Файл: Органы местного самоуправления (Теоретические основы развития органов местного самоуправления в России)).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.04.2023

Просмотров: 79

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

В 2019 году Россия отмечает 26-летие Основного закона страны – Конституции РФ [1]. По своей юридической и политической сути он заложил фундаментальные начала новой российской (постсоветской) государственности, в числе которых утверждается институт местного самоуправления. Данный институт был предложен в ряду других политических и правовых новообразований, его конституционная модель закреплена в самых общих очертаниях, для авторов проекта Конституции было важно заложить саму идею местного самоуправления, ее детализация подразумевалась на уровне федерального и регионального законодательства.

Судьба местного самоуправления в России складывается далеко не просто. Относительно его природы и сущности до сих пор нет единства мнений в профессиональном сообществе, оценки законодательной модели местного самоуправления колеблются от мифа, «который создан на основе устаревшей западной концепции местного самоуправления», утопии, которая «позволит создавать конфликты на местных уровнях», до явления общественной жизни, играющего в ней «не менее важную роль, чем свобода слова, совести и другие основы демократической системы», основы, «на которой формируется гражданская инициатива и достигается общественный договор», своего рода фундамента российской государственности. Президент России Владимир Путин в своем выступлении на заседании международного дискуссионного клуба «Валдай» отмечал: «Одна из лучших российских политических традиций, земская традиция, также строилась именно на принципах самоуправления. Только из эффективных механизмов самоуправления может вырасти настоящее гражданское общество и настоящая национально ориентированная элита» [10].

Современный этап развития местного самоуправления в России характеризуется активным поиском адекватных времени и задачам российского общества и государства технологий, он имеет свои исторические основы, как в теории, так и практике управления [16, c.67]. Думается, что изучение исторических оснований местного самоуправления способствует более глубокому и всестороннему анализу его развития, а также позволяет, опираясь на опыт и практику, в условиях трансформируемого российского государства и общества выбирать не только актуальные технологии, но также и адаптивные применительно к новым глобальным и российским реалиям.

Федеральное законодательство не определило цель и задачи местного самоуправления, что позволяет исказить его сущность как относительно самостоятельного демократического института. В условиях постоянного расширения перечня вопросов местного значения и увеличения количества передаваемых государственных полномочий органам муниципальной власти затруднительно эффективно осуществлять непосредственные функции местного самоуправления. Остается незадействованным огромный потенциал, заложенный в идее местного самоуправления, не выстроена оптимальная система организации публичной власти, нет четкого представления об объеме и границах деятельности субъектов муниципальной власти. Такой подход позволяет и вовсе исказить саму идею местного самоуправления как относительно самостоятельного демократического института посредством многочисленных изменений федерального законодательства. Формирование местного самоуправления было связано, прежде всего, с децентрализацией властных функций и полномочий.


Проблематике организации органов местного самоуправления посвящены работы: О.И. Баженовой, Н.С. Бондаря, Т.М. Бялкиной, В.И. Васильева, Е.В. Гриценко, Н.В. Джагаряна, В.В. Еремяна, А.Н. Кокотова, А.В. Колесникова, А.Н. Костюкова, М.А. Краснова, О.Е. Кутафина, Л.А. Лукашова, Ю.Н. Мильшина, Д.С. Михеева, И.И. Овчинникова, В.В. Таболина, В.И. Фадеева, С.Е. Чаннова, Г.Н. Чеботарева, Л.Т. Чихладзе и др.

Объектом исследования в курсовой работе является система органов местного самоуправления.

Предметом исследования в курсовой работе являются общественные отношения, возникающие в результате функционирования органов местного самоуправления.

Целью курсовой работы является комплексное исследование системы органов местного самоуправления.

Задачи курсовой работы:

- изучить историю становления органов местного самоуправления;

- раскрыть сущность, роль, цели и задачи органов местного самоуправления;

- провести анализ развития органов местного самоуправления;

- выявить проблемы и перспективы развития органов местного самоуправления.

