Файл: Оценка состояния прямых налогов в Российской Федерации.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.04.2023

Просмотров: 113

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В 2015 году НДПИ обеспечил 45% всех налоговых доходов федерального бюджета. За последние два года наблюдается тенденция к снижению роста поступления этого налога в федеральный бюджет.

В 2017 году задолженность бюджету по прямым налогам составила 770,3 млрд. рублей из них 25,1% составляют задолженность по налогу на прибыль организации, 0,7% - налог на доходы физических лиц и 0,4% - налог на добычу полезных ископаемых, что представлено в таблице 8.

Таблица 8

Структура задолженности по прямым налогам за 2017 год

Задолженность

Из нее

млрд. рублей

в % к итогу

недоимка

урегулированная задолженность

млрд. руб.

в%к итогу

млрд. руб.

в % к итогу

Всего

770,3

100

405,3

100

365

100

в том числе: налог на прибыль организации

165,6

25,1

64,1

15,8

100,5

27,5

НДФЛ

5,4

0,7

2,9

0,7

2,5

0,7

НДПИ

3,7

0,4

1,9

0,5

1,7

0,5

Таким образом можно отметить, что поступление от НДФЛ в консолидированный бюджет РФ и местные бюджеты увеличилось в 2016 г, по сравнению с 2015 г., а также в 2017 г. наблюдался рост поступлений от налога на доходы физических лиц в соответствующие бюджеты Российской Федерации по сравнению с 2016. г. поступления в консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации в результате создания КГН снизились на 65,1 млрд руб., что привело к снижению поступлений по налогу на прибыль организаций, зачисляемых в консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации на 3,31%, а общие доходы субъектов Российской Федерации в результате создания КГН снизились на 0,64%. Снижение абсолютного объема исчисленного налога по предприятиям группы в результате их объединения в КГН происходит не только из-за того, что убыточные в отсутствие КГН организации получают возможность «предоставить» свои расходы в уменьшение доходов, получаемых другими участниками группы. Поступления НДПИ резко упали, почти в 2 раза. Главной причиной столь большого сокращения доходов по налогу на добычу полезных ископаемых является то, что с 2015 года они были централизованы в федеральный бюджет. Доля НДПИ в доходах консолидированного бюджета субъектов РФ за последние два года стабильны.


Глава 3. Проблемы и пути улучшения прямого налогообложения в РФ

3.1 Проблемы прямого налогообложения в РФ

Проанализировав состояния прямых налогов в Российской Федерации можно отметить, что существует важная проблема, как недополучение доходов в консолидированный бюджет. Так недоимка по налоговым платежам за 2017г. составила 226,3 млрд. рублей (29,4% от общей задолженности). Во многом это связано с уклонением как организаций, так и физических лиц от полной уплаты налогов. Т.е. организации укрывают полученные доходы, а физические лица получают зарплату в «конвертах». Тем самым до бюджета не доходят огромные денежные средства. По моему мнению, необходимо выбрать правильные и чётко сформулированные направления по развитию налоговой системы, которые способствовали минимизации проявления такого рода проблем.

Также хотелось бы отметить, что как бы теоретически хорошо ни была рассмотрена и продумана система налогообложения физических лиц, практика и реальность внесет в нее свои коррективы.

Так недоимка по налогу на прибыль составила 64,1 млрд. рублей (28,3%). К числу недостатков налога на прибыль можно отнести отсутствие в законе нормы о «налоговых каникулах» для малых инновационных предприятий, невозможность отнести расходы на благотворительность к расходам, уменьшающим налогооблагаемую базу по налогу на прибыль и. т. д.

Недоимка по НДПИ составила 1,9 млрд. рублей или 0,8%.

Основными недостатками налога на добычу полезных ископаемых являются:

  • преобладание фискальной направленности платежей на добычу полезных ископаемых;
  • отсутствие рентного подхода (не учитывается качество добываемой нефти, рентабельность месторождений);
  • отсутствие целевого источника финансирования геолого-разведочных

работ;

  • распределение налоговой нагрузки между субъектами налогообложения является неравномерным.

Недоимка по НДФЛ составила 2,9 млрд. рублей или 1,3%.

Недостатками налога на доходы физ. лиц являются:

  • отсутствие инвентаризационной стоимости у значительного числа объектов;
  • инвентаризационная стоимость строений существенно отличается от реальной (рыночной);
  • отсутствие регистрации и оценки в органах технической инвентаризации значительного количества вновь возведенных физическими лицами жилых домов, коттеджей, дач и других строений.

Для решения вышеуказанных проблем, можно рассмотреть основные направления налоговой политики, помимо решения задач в области бюджетного планирования основные направления налоговой политики позволяют экономическим агентам определить ориентиры в налоговой сфере на трехлетний период, что должно способствовать стабильности и определенности условий ведения экономической деятельности на территории Российской Федерации. Несмотря на то, что Основные направления налоговой политики не являются нормативным правовым актом, этот документ представляет собой основание для внесения изменений в законодательство о налогах и сборах, которые разрабатываются в соответствии с предусмотренными в нем положениями. Такой порядок приводит к увеличению прозрачности и прогнозируемое™ налоговой политики государства. Предсказуемость действий государственных органов в налоговой сфере ключевое значение для инвесторов, принимающих долгосрочные инвестиционные решения.

прогнозируемости налоговой политики государства. Предсказуемость действий государственных органов в налоговой сфере ключевое значение для инвесторов, принимающих долгосрочные инвестиционные решения.

