Файл: Теоретические аспекты дидактической игры как метода обучения.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.04.2023

Просмотров: 89

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Большинство дидактических игр формируют у детей уважение к трудящемуся человеку, вызывают интерес к труду взрослых и желание самим трудиться. Например, в игре «Кто построил этот дом» дети узнают о том, что прежде чем построить дом - архитекторы работают над проектом, чертежом и т.д.

Некоторые знания трудовой деятельности ребенок приобретает при изготовлении материала для дидактических игр.

Дидактический материал должен соответствовать гигиеническим и эстетическим требованиям: игрушки должны быть разрисованы яркими красками, художественно оформлены. Такие игрушки привлекают внимание, вызывают желание играть с ними.

Игры создают положительный эмоциональный подъем, вызывают хорошее самочувствие, и вместе с тем требуют определенного напряжения нервной системы. Важную роль играют дидактические игры с игрушками, где развивается и укрепляется мелкая моторика рук, а это сказывается на умственном развитии, на подготовке руки к письму, к изобразительной деятельности, т.е. к обучению в школе.

Организовать и провести дидактическую игровую деятельность - задача достаточно сложная и трудоемкая для воспитателя.

Можно выделить следующие основные правила проведения дидактической игры:

1.Наличие у воспитателя определенных знаний и умений относительно дидактических игр;

2.Выразительность проведения игры. Это обеспечивает интерес детей, желание слушать, участвовать в игре.

3.Необходимость включения воспитателя в игру. Он является и участником, и руководителем игры. Воспитатель должен обеспечить постепенное развитие игры в соответствии с образовательными и воспитательными задачами, но при этом не оказывать давления, выполнять второстепенную роль, незаметно для детей направлять игру в нужное русло.

4.Необходимо оптимально сочетать занимательность и обучение. Проводя игру, воспитатель должен постоянно помнить, что он дает детям задания, а в игру их превращает форма их проведения — эмоциональность, легкость, непринужденность.

5.Средства и способы, повышающие эмоциональное отношение ребенка к игре, следует рассматривать не как самоцель, а как путь, ведущий к выполнению дидактических задач.

6.Между воспитателем и воспитанниками должна быть атмосфера уважения, взаимопонимания, доверия и сопереживания.

7.Используемая в дидактической игре наглядность должна быть простой и емкой.

Грамотный подход к проведению дидактических игр обеспечивается четкой организацией игровой деятельности. Прежде всего, воспитатель должен осознать и сформулировать цель игры, ответить на вопросы: какие умения и навыки дети освоят в процессе игровой деятельности, какому моменту игры надо уделять важное внимание, какие воспитательные цели преследуются при проведении игры. Необходимо помнить, что за игрой стоит образовательный процесс. И задачей воспитателя является направление сил ребенка на обучение, сделать серьезный труд детей занимательным и продуктивным.


Далее, необходимо определиться с количеством играющих детей, что является немало важным акцентом. В различных играх предусмотрено разное количество. По возможности необходимо стремиться, чтобы в игре мог принять участие каждый ребенок. Поэтому если игровую деятельность осуществляет часть детей, то остальные должны исполнять роль контролеров, судей, то есть тоже принимать активное участие в игре.

Следующим основным этапом при организации дидактических игры является подбор материалов и пособий для игровой деятельности. Помимо этого, требуется четко спланировать временной параметр игры. В частности, как с наименьшей затратой времени познакомить детей с условиями игры. Необходимо предусмотреть, какие изменения можно внести в игру, чтобы повысить активность и интерес у детей, учесть возможное возникновение запланированных ситуаций при проведении игр.

И, наконец, важный этап - это продумать заключение, подведение итогов после проведения дидактической игры. Большое значение имеет коллективный вывод игры. Оценивать следует и быстроту, и - главное - качество выполнения игровых действий дошкольниками. Обязательно необходимо обратить внимание и на проявления поведений детей и качеств их личности в игре: как проявилась взаимовыручка в игре, настойчивость в достижении цели. Постоянно нужно демонстрировать детям их достижения.

Дидактические игры входят в целостный педагогический процесс, сочетаются и взаимосвязаны с другими формами обучения и воспитания.[6]

Из понимания значения дидактической игры вытекает следующие требования:

1.Каждая дидактическая игра должна давать упражнения, полезные для умственного развития детей и их воспитания.

