Файл: Теоретические аспекты дидактической игры как метода обучения.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.04.2023

Просмотров: 86

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1.3 Основы педагогики игры

Обязательными основными элементами игры являются: обучающая и воспитывающая задача, игровые действия и правила.

1.Дидактическая задача.

Для выбора дидактической игры необходимо знать уровень подготовленности дошкольников, так как в дидактических играх они должны оперировать уже имеющимися знаниями и представлениями.

Определяя дидактическую задачу, надо, прежде всего, иметь в виду, какие знания, представления у детей о природе, об окружающих предметах, о социальных явлениях, должны усваиваться, закрепляться детьми, какие умственные операции в связи с этим должны развиваться, какие качества личности формируются при помощи средств данной игры (честность, скромность, наблюдательность, настойчивость и др.).

Например, в известной игре «Магазин игрушек» дидактическую задачу можно сформулировать так: «Закрепить знания детей об игрушках, их свойствах, назначении; развивать связную речь, умение определять существенные признаки предметов; воспитывать наблюдательность, вежливость, активность». Такая дидактическая задача поможет воспитателю организовать игру: подобрать игрушки, разные по назначению, по материалу, внешнему виду; дать образец описания игрушки, вежливого обращения к продавцу и т.д.

В каждой дидактической игре своя обучающая задача, что отличает одну игру от другой. При определении дидактической задачи следует избегать повторений в ее содержании, т.е. трафаретных фраз (воспитывать внимание, мышление, память и др.). Как правило, эти задачи решаются в каждой игре, но в одних играх надо больше внимания уделять развитию памяти, в других – мышления, внимания. Воспитатель заранее должен знать и соответственно определять дидактическую задачу. Так игру «Что изменилось?» использовать для упражнений в развитии памяти и внимания, «Магазин игрушек» - для развития мышления, «Отгадай что задумали» - наблюдательности, внимания.

2.Игровые правила.

Основной целью правил игры является организованность действий и поведение дошкольников. Условия игры могут разрешать, запрещать, предписывать определенные действия детям в игре, что делает игру занимательной, напряженной.

Соблюдение правил в игре требует от детей определенных усилий воли, умения обращаться со сверстниками, преодолевать отрицательные эмоции, проявляющиеся из-за отрицательного результата. Главное, определяя условия игры, ставить детей в такие условия, при которых они получили бы радость от выполнения заданий.


Используя дидактическую игру в воспитательно-образовательном процессе, через ее правила и действия у детей старшего дошкольного возраста формируется корректность, доброжелательность, выдержку.

3.Игровые действия.

Дидактическая игра отличается от игровых упражнений тем, что выполнение в ней условий направляется, контролируется игровыми действиями. Например, в игре «Так бывает или нет?» правилами игры требуется: заметить в стихотворении «Это правда или нет?» поэта Л.Станчева все небылицы:

Теплая весна сейчас,

Виноград созрел у нас.

Конь рогатый на лугу

Летом прыгает в снегу.

Поздней осенью медведь

Любит в речке посидеть.

А зимой среди ветвей

Га-га-га пел соловей.

Быстро дайте мне ответ –

Это правда или нет?

Игра проводится так часто, что дети по очереди, подняв руку, называют все замеченные небылицы. Но чтобы игра была интереснее и все дети были активны, воспитатель вводит игровое действие, тот, кто заметил небылицу по ходу чтения стихотворения, кладет перед собой фишку. В этом стихотворении шесть небылиц. Значит, у победителя будет шесть фишек. И он получит приз.

Развитие игровых действий зависит от выдумки воспитателя. Иногда и дошкольники, готовясь к игре, вносят свои предложения: «Давайте мы спрячем, а кто-нибудь будет искать!», «Давайте я считалочкой выберу водящего!».

Выводы к первой главе

Сказанное позволяет сформулировать основные задачи дидактических игр:

1. формирование устойчивого интереса к познавательной деятельности;

2. формирование психических новообразований;

3. формирование навыков самоконтроля и самооценки;

4. формирование адекватных взаимоотношений и освоения социальных ролей.

Следовательно, дидактическая игра - это сложное, многогранное явление. В дидактических играх происходит не только усвоение знаний, умений и навыков, но и развиваются все психические процессы детей, их эмоционально-волевая сфера, способности и умения. Дидактическая игра помогает сделать учебный материал увлекательным, создать радостное рабочее настроение. Умелое применение дидактической игры в образовательном процессе облегчает его, т.к. игровая деятельность знакома ребенку. Через игру быстрее познаются закономерности обучения. Положительные эмоции облегчают познавательный процесс.


Глава 2. Основные понятия дидактических игр

2.1 Организационная методика дидактических игр в старшей группе дошкольного образовательного учреждения

Как указывают в своих работах педагоги Богуславская З.М. [3], Бондаренко А.К. [4], что организация дидактических игр педагогом осуществляется в трех основных направлениях: подготовка к проведению дидактической игры, её проведение и анализ.

В подготовку к проведению дидактической игры входят:

-подбор игры в соответствии с задачами воспитания и обучения, углубление и обобщение знаний, развитие сенсорных способностей, активизация психических процессов (память, внимание, мышление, речь);

-установление соответствия отобранной игры программным требованиям воспитания и обучения детей определенной возрастной группы;

-определение наиболее удобного времени проведения дидактической игры (в процессе организованного обучения на занятиях или в свободное от занятий и других режимных процессов время);

-выбор места для игры, где дети могут спокойно играть, не мешая другим. Такое место, как правило, отводят в групповой комнате или на участке;

-определение количества играющих детей (вся группа, небольшие подгруппы, индивидуально);

-подготовка необходимого дидактического материала для выбранной игры (игрушки, разные предметы, картинки, природный материал);

-подготовка к игре самого воспитателя: он должен изучить и осмыслить весь ход игры, свое место в игре, методики руководства игрой;

-подготовка к игре детей: обогащение их знаниями, представлениями о предметах и явлениях окружающей жизни, необходимыми для решения игровой задачи.

