Добавлен: 23.04.2023
Просмотров: 148
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические аспекты управления запасами торгового предприятия
1.1. Классификации и функции запасов предприятия
1.2. Методы управления запасами предприятия
2. Управление материальными запасами в ООО «Альянс»
2.1. Характеристика деятельности предприятия
2.2 Анализ финансового состояния предприятия
2.3. Анализ запасов предприятия
3. Мероприятия по совершенствованию системы управления материальными запасами для ООО «Альянс»
3.1 Рекомендации по оптимизации размеров товарных запасов и ассортимента предприятия
1.Коэффициент оборачиваемости запасов рассчитывается как отношение себестоимости к средней величине запасов. Оборачиваемость запасов показывает, сколько раз за анализируемый период предприятие использовало средний имеющийся остаток запасов. Для ООО «Альянс» данный показатель равен:
2015г. = 39058 / 7952 = 4,91.
2016г. 46504 / ((7952+15877) / 2) = 46504 / 11914,5 = 3,90.
Скорость товарооборота или товарооборачиваемость рассчитывается как отношение количества дней в периоде к коэффициенту оборачиваемости товаров.
Для ООО «Альянс» данный показатель равен:
2015г. = 365 / 4,91 = 74,34 дней.
2016г. = 365 / 3,9 = 93,59 дней.
Для анализа рассчитанных данных составим таблицу 10.
Таблица 10
Анализ влияния размера запасов
на финансовое состояние ООО «Альянс»
Показатель |
2015 год |
2016 год |
Изменение, (+,-) |
1 |
2 |
3 |
4 |
1. Коэффициент оборачиваемости запасов |
4,91 |
3,90 |
-1,01 |
2. Скорость товарооборота |
74,34 |
93,59 |
19,25 |
Как видно из данных таблицы 10, коэффициент оборачиваемости запасов ООО «Альянс» за 2016 год снизился на 1,01 оборота.
Данный показатель характеризует качество запасов и эффективность управления ими, позволяет выявить остатки неиспользуемых, устаревших или некондиционных запасов. Важность показателя связна с тем, что прибыль возникает при каждом «обороте» запасов (т.е. использовании в производстве, операционном цикле).
Уменьшение числа оборотов характеризуется как отрицательный фактор.
Скорость товарооборота также замедлилась по сравнению с 2015 годом на 19,25 дня и составила в 2016 году 93,59 дня. Это говорит о том, что в 2016 году запасы предприятия успели обернуться почти 4 раза (3,9), то есть полностью товарные остатки были распроданы в 2016 году в среднем 4 раза и каждый период длился 94 (93,59) дня.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что в 2016 году предприятие не очень продуманно наращивало товарные остатки, видимо, для увеличения и поддержания ассортимента, тем самым ухудшая свое финансовое состояние, поскольку данные маневр требует значительного увеличения финансирования текущей деятельности.
Подводя итог второй главе можно сделать следующие выводы:
1. Анализ баланса ООО «Альянс» показал, что активы предприятия за 2016 год выросли почти в два раза, с 11740 тыс. руб. до 23 929 тыс. руб. Однако, анализ ликвидности и платежеспособности показал, что у предприятия существуют проблемы: основные коэффициенты не соответствуют нормативным значениям, а значит существуют проблемы с платежеспособностью. Но, все же предприятие рентабельно и приносит прибыль.
2. Анализ запасов ООО «Альянс» показал их нормальную структуру для торгового предприятия, однако их увеличение за 2016 год почти в два раза неблагоприятно сказывается на финансовом здоровье предприятия, поэтому далее будут предложены мероприятия по оптимизации размеров запасов для ООО «Альянс».
3. Мероприятия по совершенствованию системы управления материальными запасами для ООО «Альянс»
3.1 Рекомендации по оптимизации размеров товарных запасов и ассортимента предприятия
Для оптимизации запасов ООО «Альянс» воспользуемся ABC-анализом, подробно рассмотренным в первой главе настоящей работы. Согласно данной методике, сначала проводят анализ выручки по группам товаров.
Как показал проведенный анализ, ассортимент ООО «Альянс» подразделен на укрупненные товарные группы:
1. «Сварочное оборудование». В нее входят:
- сварочные аппараты,
- аппараты для точечной сварки;
- газосварочное оборудование
-сварочные генераторы
-сварочные трансформаторы, выпрямители.
