Добавлен: 23.04.2023
Просмотров: 125
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Рассмотрение типов организационных структур управления
1.1 Основные типы организационных структур
1.2 Достоинства и недостатки различных типов организационных структур
1.3 Новейшие организационные структуры
Глава 2. Общая характеристика ИТ компании ООО «ИжИнфоТех»
2.2 Существующая организационная структура ООО “ИжИнфоТех”
Глава 3. Направления совершенствования организационной структуры управления ООО «ИжИнфоТех»
3.1 Общие рекомендации и обоснования изменений
Введение
Реалии современного развития требуют изменения парадигмы управления в России. Наибольшую большую практическую ценность имеют развивающиеся в текущих реалиях и проходящие жесткий отбор не описанные в учебниках пути приспособления российского менеджмента к сегодняшней нестандартной, в рамках наложения внешних санкций, ситуации. На первое место выходят нестандартные решения как на макро- , так и на микро уровнях.
Условия, в которых сегодня происходит развитие менеджмента в России пока не описано в учебниках – ситуация не стандартна и уникальна, причем не только для России. На наших глазах Россия формирует новый путь развития. Исходя из этого необходимо стратегию развития каждого отдельно взятого предприятия формировать на базе всестороннего и вдумчивого анализа как внешней так и внутренней среды, используя при этом как научный подход и знания, так и продумывая пути адаптации к текущей ситуации.
Автор отдает себе отчет в том, что исследование является базовой составляющей адекватного планирования и эффективного управления. Исследование систем управления – это вид деятельности, направленный на развитие и совершенствование управления в соответствии с постоянно изменяющимися внешними и внутренними условиями. [4] Большая роль в исследовании систем управления принадлежит и исследованию организационных структур управления и оптимизации этих структур к реалиям сегодняшнего дня.
Данная работа представляет собой теоретический обзор организационных структур управления в России и за рубежом.
Актуальность темы исследования продиктована стратегической целью – повышение конкурентоспособности как отдельно взятой компании, так и страны в целом в сегодняшней непростой ситуации.
Необходимо отметить, что от корректности выбора организационный структуры зависит и эффективность управления организацией в целом. Неумение компаний изменяться и приспосабливать свою структуру к запросам внешней среды несет в себе прямую угрозу для выживания.
Объектом исследования является ООО “ИжИнфоТех”.
Предмет исследования: совершенствование организационной структуры ООО “ИжИнфоТех”.
Целью настоящей работы является разработка рекомендаций по совершенствованию организационной структуры управления ООО «ИжИнфоТех».
Задачами настоящей работы являются:
- Рассмотрение типовых видов организационных структур, их достоинства и недостатков, вариантов новых типов организационных структур;
- Описание характеристик и анализ организационной структуры Ит компании ООО “ИжИнфоТех”;
- Разработка предложений и рекомендаций по изменению организационной структуры ООО “ИжИнфоТех”.
Работа состоит и введения, заключения и трех глав основной части.
В первой главе рассмотрены основные типы организационных структур, их достоинства и недостатки, принципы ее создания и факторы воздействия на организационную структуру управления.
Во второй главе дается общая характеристика ООО «ИжИнфоТех», проведен анализ организационной структуры.
В третьей главе освещены направления реорганизации предприятия, предложены варианты по совершенствованию организационной структуры предприятия.
Глава 1. Рассмотрение типов организационных структур управления
1.1 Основные типы организационных структур
В организационной деятельности происходит совместная работа с другими людьми и здесь необходимо согласовывать деятельность сотрудником между собой. В этом случае мы говорим о том, что необходимо согласовывать деятельность не только с самими собой , но и с действиями других людей , в этом случае управление выделяется как часть совместной деятельности , а в последствии обособляется. Возникает управляющий, который не занимается производственной деятельностью, а только управляет, а так же согласует деятельность других людей [3]. Эти принципы лежат в основе построения организационных структур в организациях.
По определению одного из основоположников менеджмента – А.Мескона структура организации— это логические взаимоотношения уровней управления и функциональных областей, построенные в такой форме, которая позволяет наиболее эффективно достигать целей организации. [5]
Однако в последнее время стали распространены более гибкие определения, например, нам встретилось определение Бирман Л. , в котором организационная структура определяется как результат пересечения горизонтального и вертикального разделения труда при этом горизонтальное распределение это организационное обособление отдельных этапов единого процесса, а вертикальное связано с различным уровнем ответственности и масштабов управления.[2]
Основные типы организационных структур управления можно разделить на бюрократические и органические (адаптивные). Руководители прежде чем принимать окончательный выбор организационной структуры должны принимать во внимание специфические условия, в которых действует конкретная организация, так как это является основой разумного выбора.
В управлении, как и в любой другой сфере социальной активности человека, не существует априорного понятия «хорошей» или «плохой» системы. Есть выбор, соответствующий имеющимся условиям, и выбор, им не соответствующий. При изменении условий может измениться и выбор. [1]
Необходимо отметить, что исследования организационных структур интересовали ученых от Файоля и до наших дней, Мэйо, Фоллет, Черч, Шелдон и многие другие подчеркивают важность разработки организационной структуры и ее непосредственное влияние на эффективность деятельности организации.[4]
Начнем наше исследование с механистических организационных структур.
Бюрократическим организационным структурам (их еще называют формальными, механистическими, классическими, традиционными) свойственна узкая степень ответственности, формализация правил и процедур, жесткая иерархия, централизованное принятие решений. Примерами бюрократических организационных структур управления являются: линейно-функциональная; линейно-штабная; линейная; функциональная; дивизиональная.
