Файл: Основные функции в системе менеджмента (Понятие функции менеджмента и системы менеджмента).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.04.2023

Просмотров: 85

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

При планировании и организации работы руководитель определяет, что конкретно должна выполнить данная организация, когда, как и кто, по его мнению, должен это сделать. Если выбор этих решений сделан эффективно, руководитель получает возможность воплотить свои решения в дела, применяя на практике основные принципы мотивации.

ГЛАВА 2. ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ МЕНЕДЖЕМЕНТА

Основные функции менеджмента и средства воздействия

Основные функции менеджмента характеризуются полнотой содержания, устойчивостью структуры и масштаба категории, системностью и универсальностью использования в разных сферах деятельности. Главная их особенность в том, что каждая основная функция менеджмента представляет собой отдельный процесс управления по выработке средств воздействия на персонал и его деятельность для достижения общих результатов социально-экономической системы.

С учетом приоритетности каждая из основных функций выступает критерием выделения функционального менеджмента, как самостоятельного процесса и системы управления. Можно говорить о целевом, стратегическом, мотивационном, корпоративном менеджменте. В тоже время весь комплекс основных функций дает системное представление и законченность процессов управления любой социальной и социально-экономической системой.

Функции интересны тем, что в систематизированном виде могут дать полное представление о процессах воздействий и взаимодействий от зарождения идей до их реализации, оценки результата и последствий. Основные функции характеризуют воздействие, обуславливая определяющие средства воздействия, реализация которых может обеспечить требуемый результат. Поэтому представляется целесообразным рассмотрение содержания основных функций менеджмента через базовые средства воздействия.

В таблице 1. по каждой функции приведены средства воздействия, наиболее часто используемые менеджерами в процессах управления. Естественно дать исчерпывающий набор средств воздействия не представляется возможным, т.к. состав средств в значительной степени определяется ситуационными условиями. При выборе средств воздействия руководствуются их значимостью, комплексностью и системностью их применения в процессах формирования функциональных моделей менеджмента.


Целеполагание как основная функция менеджмента ориентирует производственно-хозяйственную систему во времени и в пространстве. Ее назначение-постановка, определение и формулирование целей управления в соответствии с потребностью народного хозяйства и общества в производимой организацией продукции (услугах), в обосновании ресурсообеспеченности целей и реализуемости в соответствии с имеющимся потенциалом (персонала, технологии, организации, информации).

Таблица 1.

Основные функции менеджмента и средства воздействия

Основные функции

Приоритетные средства воздействия

Целеполагание

Потребности, миссия, цели, потенциал, ресурсы, результат, информация

Стратегополагание

Стратегия, тактика, инновация, потенциал, ресурсы, организация, информация

3.

Планирование

Гипотеза, концепция, прогноз, программа, план

4.

Регулирование

Закон, регламент, стандарт, норматив, налог, льготы, штрафы, пошлины, лицензии, информация

Продолжение таблицы 1.

5.


Организация

Процесс, система, структура, технологии, ресурсы, коммуникации, информация, метод

6.

Координация

Согласование, сбалансированность, равновесие, страхование, резервирование, управляемость

7.

Мотивация и активизация


Потребность, интересы, мотивы, методы, ожидания, установки, власть, лидерство, стиль

8.

Стимулирование

Мотивы, стимулы, методы, рычаги, механизм, льготы, штрафы, карьера

9.

Гуманизация


Этика, культура, традиции, образованность, правовое сознание, профессионализм

10.

Корпоративность

Ценности, атмосфера, лидерство, убеждения, климат, совместимость, карьера

11.

Контроль


Норма, правила, инструкции, технологии, анализ

12.

Оценка

Показатели, критерии, процедуры, экспертиза

Таблица составлена по материалам сайта https://helpiks.org/5-70555.html.

Цели – это конкретные конечные, желаемые результаты, которые стремится достичь коллектив организации в процессе совместной деятельности. Все производственно-хозяйственные системы являются многоцелевыми. Выделяются экономические, социальные, маркетинговые, инновационные, инвестиционные цели. Их состав и взаимообусловленность определяются назначением и структурой деятельности.


Осознание общей цели и сопричастность к процессу ее достижения и получения выгод от конечного состояния организации выступают воздействующими стимулами. Чтобы это воздействие было реальным цели производственно-хозяйственной организации должны соответствовать реальной потребности в ее продукции. Также реальной должна быть и стратегия ее достижения.

Стратегия управления производственно-хозяйственной системой представляет собой хозяйственную политику, разработанную на основе определения целей и предвидения состояния будущего развития, прогнозирования процессов и результатов деятельности и ее последствий, потребных ресурсов и путей достижения целей.

Стратегопологание – как основная функция менеджмента ориентирует производственно-хозяйственную систему на приоритеты, в средствах и методах достижения ее миссии и целей.

Процесс формирования стратегии развития производственно-хозяйственной системы показан на рисунке 3.

Рис. 3. Формирование стратегии развития производственно – хозяйственное деятельности

Если следовать логике изложенного понятия, то стратегией перехода Российской экономики на рыночные отношения выступает кардинальная ее перестройка, т.е. формирование многоукладной экономики, ориентированной на потребителя в лице населения страны, на его спрос и доходы, на обеспечение уровня жизни, соответствующего развитию производительных сил, а также обеспечение социальной и правовой защищенности населения страны.