Методология и методы курсовой работы. При исследовании системы органов местного самоуправления использовалась совокупность общенаучных (анализ и синтез, индукция и дедукция, аналогия, сравнение) и частнонаучных (формально-юридический, исторический, системный, функциональный, сравнительный) методов познания. Кроме того, при анализе нормативных правовых актов использовались специально-юридические методы познания: формально-логический метод толкования права, сравнительно-правовой метод.

Теоретическая и практическая значимость курсовой работы заключается в том, что содержащиеся в ней выводы и предложения могут быть использованы для дальнейшего совершенствования системы органов местного самоуправления.

Нормативно-правовая и эмпирическая основы курсовой работы. Выводы курсовой работы основаны, прежде всего, на анализе международных и российских правовых норм, научных работах экономистов и юристов.

Структура курсовой работы определяется общей концепцией, целью, задачами и логикой исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.

Во введении курсовой работы обозначены объект, предмет, цель, задачи, а также методология и методы, значимость курсовой работы.

В первой главе курсовой работы раскрыты теоретические основы развития органов местного самоуправления в России.

Во второй главе курсовой работы проведен анализ практических особенностей развития органов местного самоуправления в г. Москва.


В заключении обобщены результаты курсовой работы.

1. Теоретические основы развития органов местного самоуправления в России

1.1. История становления органов местного самоуправления

Во все периоды становления России как единой и великой державы, можно отчетливо выделить две основных тенденции – это централизация и децентрализация государственности. Территориальное объединение вокруг сильной централизованной власти или борьба части ее территорий за суверенитет. Наряду с двумя отмеченными основными тенденциями иногда явно, иногда менее наглядно проявлялась и третья – становление и развитие самоуправления. В той или иной мере самоуправление в России существовало на всем протяжении ее истории.

Исторический анализ становления полномочий органов местного самоуправления представляется невозможным без рассмотрения истории местного самоуправления в целом, так как соответствующие изменения статуса органов местной власти влекли и изменения в осуществлении ими своих полномочий. Такие задачи как: обеспечение безопасности местного населения, качество дорог, предоставления медицинского обслуживания, оказания транспортных услуг в пределах конкретных территориальных образований необходимо решать в местах компактного проживания граждан - в городах, поселках, селах и т. д. Именно здесь должны быть созданы условия, позволяющие самостоятельно решать населением вопросы местного значения [14, c.55].

Исторический анализ становления полномочий органов местного самоуправления способствует адекватному пониманию того какое место на различных этапах развития эти полномочия занимали в системе полномочий органов местного самоуправления в целом.

Анализируя исторические этапы становления и развития самоуправления в России, хотелось бы кратко охарактеризовать и сосредоточиться по нашему мнению, на наиболее важных и значимых преобразованиях на местах [17, c.77].

1. Местное самоуправление до окончания Х века: данный период характеризуется догосударственной формой развития местного самоуправления. Иными словами, в это время формируется общинное местное самоуправление. В этой связи, необходимо отметить, что, как таковое, самоуправление существовало еще во время перехода к родовому устройству общества. Дальнейшее появление союзов общин, создававшихся на определенных территориях по принципам согласованности экономических и политических интересов, привели к формированию порядка вертикального соподчинения власти и, как следствие, местного самоуправления.


2. Местное самоуправление в 988–1785 годы: отсчетным моментом данного периода считается принятие на Руси христианства. В это время основной формой организации местного самоуправления выступает деятельность территориальных и производственных общин. Общественные проблемы и дела решаются людьми, непосредственно объединившимися для совместной трудовой деятельности или несения повинностей. К подобным общинам можно отнести купеческие гильдии, ремесленные цехи, товарищества и т.п., главной характеристикой которых выступало сословное, производственное и территориальное единство. Названные единицы служили в качестве первичных ячеек местного самоуправления и являлись органичной и естественной основой децентрализации.

