Файл: Теоретические аспекты дидактической игры как метода обучения.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.04.2023

Просмотров: 91

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Главное место в системе педагогического процесса занимает процесс обучения, в ходе которого приобретаются знания, умения и навыки, формиру­ются личностные качества, которые позволяют индивиду, приспособится к внешним условиям и проявить свою значимость.

Актуальность темы курсовой работы. Дидактическая игра является одним из действенных путей активации познавательной деятельности детей дошкольного возраста. В течение игры детский мир объединяется с научным миром, в который вступают воспитанники. Именно игра развивает детскую наблюдательность и способность определять существенные признаки, выявлять свойства объектов. Следовательно, игра оказывает важное влияние на умственное развитие детей с раннего детства, усовершенствуя их мышление, внимание, творческую фантазию.

Великий французский учёный Луи де Бройль утверждал, что все игры имеют много общих элементов с работой ученых исследователей. Воодушевившись, дети не замечают, что обучаются, познают, запоминают новую информацию, ориентируются в необычных ситуациях, пополняют запас представлений, понятий и определений. Даже незаинтересованные дети включаются в игру с большим желанием, прилагая все усилия, чтобы не подвести сотоварищей по игре. [6]

Теоретические аспекты организации образовательного процесса, его закономер­ности, методы, принципы, и т. д. изучает основная отрасль педагогики — это дидактика. Определение «дидактика» происходит от греческих слов «didaktikos» — поучающий и «didasko» — изучающий. Это понятие впервые ввел в научный оборот немецкий педагог Вольфганг Ратке (1571—1635) для обо­значения искусства обучения - в курсе лекций «Краткий отчет из дидакти­ки, или искусство обучения Ратихия».

В развитие дидактики как науки внесли существенный вклад педагоги, ученые, философы, психологи такие как: Я. А. Коменский, И. Г. Песталоцци, И. Ф. Гербарт, Д.Дьюи, К. Д. Ушинский, П. Ф. Каптерев, М. А. Данилов, Б. П. Есипов, М. Н. Скаткин, Л. В. Занков и др.

Цель исследования: рассмотреть особенности дидактической игры как метод обучения в дошкольном образовательном учреждении.

Объект исследования: метод обучения дошкольного образовательного учреждения.

Предмет исследования: дидактическая игра как метод обучения.

Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:

1.проанализировать литературу по данной теме;

2.рассмотреть основные понятия и задачи дидактической системы;

3.выявить основы педагогики игры;


4.изучить методику дидактических игр;

5.рассмотреть использование дидактических игр как метод обучения в старшей группе детского образовательного учреждения.

Содержание курсовой работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы из 20 источников.

Глава 1. Теоретические аспекты дидактической игры как метода обучения

1.1 Понятия и задачи дидактической системы

Дидактическая игра является разновидностью игр со специальными правилами, которые создаются в педагогике для обучения, развития и воспитания детей. Игры ориентированы на решение определенных задач обучения детей разного возраста, но в то же время в них проявляется развивающее, обучающее и воспитательное воздействие деятельности игры. Дидактические игры необходимо использовать, как метод обучения детей дошкольного возраста, который можно определить рядом причин:

1. Игра является главной составляющей у детей дошкольного возраста. Сама игра продолжается уже в школьном учении. Следовательно, упор на игру, т.е. формы и приемы, являются важными и действенными методами включения дошкольников в учебную деятельность.

Важно учитывать возрастные особенности детей, которые связаны со слабой произвольностью и устойчивостью внимания, преимущественно непроизвольным развитием памяти, преобладанием наглядного и образного мышления. Именно игровая деятельность способствует развитию у дошкольников психических и психологических катагенезов.

