Файл: Органы местного самоуправления (Теоретические основы развития органов местного самоуправления в России)).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.04.2023

Просмотров: 82

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В 2003 году законодательно была закреплена необходимость формирования профессионального образования для кадров местного самоуправления. Этот вопрос стал широко обсуждаться в обществе, были созданы вузовские программы для муниципальных служащих. Однако на муниципальную службу принимались, как правило, специалисты различных сфер. При всем этом считается, что муниципальный служащий должен обладать профессиональной подготовкой в высшем учебном заведении. Стоит отметить, что условия жизни общества требуют от муниципального служащего достаточно высокого уровня профессиональных знаний не только профильного направления, но и других, он должен быть управленцем, менеджером и т.д. Такие высокие требования, предъявляемые особенно к ведущим специалистам по местному самоуправлению несоизмеримы с оплатой труда этих кадров. Эта проблема особенно заметна в небольших населенных пунктах. В связи с этим, молодые специалисты, обученные основам муниципального управления, не хотят переезжать из города в населенные пункты. Если в городах средняя заработная зарплата муниципального служащего начинается с 20 000 рублей, то в деревнях дела обстоят куда хуже, там служащие довольствуются оплатой в размере от 7 и до 9 тысяч. Не стоит забывать и о разграничении чиновников по рангам, так специалист 1-й категории может рассчитывать на получение относительно приемлемой оплаты своего труда, а нижестоящие специалисты, к сожалению, нет. Получается, молодой специалист, владеющий необходимыми профессиональными навыками, но не имеющий достаточного стажа, будет занимать более низкое положение, чем служащий с опытом работы, но без соответствующего образования. Такая низкая заработная плата становится поводом для того, чтобы муниципальный служащий помимо исполнения своих полномочий занимался иной деятельностью или работал где-нибудь ещё.

Неплохой возможностью привлечь молодых специалистов стало бы законодательное закрепление некоторых дополнительных гарантий. В законодательстве России предусмотрена единовременная субсидия на приобретение жилого помещения один раз за весь период гражданской службы для государственных гражданских служащих. Для муниципальных служащих данная гарантия может вводиться в уставе муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации. Однако на практике редко вводится эта гарантия. Молодой специалист, обладающий необходимыми навыками после учебы в высшем учебном заведении, хочет определенной стабильности, получение возможности приобретения места жительства. Если предоставить указанную гарантию не только государственным гражданским служащим, а также служащим муниципального образования, то это решит проблему недостатка квалифицированных кадров, поможет «омолодить» его состав. Многие выпускники университетов по профильному направлению «государственное и муниципальное управление» говорят, что согласны соблюдать необходимые ограничения при прохождении муниципальной службы, если им будет дана гарантия на приобретение собственного жилья.


Также, еще одной возможностью привлечения является гарантированная дополнительная профессиональная подготовка, повышение квалификации и стажировка, при которой сохранится замещаемая должность и заработная плата. Эта гарантия существует для государственных гражданских служащих, но, опять же, не для муниципальных служащих.

К актуальным проблемам системы местного самоуправления в городах федерального значения можно отнести слабость гражданского общества, низкий уровень его социальной активности. Анализируя Мониторинг социального и экономического развития внутригородских муниципальных образований Москвы за последние три года, замечено значительное понижение показатель активности населения. Что показано в табл. 2.2.

Таблица 2.2

Показатели активности населения г. Москва

Показатели активности населения г. Москва,%

2016

2018

Средний удельный вес населения муниципального образования, принявшего участие в физкультурных, физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятиях муниципального образования

7,7%

3,8%

Средний удельный вес населения муниципального образования, принявшего участие в мероприятиях муниципального образования по военно-патриотическому воспитанию граждан

9,1%

5,3%

Средний удельный вес населения муниципального образования, принявшего участие в местных праздничных и иных зрелищных мероприятиях муниципального образования

33,6%

25,6%

Низкая правовая культура населения и дефицит знаний о работе местного самоуправления, является последствием низкой социальной активности населения. Согласно результатам исследований Фонда общественного мнения, почти две трети россиян (60%) убеждены, что «в последние годы правовая культура в нашей стране находится в упадке».