3. Местное самоуправление в 1785–1917 годы. Петр Первый проводил значительные преобразования в сфере муниципального управления, целью которых было внедрение в систему муниципального самоуправления выборности и коллегиальности органов, а также их упрочнение. Стоит отметить, что проведение таких преобразований было направлено на обеспечение интересов государства, а не населения.  Екатерина II проводила укрепление городского самоуправления. В 1785 г. императрицей подписана «Жалованная грамота городам», в ней особо выделялось «общество градское», которое выступало объединением городских обывателей вне зависимости от их сословной принадлежности [19, c.120]. 

Позднее в данные законодательные акты Александр III внес корректировки. Он преследовал цель усилить государственный контроль над земствами. Таким образом, органы местного самоуправления фактически стали контролироваться государством, в связи с чем формировались черты государственной теории местного самоуправления. Все это обращает внимание на проблемы местного самоуправления. Ими стали узкая социальная поддержка, политический абсентеизм, а также отсутствие интереса буржуазии в защите местного самоуправления [23, c.45]. С одной стороны органы местного самоуправления наделялись публично-властными полномочиями, с другой стороны они не являлись органами государственной власти и не были в прямом подчинении по отношению к ним.

Итак, данный период характеризуется появлением совершенно новых форм организации местного самоуправления. Подобные нововведения были связаны, прежде всего, со становлением в стране капитализма. В это время в России формируются органы местного самоуправления городов, крестьянские и земские органы самоуправления. Их главным недостатком в рассматриваемый период принято считать сохранение сословного принципа формирования и организации деятельности.


В целом, дореформенный период развития местного управления характеризуется узкосословностью, зависимостью выборных органов управления и, как следствие, отдаленности всей системы управления от населения.

4. Государственное управление в 1917–1990 годах: охватывает советский период государственного развития России. Бытует мнение о том, что в указанный период времени местное самоуправление было упразднено. Однако согласиться с подобным мнением нельзя. Ни в одном государстве прошлого и настоящего, независимо от степени централизации и авторитарности управления, не могут быть в полной мере подавлены абсолютно все проявления самоорганизации населения. Да и как объяснить почти семидесятитрехлетний перерыв в тысячелетней истории существования местного самоуправления, когда даже монголо-татарское нашествие и опричнина не помешали организации данного института.

5. Местное самоуправление в период с 1990 по 1995 годы: с принятием в 1993 году новой Конституции РФ, закрепившей право населения на осуществление местного самоуправления, в стране начался реальный процесс его реформирования. Сейчас без доли сомнения можно сказать, что основные черты данного института народовластия в стране присутствуют повсеместно. Как на федеральном и региональном уровне, так и на уровне муниципальных образований имеется объемная законодательная база, устанавливающая правовой режим местного самоуправления.

Развитие местного самоуправления в различные исторические периоды, в зависимости от особенностей социально-экономического ситуации и формы государственности по-разному сказывалось на компетенции тех или иных уровней власти, в том числе и на местном уровне управления. В настоящее время самостоятельное формирование и функционирование местного уровня власти способствует эффективной деятельности местного самоуправления в Российской Федерации. Для этого необходимо определение правовой компетенций органов местного самоуправления, квалифицированные специалисты в области муниципального управления и увеличение доходной части местных бюджетов [15, c.24].

Таким образом, история становления местного самоуправления в России весьма циклична. Это проявлялось сначала в обособлении местной власти, построении ее независимости от государственной воли, затем в тенденции укрепления и централизации государства.

Необходимо отметить, что отсутствие четко сформулированного понятия исторического подхода в отношении самоуправления российского государства – причина отдельных, в том числе концептуальных противоречий, в сравнении с историческим развитием других государств. Это особенно актуально и в настоящее время, хотя образ жизни россиян существенно отличается от образа действий человека «западных стран». Вместе с тем, опыт накопленный зарубежными государствами в системе местного самоуправления можно и нужно использовать, но с учетом российской специфики и менталитета.