Файл: Анализ денежных средств предприятия (на примере…).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.04.2023

Просмотров: 64

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Как правило, ценность бизнеса является целевой функцией крупных корпораций, торгующихся на бирже. Частные фирмы реже используют этот показатель; средние и небольшие по величине российские предприятия в большинстве своем не учитывают его при принятии решений. В итоге те, кто владеет ценностными методами управления, получают возможность опередить своих конкурентов благодаря выработке качественных стратегических решений.

Обострение конкурентной борьбы уже стало реальностью для многих российских компаний. Конкуренция затрагивает все сферы деятельности: маркетинг, сбыт, закупки, отношения с государственными органами, найм сотрудников. Быстрорастущие российские компании осознают потребность в привлечении внешнего финансирования для дальнейшего развития и сталкиваются с конкуренцией на рынках капитала. В этих условиях даже компаниям среднего размера с узким кругом собственников необходима интегрирующая система управления, которая помогла бы бизнесу обеспечить должную конкурентоспособность. Такую систему можно создать на основе подходов ценностно-ориентированного управления.

В общем случае ценностно-ориентированное управление – это практика принятия решений, где целевой функцией являются денежные потоки будущих периодов. Иными словами, действия всех заинтересованных групп, участвующих в деятельности предприятия, направлены на максимизацию будущих денежных потоков.

Пожалуй, самое главное, что предлагает концепция ценностно-ориентированного управления, - это ревизия целей бизнеса. Так, в классической экономической теории деятельность фирмы направлена на максимизацию прибыли. На практике этого не происходит: менеджеры озабочены увеличением продаж, рыночной доли, собственного влияния; требования работников, общества, государства, потребителей и поставщиков часто уводят компанию далеко от прибыли. Ценностно-ориентированное управление как раз позволяет совместить желаемое (максимизацию прибыли) с реальностью (множественностью целей фирмы) и учесть требования всех заинтересованных групп.

Хотя концепция управления ценностью сформировалась более десяти лет назад, российским компаниям еще только предстоит освоить западный опыт. Стоит отметить, что и он не содержит легко тиражируемых моделей управления ценностью. В каждом конкретном случае необходимо четко представлять основные ограничения метода, его сильные и слабые стороны. Чтобы добиться хороших результатов, нужно каждый раз начинать весь путь сначала: идти от идеи к практическому применению.


В связи с этим вопросы изучения подходов и методик ценностно-ориентированного управления наиболее актуальны в настоящее время.

Опыт стратегического планирования на российском рынке заставляет обратить внимание как минимум на две черты, свойственные российскому бизнесу. Во-первых, деятельность компании происходит в условиях быстрого, даже взрывообразного роста. Во-вторых, во многих российских фирмах еще не сложилась иерархическая структура, не действуют основные функции управления, а представление о том, как это должно быть, восходит к советскому прошлому. Лишь для некоторых отечественных предприятий, достигших максимальной эффективности работы, актуальна задача дальнейшего совершенствования корпоративного управления, типичная для международных компаний, внедряющих системы управления ценностью.

Целью данной работы является анализ денежных средств предприятия, для достижения поставленной цели, были выделены следующие задачи:

- рассмотреть теоретические аспекты денежных средств предприятия;

- провести анализ денежных средств;

- дать обоснование типа политики управления денежными средствами ПАО «МТС» и выбор направлений и методов оптимизации денежных потоков организации.

Объект исследования - ПАО "МТС".

Предмет исследования - анализ денежных средств.

Структура работы состоит из введения, основной части, заключения и списка литературы.

Теоретической и методологической базой данной работы послужили труды российских и зарубежных авторов в области анализа, материалы периодических изданий и сети Интернет.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ ПРЕДПРИЯТИЯ

1.1 Принципы и методы управления денежными средствами

Управление денежными потоками – это система методов и принципов разработки и принятия управленческих решений, которые связанны с формированием, распределением, использованием и организацией оборота денежных средств, направленных на то, чтобы обеспечить финансовое равновесие предприятия и его устойчивый рост.

Основные объекты управления денежными потоками:


-  поступление и выбытие денежных средств,

 -  чистый (свободный) денежный поток;

-  остаток денежных средств в кассе и на расчётном счёте.

Денежные потоки обслуживают финансово-экономическую деятельность предприятия, способствуют снижению риска неплатежеспособности, накапливают дополнительную прибыль, которая может быть использована при финансировании инвестиционной деятельности, способствуют ускорению оборачиваемости капитала, участвуют в обеспечении финансового равновесия на всех этапах жизненного цикла, способствуют снижению потребности в заемных средствах, повышают ритмичность производственного процесса за счёт соблюдения принципов логистики. Этим определена актуальность и важность управления денежными потоками и значимость роли, которую они играют в производственно-хозяйственной деятельности предприятия.

Главная цель управления денежными потоками состоит в увеличении рыночной стоимости предприятия и обеспечении его постоянного финансового равновесия[1].

Основные задачи, решаемые в процессе управления денежными потоками, представлены на рис. 1.1.

Несмотря на то, что большинство задач управления денежными потоками носят разнонаправленный характер, все они тесно взаимосвязаны между собой. Поэтому для достижения наиболее эффективной реализации главной цели управления денежными потоками необходимо оптимизировать между собой отдельные задачи.

