Файл: Эффективность менеджмента организации (Теоретические аспекты исследования проблемы эффективности менеджмента)).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.04.2023

Просмотров: 52

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ведение

Актуальность работы. Достижения целей организации возможно лишь в результате действий, выполняемых в определенной последовательности и является способом решения отдельных, частных задач. Так, планируя деятельность организации, руководитель определяет ее цели, способы их реализации и ресурсы, необходимые для их достижения. В процессе организации деятельности руководителем принимаются различные управленческие решения и обеспечивается их выполнение. То есть управленческие решения являются неотъемлемой частью ежедневной работы руководителя. Кроме того, руководителем организуется контроль за выполнением принятых решений, что предполагает принятие решений по выбору системы контроля (его масштабов, периодичности, форм), анализа полученной информации и осуществления корректирующих действий. Таким образом, руководителю приходится принимать большое количество различных решений, которые отличаются между собой характером и особенностью решаемых задач, продолжительностью действия, сферой охвата, субъектом и уровнем принятия [1].

Для предприятий проблемы развития системы управления организацией очень актуальны. Исследование данной проблемы актуально не только в теоретическом, но и в практическом отношении. Для ее решения необходимо сформировать целостную концепцию управления предприятием, применимую к предприятиям различных отраслей. Объективная необходимость и слабая проработанность вопросов развития системы управления организацией определяют актуальность данной темы.

Таким образом, развитие системы управления организацией - актуальная тема для всех предприятий вне зависимости от отраслевой принадлежности, формы собственности и степени государственного участия.

Цель работы - провести анализ системы менеджмента и разработать рекомендации по повышению эффективности процесса управления в организации.

Задачи работы:

1. Рассмотреть теоретические аспекты исследования проблемы менеджмента.

2. Дать общую характеристику организации ООО «Д.К.У».

3. Провести анализ финансово-хозяйственной деятельности ООО «Д.К.У».

4. Провести анализ системы управления исследуемой организации.

5. Предложить рекомендации по повышению эффективности управления предприятием и провести оценку эффективности предложенных мероприятий.

Объект работы - управление организацией ООО «Д.К.У».

Предмет работы пути повышения эффективности управления организацией.


Методы исследования: анализ литературных источников по данной теме, статистический анализ, метод расчетов, методы обработки данных.

Теоретической базой исследования послужили работы таких исследователей, как Ансофф И., Абакумова О.Г., Анфилатов В.С., Асаул А.Н., Баринов В.А., Горемыкин В.А., Карлоф Б., Коллинз Г., Мескон М., Попов С.А., Портер М., Шестопал Ю.Т., Гилева Т.А., Бармашова Л.В. и многих других.

Глава 1 Теоретические аспекты исследования проблемы эффективности менеджмента

1.1 Сущность и особенности управления организацией

В условиях нестабильной, динамичной внешней среды бизнеса особенно актуальным становится процесс эффективного управления предприятием любой отрасли.

Управление представляет собой достаточно многогранную категорию. Подходы к нему меняются, расширяются и дополняются. Это следствие постоянного развития науки управления новых достижений и наработок практиков управления, которые реагируют на вызовы современного мира - повышенную динамику и осложнения внешней среды, стремительное развитие технологий и рост технологичности большинства процессов. Изменчивость внешней среды приводит к трансформации в внутренне- организационном управлении. Организации для того, чтобы быть успешными, должны достигать поставленных целей, задач, показателей. Предприятие должно быть эффективным, постоянно находить наилучшие, прогрессивные инструменты для достижения своих целей [2].

Виханский О.С. [3] считает, что управление предприятием - это процесс планирования, организации, мотивации и контроля, необходимый для того, чтобы сформировать и достичь целей организации.

В работе Шестопала Ю.Т. [4], под управлением предприятием понимается процесс централизованного воздействия на коллектив людей с целью организации и координации их деятельности в процессе деятельности предприятия.

По нашему мнению, управление предприятием можно охарактеризовать, как сложную систему, имеющую множество взаимосвязей на различных функциональных уровнях между составляющими ее элементами. При этом взаимосвязи существуют как между элементами, составляющими данную систему, так и вне рамок самой системы.


Существует ряд общих подходов к управлению предприятиями. Представим их в виде схемы (рис.1) [5].

Организация может быть результативной при этом не будучи эффективной только когда представляет уникальный продукт или услугу на рынке, занимает монопольную нишу на рынке, работает на эксклюзивных условиях, не зависящих от состояния и развития рынка.

Рис. 1. Подходы к управлению предприятием [5]

При этом диктуя свои условия как на рынке, на котором работает (относительно клиентов и поставщиков), так и внутри организации, осуществляя стратегическое и оперативное управление организацией. Однако, даже такие организации сталкиваются с тем, что они не могут оперативно реагировать на скорость изменений современного мира, даже если им не нужно завоевывать контроль над ресурсами, то перед ними стоит задача нахождения путей содержание существующего контроля, методов, того как утвердить и сохранить свою позицию на рынке, как сделать управление своей организацией оперативным и адаптированным к изменениям, а саму организацию более гибкой и конкурентной [6].

Суть процесса управления заключается: - в осознании необходимости решать проблему; - сборе и обработке информации о проблеме; - планировании работы и организации работы;

- реализации плана; - контроле за ходом реализации плана; - достижении цели;

- итогов выполнения работы [7].

