Файл: Управление запасами.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.04.2023

Просмотров: 134

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Группа А - незначительное число объектов с высоким уровнем удельного веса по выбранному показателю.

Группа В - среднее число объектов со средним уровнем удельного веса по выбранному показателю.

Группа С - большое число объектов с незначительной величиной удельного веса по выбранному показателю.

Такой способ категорирования подсказывает, что нужно вести пристальный контроль за дорогостоящими запасами класса A, можно слабее отслеживать состояние объектов в классе B и меньше всего заботиться о классе C.

Смысл XYZ-анализа в изучении стабильности продаж, изучение отклонений, скачков, нестабильности сбыта продукции.

Цель XYZ-анализа – дифференциация товаров (номенклатуры) по группам в зависимости от равномерности спроса и точности прогнозирования.

В категорию X включают товары со стабильными продажами.

Для группы Y допускаются более значительные отклонения.

В категории Z оказываются товары, продажи которых точно прогнозировать невозможно, слишком велики колебания.

Чем меньше разница между реальной продажей за единицу периода (например, за неделю) и средним арифметическим продаж за весь период (например, за квартал), тем более предсказуемы продажи товара в последующий период.

Или можно выделить такую градацию: номенклатурные позиции (по западной терминологии, SKU – stock keeping unit) со значением коэффициента вариации от 0 до 10% попадают в категорию X, от 10 до 25% – в категорию Y, остальные – в категорию Z.

ABC-XYZ-анализ позволяет разбить данные по продажам на 9 групп в зависимости от вклада в выручку компании (АВС) и регулярности покупок (XYZ). Такая классификация упрощает работу при планировании и формировании ассортимента (таблица 1).

Внедрение данного метода способствует сокращению количества упущенных продаж, уменьшению излишек товаров, минимизации суммарных затрат, связанных с запасами [12].

Таблица 1

Распределение групп запасов по интегрированному ABC(XYZ)-анализу

Группа

Х

У

Z

А

Товары групп АХ и ВХ отличаются высоким товарооборотом и стабильностью. Необходимо обеспечить их постоянное наличие, но для этого не нужно создавать избыточный страховой запас. Расход товаров этих групп стабилен и хорошо прогнозируется

Товары групп АУ и ВУ при высоком товарообороте имеют недостаточную стабильность расхода и, как следствие чтобы обеспечить постоянное наличие, нужно увеличить страховой запас.

Товары групп AZ и BZ при высоком товарообороте отличаются низкой прогнозируемостью расхода. Попытка обеспечить гарантированное наличие всех товаров данных групп только за счет избыточного страхового товарного запаса приведет к тому, что средний товарный запас предприятия значительно увеличится. По этим группам следует пересмотреть систему заказов.

В

С

Для товаров группы СХ можно использовать систему заказов с постоянной периодичностью и снизить страховой товарный запас

По товарам группы СУ можно использовать систему заказов с постоянной суммой (объемом) заказа, но при этом формировать страховой запас исходя из имеющихся у предприятия финансовых возможностях

В группу товаров CZ попадают все новые товары, товары непостоянного спроса, поставляемые под заказ и т.п. Часть из них можно безболезненно выводить из ассортимента, а другую часть нужно регулярно контролировать, так как именно из товаров этой группы возникают неликвидные или труднореализуемые запасы из-за которых предприятие несет потери.


Товары групп А и В обеспечивают основной товарооборот компании. Поэтому необходимо обеспечивать постоянное их наличие. Общепринятой является практика, когда по товарам группы А создается избыточный страховой запас, а по товарам группы В - достаточный.

Использование XYZ-анализа позволяет точнее настроить систему управления товарными ресурсами и за счет этого снизить суммарный товарный запас.

Товары группы АХ и ВХ отличает высокий товарооборот и стабильность. Необходимо обеспечить постоянное наличие товара, но для этого не нужно создавать избыточный страховой запас. Расход товаров этой группы стабилен и хорошо прогнозируется.

