Файл: Оценка состояния прямых налогов в Российской Федерации.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.04.2023

Просмотров: 107

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Налог как основная форма доходов государства присущ всем государственным системам, как рыночного, так и нерыночного типа хозяйствования.

Прямой налог - налог, который взимается государством непосредственно с доходов (заработной платы, прибыли, процентов) или имущества налогоплательщика (земли, строений, ценных бумаг).

Прямые налоги зависят и соответственно могут корректироваться исходя из индивидуальной характеристики налогоплательщика, косвенные же налоги такой зависимости не имеют, поскольку этими налогами облагаются обороты по купле-продаже, и на уровень дохода, ни стоимость имеющегося у налогоплательщика имущества не влияют на размер налогового платежа.

При взимании прямых налогов государство становится лицом к лицу к действительным плательщикам налога, тогда как налоги косвенные (например, акцизы) уплачиваются посредниками (производителями обложенных товаров), которые затем возмещают их с других лиц (с потребителей).

Неуклонное повышение роли налогов в социально-экономическом развитии большинства государств вполне объяснимо: успех государственного управления в немалой степени зависит от решения все более острых и чрезвычайно сложных бюджетных проблем. Ведь главным инструментом здесь во все времена являлись и сегодня являются именно налоги.

Налоговые отношения, их природа и характер, механизм функционирования являются предметом исследования ученых-экономистов всех времен, так как именно в налоговых отношениях заложены возможности государственного регулирования экономики.

Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что одним из важнейших условий стабилизации финансовой системы любого государства является обеспечение устойчивого сбора налогов, надлежащей дисциплины налогоплательщиков.

Объект курсовой работы: прямые налоги.

Предмет курсовой работы: система взимания прямых налогов в Российской Федерации.

Цель курсовой работы заключается в анализе прямых налогов и их места в налоговой системе РФ.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  • изучить прямые налоги как экономическую категорию;
  • рассмотреть виды прямых налогов;
  • обозначить процедуру взимания прямых налогов;
  • проанализировать состояние прямых налогов в Российской Федерации;
  • выявить проблемы прямого налогообложения в РФ;

- наметить мероприятия по решению проблем прямого налогообложения.

Практическая значимость курсовой работы заключается в разработке новых предложений по решению проблем взимания прям налогов в Российской Федерации.


При выполнении курсовой работы были использованы такие методы как статистический, аналитический, математический, графический, сравнение, обобщение.

Структура курсовой работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы..

Глава 1 Сущность и содержание прямого налогообложения

1.1 Теоретико-методологические основы прямого налогообложения

С развитием взглядов на роль государства в общественно-экономической жизни формирова­лись и концепции налогообложения, которые нашли свое отражение в теориях налогов. Налоговая теория по своей сути это система научных знаний о сущности и природу налогов, их роль и значе­ние в жизни общества. Налоговые теории представляют собой модели построения налоговых систем государства разной степени обобщения. Существуют как обобщенные разработки (об­щие теории налогов), так и исследования по отдельным вопросам налогообложения (отдельные теории налогов).[22, С. 45]

Основные теории налогов как научные концепции начали формироваться в XVII в., когда нало­ги из случайных и несистемных платежей превращаются в постоянный источник доходов бюдже­та, вызывая возмущение населения. Эта ситуация требовала от финансовой науки теоретическо­го обоснования такого явления, как налоги. Пик в создании научных школ и развития налоговых теорий приходится на XVIII — XIX вв.: государство начало принимать активное участие в реше­нии проблем экономического регулирования, распределения доходов, социального обеспечения, и возникла необходимость создания налоговой идеологии. В начале XX в. получили широкое рас­пространения концепции активного государственного вмешательства в экономику, в том числе с применением налоговых инструментов, что существенно повлияло на развитие современных тео­рий налогов.

