Добавлен: 23.04.2023
Просмотров: 136
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические аспекты управления запасами торгового предприятия
1.1. Классификации и функции запасов предприятия
1.2. Методы управления запасами предприятия
2. Управление материальными запасами в ООО «Альянс»
2.1. Характеристика деятельности предприятия
2.2 Анализ финансового состояния предприятия
2.3. Анализ запасов предприятия
3. Мероприятия по совершенствованию системы управления материальными запасами для ООО «Альянс»
3.1 Рекомендации по оптимизации размеров товарных запасов и ассортимента предприятия
ВВЕДЕНИЕ
Как известно, одной из инвестиций в активы предприятия являются запасы. Ели предприятие занимается торговлей (розничной или оптовой), то сумма этих инвестиций, как правило, составляет наибольший вес в оборотные активы. Современные экономические условия делают рынки все более конкурентными, а товаров на них становится все больше, и они имеют доступные цены. В то же время, когда предложение превышает спрос на рынке, потребители привыкают к высокому уровню доступности товаров, к хорошему обслуживанию и широкому ассортиментному ряду, а значит и все продавцы на рынке стремятся наиболее полно удовлетворить потребности рыночных сегментов. Как правило, у производственных предприятий, сумма запасов в денежном выражении составляет не более 15-25% от всех активов, а вот у розничных и оптовых продавцов, эта сумма превышает 50%. Поэтому и управление запасами здесь приобретает наиглавнейшую роль.
Так как у розничных и оптовых продавцов существенная доля оборотных активов представлена запасами, то их уровень должен быть нормальным, так как их избыток может очень сильно отразиться на финансовом состоянии предприятия, в то же время и их недостаток может значительно снизить сумму прибыли. При избытке запасов предприятие увеличивает себестоимость за счет затрат на хранение, налогов, страховок, арендных платежей (если склад арендуется), а значит и прибыль сократиться.
При недостаточном уровне запасов предприятие будет терять прибыль из-за сокращения выручки, так как не сможет удовлетворить все потребности своих покупателей.
Актуальность темы курсовой работы заключается в том, что эффективное управление запасами отражается как на финансовом состоянии предприятия, так и на взаимоотношениях с покупателями.
Цель работы – исследовать практические методы управления запасами торговых предприятий, провести анализ запасов ООО «Альянс» с дальнейшей разработкой мероприятий по совершенствованию управления запасами данного предприятия.
Для достижения цели работы поставлены следующие задачи:
- Рассмотреть теоретические основы управления запасами на предприятии и методику анализа запасов.
- Проанализировать финансовое состояние ООО «Альянс» и оценить степень влияние на него уровня запасов.
- Провести детальный анализ запасов предприятия.
- Разработать предложения по совершенствованию механизма управления запасами в ООО «Альянс».
Объект исследования - торговое предприятие общество с ограниченной ответственностью «Альянс» (ООО «Альянс»).
Предметом исследования является процесс управления запасами торговой организации.
Информационной базой работы послужили труды экономистов и практиков в области экономической теории, управления запасами, маркетинга, логистики, финансов. Среди них такие отечественные авторы как: Аникин Б.А., Тяпухин А.П., Володина М.В., и др.
Практическая часть работы выполнена на основании данных бухгалтерской отчетности ООО «Альянс» за 2015-2016 г.г. и управленческой отчетности организации.
Прикладное значение работы заключается в том, что в работе на конкретном практическом примере показан процесс анализа запасов торгового предприятия и их связи с показателями его финансовой деятельности, а также разработаны конкретные рекомендации по повышению эффективности управления запасами в исследуемой организации.
1. Теоретические аспекты управления запасами торгового предприятия
1.1. Классификации и функции запасов предприятия
Согласно классификации, представленной в Положении «Учет материально-производственных запасов» ПБУ 5/01, утвержденное Приказом Министерства финансов РФ от 9 июня 2001 г. № 44н, в качестве материально-производственных запасов принимаются активы [1]:
- используемые в качестве сырья, материалов и т.п. при производстве
продукции (предназначенной для продажи, выполнения работ, оказания услуг);
- предназначенные для продажи;
- используемые для управленческих нужд организации.
Готовая продукция является частью материально-производственных запасов, предназначенных для продажи (конечный результат производственного цикла, активы, законченные обработкой (комплектацией), технические и качественные характеристики которых соответствуют условиям договора или требованиям иных документов в случаях, установленных законодательством).
Товары являются частью материально-производственных запасов, приобретенных или полученных от других юридических или физических лиц, и предназначены для продажи [1].
Структура запасов, в соответствии с бухгалтерским балансом по международному стандарту, выглядит следующим образом:
1. Сырье (производственные запасы).
2. Незавершенное производство.
3. Готовая продукция и товары.
Производственные запасы. Этот элемент производства на промышленном предприятии включает в себя большую часть совокупного запаса товарно-материальных ценностей.
По натурально-вещественному составу производственные запасы подразделяются на следующие основные группы [4, с.110]:
- сырье и основные материалы - предметы, образующие материальную основу любого продукта;
- вспомогательные материалы - предметы, используемые для оказания воздействия на сырье и основные материалы, для придания продукции специфических свойств, а также для обслуживания орудий труда, ухода за ними и облегчения процесса производства;
- полуфабрикаты и комплектующие изделия - приобретенные материалы, подвергшиеся предварительной обработке и необходимые для процесса производства вместе с основными материалами и сырьем;
- возвратные отходы производства - остатки сырья и материалов, образовавшихся в процессе производства;
- топливо - технологическое и на хозяйственные нужды;
- тара и тарные материалы - предметы, используемые для упаковки, транспортировки и хранения продукции и всевозможных материалов;
- запасные части - предметы, служащие для замены и ремонта износившихся деталей двигателей, оборудования и т.п.;
- малоценные и быстроизнашивающиеся предметы.