2. «Сварочные материалы». В нее входят:
- сварочные электроды;
-сварочная проволока.
-сварочные прутки
-флюсы.
3. «Кабели и провода». В нее входят:
-кабель медный;
-кабель алюминиевый;
-провод установочный.
-провод гибкий.
4. «Материалы для пайки». В нее входят:
-припои специальные оловянные;
-припои оловянно-свинцовые;
-припои высокотехнологичные.
-анод, бабит, канифоль, жир.
Наибольшим спросом пользуется группа товаров «сварочное оборудование». Выручка от продаж товаров данной группы увеличилась в 2016 году по сравнению с 2015 годом на 11068 тыс. руб., также возросла и ее доля в общей выручки от продаж с 69,5% до 72,4%.
На втором месте по объему выручки от продаж находятся группа «кабели и провода». За 2016 год товаров данной группы было продано на сумму 8799 тыс. руб., что на 674 тыс. руб. меньше, чем в 2015 году. Также сократилась и их доля в общей выручке на 4,8% и составила 13,6%.
Третье место по объему выручке от продаж занимают «сварочные материалы». В 2016 году их было продано на сумму 7701 тыс. руб., что на 1883 тыс. руб. больше, чем в 2015 году. И доля от их продаж так же увеличилась на 0,6% и составила 11,9% от всей выручки 2016 года.
«Материалы для пайки» считаются группой сопутствующих товаров, за 2016 год их было продано на сумму 1359 тыс. руб., что на 947 тыс. руб. больше, чем в 2015 году. Их доля в общей выручке за 2016 год выросла на 1,3% и составила 2,1%.
Таким образом, по данным проведенного анализа, выручки от продаж ООО «Альянс» запасы можно разделить на следующие группы:
-на первом месте по объему продаж – «сварочное оборудование».
-на втором месте – «кабели и провода».
-на третьем месте – «сварочные материалы».
-на четвертом – «материалы для пайки».
На основании рассчитанных данных проведем АВС-анализ.
Для ранжирования групп составим таблицу 11.
Таблица 11
ABC – анализ групп товарных запасов ООО «Альянс» по выручке
Ассортиментная группа |
2016 г., тыс. руб. |
Доля в выручке |
Группа |
1 |
2 |
3 |
4 |
1. Сварочное оборудование |
46847 |
72,4 |
А |
2. Сварочные материалы |
7701 |
11,9 |
В |
3. Кабели и провода |
8799 |
13,6 |
В |
4. Материалы для пайки |
1359 |
2,1 |
C |
Итого |
64706 |
100% |
- |
Как видно из данных таблицы 11:
- к группе «А» отнесена группа товаров «сварочное оборудование»,
- к группе «В» – отнесены «сварочные материалы» и «кабели и провода»,
-к группе «С» – «материалы для пайки».
Теперь сопоставим долю данных групп товаров в запасах ООО «Альянс» с рекомендованными (таблица 12). Данные для составления таблицы возьмем из таблицы 9 параграфа 2.3.
Таблица 12
Определение оптимального количества запасов
групп «А», «В» и «С» ООО «Альянс»
Группа |
Наименование товарной группы |
Доля в запасах, % |
Рекомндованное количество, % |
Излишек (+), недостаток (-) |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
А |
Сварочное оборудование |
72,4 |
80 |
-7,4 |
В |
Сварочные материалы |
11,9 |
7,5 |
+4,4 |
В |
Кабели и провода |
13,6 |
7,5 |
+6,1 |
C |
Материалы для пайки |
2,1 |
5,0 |
-2,9 |
Так как по итогам анализа выручки, у предприятия выявлено две группы товаров, относящихся к категории «В», то норма каждой группы будет 7,5% (15/2).
Как видно из данных таблицы 12, структура запасов ООО «Альянс» необходимо подвергнуть корректировки, так как наблюдается нехватка запасов группы «А» и «С» и излишек запасов группы «В». Из-за разбалансированности структуры запасов предприятие недополучает прибыль и имеет проблемы с платёжеспособностью.
