Файл: Основные функции в системе менеджмента (Понятие функции менеджмента и системы менеджмента).pdf
Добавлен: 23.04.2023
Просмотров: 105
Скачиваний: 2
При планировании и организации работы руководитель определяет, что конкретно должна выполнить данная организация, когда, как и кто, по его мнению, должен это сделать. Если выбор этих решений сделан эффективно, руководитель получает возможность воплотить свои решения в дела, применяя на практике основные принципы мотивации.
ГЛАВА 2. ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ МЕНЕДЖЕМЕНТА
Основные функции менеджмента и средства воздействия
Основные функции менеджмента характеризуются полнотой содержания, устойчивостью структуры и масштаба категории, системностью и универсальностью использования в разных сферах деятельности. Главная их особенность в том, что каждая основная функция менеджмента представляет собой отдельный процесс управления по выработке средств воздействия на персонал и его деятельность для достижения общих результатов социально-экономической системы.
С учетом приоритетности каждая из основных функций выступает критерием выделения функционального менеджмента, как самостоятельного процесса и системы управления. Можно говорить о целевом, стратегическом, мотивационном, корпоративном менеджменте. В тоже время весь комплекс основных функций дает системное представление и законченность процессов управления любой социальной и социально-экономической системой.
Функции интересны тем, что в систематизированном виде могут дать полное представление о процессах воздействий и взаимодействий от зарождения идей до их реализации, оценки результата и последствий. Основные функции характеризуют воздействие, обуславливая определяющие средства воздействия, реализация которых может обеспечить требуемый результат. Поэтому представляется целесообразным рассмотрение содержания основных функций менеджмента через базовые средства воздействия.
В таблице 1. по каждой функции приведены средства воздействия, наиболее часто используемые менеджерами в процессах управления. Естественно дать исчерпывающий набор средств воздействия не представляется возможным, т.к. состав средств в значительной степени определяется ситуационными условиями. При выборе средств воздействия руководствуются их значимостью, комплексностью и системностью их применения в процессах формирования функциональных моделей менеджмента.
Целеполагание как основная функция менеджмента ориентирует производственно-хозяйственную систему во времени и в пространстве. Ее назначение-постановка, определение и формулирование целей управления в соответствии с потребностью народного хозяйства и общества в производимой организацией продукции (услугах), в обосновании ресурсообеспеченности целей и реализуемости в соответствии с имеющимся потенциалом (персонала, технологии, организации, информации).
Таблица 1.
Основные функции менеджмента и средства воздействия
№ |
Основные функции |
Приоритетные средства воздействия |
Целеполагание |
Потребности, миссия, цели, потенциал, ресурсы, результат, информация |
|
Стратегополагание |
Стратегия, тактика, инновация, потенциал, ресурсы, организация, информация |
|
3. |
Планирование |
Гипотеза, концепция, прогноз, программа, план |
4. |
Регулирование |
Закон, регламент, стандарт, норматив, налог, льготы, штрафы, пошлины, лицензии, информация |
Продолжение таблицы 1.
5. |
|
Процесс, система, структура, технологии, ресурсы, коммуникации, информация, метод |
6. |
Координация |
Согласование, сбалансированность, равновесие, страхование, резервирование, управляемость |
7. |
Мотивация и активизация |
|
8. |
Стимулирование |
Мотивы, стимулы, методы, рычаги, механизм, льготы, штрафы, карьера |
9. |
Гуманизация |
|
10. |
Корпоративность |
Ценности, атмосфера, лидерство, убеждения, климат, совместимость, карьера |
11. |
Контроль |
|
12. |
Оценка |
Показатели, критерии, процедуры, экспертиза |
Таблица составлена по материалам сайта https://helpiks.org/5-70555.html.
Цели – это конкретные конечные, желаемые результаты, которые стремится достичь коллектив организации в процессе совместной деятельности. Все производственно-хозяйственные системы являются многоцелевыми. Выделяются экономические, социальные, маркетинговые, инновационные, инвестиционные цели. Их состав и взаимообусловленность определяются назначением и структурой деятельности.
Осознание общей цели и сопричастность к процессу ее достижения и получения выгод от конечного состояния организации выступают воздействующими стимулами. Чтобы это воздействие было реальным цели производственно-хозяйственной организации должны соответствовать реальной потребности в ее продукции. Также реальной должна быть и стратегия ее достижения.
Стратегия управления производственно-хозяйственной системой представляет собой хозяйственную политику, разработанную на основе определения целей и предвидения состояния будущего развития, прогнозирования процессов и результатов деятельности и ее последствий, потребных ресурсов и путей достижения целей.
Стратегопологание – как основная функция менеджмента ориентирует производственно-хозяйственную систему на приоритеты, в средствах и методах достижения ее миссии и целей.
Процесс формирования стратегии развития производственно-хозяйственной системы показан на рисунке 3.
Рис. 3. Формирование стратегии развития производственно – хозяйственное деятельности
Если следовать логике изложенного понятия, то стратегией перехода Российской экономики на рыночные отношения выступает кардинальная ее перестройка, т.е. формирование многоукладной экономики, ориентированной на потребителя в лице населения страны, на его спрос и доходы, на обеспечение уровня жизни, соответствующего развитию производительных сил, а также обеспечение социальной и правовой защищенности населения страны.