2.В дидактической игре обязательно наличие увлекательной задачи, решение которой требует умственного усилия, преодоления некоторых трудностей.

3.Дидактика в игре должна сочетаться с занимательностью, шуткой, юмором. Увлечение игрой мобилизует умственную деятельность, облегчает выполнение задачи.

1.2 Классификация дидактических игр

Педагог А.К.Бондаренко указывает, что в дошкольной педагогике все дидактические игры можно разделить на три основных класса [4]:

1.игры с предметами (игрушками, природным материалом);

2.настольно-печатные игры;

3.словесные игры.

Рассмотрим каждый класс дидактической игры.

В играх с предметами используются игрушки и реальные объекты (предметы обихода, орудия труда), предметы природного характера (овощи, фрукты, шишки, листья, семена). Дидактические игры с предметами дают возможность решать различные воспитательные и образовательные задачи:


-расширять и уточнять знания детей;

-развивать мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, различение, обобщение, классификация);

- совершенствовать речь (умение называть предметы, действия с ними, их качества, назначение; описывать предметы, составлять и отгадывать загадки, правильно произносить звуки речи);

-воспитывать произвольность поведения, памяти, внимания.

Среди дидактических игр с предметами важное место занимают сюжетно-дидактические игры и игры-инсценировки [19]. В сюжетно-дидактических играх дети выполняют определенные роли, например, продавца и покупателя в игре «Магазин».

Игры-инсценировки помогают уточнить представление о различных бытовых ситуациях («Устроим кукле комнату»), о литературных произведениях («Путешествие в страну сказок»), о нормах поведения («Что такое хорошо и что такое плохо»).

Для развития координации мелких движений и зрительного контроля организуются игры с дидактическими игрушками моторного характера.

Детям 5-7 лет предназначены игры с бирюльками, кеглями, бильбоке, настольным бильярдом. Особая роль таких игр на границе перехода к школьному обучению.

Развитие координации движений предплечья, кисти и особенно пальцев рук, четкий зрительный контроль за движениями является важными предпосылками для подготовки ребенка к овладению письмом. В таких играх воспитывается сообразительность, умение ориентироваться в пространстве, настойчивость и терпение.

Дидактические игры с природным материалом (семена растений, листья, разнообразные цветы, камешки, ракушки) позволяют закрепить знания детей об окружающей среде, формируют мыслительные процессы (анализ, синтез, классификация). Воспитатель организует такие игры во время прогулки, непосредственно соприкасаясь с природой: деревьями, кустарниками, цветами, листьями, семенами [13].

В любых играх широко используются различные игрушки. В них ярко выражены цвет, форма, назначение, величина, материал, из которого они сделаны. В дидактических играх совершенствуются знания о материале, из которого сделаны игрушки, об их характерных свойствах и признаках.

Настольно-печатные игры многообразны по содержанию, обучающим задачам и оформлению. Они помогают уточнять и расширять представление детей об окружающей среде, систематизировать знания, развивать мыслительные процессы. Настольно-печатные игры разнообразны по видам: парные картинки, лото, домино, лабиринты, разрезные картинки, кубики, пазлы и т.д..


Среди игр для детей дошкольного возраста преобладают игры, в основе которых лежат парность картинок, подбираемых по сходству. Сначала ребенку предлагают игру, в которой требуется подобрать из множества картинок пары совершенно одинаковых (две варежки, два красных яблока). Затем задача усложняется: картинки надо объединить по смыслу (найти две машины: одна – легковая, другая – грузовая). Наконец, старшим дошкольникам целесообразно предлагать отыскивать пары среди предметов, которые отличны друг от друга пространственным расположением, формой, особенностями окраски.

В подборе картинок по общему признаку, т.е. классификация, требуется некоторое обобщение, установление связи между предметами. Например, в игре «Что растет в саду?» дети подбирают картинки с соответствующими изображениями растений, соотносят с местом их произрастания, объединяют по этому признаку картинки. Также ещё проводятся дидактические игры на запоминание состава, количества и расположения картинок. К примеру, в игре «Отгадай, какую картинку спрятали?» дошкольники должны запомнить содержание картинок, а затем определить, какую из них перевернули вниз рисунком. Такая дидактическая игра направлена на развитие памяти. Игровыми дидактическими задачами такого вида игр является также закрепление у ребенка знаний о количественном и порядковом счете, о пространственном расположении картинок на столе (слева, справ, вверху, внизу, сбоку, впереди), умение рассказать связно о тех изменениях, которые произошли с картинками, о их содержании.