Товары группы AY и BY при высоком товарообороте имеют недостаточную стабильность расхода, и, как следствие, для того чтобы обеспечить постоянное наличие, нужно увеличить страховой запас.

Товары группы AZ и BZ при высоком товарообороте отличаются низкой прогнозируемостью расхода. Попытка обеспечить гарантированное наличие по всем товарам данной группы только за счет избыточного страхового товарного запаса приведет к тому, что средний товарный запас компании значительно увеличиться. По товарам данной группы следует пересмотреть систему заказов. Часть товаров нужно перевести на систему заказов с постоянной суммой (объемом) заказа, по части товаров необходимо обеспечить более частые поставки, выбрать поставщиков, расположенных близко к вашему складу (и снизить тем самым сумму страхового товарного запаса), повысить периодичность контроля, поручить работу с данной группой товаров самому опытному менеджеру компании и т. п.

Товары группы С составляют до 80% ассортимента компании. Применение XYZ-анализа позволяет сильно сократить время, которое менеджер тратит на управление и контроль над товарами данной группы. По товарам группы СХ можно использовать систему заказов с постоянной периодичностью и снизить страховой товарный запас. По товарам группы CY можно перейти на систему с постоянной суммой (объемом) заказа, но при этом формировать страховой запас, исходя из имеющихся у компании финансовых возможностей. В группу товаров CZ попадают все новые товары, товары спонтанного спроса, поставляемые под заказ и т. п. Часть этих товаров можно безболезненно выводить из ассортимента, а другую часть нужно регулярно контролировать, так как именно из товаров этой группы возникают неликвидные или труднореализуемые товарные запасы, от которых компания несет потери. Выводить из ассортимента необходимо остатки товаров, взятых под заказ или уже не выпускающихся, то есть товаров, обычно относящихся к категории стоков.


Достоинствами этих методов являются: простота, наглядность и точность что позволяет правильно выявить основные проблемы для их эффективного разрешения. Также такого рода анализ может быть довольно легко автоматизирован [12].

Используя XYZ-анализ, надо помнить о нескольких существенных ограничениях. Прежде всего, требование к объему используемых данных. Чем их больше, тем надежнее окажутся полученные результаты. Число исследуемых периодов должно быть не менее трех.

Не удастся применить статистические методы в случае динамично меняющейся ситуации, например, при выводе на рынок нового товара (аналогами которого компания до сих пор не торговала) или однократного приобретения каких-то товарных позиций.

Когда количество продаж новинки еженедельно растет, XYZ-анализ ничего не даст, товар неизбежно попадет в «нестабильную» группу Z.

Также XYZ лишен смысла и для предприятий или компаний, работающих под заказ, подобные прогнозы им просто не нужны.

Периодичность анализа - дело для каждой компании сугубо индивидуальное. Но желательно проводить их минимум раз в сезон. Весьма серьезно на результат расчетов может влиять сезонность.

Кроме того, существуют целые сегменты рынка, где применение XYZ-анализа будет, совершенно бесполезно(продажа карт экспресс-оплаты).

Товарные запасы - результат действия множества факторов. Запас на складе может существенно зависеть от установленной периодичности поставок, от размера минимальной или максимальной партии, обеспечиваемой поставщиком, от наличия складских площадей. Часто следует еще выяснить, каким образом товар попал в ту или иную категорию. Начинать надо с анализа продаж, а уже потом выходить на оптимальный товарный запас[14].

По итогам первой главы курсовой работы можно сделать следующие выводы:

1. Создание запасов на торговых предприятиях является необходимым условием обеспечения его коммерческой деятельности.

2. Большие объемы запасов приводят к отвлечению оборотных средств из хозяйственного оборота, что в конечном итоге влияет на рост кредиторской задолженности и является одной из причин неустойчивого финансового состояния предприятия. С другой стороны, недостаток товарных запасов, как показывает практика, приводит к потере покупателей и, как следствие, сокращению выручки и прибыли. Поэтому объем запасов должен быть оптимален и находится на постоянном контроле.