Запасы незавершенного производства. Этот элемент включает ту продукцию, которая на момент анализа (оценки, расчета) находится на какой-либо стадии производственного процесса. В этот запас, следовательно, включаются не только товарно-материальные ценности, отпущенные в производство, но и определенное количество затраченного труда, потребленных энергоресурсов (электроэнергии, воды, пара и т.п.) и других элементов производственного процесса. Следует помнить, что к незавершенному производству относятся также остатки отдельных продуктов в аппаратуре, переданные в продукционные емкости, добытые и не выданные на поверхность полезные ископаемые[13].
Итак, в стоимостном выражении запасы незавершенного производства складываются из стоимости незаконченной продукции, полуфабрикатов собственного производства, а также готовых изделий, еще не принятых отделом технического контроля.
Запасы готовой продукции. Эта категория состоит из изделий, законченных производством, принятых отделом технического контроля и находящихся на складе готовой продукции. В отношении этих товаров затраты на материалы, заработную плату и другие издержки осуществлены в полном объеме. Такая готовая продукция некоторое время, необходимое для комплектации, упаковки, маркировки, накопления ее до необходимого размера партии поставки или для компенсации отклонений фактического спроса от прогнозируемого запаса (страхового запаса), находится на складе, а затем отгружается потребителю[4, с.112].
Далее рассмотрим классификацию запасов, согласно теории логистики.
На всем протяжении логистических цепей запасы присутствуют в том или ином виде.
Материальными запасами является находящаяся на разных стадиях производства и продвижения продукция.
Предмет изучения в логистике – не материальные ресурсы, а их перемещение в пространстве и во времени.
Можно рассматривать запас как материальный поток на конкретном временном интервале в ходе приложения к нему логистических операций.
Классификация запасов разделяется в логистике следующие группы [8, с.65]:
1. По месту в логистическом канале продукции (материальные ресурсы, незавершенное производство, готовая продукция, тара и возвращаемые отходы).
2. По отношению к логистическим операциям.
Материальные ресурсы, находящиеся в логистических каналах от поставщиков до товаропроизводителей, являются запасами в снабжении, которые предназначены для обеспечения производственного процесса.
Запасы сырья, материалов, комплектующих изделий, тары являются производственными запасами. Производственные запасы делятся на текущие, страховые, подготовительные, сезонные, неликвидные. В натуральных и стоимостных единицах измерения учитываются производственные запасы.
На размер производственных запасов оказывают влияние: потребность предприятий-потребителей в материальных ресурсах, схематичность приема материалов в производство или непрерывность его расходования, складские особенности, транспортировка, сезонность производства и потребления.
Запасы готовой продукции, транспортные запасы, хранящиеся на складах готовой продукции фирмы-производителя, специализированные для удовлетворения спроса в ходе продажи, являются сбытовыми запасами. Они подразделяются на текущие, страховые, сезонные, а также запасы продвижения.
Сбытовые товарные запасы подвергаются анализу, планируются и учитываются в стоимостных и относительных показателях и могут рассматриваться как в начале, так и в конце периода.
Сумма товарных, производственных, транспортных запасов, незаконченного производства является совокупными запасами.
Запасы материальных ресурсов, незаконченного производства или готовой продукции, находящиеся в процессе транспортировки от одного элемента к другому, являются транспортными запасами. Масштабы транспортных запасов обусловливаются расстоянием, на которое перемещаются грузы, параметром звенности товародвижения в процессе обращения, отраслевой и региональной специализацией, временем пребывания товара в пути и нормативами сроков доставки грузов.
Специфический складской запас, формирующийся без логистической операции хранения, является грузопереработкой.
3. По функциональному назначению. Это текущие запасы, которые являются основной частью производственных и товарных запасов, нужных для обеспечения беспрерывности хода производства или сбыта между двумя поставками. Они, как правило, рассчитываются из интервала поставки.
Страховой запас предназначен для сокращения денежных рисков, объединенных с непредвиденными колебаниями спроса на готовую продукцию, невыполнением договорных обещаний по поставкам материального сырья, срывами в производственно-технологических циклах и иными непредусмотренными обстоятельствами, если потребность временно не может быть удовлетворена обычным путем.
В целях зашиты от возможного повышения цен, создаются спекулятивные запасы [7,с.81].
Подготовительный запас. Это часть производственного запаса, специализированная для подготовки материального сырья готовой к производственному или личному потреблению продукции, которая формируется в ходе приемки, оформления товара, погрузо-разгрузочных работ, добавочной подготовки к потреблению.
Размер подготовительных запасов зависит от продолжительности времени, нужного для осуществления логистических операций по подготовке материальных ресурсов к потреблению, а также от масштаба их среднесуточного потребления.
Сезонные запасы. Это запасы материальных ресурсов и готовой продукции, формируемые и поддерживаемые при определенно выраженных сезонных колебаниях спроса или характера производства, транспортировки.
Они обеспечивают хорошее функционирование предприятий на время сезонного перерыва в производстве, потреблении и транспортировке.
Размер сезонного запаса обусловливается как произведение размера среднесуточного использования определенного вида материального ресурса или уже готовой продукции на время перерыва в поступлении или потреблении.
Запасы продвижения готовой продукции складываются и поддерживаются в распределительных каналах для быстрой реакции на проводимую предприятием маркетинговую политику движения товара на рынок.
Эти запасы должны удовлетворять возможное резкое увеличение спроса на готовую продукцию фирмы.
Неликвидные запасы. Это нереализованные в течение длительного периода времени товары. Появляются из-за ухудшения качества товара во время хранения, его морального устаревания, истечения срока хранения.