В игре «Лото» дети должны к картинке на большой карте подобрать тождественные изображения на маленьких карточках. Тематика данной дидактической игры разнообразна: «Зоологическое лото», «Цветут цветы», «Мы считаем», «Сказки» и т.д.

В игре «Домино» принцип парности реализуется через подбор карточек при очередности хода. Тематика игры охватывает разные области действительности: «Игрушки», «Геометрические фигуры», «Ягоды», «Герои мультфильмов» и т.д.

В играх вида «Лабиринт» предназначенных для дошкольников старшей группы, используется игровое поле, фишки, счетный кубик. Каждая игра посвящена какой-либо теме, чаще всего сказочной: «Айболит», «Подвиги Персея», «Золотой ключик». Дети «путешествуют» по игровому полю, бросая по очереди кубик и передвигая фишки. Такого рода игры развивают пространственную ориентацию, умение правильно считать и предвидеть итог действий.

Настольные печатные игры, устроены по принципу разрезных картинок, складных кубиков, на которых изображены предметы или сюжет делится на несколько частей. Такие дидактические игры способствуют развитию логического мышления, сосредоточенности, внимания. Для детей старшего дошкольного возраста складывание целого из частей является сложным процессом осмысления, работы воображения.


В настоящее время популярны игры типа «Пазл», где картинки особой техники соединения, разделены на несколько частей и имеют различное содержание (изображение сценок из мультфильмов, животных, замков).

Словесные игры отличаются процессом решения обучающей задачи, которая осуществляется в мыслительном плане, на основе представлений и без опоры на наглядность.

Преимущественно словесные игры проводят с детьми старшего дошкольного возраста.

Условно словесные игры можно поделить на четыре группы:

1.игры, формирующие умение выделять существенные (главные) признаки предметов, явлений: «Отгадай-ка», «Радио», «Где был Вася?».

2.игры, которые используют для развития у дошкольников умения сравнивать, сопоставлять, замечать алогизмы, делать правильные умозаключения: «Похож – не похож», «Кто больше знает небылиц».

3.игры, развивающие умение обобщать и классифицировать предметы по различным признакам, объединены в третью группу игр: «Кому что нужно?», «Назови три предмета», «Назови одним словом».

4.игры, которые направлены на развитие внимания, сообразительности, быстроты мышления, выдержки, чувства юмора: «Испорченный телефон», «Краски», «Летает – не летает», «Белого и черного не называть».

Педагог А.И. Сорокина выделяет следующие виды дидактических игр:

  • игры-путешествия;
  • игры-поручения;
  • игры-предположения;
  • игры-загадки;
  • игры-беседы[15] .

Кратко охарактеризуем каждый вид:

1.Игры-путешествия - призваны усилить впечатление, обратить внимание детей на то, что находится рядом. Они обостряют наблюдательность, обличают преодоление трудностей. В этих играх используются многие способы раскрытия познавательного содержания в сочетании с игровой деятельностью: постановка задач, пояснение способов ее решения, поэтапное решение задач, т. д.

2.Игры-поручения - по содержанию чуть проще, а по продолжительности — короче. В основе их лежат действия с предметами, игрушками, словесные поручения.

3.Игры-предположения («что было бы…, если...»). Перед детьми ставится задача и создается ситуация, которая требует осмысления последующего действия. При этом активизируется мыслительная деятельность детей, они учатся слушать друг друга.

4.Игры-загадки - в основе лежит проверка знаний, находчивости. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение рассуждать, делать выводы.

5.Игры-беседы - в основе лежит общение. Основным является непосредственность переживаний, заинтересованность, доброжелательность. Такая игра предъявляет требования к активизации эмоциональных и мыслительных процессов. Она воспитывает умение слушать вопросы и ответы, сосредоточивать внимание на содержании, дополнять сказанное, высказывать суждения. Познавательный материал для проведения этого вида игр должен даваться в оптимальном объеме, чтобы вызвать интерес детей. Познавательный материал определяется темой, содержанием игры. Игра, в свою очередь, должна соответствовать возможностям усвоения интереса детей и свертывания игровых действий.