,0 |
98,8 |
98,4 |
109,5 |
Уральский федеральный округ |
101,6 |
100,7 |
99,8 |
100,0 |
99,6 |
98,5 |
Сибирский федеральный округ |
98,9 |
99,3 |
98,8 |
99,4 |
100,4 |
102,0 |
Дальневосточный федеральный округ |
97,7 |
100,2 |
98,9 |
99,7 |
100,1 |
123,2 |
Из таблицы 2 видно, что в 2017 г. в Дальневосточном федеральном округе стационарные организации социального обслуживания для граждан пожилого возраста и инвалидов были заполнены на 123,2%. Мощность стационарных организаций социального обслуживания для граждан пожилого возраста и инвалидов на 92,7% была использована в Северо-Кавказском федеральном округе.
Независимая оценка качества оказания социальных услуг, не так давно внедренная в системе социального обслуживания населения, является одним из механизмов общественного контроля и способом повышения эффективности социальной работы. Данная технология позволяет выявить недостатки в работе учреждений социального обслуживания и мнение самих получателей социальных услуг.
Система социального обслуживания населения в Российской Федерации является одним из основных институтов реализации социальной политики. В последние годы в программных документах правительства говорится о повышения качества социальных услуг и привлечении получателей к оценке деятельности организаций социального обслуживания.
Независимая оценка качества предоставления (оказания) услуг - оценка процесса оказания услуг, предоставляемых потребителям государственными (муниципальными) учреждениями, по качественным критериям доступности, информационной открытости, компетентности и доброжелательности персонала, а также удовлетворенности получателей услуг, осуществляемая специально созданными общественными органами - общественными советами, - как лично, так и при их непосредственном участии.
В Курской области независимая оценка качества оказания социальных услуг организациями социального обслуживания проводится с 2014 г. Первоначально эту процедуру проводили общественные, попечительские советы при учреждениях социального обслуживания, а общая информация предоставлялась общественному совету при комитете социального обеспечения Курской области. Общественный совет определяет группу учреждений, подвергаемых процедуре оценки, рассматривает результаты и дает рекомендации по повышению качества работы учреждений.
В 2015 г. процедура была изменена. Вместо попечительских советов процедуру оценивания провела независимая организация-оператор, которой были даны полномочия по сбору и обработке информации о качестве работы учреждений. Независимая оценка качества была проведена в отношении учреждений социальной помощи семье и детям Курским государственным медицинским университетом.
В 2016 г. – в отношении 51 учреждения социального обслуживания населения региона. Организацией оператором по итогам электронного аукциона стал Российский государственный социальный университет, передавший полномочия своему филиалу в г. Курске.
Представим результаты проведения независимой оценки стационарных учреждений социального обслуживания региона – всего 14 учреждений (см. табл.1).
В рамках проведения независимой оценки качества оказания услуг стационарными учреждениями социального обслуживания населения применялись различные процедуры оценивания аудит сайтов поставщиков социальных услуг, наблюдение - внешняя оценка учреждений, опрос получателей социальных услуг учреждений стационарного социального обслуживания населения Курской области, экспертный опрос руководителей учреждений социального обслуживания, анализ сообщений, пришедших на электронную почту учреждений социального обслуживания.
Всего в опросе участвовало 350 проживающих в стационарных учреждениях социального обслуживания, 14 руководителей организаций – поставщиков социальных услуг.
В большинстве стационарных организаций социального обслуживания региона в ходе независимой оценки качества оказания социальных услуг выявлены недостатки по критерию открытости и доступности информации об организации социального обслуживания. Так, на сайтах поставщиков услуг на момент проведения независимой оценки отсутствовала следующая информация, указанная как обязательная для размещения согласно Порядку размещения информации на официальном сайте поставщика социальных услуг: о рейтинге организации на официальном сайте для размещения информации о государственных и муниципальных учреждениях (www.bus.gov.ru) в сети «Интернет»; о порядке и условиях предоставления социальных услуг; о тарифах на социальные услуги по видам социальных услуг и формам социального обслуживания; о материально-техническом обеспечении предоставления социальных услуг (о наличии оборудованных помещений для предоставления социальных услуг по видам социальных услуг и формам социального обслуживания, в том числе библиотек, объектов спорта, наличии средств обучения и воспитания, об условиях питания и обеспечения охраны здоровья получателей социальных услуг, доступе к информационным системам в сфере социального обслуживания и сети «Интернет»); о персональном составе работников (с указанием с их согласия уровня образования, квалификации и опыта работы); о тарифах на социальные услуги по видам социальных услуг и формам социального обслуживания; об объеме предоставляемых социальных услуг за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации и объеме предоставляемых социальных услуг за счет средств физических и (или) юридических лиц; о количестве свободных мест для приема получателей услуг, о проведении независимой оценки качества оказания услуг организациями социального обслуживания.