Файл: Оценка состояния прямых налогов в Российской Федерации.pdf
Добавлен: 23.04.2023
Просмотров: 110
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1 Сущность и содержание прямого налогообложения
1.1 Теоретико-методологические основы прямого налогообложения
1.2 Прямые налоги как экономическая категория
Глава 2. Оценка состояния прямых налогов в Российской Федерации
2.1 Динамика поступлений прямых налогов в бюджет
2.2 Структура прямых налогов в общем объеме налоговых поступлений
Глава 3. Проблемы и пути улучшения прямого налогообложения в РФ
3.1 Проблемы прямого налогообложения в РФ
3.2 Перспективы развития и реформирования прямого налогообложения
Показатели консолидированного бюджета применяются при бюджетном планировании. К примеру, данные консолидированного бюджета необходимы при расчете объемов нормативных налоговых отчислений в бюджет субъектов РФ различного уровня. Кроме этого, полученной информации будет достаточно для вычисления объема дотаций. При этом в расчет принимаются общие объемы бюджетов различных административно-территориальных районов РФ [18, с.278].
При анализе формирования и использования централизованного финансового фонда страны (т.е. суммы всех финансовых ресурсов, поступающих в бюджетную систему) необходимо знание показателей консолидированного бюджета. Именно с помощью показателей консолидированного бюджета РФ можно найти степень централизации финансовых ресурсов, которые формируются в стране и отражаются в сводном финансовом балансе государства.
Исследуем динамику поступлений налоговых доходов. Для этого обратимся к таблице 1.
Таблица 1
Динамика налоговых доходов консолидированного бюджета
(млрд .руб.)
Динамика налоговых доходов |
Относительное отклонение налоговых доходов,% |
||||
Виды доходов |
2015 |
2016 |
2017 |
2016/2015 |
2017/2015 |
Всего налоговых доходов |
11600,38 |
14788,39 |
16562,92 |
27,48 |
42,78 |
Налог на прибыль организаций |
1 774,57 |
2 270,54 |
2 355,70 |
27,95 |
32,7 |
Налог на доходы физических лиц |
1 790,50 |
1 995,81 |
2 261,48 |
11,47 |
26,3 |
Налог на добычу полезных ископаемых |
1 406,31 |
2 042,55 |
2 459,40 |
33,45 |
74,9 |
Общие доходы в периоде с 2015 по 2017 года имеют положительную тенденцию роста. Этот аспект свидетельствует о том, что часть бизнеса вышла из теневой экономики, также увеличились доходы граждан, т.к. размер поступлений в бюджет увеличивался из года в год.
Поступления от налога на прибыль организаций с 2015 по 2017 увеличились на 581,13 млрд.руб. или на 32,7%. Поступления от налога на доходы физических лиц в указанный период выросли на 470,98 млрд. руб. или на 26,3%. От налога на добычу полезных ископаемых в бюджет поступило больше на 14053, 09 млрд. руб. или на 74,9%.
Таким образом, можно сделать вывод, что данные статьи прямых налоговых доходов в периоде с 2015 по 2017 год имели тенденцию к росту. Наиболее значительный темп роста наблюдается по налогу на прибыль организаций и налогу на добычу полезных ископаемых - 32,7% и 74,9% соответственно, что обусловлено увеличением платежей от крупнейших плательщиков.
2.2 Структура прямых налогов в общем объеме налоговых поступлений
Темпы роста налоговых поступлений за период 2015-2017 г.г. значительно превысили уровень инфляции и темпы развития экономики. Такой прирост обеспечили прямые налоги, но в 2015 году удельный вес прямых налогов в общей сумме доходов составлял 61,5%, а в 2017 году уже составляет 60,8% от общей суммы поступлений (таблица 2).
Таблица 2
Структура налоговых доходов консолидированного бюджета (млрд. руб.)
