Файл: Психологические основы бизнес-тренинга как метода профессионального обучения (ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ)).pdf
Добавлен: 23.04.2023
Просмотров: 103
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ
ОСНОВ БИЗНЕС-ТРЕНИНГА КАК МЕТОДА
1.1. Назначение и виды тренингов персонала
1.2. Этапы подготовки и проведения тренингов персонала
1.3. Психологические основы тренингов персонала
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМ РЕСТОРАНА
«BURGER KING» В ЦЕЛЯХ ВЫЯВЛЕНИЯ НЕОБХОДИМОСТИ
ПРОВЕДЕНИЯ ТРЕНИНГОВ ОБУЧЕНИЯ ПЕРСОНАЛА
2.1. Краткая характеристика ресторана «Burger King»
2.2. Обоснование необходимости проведения тренингов
ГЛАВА 3. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ТРЕНИНГОВ В РЕСТОРАНЕ «BURGER KING»
Бизнес-тренинги тесно взаимосвязаны с психологией, и, несмотря на то, что их целью является непсихологическая помощь, а конкретные практичные достижения, процесс все же построен на преодолении психологических барьеров. Тренер, проводящий кадровую подготовку сотрудников компании или предоставляющий индивидуальный курс улучшения деловых навыков, должен быть готов столкнуться с различными видами психологического неприятия, как-то закомплексованность, недоверие, тревога или другие психологические преграды. Поэтому первичной задачей бизнес-тренингов является оптимизация психологического настроя участников, формирование благоприятных личностных характеристик, и только потом уже акцентируется внимание на достижении определенных сугубо практичных деловых целей.
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМ РЕСТОРАНА
«BURGER KING» В ЦЕЛЯХ ВЫЯВЛЕНИЯ НЕОБХОДИМОСТИ
ПРОВЕДЕНИЯ ТРЕНИНГОВ ОБУЧЕНИЯ ПЕРСОНАЛА
2.1. Краткая характеристика ресторана «Burger King»
Первый ресторан Burger King изначально назывался Insta Burger King, был открыт 4 декабря 1954 г. в пригороде МайамиДжеймсом Макламором и Дэвидом Эджертоном (оба — выпускники Корнельского университета). Макламор, посетив ресторан сети McDonald's, которая на тот момент принадлежала Дику и Маку Макдоналдам в Сан-Бернардино, штат Калифорния, ознакомился с производством гамбургеров, методом изготовления, оборудованием и решил создать свой собственный вариант этой системы фаст фуд.
В настоящее время Burger King является одной из крупнейших сетей ресторанов быстрого обслуживания в мире. Более, чем в 75 странах мира работают свыше 12 тыс ресторанов Burger King, которые обслуживают около 12 млн посетителей ежедневно. Около 90% ресторанов сети Burger King находится под управлением независимых франшиз, многие из которых являются семейными предприятиями, работающими в бизнесе на протяжении десятилетий.
Объектом исследования является ресторан «Burger King» по адресу г.Москва, ул.Ленинская Слобода, д.17/2, стр.1.
Организационная структура управления рестораном «Burger King» представлена на рисунке 1. Функции по управлению персоналом в ресторане возложены на директора. Непосредственный контроль и организацию производственного процесса осуществляют ассистенты директора.
Динамика численности персонала ресторана представлена в таблице 1.
Исполнительный директор по региону
2 ассистент директора ресторана
Директор ресторана
1 ассистент директора ресторана
Менеджер трени
Swit менеджер
Swing менеджер
Инструктор по обучению
Члены бригады ресторана
Члены бригады ресторана
Члены бригады ресторана
Рис. 1. Организационная структура управления рестораном «Burger King»[37]
Данные таблицы 1 свидетельствуют о том, что в 2013-2015 гг. наблюдается увеличение кадрового состава. В 2014 г. численность работников увеличилась на 6 человек, или на 37,50 %. Увеличение численности произошло за счет как дополнительного приема основных рабочих (увеличение на 5 чел., или на 55,56 %); кроме того, в 2014 г. был принят второй администратор.