Основная задача менеджеров - добиваться реальных конечных результатов деятельности организации в данной конкретной ситуации. Поэтому уяснение целей организации, ее персонала, а также своих целей дает возможность менеджеру определить или уточнить исходные стратегические позиции, выявить сильные стороны организации и эффективно их использовать. Кроме того постоянный контроль целей и результатов их достижения позволяет уточнить промежуточные цели, порядок их важности и характер выработанной стратегии. Таким образом цели и стратегии их достижения тесным образом взаимосвязаны, корректировка или уточнение одной из данных категорий сразу же непосредственно отразится на другой. В процессе управления осуществляется постоянный процесс их согласования, определения их соответствия. В тоже время как цели так и стратегии могут иметь стратегический и тактический характер, определяться как на перспективу так и на текущий период. В первом случае учитываются, в значительной степени, потенциальные возможности организации и прогнозные показатели развития внешней среды. Во втором случае принимаются в расчет конкретные данные, исходя из фактической ситуации и тенденций ее развития.


Поэтому как цели, так и стратегии их достижения анализируются в динамике, причем временной интервал характеризует движение от тактических до стратегических целей. В каждый данный момент фактическая величина тактического результата сравнивается с потенциальной величиной стратегического результата. Величина отклонения стратегического результата от фактического характеризует результативность развития менеджмента.

Стратегия управления рассматривается в условиях рыночных отношений как мощный управленческий инструментарий, с помощью которого современная фирма противостоит изменяющимся условиям внешней и внутренней среды. Поэтому различают стратегию предпринимательского типа, направленную на реализацию изменяющихся условий внешней среды и стратегию рационализаторского типа, направленную на реализацию внутренних факторов. Стратегия бизнеса дает ответы на следующие вопросы: какие виды продукции изготовлять, куда и кому сбывать, какие технологии будут разрабатывать, каким образом добиться превосходства над конкурентами. Стратегия управления разрабатывается, как правило, на длительный период, но может разрабатываться и на текущий период при коренных поворотах в хозяйственной политике. Стратегия управления свойственная как крупным, так и малым предприятиям, любым формам хозяйствования. В процессе разработки стратегий следует выделить наиболее ответственную и кропотливую работу по анализу, оценке и выбору приоритетных стратегий как по каждой из сфер деятельности, так и в целом для ПХС. При этом следует учитывать взаимосвязанность целей и стратегий, согласованность во времени, соподчиненность. Важное значение в данной работе отводится использованию критерия, определяемого поставленной целью. Очевидно, что придется иметь дело с системой критериев, поэтому можно попытаться построить модель взаимодействия критериев в процессе выбора стратегий.

Функции менеджмента как основное орудие для организации деятельности

Содержание функции организации управления предполагает формирование и обоснование набора видов работ необходимых для выполнения организуемой деятельности, определение по каждому виду деятельности: компетенции, т.е. возможностей или границ действий и принятия решений; полномочий, т.е. прав на принятие решений; ответственности, т.е. определение меры и формы ответственности и санкции за последствия принятия решения. На базе этих данных определяются перечень и профессиональный состав персонала, технология управления, система информационного обеспечения.


При этом формируются уровни управления, подразделения или звенья по уровням управления и система связей между ними. Звено системы управления рассматривается как обособленный элемент по критерию специализации и комбинации функций по объему и масштабу полномочий управления. В качестве звена может быть должность, отдел, служба, подразделение. Состав звеньев в системе управления разнообразен. Приоритет при характеристике звена отдаётся критериям вида функций и объема полномочий. По таким критериям различают линейные звенья, (руководитель фирмы, цеха), функциональные (планово-экономический отдел), линейно-функциональное звено (главный инженер), функционально-линейное звено (руководитель творческой группы). Следует отметить, что связи между звеньями и место звена в иерархии системы управления определяются критериями формирования систем, среди которых важнейшими выступают: целесообразность интеграции функций, управляемость, производственные и жизненные циклы изделий. В дальнейшем мы более подробно рассмотрим данную проблему.

По характеру связей и формам взаимодействия наиболее известны и распространены системы управления: линейные, функциональные, штабные, линейно-функциональные, матричные.

Средствами для выполнения функции организации являются регламенты, нормативы, распоряжения, инструкции, самоорганизация.

На рисунке 4 показан процесс организации рекламной деятельности по этапам, в качестве которых приняты основные функции менеджмента.

Рис. 4. Блок – схема процесса организации

Побуждение или ощущение недостатка чего-либо (в чём-либо) является проявлением потребности, через формирование интереса, который рассматривается как осознанная потребность. Мотив как побудительная причина, повод к деятельности непосредственно связывается с поведением человека для достижения цели. Побудить к деятельности можно обогатив идеями, мобилизовав волю, знания; определив величину вознаграждения и связав его с результатом деятельности, а также оценив ценность его для человека; удовлетворив потребность власти, связав ее со способностью человека влиять на других людей. В качестве мотивов может быть причастность к крупной компании, к решению значимых проблем, заинтересованность в интересных коммуникациях и связях, потребность в формировании карьеры. Можно сказать, что мотивы, побуждающие человека к активной, производительной, творческой работе многогранны, как многогранен сам человек и общественные отношения, которые оказывают на него воздействие.