Признаками системы является целостность и единство, взаимосвязь и взаимозависимость элементов, наличие качеств, присущих системе в целом, но не присущих ни одному из элементов в отдельности. При этом, каждая организация представляет собой систему сама по себе, и является частью более сложных систем (область, государство, общество). И именно наличие и состояние элементов системы, и взаимосвязей между ними, взаимосвязи и взаимодействие с другими системами, определяют уровень эффективности или неэффективности системы управления в целом [8].

Эффективное управление возможно, когда не только система управления организацией является эффективной, но и процессы управления, приводят ее в действие и реализуют. Процесс - это последовательность взаимосвязанных и взаимодействующих действий (работ, операций), целью которых является производство ресурсов на «входе» процесса в результаты на «выходе». Процессы подразделяются на основные, вспомогательные, уникальные (не могут быть изменены или заменены), ключевые (играют главную роль). Выделяют 5 основных видов процессов (проектирование продукции, производственные, технологические, бизнес-процессы, управленческие процессы), поскольку речь идет именно о управленческих процессах, то они дают возможность видеть причины, сильные и слабые стороны, что приводит к полученному или желаемому результату [11].


Показателями эффективности процесса управления организацией при соблюдении вышеупомянутых условий будут:

- отсутствие задержек, ошибок при выполнении процесса управления, и при взаимодействии с другими процессами;

- создание добавленной стоимости от функционирования самого управления, или от воздействия и взаимодействия с другими процессами [12].

Функции управления предприятием реализуют процессы на основании принятых решений. Механизм управления реализует управленческие решения, выполняя функции организации через процессы управления в системе менеджмента благодаря персоналу организации. Стоит отметить, что эффективность механизма управления организацией является составной эффективности деятельности организации [13].

Таким образом, система управления - это совокупность элементов (структуры, функций, ресурсов, обеспечивающих деятельность организации, потоков информации, технологий).

1.2 Стратегия менеджмента в организации

Столкнувшись с серьезными проблемами в области организации, планирования и управления развитием предприятия, в настоящее время отечественные управленцы должны идти на внедрение новых, совершенных методик эффективного функционирования.

Появляется дилемма выбора оптимального варианта стратегии развития для конкретной организации. По мнению В.А. Горемыкина [15], стратегия предприятия - это генеральная программа действий, выявляющая приоритеты проблем и ресурсы для достижения основной цели социально-экономической системы. Она формулирует главные цели, основные пути их достижения, таким образом, что предприятие получает единое направление движения. Это своего рода «нить времени», связывающая прошлое и будущее и одновременно указывающая путь к развитию предприятия.

Н.И. Заичкин [17] отмечает, что сущность стратегии заключается в создании уникальной и эффективной позиции предприятия на рынке путем выбора видов деятельности, которые отличны от конкурентов. Стратегия управления предприятием, по нашему мнению, представлена определенным руководителями компании механизмом, который предопределяет цели, пути и способы развития предприятия, основные направления его деятельности. Процесс воплощения стратегии в реальность, должен быть представлен ежедневным непрерывным процессом, с обязательным вовлечением в него каждого сотрудника - от рядовых работников до руководителей. Управление данным процессом, должно быть основано главным образом, на обеспечении наивысшей адаптивности предприятия к внешней среде [18].


Считаем, что стратегический план должен быть разработан так, чтобы он был не только целостным длительное время, но и сохранял свою гибкость.

Общий стратегический план - это программа, которая направляет деятельность предприятия в течение продолжительного времени, учитывая постоянные корректировки в связи с меняющейся деловой и социальной обстановкой [21].

С.А. Попов [24] рассматривает стратегическое управление, как пять основных постоянно реализуемых задач: - определение сферы деятельности и формирование стратегических установок; - формирование стратегии для достижения намеченных целей; - реализация стратегического плана; - оценка результатов деятельности; - изменение стратегического плана или методов его реализации.

Согласно точке зрения В.Н. Парахина [25], стратегическое управление представляет динамичную совокупность логически вытекающих друг из друга процессов: анализ среды; определение миссии и целей; выбор стратегии; выполнение стратегии; оценка и контроль выполнения.

Итак, по результатам проведенного анализа литературных источников по данному вопросу, можно сказать, что в большинстве работ сложилось представление о стратегическом управлении, как о специфическом процессе управления организацией.

Таким образом, стратегическое управление предполагает, что предприятие определяет свои ключевые позиции на перспективу, в зависимости от приоритетности целей. Отсюда - различные виды стратегий, на которые предприятие услуг может ориентироваться. Их можно классифицировать следующим образом:

- стратегия рыночной адаптации предполагает гибкое приспособление деятельности предприятия к рыночным условиям с учетом позиций услуг на рынке, распределения средств, ассигнований на маркетинговую деятельность, связи между выбранными рынками и т. д.;

- производственная стратегия направлена на определение конкретных видов услуг, которые предприятия будут производить, методов производства услуг, способов повышения качества и количества услуг;

- конкурентная стратегия направлена на снижение издержек производства, повышение уровня конкурентоспособности услуг предприятия и т.д.;

- стратегия нововведений предполагает внедрение нового вида услуг, ориентацию предприятия на инновационную политику;

- стратегия капиталовложений предполагает определение относительно уровня капиталовложений на основе расчета масштабов выпуска отдельных видов услуг и деятельности предприятия в целом;