Налоги |
2015 г. |
Удельный вес (%) |
2016 г. |
Удельный вес (%) |
2017 г. |
Удельный вес (%) |
Всего |
||||||
налоговых |
11600,38 |
100 |
14788,39 |
100 |
16562,92 |
100 |
доходов |
||||||
Налог на |
||||||
прибыль |
1 774,57 |
17,3 |
2 270,54 |
16,35 |
2 355,70 |
15,22 |
организаций |
||||||
Налог на |
||||||
доходы |
1 790,50 |
14,7 |
1 995,81 |
11,4 |
2 261,48 |
13,1 |
физических |
||||||
лиц |
||||||
Налог на |
||||||
добычу |
1 406,31 |
12,12 |
2 042,55 |
13,8 |
2 459,40 |
14,8 |
полезных |
||||||
ископаемых |
В общей структуре налоговых доходов в 2017 году по сравнению с 2015 годом уменьшился удельный вес налога на прибыль организаций на 2,08% и налога на доходы физ. лиц - на 1,6%. Удельный вес налога на добычу полезных ископаемых, в общей структуре налоговых доходов, в 2017 году по сравнению с 2015 годом увеличился на 1,68%. В общей структуре налоговых доходов в 2017 году по сравнению с 2016 годом уменьшился удельный вес налога на прибыль организаций на 1,13%, а удельный вес налога на доходы физ. лиц увеличился на 1,7%. Удельный вес налога на добычу полезных ископаемых, в общей структуре налоговых доходов, в 2017 году по сравнению с 2016 годом увеличился на 1%.
Налоговые доходы федерального бюджета Российской Федерации тыс. руб. представлены в таблице 3.
Таблица 3
Налоговые доходы федерального бюджета Российской Федерации тыс. руб.
Налоги |
2015 г. |
Удельный вес (%) |
2016 г. |
Удельный вес (%) |
2017 г. |
Удельный вес (%) |
Налоговые поступления- всего в том числе: |
366520 |
100 |
421134 |
100 |
491786 |
100 |
Налог на прибыль организаций |
78802 |
21,5 |
87596 |
20,8 |
94423 |
19,2 |
Налог на добычу полезных ископаемых |
130481 |
35,6 |
160873 |
38,2 |
198682 |
40,4 |
Налог на доходы физических лиц |
12828 |
3,5 |
8844 |
2,1 |
8852 |
1,8 |
Среди налоговых поступлений в федеральный бюджет Российской Федерации в 2017 году доминируют налог на добычу полезных ископаемых - 40,4% и налог на прибыль организаций - 19,2%, при этом снижается удельный вес таких налогов как налог на прибыль организаций и налог на доходы физических лиц - 19,2% и 1,8% соответственно.
Налоговые доходы консолидированного бюджета субъектов Федерации, тыс. руб. представлены в таблице 4.
Таблица 4
Налоговые доходы консолидированного бюджета субъектов Федерации, тыс. руб.
Налоги |
2015 г. |
Удельный вес (%) |
2016 г. |
Удельный вес (%) |
2017 г. |
Удельный вес (%) |
Налоговые поступления всего в том числе: |
890382 |
100 |
1260302 |
100 |
1557244 |
100 |
Налог на прибыль организаций |
33478 |
37,6 |
51798 |
41,1 |
658714 |
42,3 |
НДФЛ |
251088 |
28,2 |
412119 |
32,7 |
527906 |
33,9 |
НДПИ |
77463 |
8,7 |
123510 |
9,8 |
175969 |
11,3 |
Среди налоговых поступлений в консолидированный бюджет субъекта Федерации доминируют налог на прибыль организаций - 42,3%, налог на доходы физических лиц - 33,9% и налог на добычу полезных ископаемых - 11,3%. И в общей структуре увеличивается удельный вес данных налогов. Увеличивается удельный вес налога на прибыль организаций на 4,7%, налога на доходы физ. лиц - на 5,7% и налога на добычу полезных ископаемых - на 2,6% Основными источниками доходов в местных бюджетах являются отчисления от налога на доходы физических лиц - 62,1%, налога на прибыль организаций - 11,7%. (таблица 5).
Таблица 5
Налоговые доходы местного бюджета Российской Федерации, тыс.
Налоги |
2015 г. |
Удельный вес (%) |
2016г. |
Удельный вес (%) |
2017 г. |
Удельный вес (%) |
Налоговые поступления- всего в том числе: |
410571 |
100 |
558357 |
100 |
692358 |
100 |
НДФЛ |
231562 |
56,4 |
333897 |
62,1 |
429954 |
59,8 |
Налог на прибыль организаций |
54195 |
13,2 |
70353 |
12,6 |
81006 |
11,7 |
НДПИ |
27919 |
6,8 |
42993 |
7,7 |
62312 |
9,0 |
Из рассмотренных выше таблиц видно, что основным бюджетообразующим налогом является налог на добычу полезных ископаемых. Стоит также отметить, что наблюдается уменьшение удельного веса налога на прибыль в налоговых поступлениях в бюджет. Так в 2017 г. поступления составили 15,22% в общем объеме поступлений, тогда как в 2016 и 2015 г.г. - 16,35% и 17,3% соответственно. Основными факторами падения поступлений налога на прибыль в 2015 - 2017 г.г. стало вступление новых положений Налогового кодекса РФ, относящихся к данному налогу [23, с. 15].