Классическая теория (теория налогового нейтралитета) — конец XVI и — первая половина XIX в. К наиболее ярким представителям классической школы можно отнести английских эконо­мистов В. Петти, А. Смита, Д. Рикардо, Дж. С. Милля, которыми налоги считались чистыми убытками для общества. Петти предпринята попытка систематизировать все налоги и сборы. В рамках классической школы политической экономии аксиомой было положения А. Смита, что каждый человек, преследуя собственную выгоду, одновременно служит интересам общества.


В понимании основателя классической политической экономии А. Смита, только расходы на оборону и содержание правительственного аппарата необходимо компенсировать налогами, объек­том налогообложения являются земля, труд и капитал. Другие расходы должна покрываться за счет пошлины, рассчитывается пропорционально предоставленным общественным услугам. По­скольку налоги носят безвозмездный характер, пошлины и сборы не должны рассматриваться как их аналог, так как имеют частично компенсироваться предоставлением услуг или разреше­ний. Адам Смит в своем труде «Исследование о природе и причинах богатства народов «(1776) впервые сформулировал четыре основных научные принципы налогообложения:

  1. Справедливость — равная обязанность граждан платить налоги пропорционально своим доходам;
  2. Определенность — сумма, способ, время платежа должны быть заранее известны налого­плательщику.
  3. Удобство — взимание налога не должно наносить плательщику неудобства по условиям места и времени.
  4. Экономия — расходы по изъятию налогов должны быть меньше, чем сумма самих налогов [9].

Д. Рикардо, как и А. Смит, остро критиковал налоги на капитал и считал, что при увеличенииуровня потребления при неизменных объемах производства налоговая нагрузка на капитал значи­тельно увеличится, что подорвет производственный потенциал предприятия и уменьшит его по­тенциальные инвестиционные возможности [14, С. 105]

В свою очередь Кейнсианская теория (начало XX в.) выступила противоположностью класси­цизма, так как основана на постулате, что налоги являются главным рычагом регулирования эко­номики и выступают одной из составляющих ее успешного развития. Ее основатель английский экономист Дж. Кейнс в своей научной работе «Общая теория занятости, процента и денег» (1936) признавал необходимость активного вмешательства государства в экономику. Государство долж­но с помощью бюджетной политики, манипулируя налогами и государственными расходами, осу­ществить свое руководящее влияние на потребление и полную занятость населения и таким обра­зом регулировать циклические колебания экономики. В условиях отсутствия полной занятости большие сбережения населения мешают экономическому росту. Они должны работать, быть вло­женными в активную экономику. Поэтому для стимулирования реализации инвестиционного по­тенциала сбережений их избыточные суммы должны быть изъятыми с помощью налогов.

Дж. Кейнс был сторонником прогрессивного налогообложения, поскольку считал, что оно сни­жает риски производителей относительно капитальных вложений. Расцвет неокейнсианства пришел­ся на 50-60-е годы ХХ в., Когда была предпринята попытка синтезировать учения Кейнса с нео­классическими моделями экономики. Работа основателей теории американских экономистов Ф. Модильяни, Дж. Хикса и П. Самуэльсона получила название «Неоклассический синтез», и на ее основе были созданы модели, сформировали центральные идеи неокейнсианства. [17, С. 80]


Теория монетаризма возникла в 50-х гг. ХХ в. Монетаризм часто называют контрреволюцией, что указывает прежде всего на его оппозиционность к кейнсианства. Основатель теории — лау­реат Нобелевской премии 1976 профессор Чикагского университета Мильтон Фридмен — проти­вопоставляя денежно-кредитную и бюджетно-налоговую политику, считал первый вид политики, связанный с влиянием центрального банка на величину денежной массы, наиболее эффективным для экономического развития. Налогам же отводится второстепенная роль: они лишь влияют на денежный оборот наряду с другими механизмами. Через налоги изымается из обращения лишнее количество денег. Бюджетно-налоговая политика, которая связывается М. Фридменом с измене­нием налоговых ставок и управлением государственным долгом, считается инструментом дав­ления правительственного аппарата, который является малоэффективным для хозяйственного развития.

