Файл: Психологические основы бизнес-тренинга как метода профессионального обучения (ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ)).pdf
Добавлен: 23.04.2023
Просмотров: 102
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ
ОСНОВ БИЗНЕС-ТРЕНИНГА КАК МЕТОДА
1.1. Назначение и виды тренингов персонала
1.2. Этапы подготовки и проведения тренингов персонала
1.3. Психологические основы тренингов персонала
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМ РЕСТОРАНА
«BURGER KING» В ЦЕЛЯХ ВЫЯВЛЕНИЯ НЕОБХОДИМОСТИ
ПРОВЕДЕНИЯ ТРЕНИНГОВ ОБУЧЕНИЯ ПЕРСОНАЛА
2.1. Краткая характеристика ресторана «Burger King»
2.2. Обоснование необходимости проведения тренингов
ГЛАВА 3. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ТРЕНИНГОВ В РЕСТОРАНЕ «BURGER KING»
На основе результатов опросов построена диаграмма уровня конфликтности, представленная на рис. 5.
Рис. 5. Оценка уровня конфликтности в ресторане «Burger King» [45]
По данным диаграммы можно отметить, что 29 % работников относится к категории людей со средним уровнем конфликтности; еще 22 % - с высоким уровнем конфликтности и еще 9 % - с уровнем конфликтности чуть выше среднего. Таким образом, 31 % работников ресторана являются людьми с достаточно высоким уровнем конфликтности.
Вывод. Обоснуем целесообразность проведение тренингов в ресторане:
1. В ресторане достаточно высокий процент работников (около 33 % при оценке эмоционального компонента и 25 % при оценке поведенческого компонента) не удовлетворен психологической атмосферой в трудовом коллективе.
2. Основная причина конфликтов - это плохое знание взаимоотношений и психологическая несовместимость отдельных сотрудников компании. 31 % работников ресторана являются людьми с достаточно высоким уровнем конфликтности.
Таким образом, проведенное исследование позволяет сделать вывод о необходимости проведение тренингов ресторане «Burger King».
ГЛАВА 3. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ТРЕНИНГОВ В РЕСТОРАНЕ «BURGER KING»
В целях профилактики конфликтов в ресторане «Burger King» необходимо сплочение коллектива, формированию команды. В связи с этим рекомендуется провести «командообразующие тренинги» (тимбилдинг), направленные на создание коллектива единомышленников, формирование корпоративной культуры. Создание команды - многоступенчатый и продолжительный процесс. На наш взгляд, тренинги «team building», основанные на активных «играх на сплочение» являются отправной точкой для грамотного функционирования компании. Основная цель таких мероприятий - добиться того, чтобы работники трудились не во имя непонятного блага компании, а понимали, ценили и разделяли ее ценности, добиваясь, таким образом, и личных побед. Кроме того, групповые тренинги помогут руководству персоналом выявить и максимально использовать как сильные, так и слабые стороны сотрудников, что позволит правильно распределять силы и обязанности между работниками для достижения максимальных результатов совместного труда[46].
Для проведения тренинга, на наш взгляд, необходимо привлечь специалистов тренинговой компании «Бизнес Партнер». Цели тренинга «Эффективное взаимодействие»:
- установить, какие факторы необходимо учитывать при создании команды;
- изучить правила создания групповых норм и командного взаимодействия;
- научиться создавать высокоэффективные команды;
- научиться оптимизировать межличностные отношения в группе;
- научиться распределять обязанности и делегировать полномочия внутри команды;
- повысить уровень лояльности к компании;
- отработать навыки совместного решения проблем.
Задачи тренинга:
-
- Осознание выгод и преимуществ командной работы.
- Улучшение коммуникаций в команде. Повышение качества информационного обмена и использования коллективного интеллекта. Оптимизация межличностных отношений в группе.
- Выявление и закрепление командных ролей. Распределение обязанностей и делегирование полномочий внутри команды.
- Выработка и принятие групповых норм.
- Повышение эффективности принятия решений в команде. Отработка навыков совместного решения проблем.
Структура программы:
Тема 1. Формирование команды.
Тема 2. Анализ эффективности деятельности команды.