В перспективе на 2018 год приоритеты Правительства Российской Федерации в области налоговой политики остаются такими же, как и ранее - создание эффективной и стабильной налоговой системы, обеспечивающей бюджетную устойчивость в среднесрочной и долгосрочной перспективе. Основными целями налоговой политики продолжают оставаться поддержка инновационной деятельности, в том числе и путем предоставления новых льгот, направленных на ее стимулирование, а также поддержка инвестиций в области образования и здравоохранения.

Важнейшим фактором проводимой налоговой политики является необходимость поддержания сбалансированности бюджетной системы. Налоговая политика ближайших лет будет проводиться в условиях дефицита федерального бюджета. В то же время необходимо сохранить неизменность налоговой нагрузки по секторам экономики, в которых достигнут ее оптимальный уровень с учетом требований сбалансированности бюджетной системы.

В рамках налога на прибыль планируется;

  • упростить налоговый учет и сблизить его с бухгалтерским учетом.

В частности, заменить декларации по налогу на прибыль за отчетные периоды упрощенными расчетами по авансовым платежам. А также отменить особые правила определения некоторых показателей в налоговом учете, если применение этих правил нецелесообразно;


  • изменить порядок восстановления амортизационной премии. Восстанавливать ее нужно будет, только если основное средство, к которому она была применена, продано ранее чем по истечении 5 лет с момента ввода в эксплуатацию взаимозависимому лицу;

По налогу на добычу полезных ископаемых необходимо:

    1. Необходимо упорядочивание и дифференциация налоговой нагрузки, что позволит нефтедобывающим организациям вести рентабельную добычу нефти до полного истощения залежей. При действующей в настоящее время системе изъятия налоговых доходов, в эксплуатацию вовлечены наиболее качественные запасы, что приводит к неуклонной деградации отечественной минерально-сырьевой базы.
    2. Ставки налогов должны быть увязаны как с процессом освоения месторождений (стадиями разработки), так и с качеством запасов.
    3. Для повышения прозрачности, стабильности и предсказуемости налогообложения нефтегазодобычи необходимо организовать учет затрат по каждому лицензионному участку в целом и по его отдельным объектам.

Налог на доходы физических лиц:

      1. Ограничить перечень не облагаемых НДФЛ компенсаций и пособий в целях устранения его неоднозначного и расширительного толкования;
      2. Освободить от налогообложения некоторые социально значимые доходы, например в виде:
  • единовременных выплат безработным в рамках программы по содействию самозанятости;
  • субсидий фермерам из бюджетов различного уровня;
  • земли, бесплатно предоставляемой многодетным семьям.

По налогу на имущество организаций предполагаются следующие мероприятия:

  • освободить от налогообложения движимое имущество (машины, оборудование и др.);
  • перейти к определению налоговой базы исходя из кадастровой, а не остаточной стоимости имущества;

Таким образом, в достижение указанных направлений в конечном итоге позволит стабилизировать российскую налоговую систему.

Консолидированный бюджет РФ регулирует многие аспекты жизни государства. В общем можно сказать, что с ним связаны многие процессы, которые происходят внутри государства [23, с.27].

Устойчивость всех каналов бюджетного финансирования, построение гармоничной системы бюджетных отношении на всей территории Российской Федерации является важнейшим требованием и условием политической и экономической стабильности государства. В реализации этой задачи особое место занимает консолидированный бюджет РФ.

Основным направлением совершенствования налогового законодательства является усиление администрирования сбора налогов, что позволит идти по пути дальнейшего снижения налогового бремени и обеспечения экономической и политической стабильности государства, улучшения инвестиционного климата в стране. В целях улучшения методов налогового администрирования с помощью новых информационных технологий в налоговой системе продолжается внедрение и развитие основных информационных систем по электронной обработке налоговой отчетности, автоматическому ведению лицевых счетов налогоплательщиков, учету объектов налогообложения с целью контроля над правильностью исчисления налогов.


3.2 Перспективы развития и реформирования прямого налогообложения

К настоящему времени в Российской Федерации в целом закончено формирование основ современной налоговой системы государства с рыночной экономикой. Основные параметры устройства российской налоговой системы в настоящее время уже не отражают систему налогов и сборов, унаследованную от советских времен; система базируется на общепринятых в современной мировой практике основных видах налогов с учетом специфики российской экономики. Преобразование налоговой системы России в последние годы осуществлялось в тесной связи с проведением бюджетной реформы и преобразованиями в области бюджетного федерализма.

Взимание налогов и сборов может оказывать различные эффекты на поведение экономических агентов, создавать различные стимулы как для организаций, так и для физических лиц. Однако основной задачей налогообложения является обеспечение доходов бюджетной системы. При этом с учетом необходимости обеспечения сбалансированности федерального бюджета в среднесрочной перспективе следует предпринимать усилия, направленные на увеличение доходного потенциала налоговой системы.

В рамках проводимой налоговой политики основными источниками повышения доходного потенциала взимаемых налогов может стать как повышение налоговых ставок, изменение правил исчисления и уплаты отдельных налогов, так и принятие мер в области налогового администрирования. При этом, в первую очередь, необходимо принять меры для повышения доходов бюджетной системы от налогообложения потребления, ренты, возникающей при добыче природных ресурсов, а также от перехода к новой системы налогообложения недвижимого имущества. Отдельным направлением политики в области повышения доходного потенциала налоговой системы будет являться оптимизация существующей системы налоговых льгот и освобождений, а также ликвидация имеющихся возможностей для уклонения от налогообложения.

При этом необходимым условием развития российской экономики является, прежде всего, технологическое обновление, модернизация производства. Также ключевым условием для модернизации является развитие некоммерческого сектора, предоставляющего, в том числе услуги социального характера. Стимулирующая роль налоговой системы по перечисленным направлениям сохранится.