По итогам проведенного АВС-анализа руководству ООО «Альянс» можно рекомендовать для оптимизации объемов запасов следующее:
-на 4,4% снизить долю в запасах товарной группы «сварочные материалы»,
-на 6,1% снизить долю в запасах товарной группы «кабели и провода»;
-увеличить доли товарных групп «сварочное оборудование», «бумажная продукция» и «материалы для пайки» на 7,4 % и 2,9 % соответственно.
Также следует отметить, что группа товаров «материалы для пайки» хотя и не составляет существенную долю запасов предприятия, но является очень важной для поддержания ассортимента. Покупатели, заказывая сварочное оборудование, хотят сразу же приобрести и сопутствующие товары, а их отсутствие может спровоцировать отток покупателей к конкурентам, у которых имеется полный ассортиментный ряд. Поэтому данную группу товаров так же надо держать под контролем.
Так как процесс проведения АВС-анализа довольно сложен и проводить его ежедневно – это трудоемкая работа, тем более при номенклатуре товара более 12000, далее рассмотрим возможность автоматизации данного процесса.
3.2 Автоматизация управления запасами на предприятии
Процесс проведения АВС - анализа не является трудоемким только, когда запасы разбивают на большие товарные группы.
А как же быть, если ассортимент насчитывает тысячи позиций номенклатуры? Для этого на сегодняшний день существует множество программных продуктов, помогающих быстро и качественно провести АВС – анализ и держать на постоянном контроле процесс управления запасами.
На сегодняшний день на рынке существует множество программных продуктов, имеющих свои плюсы и минусы по функционалу, а также различную стоимость, в функциональные возможности которых включен АВС – анализ.
Самым доступными являются инструменты «Excel» для управления запасами - доступные для свободного скачивания файлы с решением задач, возникающих при управлении запасами. Также можно отметить такие системы как: Система «BUY©ER», Система управления запасами на «Access», «Логистик Эксперт», «СППР» - Система Поддержки Принятия Решений при управлении товарными запасами, закупками и снабжением в торговых и производственных компаниях, «SCM»: Планирование закупок - специализированный модуль 1С для стандартной конфигурации, «СРАЗУ» - Система Расчёта Автоматизированного Заказа с Уровнем удовлетворения спроса остатками, «Simple» - интегрированная в 1С программа для тотальной оптимизации закупок в розничные точки продаж и другие.
Проведя анализ существующего на сегодняшний день на рынке программного обеспечения, руководству ООО «Альянс» можно рекомендовать приобретение программы «KonSi Assortment Optimization»[19]. Так как с ее помощью можно более рационально управлять не только запасами, но и контролировать объемы продаж и это идеальный программный продукт по соотношению цена-функциональность.
Стоимость сетевой версии на 10 компьютеров 86 700 рублей. Диалоговые окна программы представлено на рис. 12. Данный программный продукт применяется для определения оптимального списка товаров в ассортименте компании для получения высоких результатов от торговли, а также для планирования закупок c учетом оборачиваемости и финансовой отдачи товаров и товарных групп.
Рисунок 2. Диалоговые окна программа
«KonSi Assortment Optimization»
На вход программы подаются данные о движении товаров за изучаемый период времени. Данные предоставляются в количественном и стоимостном выражении. Указывается остаток товаров на начало и конец периода, приход и продажи товаров. Для каждого товара можно указать его принадлежность к различным товарным сегментам (товарным группам).
Допускается привлекать различные числовые показатели, которые описывают условия продаж и поставки товаров, например, число клиентов покупающих товар, или ожидаемое время поставки товара, или число конкурентов, у которых данный товар есть в продаже. На основе вычисленных финансовых показателей о продажах товаров за период времени поддерживается процедура оценки объемов закупки товаров на следующий период.
Режим «Что если»- «What – if» позволяет оценить объем закупки и продаж товаров при ожидаемом коэффициенте оборачиваемости в следующем периоде времени.
Проектирование ассортиментной матрицы поддерживается на основе
разработки различных способов сегментирования товаров. Допускается выделение товарных сегментов на основе текстовых признаков - бренды, поставщики, страны, товарных группы, и т.д. Большое значение для оптимального формирования ассортимента имеет возможность разделения изучаемого ассортимента по диапазонам числовых значений анализируемых показателей. Можно выделить группы товаров по доходности, торговой наценке, оборачиваемости, ценовых диапазоном и т.д.