На сегодняшний день развиваются отдельные теории налогов. Так Теория соотношения пря­мого и косвенного налогообложения. Сторонники прямого налогообложения (раннее средневеко­вье) считали прямые налоги более справедливыми и такими, которые способствовали равномер­ному распределению собственности. Основным прямым налогом они называли налог на доход. Косвенные налоги считались вредными, обременительными для народа. Поэтому первые налого­вые системы строились преимущественно на прямых налогах.

В конце средних веков было обоснована необходимость преобладание косвенного налогообло­жения, способствовало реализации принципа социальной справедливости. Сторонники этой пози­ции стремились заставить платить привилегированные классы путем установления налога на их расходы. Оптимальным считается достижение определенного баланса между прямыми и кос­венными налогами при формировании налоговой системы. В зависимости от направления эконо­мической и социальной политики государства сознательно определяется крен налоговой системы в сторону прямого или косвенного налогообложения, учитывая, что за помощью косвенных нало­гов эффективнее наполняется бюджете, а прямые налоги используют для уравнительных целей.

Несмотря на достаточно большое количество экономических школ и теорий налогообложения, на сегодняшний день не существует единого трактования данной экономической категории. Так, по мнению ученых К. Маркса и Ф. Энгельса, «налоги — это взносы граждан, необходимые для содержания ... публичной власти ...».


Сущность налогов заключается в обязательном перераспределении национального дохода с целью формирования государственных финансовых фондов. Особенностью налогов является их принудительный, обязательный характер, который не требует встречной индивидуальной возмез- дности со стороны государства. Экономическая сущность налогов нашла соответствующее от­ражение в своих определениях. Такие определения, подаются в толковом словаре: «Налог — обязательный сбор, взимаемый органами власти с физических и юридических лиц», «налог — обязательный вклад плательщиком денежных средств в бюджетную систему в определенных законом размерах и в учреждении ленные сроки», «налог — обязательный сбор, взимаемый госу­дарством с хозяйствующих субъектов и граждан по ставке, установленной в законодательном порядке» [6, С. 211]. Стоит отметить, что похожее понимание в определенной степени было основано классической школой в лице А. Смита и Д. Рикардо. Последний считал, что «налоги — и часть продукта земли и труда, поступающей в распоряжение правительства» А. Смит, следуя тео­рии о непродуктивность государственных услуг, одновременно считал налог справедливой ценой за оплату услуг государству.

Экономист С.В. Барулин, считает, что «налог является своеобразной ценой монополистичес­кой купли-продажи услуг государством при выполнении своих функций». [17, С. 79]

Неординарным следует считать определение, которое дают ученые К.Р. Макконнелл и С.Л. Брю: «налог — это принудительная уплата правительства хозяйством или фирмой денежных средств (или передача услуг и товаров), в обмен на которые хозяйства или фирма непосредственно не получают товары или услуги, при этом такая уплата не является штрафом, что наложен судом за незаконные действия» [4].

В свою очередь НК РФ обозначает следующее определение налогов, «обязательный, индиви­дуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управле­ния денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муни­ципальных образований. По нашему мнению, можно согласиться с таким определением экономи­ческой сущности налогов» [1]

Эффективное функционирование институтов налогов в современной динамичной экономике требует теоретического обоснования и уточнения содержания их функций. Роль налогов в соци­ально-экономическом развитии общества реализуется через функции, которые они выполняют. Функциями налога является внешнее проявление его внутренней сущности как формы перерасп­ределительных отношений между государством и субъектами хозяйствования. Насколько хоро­шо налог выполняет возложенные на него функции, зависит от субъекта, который его устанавли­вает и администрирует, то есть от государства. Налогам присущи две основные функции — фис­кальная и регулирующая. Реализация фискальной функции связана с формированием доходной части бюджета и созданием материальных условий для функционирования государства и удов­летворения нужды. Содержание регулирующей функции налогов заключается в регулировании денежных доходов, распределении налоговых платежей между юридическими и физическими лицами, отраслями экономики, государством в целом и его территориальными образованиями, достижении равновесия между спросом и предложением, производством и потреблением.