Педагог А. В. Запорожец оценивал роль игровой деятельности, утверждал, что педагогу необходимо добиться того, чтобы «…дидактическая игра была не только формой усвоения отдельных знаний и умений, но и способствовала бы общему развитию ребенка…». С другой же стороны, большая часть педагогов склонны, наоборот, без всякого основания рассматривать игровую деятельность как систему развития интеллекта, систему анагенеза познавательных и психологических процессов. Впрочем, дидактическая игра является еще и игровой формой обучения. [2]

Дети, решая логические задачи, предложенные им в занимательной игровой форме, сами пытаются найти решения, преодолевая при этом определенные трудности – это является основой дидактической игры. Дошкольник оценивает трудную задачу, как игровую, а это в свою очередь повышает его умственную способность.


2.Развитие дошкольника в дидактической игре происходит в совокупности с развитием у него умственного мышления и умения выражать свою мысль через речь. Для решения игровой задачи требуется сравнивать признаки объектов, устанавливать различие и сходство, анализировать, подводить итог. Так развивается умение к рассуждениям, умозаключению, умению применять свои знания в разных ситуациях. Такой результат, возможно, получить лишь в том случае, если у ребенка есть определенные знание об объектах, предметах и явлениях, которые составляют правила дидактической игры.

3.Методические приемы, которые применяются педагогом, должны развивать интерес ребенка. Разнообразие занятий желательно сочетать с трудом и игрой. Полученные знания во время экскурсий, наблюдений, прогулок, следует закреплять, пополнять и уточнять, зачитывать детям отрывки из произведений художественной литературы, рассказывать, вести беседу.

Через игровую деятельность можно выявить отношение детей к изображаемому и в то же время благоприятствовать закреплению и развитию данного отношения. Именно дошкольники любят переживать вновь восхищение, радость, восторг, удивление, которые они почувствовали при знакомстве с предметом, явлением, событием. Этим и объясняется устойчивый детский интерес к играм. Именно в игре дети эмпирически осуществляют то, что они хотели бы увидеть в школе, придя в первый класс.

Таким образом, исходя из вышесказанного, можно сделать заключение, что дидактическая игра является игрой только для детей дошкольного и младшего школьного возраста, а для взрослого игровая деятельность превращается в способ обучения. Получение знаний, в дидактической игре, выступает как вспомогательное действие. Целью дидактических игр и игровых приемов обучения является облегчение перехода к образовательным задачам, т.е. сделать его поэтапным. [20]

Дидактические игры как метод обучения рассматриваются в двух типах:

1. Игровые занятия. Главная роль принадлежит воспитателю, который для повышения интереса у детей к занятию использует разные игровые методы, создает игровую ситуацию, вносит элементы соревнования и др. Использование разных игровых компонентов сочетается с вопросами, указаниями, объяснениями, иллюстрированием. С помощью игровых занятий воспитатель не только передает определенные знания, формирует представления, но и учит детей играть в коллективе. Важностью для игровой деятельности служит четкие представления о построении сюжета, о разных игровых действиях с объектами. Главное, чтобы затем были созданы условия для переноса этих знаний и представлений в самостоятельные, творческие игры.


2. Дидактические игры.

Дидактическая игра применяется при формировании элементарных математических представлений у дошкольников, развитию речи, ознакомлению с природой и окружающим миром, в развитии культуры своей страны.

Дидактическая игра как вид обучения детей содержит две задачи:

- познавательное или учебное;

- занимательное или игровое.

Воспитатель одновременно является и педагогом, и участником игровой деятельности. В тоже время он обучает и играет, а дети, играя, обучаются. Если на учебных занятиях расширяются и углубляются знания об окружающем мире, то в дидактической игре детям предлагаются задания в виде загадок, ребусов, предложений, вопросов.