Тема 3. Делегирование полномочий в команде.
Тема 4. Этапы сплочения команды.
Тема 5. Инструменты сплочения команды.
Предлагается также направить Swit менеджер на тренинг «Психология управления».
Целевая аудитория: руководители, специалисты по управлению персоналом. Цели тренинга:
- научиться повышать управляемость сотрудниками и результатами их деятельности;
- научиться предотвращать типичные ошибки, связанные с решениями проблем психологического характера;
- приобрести навыки стимулирования активности подчиненных;
- грамотно формировать команду с учетом психологических особенностей сотрудников;
- приобрести навыки управления конфликтом.
Методы проведения: теоретические блоки, социальные кейсы, ролевые игры, моделирование ситуаций, демонстрация и отработка приемов и техник в упражнениях, дискуссии, разбор и отработка конкретных ситуаций участников
Программа тренинга представлена в таблице 4.
Продолжительность тренинга 2 дня.
На наш взгляд, эффект от совершенствования системы управления конфликтов носит постоянный характер, то есть будет проявляться и в последующие периоды деятельности ресторана.
Таблица 2.4
Программа тренинга «Психология управления»
Тема |
Теоретические занятия |
Практикумы |
1 |
2 |
3 |
Психология отношений Руководство – Подчинение. Типы управления |
Административное управление: руководство людьми с применением управленческих полномочий. Лидерское управление: как управлять людьми, не используя функциональных полномочий руководителя. Эмоциональное управление. Квадрат эмоционального заражения. Алгоритм и техники эмоционального заражения подчинённых сотрудников, как основного способа их нематериальной мотивации. |
Диагностическое тестирование участников тренинга на личностные роли. Исследование собственного EQ. Отработка навыков ассертивного поведения. Отработка техник эмоционального заражения из разных личностных ролей. |
Психология взаимодействия с подчиненными на различных этапах управления. Ситуационное руководство |
Специфика работы с персоналом на этапе адаптации. Переход на управление эффективностью работы: постановка задач, оценка и обратная связь. Феномен выгорания. Профилактика стресса. Феномен пресыщения профессиональной деятельностью. Влияние личностных кризисов на работу. |
Каскад сценарных ролевых игр «руководитель-подчиненный» |
Продолжение таблицы 4
1 |
2 |
3 |
Эффективные приемы воздействия на различные типы подчиненных |
Типологический подход к описанию личности. Наиболее популярные типологии: по темпераменту, Майерс Бриггс, типологии клинических акцентуаций. Достоинства и ограничения типологических подходов. Специфика процесса управления различными типами подчиненных. |
Прогнозирование поведения сотрудников |
Мотивация, или что движет подчиненными |
Личность и система мотивов. Пирамида мотивации Абрахама Маслоу. Ценности и потребности сотрудников. Мотивационная среда компании и мотивационные типы сотрудников. Мотивация «от» или «к»: стремление достижению или избеганию неудач. Мотивация деньгами: возможности и ограничения. Правила премирования. Бесплатные способы поощрения сотрудников. Факторы, вызывающие демотивацию сотрудников. Способы выявления скрытой мотивации подчинённых. Психология персональной мотивации сотрудников. |
Психологические механизмы самореализации сотрудников Выявление скрытых мотивов сотрудников. Определение ведущих мотивов и влияние на них |
Психология работы в команде. Группа и групповая динамика |
Структура группы. Границы группы. Феномен командной работы. Цели группы и индивидуальные цели ее участников. Конфликт целей. Роль лидера на разных этапах формирования команды. Групповой процесс и групповая динамика. Виды групп (Карьеристская, Культурно-Развлекательная и др.). Роли в группе (Лидер, Антилидер, Жираф, Шатун, Божество и др.). Работа со сложными категориями подчиненных. |
Распределение ролей в команде. Профилактика распада команды |
Управление конфликтом |
Понятие конфликта. Позитив и негатив в конфликте. Причины конфликта. Основные типы и виды конфликтов. Профилактика конфликта и динамика его развития. Что значит управлять конфликтом. Эффективные стратегии решения конфликтов |
Переговоры по урегулированию конфликтных ситуаций |
Кроме того, предложенные тренинги повысят устойчивость экономической деятельности ресторана, благодаря:
- повышению приверженности сотрудников компании, снижение текучести кадров и косвенного ущерба от него;
- повышению стремления и заинтересованности сотрудников в достижении корпоративных целей, развитии компании, достижению высоких результатов деятельности.
