Файл: Теоретические аспекты дидактической игры как метода обучения.pdf
Добавлен: 23.04.2023
Просмотров: 110
Скачиваний: 2
В различных дидактических играх решаются задачи познавательного развития. Например, в играх «Кто быстрее соберет блоки?», «Что лишнее?», «Магазин» и др., воспитанники учатся объединять предметы по нескольким признакам или на основе общих понятий: мебель, одежда, посуда, овощи.
Рассмотрим несколько дидактических игр.
Игра «Магазин».
Дидактическая задача:
-учить детей описывать предмет;
-находить его существенные признаки;
-узнавать предмет по описанию.
Игровое правило: «продавец» продает игрушку, если о ней хорошо рассказал «покупатель».
Игровые действия: Считалочкой выбирают «продавца». Игра с купленными игрушками.
Ход игры:
Дети садятся перед столом с игрушками. Воспитатель говорит о том, что открылся магазин игрушек. Купить игрушку сможет тот, кто точнее опишет её. Первым игрушку покупает воспитатель, показывая как надо выполнять правила игры. Затем покупки делают дети.
В играх «Кто где живет?», «Путешествие в лес» у детей развиваются элементарные представления о взаимосвязях и взаимодействиях живых организмов со средой.
Игры «Путешествие по городу», «Куда спряталась кошка?», «Найди столько же» помогают детям овладеть действиями моделирования, как способом опосредованного решения познавательных задач.
Игра «Путешествие по городу».
Дидактическая задача:
-закрепление знаний о родном городе: кто в нем живет, трудится, какой транспорт, как украшен.
Игровое правило: отбирать только те картинки, которые соответствуют заданию для своей группы: люди, транспорт, труд, украшение города.
Игровые действия: Поиск картинок. Действия по сигналу.
Ход игры:
Картинки раскладываются на столах в разных местах игровой комнаты. Дети делятся на 4 группы по 2-3 человека. Каждой группе дается задание: одной – посмотреть, кто живет в городе, и собрать картинки с изображением людей, другой – на чем люди ездят, и тоже собрать картинки. По сигналу водящего путешественники идут по комнате и собирают необходимые им картинки. Возвратившись, путешественники ставят на подставку картинки. Затем рассказывают, почему они взяли именно эти картинки, что на них изображено. Выигрывает та группа, игроки которой не ошиблись.
В играх «Где были, что видели?», «Путешествие по стране» у детей развивается представление о природе, как среде обитания человека, изменение образа жизни людей в зависимости от природных условий, в которых они живут.
В дидактических играх происходит обогащение знаний детей о материалах, из которых изготовляются вещи (металл, пластмасса, стекло, фарфор, ткань), об их физических качествах и свойствах. Стекло прозрачное, не пропускает воду, вещи из стекла могут быть самой разной формы, они бьются. При этом воспитатель дает разнообразные задания на сравнение предметов по:
- длине (чулок, носок);
- форме (шарф, платок, косынка);
- цвету (одинаковые по форме и размеру чашки, но одна синяя, а другая белая с цветами);
- материалу (салфетка из бумаги и ткани).
К концу года дети, руководствуясь этими отличиями, без помощи педагога объединяют предметы в пары и делают умозаключение: «Оба предмета деревянные», «Обе вещи красного цвета» и т.д.
Следовательно, исходя из вышесказанного, можно сказать, что руководство дидактическими играми в старшем дошкольном возрасте требует от воспитателя большой, продуманной работы в процессе их подготовки и проведения. Что является обогащением детей определенными знаниями, подбором дидактического материала, а иногда и изготовление его вместе с детьми, организацией обстановки для игры, а также четкое определение своей роли в игровой деятельности.
Заключение
Цель моей курсовой работы заключалась в том, чтобы изучить влияние дидактических игр на детей дошкольного возраста и определить их сущность в образовательном процессе.
Для этого была изучена теоретическая литература по вопросам дидактической игры как одного из методов активации познавательной деятельности детей дошкольного возраста; были обозначены главные условия проведения дидактической игры и требования к их подготовки; были определены понятия, задачи, классификации дидактических игр.
Изучение литературы по данной теме показало, что игры, которые проводятся в процессе обучения, называются дидактическими. Основа дидактической игры состоит из следующих элементов: игровой замысел, правила игры, игровые действия, познавательное содержание, оборудование, результат игры.
Дидактическая игра отличается от обыкновенной игры тем, что участие в ней обязательно для всех дошкольников. Использование дидактической игры дает эффективность в старших группах, где преобладают дети с неустойчивым вниманием, пониженным интересом к предмету. Они вносят разнообразие и эмоциональную окраску в учебную работу, снимают утомление, развивают внимание, сообразительность, чувство соревнования, взаимопомощь.
Систематическое использование дидактических игр является эффективным средством активизации умственной деятельности детей дошкольного возраста, положительно влияющим на повышение качества знаний, умений и навыков, развитие умственной деятельности. То есть, дидактические игры заслуживают право дополнить традиционные формы обучения и воспитания детей.
Основное внимание при разработке организационных методик обучения должно быть обращено на условия и методы:
-четкое определение целей функционирования познавательного процесса и каждого его этапа;
-учет и реализация специфики психологических механизмов функционирования обучающей познавательной деятельности и в этой связи взаимодействия деятельностей обучающего и обучаемых (методов, средств и организационных форм обучения);
-согласования специфики психологических механизмов усвоения знаний со спецификой познавательных задач различного типа, способов подачи и усвоения учебной информации, педагогическими возможностями различных информационных структур управления в системе «воспитатель - воспитанник», методов и организационных форм обучения.
Таким образом, можно утверждать, что поставленные задачи в курсовой работе решены.
Список литературы
- Аванесова В.Н. Дидактическая игра как форма организации обучения в детском саду. / Умственное воспитание дошкольника. - М., 2011.
- Беспалько В. П. Новые методы и средства обучения - М., 2013.
- Богуславская З.М. Психологические особенности познавательной деятельности дошкольников в условиях дидактической игры / Психология и педагогика игры дошкольника. - М., 2010.
- Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. -М.: Просвещение, 2013. - 160 с: ил.
- Венгер Л.А. Дидактические игры по сенсорному воспитанию. - М., Просвещение, 2011.
- Герасимов С. В.. Когда учение становится привлекательным - М., 2013.
- Дрязгунова В.А. Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями. М., 2014.
- Казакова Т.Г. Развивайте у дошкольников творчество. - М., Просвещение, 2014.
- Максаков А.И., Туманова Т.А. Учите играя. - М.. Просвещение, 2011.
- Менджерицкая Д.В. Воспитателю о детской игре. - М., Просвещение, 2013.
- Мухина В.С. Детская психология. - М., Просвещение, 2012.
- Мухина В.С. Психология дошкольника. - М., Просвещение, 2010.
- Никитин Б.П. Ступени творчества или развивающие игры. - М.: Просвещение, 2015.
- Рождественская В.И., Радина Е.И. Воспитание правильной речи у детей дошкольного возраста. М., 2013.
- Сорокина А.И. Дидактические игры в детском саду. М., 2011
- Тихеева Е.И. Игры и занятия малых детей. - М., Просвещение, 2012.
- Удальцова Е.И. Дидактические игры в воспитании и обучении дошкольников. Минск, 2013
- Урунтаева Г.А. Дошкольная психология. - М.: Академа, 2001.
- Хабиб Р.А. Организация учебно-познавательной деятельности учащихся. - М.: Педагогика, 2012.
- Шамова Т.И. Активизация учения дошкольников. – М.: Педагогика, 2013.