Дидактическая игра может выступать на осознании познавательного процесса как самостоятельная игровая деятельность. Самостоятельная игровая деятельность материализуется в том случае, если ребенок проявляет интерес к данной игре, ее правилам и действиям, если ее правила ими понятны. Дети дошкольного возраста любят играть в хорошо знакомые игры и с удовольствием играют в них. Свидетельством этому могут быть народные игры, правила которых детям знакомы – это: «Краски», «Где мы были, мы не скажем, а что делали, покажем», «Наоборот», «Море волнуется раз…» и др. В каждой игре заложен интерес к игровым действиям. К примеру, в игре «Краски» необходимо выбрать какой-либо цвет. Дети обычно выбирают сказочные и любимые цвета: золотой, серебряный. Выбрав цвет, ребенок подходит к водящему и на ухо шепчет ему название краски. «Скачи по дорожке на одной ножке» - говорит водящий тому, кто назвал краску, которой нет среди играющих детей. В данной игре много интересных игровых действий и поэтому дети всегда играют в подобные игры.

Воспитатель должен усложнять условия игры, тем самым расширяя их вариативности. Если у детей теряется интерес к игре (а это в большей мере относится к настольным и печатным играм), необходимо вместе с ними придумать более сложные условия игры.

Самостоятельная игровая деятельность подразумевает управление со стороны воспитателя или взрослого. Участие взрослого носит косвенный характер: например, воспитатель, как и все участники игры «лото», получает карточку и старается выполнить задание в срок, радуется, если выиграет, т. е. является равноправным участником игры. Самостоятельно дети могут играть в дидактические игры, как на занятиях, так и вовне.

Дидактические игры имеют большое значение для обогащения творческих игр детей старшей возрастной группы. Такие игры, как «Умная техника», «Молочная ферма», «Кому, что необходимо для работы», не могут оставить детей без внимания, у них появляется желание играть в строителей, водителей, парикмахеров, докторов.


Данные дидактические игры выступают и как метод всестороннего воспитания личности ребенка.

Сама суть дидактической игры формирует у ребенка правильное отношение к явлениям социума, природе, предметам окружающего мира, углубляет и систематизирует знания о своей стране, армии, профессии, трудовой деятельности и т.д.

Знания об окружающем мире дают детям по определенной системе. Так, знакомство ребенка с трудом проходит в такой последовательности:

-знакомство детей с содержанием определенного вида трудовой деятельности;

- далее знакомство с машинами, которые помогают людям в их труде;

-знакомство с этапом производства при создании необходимых предметов, продуктов;

- завершающий этап - раскрытие перед детьми значение любого вида трудовой деятельности.

При помощи дидактической игры воспитатель приучает детей самостоятельно логически мыслить, размышлять, применять полученные знания в различных ситуациях в соответствии с поставленной задачей.

Дидактическая игра развивает чувствительные способности у детей дошкольного возраста. Процессы ощущения и восприятия лежат в основе познания дошкольником окружающего мира. Знакомство ребенка с цветом, формой, величиной предмета позволило создать систему дидактических игр и упражнений по сенсорному воспитанию, направленных на усовершенствование восприятия детьми характерных признаков объектов.

Дидактическая игра развивает речь у ребенка: активизируется и пополняется словарь, развивается связная речь, формируется правильное звукопроизношение, способность правильно выражать свои мысли. Многие игры требуют от детей активного использования родовых, видовых понятий, например, «Назови одним словом» или «Назови три предмета». Нахождение антонимов, синонимов, слов сходных по звучанию – это основная задача многих словесных игр для развития словесно-связной речи.

В процессе игр развитие мышления и речи осуществляется в неразрывной связи. В игре «Угадай, что я задумал» необходимо уметь задавать вопросы, на которые дети отвечают только двумя словами «нет» или «да».

Также у детей старшего дошкольного возраста формируется нравственное представление о прилежном отношении к окружающим предметам, игрушкам как продуктам труда взрослых, о нормах поведения, о взаимоотношении со сверстниками и взрослыми, о положительных и отрицательных качествах личности. В воспитании нравственных качеств личности ребенка важная роль принадлежит содержанию и условиям игры. Применение дидактических игр в работе с детьми старшего возраста, решает несколько иные задачи – это воспитание нравственных чувств и отношений.