В соответствии с Федеральным законом от 02.03.2007 N 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» [3] наличие высокого уровня квалификации входит в число основополагающих принципов муниципального служащего. Однако соблюдение этого требования исходит из инициативы самого муниципального служащего. К сожалению, на сегодняшний день в государственной и муниципальной службе наблюдается острая нехватка квалифицированных специалистов. Проблема дефицита кадров заключается в отсутствии грамотных и профессиональных специалистов и руководителей. О том, что современная муниципальная службы нуждаются в росте уровня профессионализма ее кадрового состава, говорят многочисленные исследования. Так, результаты опроса среди руководителей и заместителей руководителей подразделений органов государственной и муниципальной службы, а также кадровых служб, показывает потребность в дополнительном профессиональном образовании 60 % госслужащих. Кроме того, респонденты с высокой самооценкой собственного профессионального уровня испытывают не меньшую потребность в дополнительном образовании, чем служащие, менее уверенные в своем профессионализме. Основными причинами этой сложившейся проблемы являются трудоустройство работников, не имеющих образования по профилю; недостаточное желание и мотивация к работе; неудовлетворенность заработной платой; отсутствие внимания к формированию резерва кадров. Подтверждает данную ситуацию отчеты о проверках, проведенных Контрольно-счетной палатой. В ходе ежегодных проверок было выявлено большое количество нарушений органами местного самоуправления бюджетного законодательства [12, c.47].


Данная информация позволяет сделать вывод о наличии различных проблем осуществления местного самоуправления в городе СПб. Невероятно слаба поддержка местного самоуправления со стороны общественных организаций и населения в целом, что приводит к незнанию полномочий муниципальных советов и характере его деятельности, как результат низкий уровень правовой грамотности населения. Низкий уровень квалификации сотрудников, а также, в некоторых случаях, нехватка количества работников местной администрации, останавливает развитие системы местного самоуправления в городе Москва.

Поэтому для решения данных проблем, необходимо развернуть широкую и планомерную работу по просвещению и обучению граждан навыкам и приемам жизни в условиях самоуправления, основам правовой и политической культуры. Одновременно надо активизировать работу по аттестации сотрудников системы местного самоуправления и предоставления необходимого дополнительного образования. А также предлагаем рассмотреть возможность формирования численности внутригородской местной администрации одновременно от количества проживающих в муниципальном образовании, и полномочий местного самоуправления.

Делая выводы, отметим, что к проблемам органов местного самоуправления в г. Москве можно отнести низкий уровень социальной активности общества, слабость гражданского общества. Данные проблемы связаны с тем, что наша страна долгое время находилась в условиях сменяющихся тоталитарных режимов, что не позволило общество выработать самоуправленческие и демократические традиции. С недавних пор, люди стали осваивать новые инструменты выражения своей гражданской позиции, интернет стал доступен каждому, появляется множество новых ресурсов и порталов для выявления проблем и потребностей общества. Деятельность внутригородских муниципальных образований Москвы должна быть направлена на укрепление взаимодействия в различных областях: в сфере нормотворчества, в сфере экономики и финансов, кадрового обеспечения местного самоуправления, культуры и спорта. Приоритетным направлением должна стать совместная деятельность в сфере экономики и финансов. Важнейшей задачей становится обеспечение самодостаточности местных бюджетов с целью уменьшения дотационных муниципальных образований.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подводя итог проведенному исследованию, можно сформулировать следующие основные выводы и положения.


История становления местного самоуправления в России весьма циклична. Это проявлялось сначала в обособлении местной власти, построении ее независимости от государственной воли, затем в тенденции укрепления и централизации государства.

Местное самоуправление представляет собой многогранное и многофункциональное социально-правовое явление, полноценное воплощение которого в жизнь предполагает разработку научной концепции муниципальной власти и программу ее практической реализации. Основными направлениями в совершенствовании этого института являются нормативно-правовое определение его функционального назначения через закрепление цели, задач и функций, реализацию мероприятий по повышению уровня политико-правовой культуры как самого населения, так и представителей органов государственной власти, укреплению общественного доверия к властным структурам.