Таблица 1
Сравнение бюрократических и адаптивных организационных структур управления[7]
Критерий сравнения |
Бюрократические структуры управления |
Адаптивные структуры управления |
1. Характеристика иерархии управления |
Жесткая иерархия. Уровни иерархии определяются четко |
Размытость иерархии. Уровни управления четко не определяются |
2. Развитость вертикальных и горизонтальных связей |
Сильно развитые вертикальные субординационные связи |
Хорошо развитые горизонтальные связи кооперации и координации |
3. Тип руководства |
Моноцентрический, постоянный |
Полицентрический (один менеджер может быть в разных проектных работах) |
4. Формализация применяемых правил и процедур осуществления управленческой деятельности |
Жесткая формализация правил и процедур |
Слабая формализация правил и процедур |
5. Характер принятия управленческих решений |
Централизация принятия управленческих решений |
Децентрализация принятия управленческих решений |
6. Формализация отношений управленческого персонала |
Узко определенные обязанности, права и ответственность |
Широко определенные обязанности, права и ответственность |
7. Разделение управленческого труда |
Узкая специализация деятельности, жесткое и постоянное закрепление функций |
Широкая специализация деятельности, временное закрепление функций за группами |
8. Характеристика отношений персонала компании |
Отношения, имеющие официальный характер |
Отношения, имеющие личностный характер |
Таблица 2
Характеристики и условия эффективного применения механистического и органического подходов в проектировании организации [1]
Механистический тип организации |
Органический тип организации |
|
Характеристики |
Узкая специализация в работе Работа по правилам Четкие права и ответственность Ясность в уровнях иерархии Объективная система Вознаграждения Объективные критерии отбора кадров Отношения формальные и носят официальный характер |
Широкая специализация в работе Мало правил и процедур Амбициозная ответственность Уровни управления размыты Субъективная система вознаграждения Субъективные критерии отбора кадров Отношения неформальные и носят личностный характер |
Условия |
Несложное, стабильное окружение Цели и задачи известны Задачи поддаются делению Задачи простые и ясные Работа измеряема Оплата труда мотивирует Признается данная власть |
Сложное, нестабильное окружение Неопределенность целей и задач Задачи не имеют четких границ Задачи сложные Работу измерить сложно Мотивирование потребностей верхнего уровня Авторитет власти завоевывается |
Рассмотрим организационные структуры управления подробнее.
Линейная организационная структура. В линейной структуре основополагающими являются принцип иерархии и принцип единоначалия. Данный вид структуры характеризуется одномерностью связей (Б не зависит от А), в них получают развитие только вертикальные связи. Все функции в линейной структуре руководитель выполняет самостоятельно (производственные задачи, управление персоналом, распределения ресурсов и т.д.). Проблемы, которые между линейными руководителями, решаются только через директора фирмы.
Рис. 1. Линейная организационная структура управления
И – исполнитель
Условия эффективности, использования этой организационной структуры: в начале становления организации; в подразделениях крупных предприятий, например, в цехе для решения оперативных задач. [7]
Функциональная структура. Эта структура, тоже используется на ранних этапах становления и развития организации. В ней организационные блоки выделяются на основании отдельных функций ─ отдельных видов производственной деятельности (отсюда и название ─ функциональная структура). Среди наиболее часто встречающихся функциональных подразделений упоминаются такие как производство, финансы и маркетинг и т.д. Руководитель каждого блока решает только одну группу задач. В общем виде функциональная структура имеет вид (рис. 2).
Рис. 2. Функциональная организационная структура управления
И – исполнитель
Логика этой формы ─ это централизованно координируемая специализация. Одной из самых больших затруднений в этой структуре - проследить вклад каждого элемента ресурсов в конечный результат и общую прибыльность. В функциональной структуре управления каждое из структурных подразделений имеет свою четко определенную конкретную задачу, а сотрудники которые в них работают отвечают только за определенный участок работы.
Линейно штабная и линейно-функциональная структуры.
В линейно-штабной (рис. 3) и линейно-функциональной структурах (рис. 4), функциональное разделение управленческого труда осуществляется в подразделениях разных уровней, в них сочетаются линейные и функциональные принципы управления.
Рис. 3. Линейно-штабная организационная структура управления
И – исполнитель[4]
В этом случае функциональные подразделения могут проводить свои решения либо через линейных руководителей (в линейно-штабных структурах), либо в пределах специальных полномочий прямо доводить их до специализированных служб или отдельных исполнителей на нижестоящем уровне (в условиях линейно-функциональной структуры).
В основе линейно-штабной структуры управления лежит линейная структура, но при линейных руководителях создаются штабы, которые специализируются на выполнении определенных управленческих функций. Эти службы не обладают правом принятия решений, а лишь обеспечивают силами своих специалистов более квалифицированное выполнение линейным руководителем его обязанностей. Деятельность функциональных специалистов сводится к поискам наиболее рациональных вариантов решения задач. Окончательное принятие решения и передача его подчиненным для исполнения осуществляется линейным руководителем. В условиях этой структуры сохраняется принцип единоначалия. Задачей линейных руководителей становится координация действий функциональных служб и направление их в русло общих интересов организации.
По сравнению с линейно-штабной линейно-функциональная структура до сих пор широко используется в мире. В данной структуре функциональные подразделения могут сами отдавать распоряжения нижестоящим звеньям, но не по всем, а по ограниченному кругу вопросов, определенному их специализацией.
Основу линейно-функциональной структуры составляет, помимо линейных принципов руководства, специализация управленческой деятельности по функциональным подсистемам фирмы (маркетинг, исследования и разработки, производство, финансы и экономика, персонал и т.д.), а также так называемый «шахтный» принцип построения. Этот принцип означает, что по каждой функциональной подсистеме формируется иерархия служб («шахта»), пронизывающая всю компанию сверху донизу. [4]