Файл: Теоретические основы эффективности менеджмента организации.pdf
Добавлен: 23.04.2023
Просмотров: 228
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты стационарного социального обслуживания населения
1.1 Понятие социального обслуживания населения
1.2. Содержание стационарного социального обслуживания населения
2.1. Оценка качества оказания социальных услуг стационарными учреждениями социального обслуживания
2.2. Рекомендации по совершенствованию стационарного социального обслуживания людей пожилого возраст
В десяти из 14 учреждений отсутствует альтернативная версия сайта для слабовидящих. Исключение составил Пансионат для ветеранов войны и труда «Сосновый бор», где требования к информационной доступности поставщика социальных услуг выполнены с незначительными недостатками. Опрос получателей услуг позволил выявить субъективное мнение проживающих в стационарных учреждениях о качестве работы поставщиков услуг.
Анкетирование касалось таких вопросов как условия предоставления социальных услуг, доступность инфраструктуры учреждения для маломобильных граждан, изменение качества жизни в результате получения услуг.
Сравнительные данные по стационарным учреждениям представлены в таблице 3.
Таблица 3
Результаты опроса получателей социальных услуг (в % от общего числа опрошенных)
Наименование учреждения |
Доля получателей услуг (в том числе инвалидов и других маломобильных групп получателей услуг считающих условия оказания услуг доступными |
Доля получателей социальных услуг, которые положительно оценивают изменение качества жизни в результате получения социальных услуг в организации социального обслуживания |
Доля получателей социальных услуг, удовлетворенных условиями предоставления социальных услуг |
Доля получателей социальных услуг, которые готовы рекомендовать организацию социального обслуживания родственникам и знакомым, нуждающимся в социальном обслуживании |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Щигровский психоневрологический интернат |
100 |
94 |
99 |
100 |
Ширковский психоневрологический интернат |
100 |
100 |
98 |
100 |
Ольшанский психоневрологический интернат |
100 |
100 |
97 |
100 |
Краснооктябрьский Психоневрологический интернат |
90 |
100 |
97 |
90 |
Суджанский психоневрологический интернат |
100 |
90 |
92 |
100 |
Продолжение таблицы 3
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Букреевский психоневрологический интернат |
10 |
85 |
94 |
90 |
Пансионат для ветеранов войны и труда «Сосновый бор» |
100 |
75 |
99 |
100 |
Курский дом-интернат для ветеранов войны и труда |
100 |
73 |
96 |
90 |
Обоянский дом-интернат для престарелых и инвалидов |
90 |
83 |
96 |
100 |
Глушковский дом-интернат для престарелых и инвалидов |
69,5 |
100 |
100 |
100 |
Железногорский дом- интернат для ветеранов труда |
100 |
100 |
93 |
86,7 |
Железногорский детский дом-интернат для умственно-отсталых детей «Надежда» |
100 |
100 |
100 |
100 |
Беловский детский дом для умственно отсталых детей |
60 |
75 |
100 |
94 |
Областной медикосоциальный реабилитационный центр им. преп. Феодосия Печерского |
73,9 |
70 |
86 |
100 |
Как видно из таблицы 3 большинство респондентов высоко оценивают работу стационарных учреждений социального обслуживания региона. Самый низкий показатель получен по оценке доступности инфраструктуры учреждения для маломобильных граждан в Букреевском психоневрологическом интернате (10 %). Надо отметить, что во всех исследуемых стационарных учреждениях доступность инфраструктуры учреждения имеет ряд недостатков. Так на территориях, прилегающих к учреждениям социального обслуживания, не соблюдены требования доступности для маломобильных получателей услуг. Входные зоны оборудованы частично (имеются только пандусы).
В помещениях организациях социального обслуживания отсутствуют видео и аудио информаторы для лиц с нарушениями слуха и зрения. Устранение указанных недостатков требует серьезных финансовых вложений, которыми учреждения не обладают.
С целью анализа отношения специалистов к применению технологий организации досуга пожилых людей в стационарном учреждении было проведено эмпирическое исследование на базе дома-интерната для престарелых и инвалидов. В результате экспертного опроса выяснилось, что специалисты считают арт-терапию технологией, которая может решить некоторые психологические и эмоциональные проблемы пожилых людей. Эксперты отметили, что такие виды арт-терапии, как рисование и изотерапия, наиболее эффективны в организации досуга пожилых. Музыкотерапия и сказкотерапия благотворно влияют на состояние пожилых людей, которые находятся в стационарном учреждении социального обслуживания.
Также был задан вопрос о необходимости внедрения новых технологий в организацию досуга пожилых людей в учреждении. Большинство экспертов не дали однозначного ответа, 50 % выбрали вариант «скорее да, чем нет». Точно необходимым применение новых технологий считают 37,5 % опрошенных специалистов, а 12,5 % не считают необходимым использовать новые технологии в организации досуга пожилых и ответили «скорее нет, чем да».
Далее был задан вопрос о характере влияния досуговых технологий на состояние пожилых людей. На выбор было предложено четыре варианта ответа, а также специалисты могли написать свой вариант. По итогам 25 % опрошенных отметили, что разные формы досуговой деятельности улучшают эмоциональное состояние пожилых людей. Большинство экспертов, 37,5 %, отметили, что все перечисленные варианты (влияние на позитивную динамику в лечении пациентов, улучшение эмоционального состояние и помощь в социальной адаптации пациентов) верны и досуговые технологии помогают пожилым людям справляться практически со всеми проблемами, с которыми они сталкиваются, проживая в стационарном учреждении. Некоторые специалисты отметили, что разные формы досуговой деятельности помогают пожилым людям разрешить психологические трудности.
