Файл: Новейшие организационные структуры.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.04.2023

Просмотров: 125

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Реалии современного развития требуют изменения парадигмы управления в России. Наибольшую большую практическую ценность имеют развивающиеся в текущих реалиях и проходящие жесткий отбор не описанные в учебниках пути приспособления российского менеджмента к сегодняшней нестандартной, в рамках наложения внешних санкций, ситуации. На первое место выходят нестандартные решения как на макро- , так и на микро уровнях.

Условия, в которых сегодня происходит развитие менеджмента в России пока не описано в учебниках – ситуация не стандартна и уникальна, причем не только для России. На наших глазах Россия формирует новый путь развития. Исходя из этого необходимо стратегию развития каждого отдельно взятого предприятия формировать на базе всестороннего и вдумчивого анализа как внешней так и внутренней среды, используя при этом как научный подход и знания, так и продумывая пути адаптации к текущей ситуации.

Автор отдает себе отчет в том, что исследование является базовой составляющей адекватного планирования и эффективного управления. Исследование систем управления – это вид деятельности, направленный на развитие и совершенствование управления в соответствии с постоянно изменяющимися внешними и внутренними условиями. [4] Большая роль в исследовании систем управления принадлежит и исследованию организационных структур управления и оптимизации этих структур к реалиям сегодняшнего дня.

Данная работа представляет собой теоретический обзор организационных структур управления в России и за рубежом.

Актуальность темы исследования продиктована стратегической целью – повышение конкурентоспособности как отдельно взятой компании, так и страны в целом в сегодняшней непростой ситуации.

Необходимо отметить, что от корректности выбора организационный структуры зависит и эффективность управления организацией в целом. Неумение компаний изменяться и приспосабливать свою структуру к запросам внешней среды несет в себе прямую угрозу для выживания.

Объектом исследования является ООО “ИжИнфоТех”.

Предмет исследования: совершенствование организационной структуры ООО “ИжИнфоТех”.

Целью настоящей работы является разработка рекомендаций по совершенствованию организационной структуры управления ООО «ИжИнфоТех».

Задачами настоящей работы являются:

  • Рассмотрение типовых видов организационных структур, их достоинства и недостатков, вариантов новых типов организационных структур;
  • Описание характеристик и анализ организационной структуры Ит компании ООО “ИжИнфоТех”;
  • Разработка предложений и рекомендаций по изменению организационной структуры ООО “ИжИнфоТех”.

Работа состоит и введения, заключения и трех глав основной части.

В первой главе рассмотрены основные типы организационных структур, их достоинства и недостатки, принципы ее создания и факторы воздействия на организационную структуру управления.

Во второй главе дается общая характеристика ООО «ИжИнфоТех», проведен анализ организационной структуры.

В третьей главе освещены направления реорганизации предприятия, предложены варианты по совершенствованию организационной структуры предприятия.

Глава 1. Рассмотрение типов организационных структур управления

1.1 Основные типы организационных структур

В организационной деятельности происходит совместная работа с другими людьми и здесь необходимо согласовывать деятельность сотрудником между собой. В этом случае мы говорим о том, что необходимо согласовывать деятельность не только с самими собой , но и с действиями других людей , в этом случае управление выделяется как часть совместной деятельности , а в последствии обособляется. Возникает управляющий, который не занимается производственной деятельностью, а только управляет, а так же согласует деятельность других людей [3]. Эти принципы лежат в основе построения организационных структур в организациях.

По определению одного из основоположников менеджмента – А.Мескона структура организации— это логические взаимоотношения уровней управления и функциональных областей, построенные в такой форме, которая позволяет наиболее эффективно достигать целей организации. [5]

Однако в последнее время стали распространены более гибкие определения, например, нам встретилось определение Бирман Л. , в котором организационная структура определяется как результат пересечения горизонтального и вертикального разделения труда при этом горизонтальное распределение это организационное обособление отдельных этапов единого процесса, а вертикальное связано с различным уровнем ответственности и масштабов управления.[2]

Основные типы организационных структур управления можно разделить на бюрократические и органические (адаптивные). Руководители прежде чем принимать окончательный выбор организационной структуры должны принимать во внимание специфические условия, в которых действует конкретная организация, так как это является основой разумного выбора.


В управлении, как и в любой другой сфере социальной активности человека, не существует априорного понятия «хорошей» или «плохой» системы. Есть выбор, соответствующий имеющимся условиям, и выбор, им не соответствующий. При изменении условий может измениться и выбор. [1]

Необходимо отметить, что исследования организационных структур интересовали ученых от Файоля и до наших дней, Мэйо, Фоллет, Черч, Шелдон и многие другие подчеркивают важность разработки организационной структуры и ее непосредственное влияние на эффективность деятельности организации.[4]

Начнем наше исследование с механистических организационных структур.

Бюрократическим организационным структурам (их еще называют формальными, механистическими, классическими, традиционными) свойственна узкая степень ответственности, формализация правил и процедур, жесткая иерархия, централизованное принятие решений. Примерами бюрократических организационных структур управления являются: линейно-функциональная; линейно-штабная; линейная; функциональная; дивизиональная.