Проведение дидактических игр включает:

-ознакомление детей с содержанием игры, с дидактическим материалом, который будет использован в игре (показ предметов, картинок, краткая беседа, в ходе которой уточняются знания и представления детей о них);

-объяснение условий игры. При этом воспитатель обращает внимание на поведение детей в соответствии с правилами игры, на четкое их выполнение (что они запрещают, разрешают, предписывают);

-показ игровых действий, в процессе которого воспитатель учит детей правильно выполнять действие, доказывая, что в противном случае игра не приведет к нужному результату (например, кто-то из ребят подсматривает, когда надо закрыть глаза);

-определение роли воспитателя в игре, его участие в качестве играющего, болельщика или судьи;


-определение результата игры – это ответственный момент в руководстве воспитателя, так как по результатам, которых дети добиваются в игре, можно судить об её эффективности, о том будет ли она с интересом использоваться в самостоятельной игровой деятельности ребят.

Анализ проведенной дидактической игры направлен на выявление приемов её подготовки и проведения, т.е. какие приемы оказались эффективными в достижении поставленной цели, что не сработало и почему. Это поможет совершенствовать как подготовку, так и сам процесс проведения игры, избежать впоследствии ошибок. Кроме того, анализ позволит выявить индивидуальные особенности в поведении, характере детей, и, значит, правильно организовать индивидуальную работу с ними.

Руководя играми в старшей группе дошкольного учреждения, необходимо учитывать возросшие возможности детей. В этом возрасте ребенку свойственны любознательность, наблюдательность, интерес ко всему новому, необычному: ему хочется самому отгадать загадку, найти правильное решение задачи, высказать собственное суждение. С расширением объема знаний происходят изменения и в характере умственной деятельности. Поэтому при отборе игр важно обращать внимание на степень трудности игровых правил и действий. Последние должны быть такими, чтобы при их выполнении ребенок проявлял умственные и волевые усилия.

Особое место в играх занимают мотивы соревнования: детям дошкольного возраста предоставляется большая самостоятельность, как в выборе игры, так и в творческом решении ее задач.

Роль воспитателя в самой игре тоже меняется. Но и здесь воспитатель четко, эмоционально знакомит детей с содержанием игры, правилами и действиями, проверяет, как они поняты, играет вместе с детьми, чтобы закрепить знания. Затем он предлагает детям поиграть самостоятельно, при этом на первых порах следит за действиями, выступает в качестве судьи в спорных ситуациях. Однако не все игры требуют такого столь активного участия воспитателя. Часто он ограничивается объяснением правил игры до ее начала. Прежде всего, это относится ко многим настольно-печатным играм.

2.2 Особенности наглядности, применяемые в дидактических играх в старшей группе дошкольного образовательного учреждения

В дидактической игре необходимо правильное сочетание наглядности, слова воспитателя и действий самих дошкольников с игрушками, игровыми пособиями, предметами. Применение наглядного материала в старших группах различно, с учетом возрастающего интереса детей, а также новых задач по ознакомлению с окружающим миром.


Детей старшего дошкольного возраста привлекают винтовые игрушки, уже более сложные по конструкции, кроме того используются картинки (парные), кубики, разделенные на большее, чем раньше, количество частей. Наглядность в играх представлена в предметах, которыми играют дошкольники, которые составляют материальный центр игры; в картинках, изображающих предметы, действия с ними, назначение предметов, их основные признаки, свойства материалов (игры с парными картинками, игры типа картинного лото, домино, игры с тематическими сериями картинок). Изначальный показ действий игры воспитателем, как бы «пробный ход» в игре, применение поощрительно-контрольных значков, жетончиков, фишек – все это составляет наглядные материалы, которые необходимо использовать воспитателю, организуя игру и руководя ею. Игрушки и предметы воспитатель демонстрирует в наглядном действии и в движении.

В качестве средства познания скрытых связей и отношений воспитатель использует моделирование. В играх для прохождения различных маршрутов используются планы-схемы, такие игры как «Секреты», «Найди свою игрушку», «Лабиринт», «Кто быстрее найдет дорогу к дому».

Большое количество наглядного материала используется в серии дидактических игр по сенсорному воспитанию, разработанных педагогом Л.А. Венгер. [5]

Это таблицы для расширения знаний о форме и величине предмета, схемы для выкладывания геометрических фигур.

В дидактических играх по развитию речи используются схемы для составления описательных рассказов о посуде, овощах, игрушках, одежде, временах года.

Также целесообразно применение в старших группах дошкольного образовательного учреждения различных игрушек.

2.3 Дидактическая игра как метод обучения в старшей группе детского образовательного учреждения

По своему содержанию дидактические игры формируют у детей дошкольного возраста правильное отношение к явлениям общественной жизни, природе, предметам окружающего мира. С помощью дидактических игр воспитатель приучает дошкольников старшей грппы самостоятельно мыслить, использовать полученные знания в различных условиях в соответствии с поставленной задачей. Многие дидактические игры ставят перед детьми задачу рационально использовать имеющиеся знания в мыслительных операциях: находить характерные признаки в предметах и явлениях, окружающего мира; сравнивать, группировать, классифицировать предметы по определенным признакам, делать правильные выводы, обобщения. Активность детского мышления, проявляемого в дидактических играх, является главной предпосылкой сознательного отношения к приобретению твердых и глубоких знаний.