2.2. Рекомендации по совершенствованию стационарного социального обслуживания людей пожилого возраст
В декабре 2017 г. по поручению Президента Правительство Российской Федерации разработало и утвердило Комплекс мер по созданию системы долговременного ухода (СДУ) за гражданами пожилого возраста и инвалидами. Данная система включает в себя сбалансированную медицинскую помощь и социальное обслуживание в стационарной, полустационарной формах и на дому с привлечением сиделок и патронажной службы, а также по поддержке ухода в семье[19]. Организаторы проекта: Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации и Министерство здравоохранения Российской Федерации, Агентство стратегических инициатив и региональных администраций. Благотворительный Фонд «Старость в радость» отвечает за разработку методологии, на основе которой будет реализовываться данный комплекс мер.
Апробация данной системы в 2018 г. была в шести регионах Российской Федерации (Волгоградской, Костромской, Новгородской, Псковской, Рязанской и Тульской областях).
В 2019 г. еще шесть регионов включены в пилотный проект по созданию СДУ (Республика Мордовия и Татарстан, Камчатский край, Кемеровская и Кировская области, Ставропольский край). Стоит отметить, что к 2022 г. данная практика распространится по всей территории Российской Федерации. Пилотный проект будет реализовываться в течение трех лет.
Предоставление услуг в полустационарной форме осуществляется специальными организациями социального обслуживания граждан. Их предоставление возможно в определенное время суток (п. 2 ст. 19), при этом законом не детализируется порядок их предоставления.
Минтруд России разрабатывает примерный порядок оказания данных услуг на основе Федерального закона № 442-ФЗ, а конкретная детализация порядка оказания данных услуг осуществляется субъектами РФ и зависит от категории поставщика, формы социального обслуживания и вида социальных услуг (ч. 2 ст. 27 Федерального закона № 442-ФЗ). Так, имеется Приказ Минтруда России от 24.11.2014 № 938н[20], в котором определяется примерный порядок, установленный для предоставления социальных услуг в полустационарной форме.
Круг получателей социальной услуги в полустационарной форме довольно широк. Услуги могут получить граждане России, иностранные граждане и лица без гражданства, если они постоянно проживают на территории России. Данный вид услуг может быть предоставлен также беженцам, которые признаны нуждающимися именно в таком виде социального обслуживания.
Прежде чем решить вопрос о предоставлении услуг, обязательно определяется нуждаемость гражданина именно в таком обслуживании, для этого гражданин подает заявление (письменно или в электронной форме). Примерный порядок для предоставления социальных услуг в полустационарной форме следующий. После принятия заявления от нуждающегося гражданина он должен быть проинформирован о порядке предоставления социальных услуг, о видах, сроках, условиях их предоставления, о тарифах на эти услуги, о возможности их получения бесплатно. Получателю услуг (или его законному представителю) должен быть разъяснен порядок приема документов, которые необходимы для принятия решения о предоставлении ему такой услуги, затем сообщаются результаты принятого решения. Обязательным моментом является составление индивидуальной программы предоставления социальных услуг для дальнейшего заключения договора. В договоре, как следует из его примерной формы, должны быть данные о предмете договора, о порядке взаимодействия сторон, о стоимости услуг и порядке их оплаты, об основаниях изменения договора или его расторжения, а также ответственность сторон, которая наступает за неисполнение или ненадлежащее исполнение договора.
Социальные услуги в форме социального обслуживания на дому и в полустационарной форме социального обслуживания (ч. 2 ст. 31 Федерального закона № 442-ФЗ) должны предоставляться бесплатно, если материальное положение получателя услуги соответствует требованиям закона. Требования состоят в том, что на момент обращения за услугой среднедушевой доход получателя должен быть ниже предельной величины или равен предельной величине среднедушевого дохода, установленной законодательством субъекта РФ.
По вопросам оплаты полустационарных услуг граждане часто обращаются в суды, считая, что их права на получение бесплатного обслуживания нарушены. В некоторых случаях их не устраивает стоимость услуг. Так, в результате дорожно-транспортного происшествия истец Г. О.[21] получил телесные повреждения, квалифицирующиеся как тяжкий вред здоровью. В связи с полученной травмой истец полностью утратил трудоспособность, нуждается в постороннем уходе, медикаментах. Ему были оказаны лечебно-диагностические услуги и им были приобретены лекарственные средства, а также были произведены затраты на транспортировку в медицинские учреждения, в санаторий-профилакторий. В связи с необходимостью постоянного постороннего ухода им затрачены средства на услуги сиделки. Г. О. нуждался в лечении, приобретении лекарственных средств и медикаментов, постоянном постороннем уходе, санаторно-курортном лечении и при этом не имел права на получение этих видов помощи бесплатно. Федеральный закон от 28.12.2013 № 442-ФЗ связывает условия бесплатного предоставления и получения социальных услуг с моментом обращения гражданина в уполномоченный орган субъекта РФ с соответствующим заявлением.
То обстоятельство, что своевременно истец не воспользовался правом на обращение в уполномоченный орган субъекта РФ с заявлением о предоставлении ему социально-бытовых услуг, не должно лишать его права на возмещение понесенных расходов. На момент возникновения у Г.О. необходимости в указанных видах помощи он не имел права на их бесплатное получение, что было исследовано судом первой инстанции и отражено в судебном решении, поскольку его доход превышал прожиточный минимум, установленный в субъекте Федерации.
При получении услуг в полустационарной форме гражданин нуждается не только в медицинских услугах, но и в получении питания. Приказом Минтруда России от 28.11.2014 № 954н[22] утверждены нормы питания, которые носят рекомендательный характер и которые предусмотрены для полустационарной формы социального обслуживания. Централизованный порядок установления таких норм, безусловно, способствует единообразию правоприменения. Варьироваться данные нормы могут только в сторону улучшения и разнообразия.