Цель местного самоуправления видится в создании необходимых благоприятных условий комплексного устойчивого развития муниципального образования с учетом исторических, национально-культурных и иных традиций на основе согласования интересов населения муниципального образования с общегосударственными интересами.

Задачами местного самоуправления являются: децентрализацию государственной власти; развитие демократических основ российского государства и общества; обеспечение согласования интересов населения муниципального образования с интересами общегосударственного характера; обеспечение устойчивого комплексного социально-экономического развития муниципального образования; участие в защите прав и свобод человека и гражданина в пределах муниципального образования; содействие формированию гражданского общества.

Система органов местного самоуправления г. Москвы – это совокупность местных сообществ жителей, внутригородских муниципальных образований, их внутренних субъектов и институтов, взаимодействующих между собой в процессе отправления самоуправленческих функций. В итоге местное самоуправление представляет собой необходимое условие развития демократии.

Местное самоуправление в Москве осуществляется в границах внутригородских муниципальных образований. На сегодняшний день в Москве 125 районов и 21 поселение. Каждое муниципальное образование имеет свой выборный орган местного самоуправления, устав, определяющий его деятельность, муниципальную собственность и местный бюджет. Также вправе иметь собственную символику (гимн, эмблему, флаг и др).


На протяжении последних двух лет в Московской области расширялись компетенции муниципальных образований через создание городских округов. В г. Москве расширение компетенции муниципальных органов подменяется переориентацией их с решения вопросов местного значения на исполнение переданных государственных полномочий, реализуемых под непосредственным контролем госорганов, а вот сужение собственной компетенции муниципальных округов достигло, на наш взгляд, предела. Достаточно сказать, что численность администраций муниципальных округов зачастую не превышает 5 человек, а в некоторых округах администрации заменены на аппараты Советов депутатов, что не выдерживает никакой критики.

К проблемам органов местного самоуправления в г. Москве можно отнести низкий уровень социальной активности общества, слабость гражданского общества. Данные проблемы связаны с тем, что наша страна долгое время находилась в условиях сменяющихся тоталитарных режимов, что не позволило общество выработать самоуправленческие и демократические традиции. С недавних пор, люди стали осваивать новые инструменты выражения своей гражданской позиции, интернет стал доступен каждому, появляется множество новых ресурсов и порталов для выявления проблем и потребностей общества. Деятельность внутригородских муниципальных образований Москвы должна быть направлена на укрепление взаимодействия в различных областях: в сфере нормотворчества, в сфере экономики и финансов, кадрового обеспечения местного самоуправления, культуры и спорта. Приоритетным направлением должна стать совместная деятельность в сфере экономики и финансов. Важнейшей задачей становится обеспечение самодостаточности местных бюджетов с целью уменьшения дотационных муниципальных образований.