Существенное снижение поступлений налога на прибыль возможно за счет применения крупными компаниями внутренних или корпоративных цен, перетекания средств между головной организацией и дочерними подразделениями, а также за счет других методов манипулирования налоговой базой. Четкие правила определения цен для целей налогообложения пока отсутствуют.
Налог на доходы физических лиц имеет огромное значение для налоговой системы государства и выполняет фискальную, регулирующую и социальную функцию налогообложения. Поэтому рассмотрим значение данного налога в формировании доходов бюджетов Российской Федерации. Доля НДФЛ в налоговых доходах, % представлена в таблице 6.
Таблица 6
Доля НДФЛ в налоговых доходах, %
Динамика налоговых доходов |
Отклонение |
||||
Виды доходов |
2015 |
2016 |
2017 |
2016/2015 |
2017/2016 |
Консолидированный бюджет РФ |
38,1 |
39 |
41,9 |
2,4 |
7,4 |
Местные бюджеты |
68,3 |
70,3 |
69,9 |
2,9 |
-6,0 |
Доля доходов от НДФЛ в общем доходе от налогов в местные бюджеты в 2016 г. составила 70,3 %, что на 2 % больше, чем в 2015 г., а в 2017 г. - 69,9 %, что на 0,4 % меньше чем в 2016 г. Поступление от НДФЛ в консолидированный бюджет РФ и местные бюджеты увеличилось в 2016 г. по сравнению с 2015 г., а также в 2017 г. наблюдался рост поступлений от налога на доходы физических лиц в соответствующие бюджеты Российской Федерации по сравнению с 2016.
Одним из важных решений в области налоговой политики, принятых в последние годы, являлось появление в законодательстве о налогах и сборах возможности создавать консолидированные группы налогоплательщиков (далее - КГН). Для крупных холдингов КГН - это не только способ определить налоговые обязательства по налогу на прибыль в целом по группе компаний и справедливо распределить соответствующие доходы между региональными бюджетами, но и избежать обременительных процедур оформления документов и возможных проверок, связанных с контролем за трансфертным ценообразованием внутри страны .
Необходимо отметить, что поступления в консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации в результате создания КГН снизились на 65,1 млрд руб., что привело к снижению поступлений по налогу на прибыль организаций, зачисляемых в консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации на 3,31%, а общие доходы субъектов Российской Федерации в результате создания КГН снизились на 0,64%.
Снижение абсолютного объема исчисленного налога по предприятиям группы в результате их объединения в КГН происходит не только из-за того, что убыточные в отсутствие КГН организации получают возможность «предоставить» свои расходы в уменьшение доходов, получаемых другими участниками группы. Подобные эффекты возникают и из-за того, что налоговая база зачастую перераспределяется в субъекты Федерации, где установлены пониженные ставки налога на прибыль.
На современном этапе развития налог на добычу полезных ископаемых является одним из прибыльных для России, поэтому необходимо грамотно планировать изменения ставок по нему, так как при неправильном раскладе убытки могут понести не только компании, уплачивающие его, но и само государство.
Налог на добычу полезных ископаемых распределяется между бюджетами различных уровней. Рассмотрим, какую же роль занимают поступления по данному налогу среди всех налоговых доходов федерального и консолидированного бюджета субъектов РФ (таблица 7).
Таблица 7 - Доля НДПИ в налоговых доходах, %
Динамика налоговых доходов |
Отклонение |
||||
Виды доходов |
2015 |
2016 |
2017 |
2016/2015 |
2017/2016 |
Консолидированный бюджет РФ |
0,70 |
0,67 |
0,70 |
-0,03 |
0,03 |
Федеральные бюджеты |
44,9 |
35,8 |
36,8 |
-9,1 |
1 |
Анализ консолидированного и федерального бюджета субъектов РФ по итогам 2015 - 2017 годов показывает, что поступления НДПИ резко упали, почти в 2 раза. Главной причиной столь большого сокращения доходов по налогу на добычу полезных ископаемых является то, что с 2015 года они были централизованы в федеральный бюджет. Доля НДПИ в доходах консолидированного бюджета субъектов РФ за последние два года стабильны.