Таблица 1

Сравнение бюрократических и адаптивных организационных структур управления[7]

Критерий

сравнения

Бюрократические структуры управления

Адаптивные

структуры управления

1. Характеристика иерархии управления

Жесткая иерархия. Уровни иерархии определяются четко

Размытость иерархии. Уровни управления четко не определяются

2. Развитость вертикальных и горизонтальных связей

Сильно развитые вертикальные субординационные связи

Хорошо развитые горизонтальные связи кооперации и координации

3. Тип руководства

Моноцентрический, постоянный

Полицентрический (один менеджер может быть в разных проектных работах)

4. Формализация применяемых правил и процедур осуществления управленческой деятельности

Жесткая формализация правил и процедур

Слабая формализация правил и процедур

5. Характер принятия управленческих решений

Централизация принятия управленческих решений

Децентрализация принятия управленческих решений

6. Формализация отношений управленческого персонала

Узко определенные обязанности, права и ответственность

Широко определенные обязанности, права и ответственность

7. Разделение управленческого труда

Узкая специализация деятельности, жесткое и постоянное закрепление функций

Широкая специализация деятельности, временное закрепление функций за группами

8. Характеристика отношений персонала компании

Отношения, имеющие официальный характер

Отношения, имеющие личностный характер


Таблица 2

Характеристики и условия эффективного применения механистического и органического подходов в проектировании организации [1]

Механистический тип организации

Органический тип организации

Характеристики

Узкая специализация в работе

Работа по правилам

Четкие права и ответственность

Ясность в уровнях иерархии

Объективная система

Вознаграждения

Объективные критерии отбора кадров

Отношения формальные

и носят официальный характер

Широкая специализация в работе

Мало правил и процедур

Амбициозная ответственность

Уровни управления размыты

Субъективная система

вознаграждения

Субъективные критерии

отбора кадров

Отношения неформальные и носят личностный характер

Условия

Несложное, стабильное окружение

Цели и задачи известны

Задачи поддаются делению

Задачи простые и ясные

Работа измеряема

Оплата труда мотивирует

Признается данная власть

Сложное, нестабильное

окружение

Неопределенность целей

и задач

Задачи не имеют четких границ

Задачи сложные

Работу измерить сложно

Мотивирование потребностей верхнего уровня

Авторитет власти завоевывается

Рассмотрим организационные структуры управления подробнее.

Линейная организационная структура. В линейной структуре основополагающими являются принцип иерархии и принцип единоначалия. Данный вид структуры характеризуется одномерностью связей (Б не зависит от А), в них получают развитие только вертикальные связи. Все функции в линейной структуре руководитель выполняет самостоятельно (производственные задачи, управление персоналом, распределения ресурсов и т.д.). Проблемы, которые между линейными руководителями, решаются только через директора фирмы.

Рис. 1. Линейная организационная структура управления

И – исполнитель

Условия эффективности, использования этой организационной структуры: в начале становления организации; в подразделениях крупных предприятий, например, в цехе для решения оперативных задач. [7]

Функциональная структура. Эта структура, тоже используется на ранних этапах становления и развития организации. В ней организационные блоки выделяются на основании отдельных функций ─ отдельных видов производственной деятельности (отсюда и название ─ функциональная структура). Среди наиболее часто встречающихся функциональных подразделений упоминаются такие как производство, финансы и маркетинг и т.д. Руководитель каждого блока решает только одну группу задач. В общем виде функциональная структура имеет вид (рис. 2).


Рис. 2. Функциональная организационная структура управления

И – исполнитель

Логика этой формы ─ это централизованно координируемая специализация. Одной из самых больших затруднений в этой структуре - проследить вклад каждого элемента ресурсов в конечный результат и общую прибыльность. В функциональной структуре управления каждое из структурных подразделений имеет свою четко определенную конкретную задачу, а сотрудники которые в них работают отвечают только за определенный участок работы.

 Линейно штабная и линейно-функциональная структуры.

В линейно-штабной (рис. 3) и линейно-функциональной структурах (рис. 4), функциональное разделение управленческого труда осуществляется в подразделениях разных уровней, в них сочетаются линейные и функциональные принципы управления.

Рис. 3. Линейно-штабная организационная структура управления

И – исполнитель[4]

В этом случае функциональные подразделения могут проводить свои решения либо через линейных руководителей (в линейно-штабных структурах), либо в пределах специальных полномочий прямо доводить их до специализированных служб или отдельных исполнителей на нижестоящем уровне (в условиях линейно-функциональной структуры).

В основе линейно-штабной структуры управления лежит линейная структура, но при линейных руководителях создаются штабы, которые специализируются на выполнении определенных управленческих функций. Эти службы не обладают правом принятия решений, а лишь обеспечивают силами своих специалистов более квалифицированное выполнение линейным руководителем его обязанностей. Деятельность функциональных специалистов сводится к поискам наиболее рациональных вариантов решения задач. Окончательное принятие решения и передача его подчиненным для исполнения осуществляется линейным руководителем. В условиях этой структуры сохраняется принцип единоначалия. Задачей линейных руководителей становится координация действий функциональных служб и направление их в русло общих интересов организации.

По сравнению с линейно-штабной линейно-функциональная структура до сих пор широко используется в мире. В данной структуре функциональные подразделения могут сами отдавать распоряжения нижестоящим звеньям, но не по всем, а по ограниченному кругу вопросов, определенному их специализацией.

Основу линейно-функциональной структуры составляет, помимо линейных принципов руководства, специализация управленческой деятельности по функциональным подсистемам фирмы (маркетинг, исследования и разработки, производство, финансы и экономика, персонал и т.д.), а также так называемый «шахтный» принцип построения. Этот принцип означает, что по каждой функциональной подсистеме формируется иерархия служб («шахта»), пронизывающая всю компанию сверху донизу. [4]