Сегодня во всех крупнейших мегаполисах мира совершенствование взаимодействия органов государственной власти и местного самоуправления является необходимым условием и важнейшим направлением работы в городах федерального значения, требующим совместных усилий. Однако, следует избежать перерождения местного самоуправления в государственное и потери внутреннего содержания данного института публичной власти.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008, № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. – 2014. - № 30.
  2. Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 30.10.2017) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ. – 2003. - N 40. - ст. 3822.
  3. Федеральный закон от 02.03.2007 N 25-ФЗ (ред. от 27.12.2018) "О муниципальной службе в Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ. – 2007. - N 10. - ст. 1152.
  4. Закон города Москвы от 06.11.2002 № 56 «Об организации местного самоуправления в городе Москве». (ред. от 29.11.2017) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://clck.ru/D7ZeM (дата обращения: 06.07.2019).
  5. Закон города Москвы от 11.07.2012 № 39 «О наделении органов местного самоуправления муниципальных округов в городе Москве отдельными полномочиями города Москвы» (ред. от 27.01.2016) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://clck.ru/D7Zeu (дата обращения: 06.07.2019).
  6. Соглашение между Правительством Москвы и Правительством Московской области о стратегическом развитии Московского региона [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/556608352 (дата обращения: 06.07.2019).
  7. Алексеев А.П. О функциональном назначении местного самоуправления в современных условиях // Вестник Волгоградской академии МВД России. - 2018. - № 3 (46). - С. 36-44.
  8. Анисимов А.А. О развитии местного самоуправления в г. Москве // В сборнике: Актуальные вопросы экономики и управления Сборник статей I Международной студенческой научно-практической конференции. - 2018. - С. 93-96.
  9. Бостанджиев К.Г. К вопросу о государственном контроле в сфере местного самоуправления // Эпомен. – 2019. – С.50-55.
  10. Выступление Президента РФ // URL: http : // http://www.kremlin.ru (дата обращения: 23.07.2019).
  11. Гвоздецкий Д.С. Теоретические основы местного самоуправления в г. Москве // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. - 2018. - № 5. - С. 31-35.
  12. Данько А.А. Проблемы становления местного самоуправления в городе федерального значения Москве // Конституционное и муниципальное право. - 2018. - № 3. - С. 45-48.
  13. Камилова Д.В. Конституционно-правовая природа местного самоуправления современной России // Закон и право. - 2019. - №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/konstitutsionno-pravovaya-priroda-mestnogo-samoupravleniya-sovremennoy-rossii (дата обращения: 23.07.2019).
  14. Кирика Д.В., Завадская И.М. История становления органов местного самоуправления как субъектов административно-правовых отношений // Актуальные научные исследования в современном мире. - 2018. - № 3-8 (35). - С. 54-63.
  15. Кириллова А.М. История становления полномочий органов местного самоуправления в России // В сборнике: Новое слово в науке: стратегии развития Сборник материалов IV Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. - 2018. - С. 23-24.
  16. Ключникова Т.Н. Перспективы развития местного самоуправления в оценках практиков // Уральский научный вестник. - 2018. Т. 1. - № -1 (166). - С. 66-69.
  17. Кольжанов И.В., Сидорова Е.И. История местного самоуправления в России // В сборнике: Полиция России: от истоков к современности сборник статей (к 300-летию российской полиции). Орловский юридический институт Министерства внутренних дел Российской Федерации имени В.В. Лукьянова. - Орёл, 2018. - С. 76-80.
  18. Кочнева С.А. Местное самоуправление в Российской Федерации // В сборнике: Актуальные проблемы юриспруденции Сборник статей по материалам III международной научно-практической конференции. - 2017. - С. 42-45.
  19. Маркова Г.И. Роль местного самоуправления в истории России // сборник статей XXI Международной научно-практической конференции. - Пенза, 2019. – С.118-120.
  20. Правовые модели и реальность: моногр. / О.А. Акопян [и др.]; отв. ред. Ю. А. Тихомиров, Е. Е. Рафалюк, Н. И. Хлуденева. - М.: Ин-т законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации: ИНФРА-М, 2016. – С.177.
  21. Сысоева Е.А., Костюкова Е.А. Анализ базовых задач системы местного самоуправления // Системные технологии. - 2018. - № 1 (26). - С. 103-107.
  22. Хмельченко Е. Г. Проблемы и перспективы развития местного самоуправления в городах федерального значения: Москве и Санкт-Петербурге // Вестник университета (Государственный университет управления). - 2017. - № 3. - С. 204-209.
  23. Шаповалова Я.С. История становления органов местного самоуправления в России // В сборнике: Право и современное общество: ценности, развитие и проблемы сборник научных трудов по материалам I Международной научно-практической конференции. НОО «Профессиональная наука». - 2017. - С. 42-46.
  24. Шлыков В.И. Проблемы развития местного самоуправления в России // В сборнике: Актуальные вопросы местного самоуправления в Российской Федерации Сборник научных статей по итогам I Всероссийской научно-практической конференции, посвященной Дню местного самоуправления. Ответственный редактор Р.М. Усманова. - 2018. - С. 186-190.