Основная задача менеджеров - добиваться реальных конечных результатов деятельности организации в данной конкретной ситуации. Поэтому уяснение целей организации, ее персонала, а также своих целей дает возможность менеджеру определить или уточнить исходные стратегические позиции, выявить сильные стороны организации и эффективно их использовать. Кроме того постоянный контроль целей и результатов их достижения позволяет уточнить промежуточные цели, порядок их важности и характер выработанной стратегии. Таким образом цели и стратегии их достижения тесным образом взаимосвязаны, корректировка или уточнение одной из данных категорий сразу же непосредственно отразится на другой. В процессе управления осуществляется постоянный процесс их согласования, определения их соответствия. В тоже время как цели так и стратегии могут иметь стратегический и тактический характер, определяться как на перспективу так и на текущий период. В первом случае учитываются, в значительной степени, потенциальные возможности организации и прогнозные показатели развития внешней среды. Во втором случае принимаются в расчет конкретные данные, исходя из фактической ситуации и тенденций ее развития.
Поэтому как цели, так и стратегии их достижения анализируются в динамике, причем временной интервал характеризует движение от тактических до стратегических целей. В каждый данный момент фактическая величина тактического результата сравнивается с потенциальной величиной стратегического результата. Величина отклонения стратегического результата от фактического характеризует результативность развития менеджмента.
Стратегия управления рассматривается в условиях рыночных отношений как мощный управленческий инструментарий, с помощью которого современная фирма противостоит изменяющимся условиям внешней и внутренней среды. Поэтому различают стратегию предпринимательского типа, направленную на реализацию изменяющихся условий внешней среды и стратегию рационализаторского типа, направленную на реализацию внутренних факторов. Стратегия бизнеса дает ответы на следующие вопросы: какие виды продукции изготовлять, куда и кому сбывать, какие технологии будут разрабатывать, каким образом добиться превосходства над конкурентами. Стратегия управления разрабатывается, как правило, на длительный период, но может разрабатываться и на текущий период при коренных поворотах в хозяйственной политике. Стратегия управления свойственная как крупным, так и малым предприятиям, любым формам хозяйствования. В процессе разработки стратегий следует выделить наиболее ответственную и кропотливую работу по анализу, оценке и выбору приоритетных стратегий как по каждой из сфер деятельности, так и в целом для ПХС. При этом следует учитывать взаимосвязанность целей и стратегий, согласованность во времени, соподчиненность. Важное значение в данной работе отводится использованию критерия, определяемого поставленной целью. Очевидно, что придется иметь дело с системой критериев, поэтому можно попытаться построить модель взаимодействия критериев в процессе выбора стратегий.
Функции менеджмента как основное орудие для организации деятельности
Содержание функции организации управления предполагает формирование и обоснование набора видов работ необходимых для выполнения организуемой деятельности, определение по каждому виду деятельности: компетенции, т.е. возможностей или границ действий и принятия решений; полномочий, т.е. прав на принятие решений; ответственности, т.е. определение меры и формы ответственности и санкции за последствия принятия решения. На базе этих данных определяются перечень и профессиональный состав персонала, технология управления, система информационного обеспечения.
При этом формируются уровни управления, подразделения или звенья по уровням управления и система связей между ними. Звено системы управления рассматривается как обособленный элемент по критерию специализации и комбинации функций по объему и масштабу полномочий управления. В качестве звена может быть должность, отдел, служба, подразделение. Состав звеньев в системе управления разнообразен. Приоритет при характеристике звена отдаётся критериям вида функций и объема полномочий. По таким критериям различают линейные звенья, (руководитель фирмы, цеха), функциональные (планово-экономический отдел), линейно-функциональное звено (главный инженер), функционально-линейное звено (руководитель творческой группы). Следует отметить, что связи между звеньями и место звена в иерархии системы управления определяются критериями формирования систем, среди которых важнейшими выступают: целесообразность интеграции функций, управляемость, производственные и жизненные циклы изделий. В дальнейшем мы более подробно рассмотрим данную проблему.
По характеру связей и формам взаимодействия наиболее известны и распространены системы управления: линейные, функциональные, штабные, линейно-функциональные, матричные.
Средствами для выполнения функции организации являются регламенты, нормативы, распоряжения, инструкции, самоорганизация.
На рисунке 4 показан процесс организации рекламной деятельности по этапам, в качестве которых приняты основные функции менеджмента.
Рис. 4. Блок – схема процесса организации
Побуждение или ощущение недостатка чего-либо (в чём-либо) является проявлением потребности, через формирование интереса, который рассматривается как осознанная потребность. Мотив как побудительная причина, повод к деятельности непосредственно связывается с поведением человека для достижения цели. Побудить к деятельности можно обогатив идеями, мобилизовав волю, знания; определив величину вознаграждения и связав его с результатом деятельности, а также оценив ценность его для человека; удовлетворив потребность власти, связав ее со способностью человека влиять на других людей. В качестве мотивов может быть причастность к крупной компании, к решению значимых проблем, заинтересованность в интересных коммуникациях и связях, потребность в формировании карьеры. Можно сказать, что мотивы, побуждающие человека к активной, производительной, творческой работе многогранны, как многогранен сам человек и общественные отношения, которые оказывают на него воздействие.