Таблица 1
Анализ численности персонала ресторана «Burger King» в 2013-2015 гг. [38]
Категории работающих |
Среднесписочная |
Отклонение 2015 г. от |
|||||
численность |
2013 |
2014 |
|||||
2013 |
2014 |
2015 |
Чел. |
% прироста |
Чел. |
% прироста |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
Основные работники В том числе Члены бригады Менеджеры |
9 5 4 |
14 9 5 |
15 10 5 |
6 5 1 |
66,67 100,00 25,00 |
1 1 - |
7,14 11,11 - |
Вспомогательные работники |
4 |
4 |
5 |
1 |
25,00 |
1 |
25,00 |
Руководители |
3 |
4 |
4 |
1 |
33,33 |
- |
- |
Итого |
16 |
22 |
24 |
8 |
50,00 |
2 |
9,09 |
В 2015 г. численности работников увеличилась еще на 2 чел., или на 9,09 %. Увеличение численности произошло за счет дополнительного приема основного рабочего, а также еще одной уборщицы.
2.2. Обоснование необходимости проведения тренингов
в ресторане «Burger King»
Руководством ресторана отмечается рост числа конфликтов между работниками, что негативно влияет на дисциплину труда, снижает производительность труда, ухудшает уровень обслуживания клиентов.
В связи с этим проведено исследование социально-психологического климата в коллективе. Для изучения социально-психологического климата в трудовых коллективах было использовано анкетирования на основе методики, предложенной О. С. Михалюк и А. Ю. Шалыто[39].
В исследовании приняли участие все работники ресторана.
Особенности сложившихся в коллективе эмоциональных отношений, выявленные в результате анкетирования представлены на рис. 2. Анализ полученных данных позволяет заключить, что большинство членов коллектива удовлетворены эмоциональными отношениями в коллективе, 66,67 % членам работникам коллектив нравится, 51 % работников считают, что в их коллективе преобладает атмосфера взаимопонимания и взаимоуважения. Вместе с тем, 29,16-ти процентам опрошенных не нравится коллектив, в котором они работают, при этом 41,66 % считают, что атмосфера, царящая в коллективе, характеризуется как нездоровая и нетоварищеская. Таким образом, полученные результаты свидетельствуют о достаточно противоречивых оценках работников эмоционального климата в трудовом коллективе.
Рис. 2. Результаты исследования эмоциональных отношений в коллективе ресторана «Burger King»[40]
Оценки поведенческого компонента сложившихся отношений в коллективе, полученные в результате обработки анкет представлены на рис. 3. Анализ результатов исследования поведенческого компонента межличностных отношений в коллективе позволяет заключить, что сложившиеся отношения в коллективе таковы, что большинство коллег охотно общаются между собой не только в производственной обстановке, но и вне ее. Межличностные связи между членами коллектива достаточно устойчивы и являются сложившимися, что проявляется в желании поддерживать отношения и после прекращения трудовой деятельности (положительную оценку дали 87,55 % опрошенных).
Рис. 3. Результаты исследования поведенческого компонента отношений в коллективе ресторана «Burger King» [41]
Оценки когнитивной компоненты сложившихся отношений в коллективе, полученные в результате обработки анкет представлены в таблице 2. Анализ результатов исследования когнитивной компоненты межличностных отношений в коллективе позволяет заключить, что большинство коллег достаточно хорошо знают друг друга – могут дать характеристику как деловых, так и личностных качеств (83,34 % опрошенных).
Для целостной характеристики каждого компонента, полученные сочетания, обобщены следующим образом:
- положительная оценка (положительные ответы даны на все три вопроса, относящихся к данному компоненту, или два – положительные);
- отрицательная оценка (отрицательные ответы даны на все три вопроса, относящихся к данному компоненту, или два – отрицательные);
- неопределенная, противоречивая оценка (на все три вопроса дан неопределенный ответ; ответ на два вопроса неопределенный, один ответ – неопределенный, а два других имеют противоположные оценки).
Таблица 2
Оценки когнитивной компоненты отношений в трудовом коллективе[42]
Содержание вопроса анкеты |
Оценка |
||||
Нет |
Скорее нет, чем да |
Не знаю |
Скорее да, чем нет |
Да, конечно |
|
Считаете ли Вы, что могли бы дать достаточно полную характеристику: Деловых качеств большинства членов коллектива? Личных качеств большинства членов коллектива? |
8,33 8,33 |
8,33 8,33 |
4,17 4,17 |
54,17 54,17 |
29,17 29,17 |
Могли бы Вы с достаточной уверенностью сказать о большинстве членов Вашего коллектива, с кем они охотно общаются по деловым вопросам? |
16,67 |
8,33 |
8,33 |
45,83 |
20,83 |
Результаты обобщения индивидуальных оценок отдельных компонентов отношения представлены на рис. 3.