Рис. 1.1 - Основные задачи управления денежными потоками предприятия

Реализация целей и задач управления денежными потоками организации осуществляется по средствам выполнения определённых функций. Основными из них являются:

     1. Управление денежными потоками в процессе операционной деятельности (рис. 1.2).

     2. Управление денежными потоками в процессе инвестиционной деятельности (рис. 1.3).

     3. Управление денежными потоками в процессе финансовой деятельности (рис. 1.4).

Рис. 1.2 -  Управление денежными потоками в процессе операционной деятельности

Рис. 1.3 -  Управление денежными потоками в процессе инвестиционной деятельности

Рис. 1.4 - Управление денежными потоками в процессе финансовой деятельности

Факторы, влияющие на формирование денежных потоков, разделяют на внутренние (внутри предприятия) и внешние (зависят от уровня развития экономики страны, политики и т.д.). На рис. 6 представлена система основных факторов, оказывающих влияние на формирование денежных потоков предприятия.


Рис. 1.5  Система основных факторов, влияющих на формирование денежных потоков предприятия

Эти факторы могут оказывать как положительное, так и отрицательное влияние. При правильном и эффективном использовании денежных средств ущерб от данных факторов может быть снижен.

По мнению большинства экономистов в основе управления денежными потоками предприятия лежат определенные принципы, основными из которых являются:

    1. Принцип обеспечения сбалансированности. В процессе управления денежными потоками финансовый менеджер сталкивается с разнообразием их классификаций и видов. Для обеспечения их подчинённости общим целям и задачам управления требуется сбалансированность денежных потоков предприятия по видам, объёмам, временным интервалам и другим существенным характеристикам. Этот принцип реализуется за счёт оптимизации денежных потоков организации в процессе управления ими.

Как уже говорилось выше, как дефицит, так и избыток денежных средств негативно влияют на результаты деятельности предприятия.

При дефиците денежных средств снижаются ликвидность и платёжеспособность предприятия. Это, как правило, приводит к увеличению просроченной кредиторской задолженности (банковские кредиты, оплата поставщикам, задолженность персоналу по оплате труда).      

Избыток денежных средств приводит к потере реальной стоимости имеющихся временно свободных денежных средств из-за инфляции, происходит замедление оборачиваемости капитала, теряется часть потенциального дохода в связи с упущенной возможностью выгодного размещения денежных средств в более выгодные проекты.   

2. Принцип достоверности информации. Для рационального управления денежными потоками компании необходимо наличие информационной базой. Создать такую информационную базу очень трудно, так как прямой финансовой отчетности, основанной на единых методических принципах бухгалтерского учета, в настоящее время не существует. Еще больше усложняют эту задачу существующие отличия в методах ведения российского бухгалтерского учета от принятых в международной практике.

     3. Принцип обеспечения эффективности заключается в том, что поступления и расходования денежных средств в отдельных временных интервалах происходят неравномерно, вследствие чего формируются значительные объёмы временно свободных денежных активов организации, которые до момента их использования в хозяйственном процессе носят непроизводственный характер и теряют свою стоимость из-за инфляции. Применение принципа эффективности в управлении денежными потоками выражается в обеспечении их эффективного использования путём осуществления финансовых инвестиций со стороны организации.


  4. Принцип обеспечения ликвидности. В результате высокой неравномерности отдельных видов денежных потоков образуется временный дефицит денежных средств организации, что снижает уровень платёжеспособности предприятия. Таким образом, при управлении денежными потоками необходимо обеспечивать достаточный уровень их ликвидности в течении всего анализируемого периода времени. Применение этого принципа обеспечивается путём соответствующей сбалансированности притоков и оттоков денежных средств в разрезе каждого временного интервала изучаемого периода.    

Принимая во внимание рассмотренные принципы, организуется конкретный процесс управления денежными потоками организации.

Методы оптимизации дефицитного денежного потока включает следующие мероприятия:

 -ускорение привлечения денежных средств и замедление их расходования в краткосрочном периоде;

-в долгосрочной перспективе необходимо увеличение положительного денежного потока и снижение объёма отрицательного потока.

Оптимизация профицита денежного потока в основном связана с активацией инвестиционной деятельности организации, которая направлена на досрочное погашение долгосрочных банковских кредитов и увеличение объёма реальных и финансовых инвестиций.

Ликвидация сезонных и циклических отличий в формировании как положительных, так и отрицательных денежных потоков, а также оптимизация средних остатков наличных денежных средств должны осуществляться с помощью синхронизации денежных потоков.

Увеличение суммы чистого денежного потока может осуществляться с помощью следующих мероприятий:

- уменьшения суммы постоянных издержек предприятия за счёт снижения доли ручного труда (улучшения технологии), снижения накладных, административных и коммерческих расходов;

- снижения уровня переменных издержек путём улучшения и экономного использования ресурсов;

- проведения эффективной налоговой политики;

- реализации неиспользуемых основных средств, запасов и нематериальных активов;

- использования метода ускоренной амортизации;

- усиления претензионной работы с поставщиками, перевозчиками и прочими контрагентами для своевременного и полного взыскания штрафных санкций и дебиторской задолженности.

Оптимизация денежных потоков находит своё отражение при составлении финансового плана фирмы на год в разбивке по кварталам и месяцам[2].