3. Контроль товарных запасов осуществляется путем анализа. Одним из самых популярных методов управления и контроля запасами является ABC-XYZ-анализ, в ходе проведения которого запасы разбивают по уровню продаж на 9 групп, в зависимости от вклада в выручку компании (АВС) и регулярности покупок (XYZ).


2. Управление материальными запасами в ООО «Альянс»

2.1. Характеристика деятельности предприятия

Общество с ограниченной ответственностью «Альянс» находится в г. Москве и работает на рынке предоставляемых услуг с 2012 г. Основным видом деятельности ООО «Альянс» является оптовая торговля электросварочным оборудованием.

Предприятие имеет арендованные офисные и складские помещения для хранения продукции, и свой автотранспорт для доставки продукции по заказу клиентов.

Основные экономические показатели работы предприятия в 2015 – 2016 годах представлены в табл. 2.

Таблица 2

Экономические показатели деятельности ООО «Альянс»

Показатель

2015 г.

2016 г.

Изменения

(+;-)

Абсолют.

Относит., %

1

2

3

4

1.Выручка, тыс. руб.

51482

64706

13224

25,69

2.Чистая прибыль, тыс. руб.

2842

4648

1806

63,55

3.Рентабельность основной деятельности,%

10,07

14,92

4,85

48,20

4.Рентабельность продаж,%

9,15

12,99

3,84

42,00

5. Выручка на одного работника тыс. руб./чел.

971,36

1406,65

435,29

44,81

Как видно по данным таблицы 2, основные экономические показатели работы предприятия в 2016 г. улучшились по сравнению с 2015 г. Выручка и чистая прибыль выросли на 37221 тыс. руб. и 3764 тыс. руб. соответственно.

Рынок сбыта ООО «Альянс» ориентирован на восток Московской области и Нижегородское направление. Основные покупатели ООО «Альянс» - розничные магазины и производственные предприятия.

Основные конкуренты ООО «Альянс» на данном географическом направлении представлены в таблице 3.


Таблица 3

Конкуренты ООО «Альянс»

№, п\п

Наименование

Доля рынка, %

1

2

3

1.

ООО «ИТЦ ГЕЛЛИОС»

12,7

2.

ООО «ТСС-ИНЖИНИРИНГ»

7,4

3.

ООО «Сваби»

15,6

4.

ООО ТД «Дока»

10,8

5.

ООО «Сваргарант»

2,4

6.

ООО «Селена-Строймаш»

3,1

7.

ООО «РУССВАРКА»

22,5

8.

ООО «Тандал-Д»

4,8

9.

ООО «Этектротермосвар»

6,2

10.

ООО «Альянс»

9,6

11.

Прочие

4,9

Рисунок 1. Структура рынка товаров для электросварки

Как видно из данных табл. 3 и рис.1, основными игроками на рынке электросварочного оборудования данного географического направления являются такие фирмы как ООО «РУССВАРКА» (22,5%), ООО «Сваби» (15,6%) и ООО «ИТЦ ГЕЛЛИОС» (12,7%). Остальные фирмы занимают менее 10% от общего объема рынка.

ООО «Альянс» занимает 9,6% рынка, что является довольно хорошим показателем.

Так как номенклатура продаваемых товаров ООО «Альянс» довольно обширна, все товарные запасы предприятия разбиты на следующие группы:

- сварочное оборудование;

- сварочные материалы;

- кабели и провода;

- материалы для пайки.

Структура продаж по группам товаров ООО «Альянс» представлена в таблице 4.

Таблица 4

Структура продаж ООО «Альянс»

Показатель

2015г.

2016г.

Отклонение

тыс. руб.

%

тыс. руб.

%

тыс. руб.

%

1

2

3

4

5

6

7

Выручка,

в том числе:

51482

100,0

64706

100,0

13224

-

- сварочное оборудование

35779

69,5

46847

72,4

11068

2,9

- сварочные материалы

5818

11,3

7701

11,9

1883

0,6

- кабели и провода

9473

18,4

8799

13,6

-674

-4,8

- материалы для пайки

412

0,8

1359

2,1

947

1,3