Эмоциональный компонент |
Поведенческий компонент |
Когнитивный компонент |
Рис. 4. Результаты обобщения индивидуальных оценок отдельных компонентов отношения[43]
Для эмоционального компонента: Оэ = 62,60 – 34,17 = 28,43 >0.
Для поведенческого компонента: Оп = 68,50 – 25,67 = 42,83 > 0.
Для когнитивного компонента: Ок = 76,67 – 18,33 = 58,34 > 0.
С учетом знака каждого компонента, рассматриваемые отношения можно считать положительными. Однако, достаточно высокий процент работников (около 34 % при оценке эмоционального компонента и около 26 % при оценке поведенческого компонента) не удовлетворены психологической атмосферой в коллективеС целью выявления уровня конфликтности на предприятии проведено тестирование персонала по методике В. И. Андреева; результаты представлены в таблице 3.
Таблица 2.3
Оценка уровня конфликтности персонала[44]
Вопрос |
Процент ответивших, % |
1 |
2 |
1. Характерно ли для Вас стремление к доминированию, то есть к тому, чтобы подчинить своей воле других? |
|
а) нет; б) когда как; в) да. |
25,00 58,33 16,67 |
2.Есть ли в Вашем коллективе люди, которые Вас побаиваются, возможно, и ненавидят? |
|
а) да; б) затрудняюсь ответить; в) нет. |
12,50 83,33 4,17 |
3.Кто Вы в большей степени? |
|
а) пацифист; б) принципиальный; в)предприимчивый. |
4,17 20,83 75,00 |
4.Как часто Вам приходится выступать с критическими суждениями? |
|
а) часто; б) периодически; в)редко. |
8,33 62,50 29,17 |
5.Что для Вас было бы наиболее характерно, если бы Вы возглавили новый для Вас коллектив? |
Продолжение таблицы 3
1 |
2 |
а) разработал бы программу работы коллектива на год вперёд и убедил бы коллектив в её целесообразности; б) изучил бы, кто есть, кто и установил бы контакт с лидерами; в) чаще бы советовался с людьми. |
45,83 20,83 33,34 |
6.В случае неудач, какое состояние для Вас наиболее характерно? |
|
а) пессимизм; б) плохое настроение; в) обида на самого себя. |
8,33 70,83 20,84 |
7.Характерно ли для Вас стремление отстаивать и соблюдать традиции Вашего коллектива? |
|
а) да; б) скорее всего да; в) нет. |
4,17 83,33 12,50 |
8.Относите ли Вы себя к людям, которым лучше сказать горькую правду в глаза, чем промолчать? |
|
а) да; б) скорее всего да; в) нет. |
12,50 12,50 75,00 |
9.Из трёх личностных качеств, с которыми Вы боретесь, чаще всего стараетесь изжить в себе: |
|
а) раздражительность; б) обидчивость; в) нетерпимость к критике со стороны других |
20,83 25,00 54,17 |
10.Кто Вы в большей степени? |
|
а) независимый; б) лидер; в) генератор идей. |
16,67 8,33 75,00 |
11.Каким человеком считают Вас Ваши друзья? |
|
а) экстравагантным; б) оптимистом; в) настойчивым |
8,33 29,17 62,50 |
12.Против чего Вам чаще всего приходится бороться? |
|
а) против несправедливости; б) бюрократизма; в) эгоизма |
37,50 41,67 20,83 |
13.Что для Вас наиболее характерно? |
|
а) недооценка своих способностей; б) оценка своих способностей достаточно объективно; в) переоценка своих способностей. |
16,67 16,67 66,66 |
1.4Что Вас приводит к столкновению и конфликту с людьми чаще всего? |
|
а) излишняя инициатива; б) излишняя критичность; в) излишняя прямолинейность. |
12,50 25,00 62,50 |