Однако помимо экономического эффекта, важное значение имеет социальный эффект, так как деятельность любой организации должна быть ориентирована не только на достижение целей ее собственников, но и на человеческий фактор, заключающийся в более полном удовлетворении потребностей сотрудников, как материальных, так и нематериальных, условий труда и жизни персонала. Социальная эффективность от внедрения предложенных рекомендаций состоит в следующем:
- повышение степени удовлетворения потребностей персонала в межличностном общении, уважении, причастности к сильному коллективу;
- повышения степени удовлетворения потребностей персонала в самовыражении и самореализации;
- повышение общей удовлетворенности трудом и сплоченности сотрудников.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Тренинг — это форма активного обучения, направленная на развитие трех ключевых областей знаний, умений и навыков, а также социальных установок и привычек. Тренинги достаточно часто используются, если желаемый результат предстоящего обучения — это не просто получение новой информации или знаний, но и уверенное применение полученных знаний на практике.
Эффективность тренинга зависит от корректного внедрения даже самых на первый взгляд незначительных процессов: от правильного определения потребностей в обучении до создания правильного баланса между контентом и процессом проведения тренинга, вплоть до обеспечения усилением обучения и пост-тренинговыми активностями на рабочих местах участников тренингов.
Среди бизнес-тренингов выделяют тренинги формирования навыков, тренинги командообразования, тренинги профессионально-личностного роста. Открытые тренинги проводятся по различным направлениям на территории тренинговых центров, участниками являются все желающие. Корпоративные тренинги проводятся под заказ компании на удобной для неё территории, в удобное для компании время, программа тренинга проходит всестороннее обсуждение, участниками являются сотрудники компании.
Бизнес-тренинги тесно взаимосвязаны с психологией, и, несмотря на то, что их целью является непсихологическая помощь, а конкретные практичные достижения, процесс все же построен на преодолении психологических барьеров. Тренер, проводящий кадровую подготовку сотрудников компании или предоставляющий индивидуальный курс улучшения деловых навыков, должен быть готов столкнуться с различными видами психологического неприятия, как-то закомплексованность, недоверие, тревога или другие психологические преграды. Поэтому первичной задачей бизнес-тренингов является оптимизация психологического настроя участников, формирование благоприятных личностных характеристик, и только потом уже акцентируется внимание на достижении определенных сугубо практичных деловых целей.
Проведенное исследование позволило сделать вывод о целесообразности проведения тренингов в ресторане «Burger King»:
1. В ресторане достаточно высокий процент работников (около 33 % при оценке эмоционального компонента и 25 % при оценке поведенческого компонента) не удовлетворен психологической атмосферой в трудовом коллективе.
2. Основная причина конфликтов - это плохое знание взаимоотношений и психологическая несовместимость отдельных сотрудников компании. 31 % работников ресторана являются людьми с достаточно высоким уровнем конфликтности.
В целях профилактики и совершенствования управления конфликтными ситуациями в ресторане «Burger King» рекомендовано:
1. Проведение командообразующего тренинга «Эффективное взаимодействие», направленного на создание коллектива единомышленников, формирование корпоративной культуры. Цель - добиться того, чтобы работники трудились не во имя непонятного блага компании, а понимали, ценили и разделяли ее ценности, добиваясь, таким образом, и личных побед.
2. Направить Swit менеджер на тренинг «Психология управления».
Планируемый социальный эффект: повышение степени удовлетворения потребностей персонала в межличностном общении, уважении, причастности к сильному коллективу; повышения степени удовлетворения потребностей персонала в самовыражении и самореализации; повышение общей удовлетворенности трудом и сплоченности сотрудников.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Артамонова А.А. Роль тренингов и деловых игр в процессе обучения и профессиональной адаптации персонала современной организации // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. 2013. № 2 (24). С. 229-232.