Добавлен: 23.04.2023
Просмотров: 110
Скачиваний: 2
Введение
Актуальность. Понятие авторитета и лидерства широко распространено в социологии, политологии, психологии и ряде других наук о человеке и обществе.
Эта тема актуальна для всех менеджеров, потому что эффективный руководитель должен иметь власть авторитет в своей компании и быть лидером.
Часто даже смешивают понятия «лидер» и «руководитель», употребляя их через запятую как синонимы. Так поступать некорректно, поскольку лидерство и управление ― явления, различающиеся по целому ряду оснований.
Первое отличие ― это происхождение. Лидерство возникает естественным образом в том смысле, что является результатом внутригрупповых процессов в малой группе, определяющих ее структурирование. Назначение руководителя чаще всего происходит извне, например с более высокого уровня управления, и новый руководитель вообще может не принадлежать к данной группе людей.
Второе важное отличие касается способов осуществления лидерских и руководящих функций. Лидерские функции чаще всего носят неформальный характер. Они нигде не прописаны, распоряжения лидера никем не оформляются письменно в приказы, что, впрочем, не означает, что их исполнение необязательно для членов группы. Иногда они более эффективны и действенны, а санкции за неисполнение могут наступить с гораздо большей оперативностью и неотвратимостью. В то же время руководитель обязан официально оформлять свои распоряжения.
Каждый менеджер должен представлять интеграцию менеджера и лидера, так как это поможет ему и его организации преодолевать все трудности и вывести организацию на совершенно новый уровень. И данная работа рассматривает проблему лидерства, авторитета и власти именно в аспекте руководства.
Этому феномену посвящены обширные теоретические и эмпирические исследования. Изучение авторитета и лидерства имеет непосредственную прагматическую направленность. В первую очередь, оно служит разработке методов эффективного руководства, а также отбора лидеров.
Лидерство — неопровержимо. Поэтому, независимо от многочисленных изменений, которые происходят в современном мире, проблема лидерства всегда оставалась, остается, и будет оставаться актуальной. Т.е. не смотря на все изменения, которые происходят в истории, данная проблема выдержала испытания временем.
Цель исследования – провести анализ авторитета и лидерства в работе руководителя малой фирмы.
Задачи исследования: - рассмотреть авторитет и лидерство в работе руководителя малой фирмы; - выявить модели восприятия лидера фирмы; - проанализировать подборка персонала на фирму. Факторы, влияющие на работу в коллективе; - выявить командную организационную работу, как один из успехов лидерства. Предмет исследования - Авторитет и лидерство в менеджменте. Объект исследования – основополагающие характеристики авторитета и лидерства. Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и матрицы терминов. Теоретической основой данной работы послужили работы таких авторов, как: Л.С. Ружанская, В.Р.Веснин, Р.Гандапас и других.
1. Теоретические основы авторитета и лидерства
1.1 Авторитет и лидерство в работе руководителя малой фирмы
В настоящее время в число приоритетных проблем отечественной психологической науки входят проблемы межличностного взаимовлияния, в том числе в сфере профессиональной деятельности. Немалое значение здесь придается авторитету и лидерству.
Авторитет.
Авторитет — это положительная оценка достоинств руководителя и убежденность подчиненных в правильности и точности принимаемых им решений.
Авторитетом можно назвать признание права кого-либо ограничивать свободу действия. Признание само по себе важнейший фактор, так как наличие авторитета зависит от разделяемых людьми ценностей. Авторитет касается разделяемых правил и норм поведения, что само по себе ограничивает возможность конфликта (правило предусматривает контракт между принимающими его лицами).
У авторитетного руководителя должен быт широкий взгляд, размах на перспективу. Он мыслит категориями нововведений, развития, устремлёнными в будущее.
Авторитетный руководитель задаёт тон всему и даёт общее направление деятельности как внутри, так и вне организации.[22]
От авторитетного руководителя ожидают, что он будет делать правильные вещи, принимать правильные решения, которые не шли бы вразрез с перспективой и чтобы всё, что делалось сегодня, было подчинено достижению целей завтрашнего дня.
Характеристики влияющего должны быть настолько привлекательны для исполнителя, что он захочет быть таким же, как влияющий. Исполнитель верит, что влияющий обладает знаниями и опытом, которые позволят ему удовлетворить потребность.
Авторитет основан на двух источниках:
а) на вере в личностные особенности человека, его престиж;
б) на вере в способности человека, его деловые качества.
Реальный авторитет складывается как единство специалиста, должности и личности. Его завоевывает сам руководитель, который предстает перед коллективом как человек, наделенный умом, волей, принципиальностью, как человек требовательный, но справедливый, нравственно чистоплотный.
Без авторитета нет достойного руководителя. Отсутствие или недостаток авторитета вызывает массу сложностей во взаимоотношениях руководителя с подчиненными.
Среди положительных черт руководителя в первую очередь можно отметить следующие:
а) функциональные обязанности руководителя вызывают понимание;
б) компетентность руководителя вызывает удовлетворение;
в) методы деятельности вызывают одобрение;
г) личные качества вызывают уважение.
Для приобретения авторитета требуется время. На первом этапе нужен внешний авторитет, который основан на следующих признаках:
- церемония вступления в должность;
- награды, знаки отличия, звания, должности;
- большой рабочий кабинет;
- ограничения в допуске посетителей;
- служебная машина;
- размер оклада и побочных доходов и т.д.
Эти внешние признаки на первых порах, пока нет своего мнения, облегчают подчиненным признавать власть руководителя. Быстро приобретает и укрепляет свой авторитет тот руководитель, стиль работы которого вызывает доброжелательную реакцию подчиненных и коллег.
Руководитель не может выполнять работы лучше всех. Главное, что он относится к подчиненным искренне и доброжелательно принимает решения лишь тогда, когда знает вопрос лучше, чем подчиненные.
Авторитет руководителя основан на доверии подчиненных:
- на убеждении доброжелательного отношения к подчиненным;
- на убеждении, что руководитель обладает широким кругозором;
- на уверенности в том, что руководитель принимает решения в некоторых случаях потому, что он лучше знает вопрос, чем подчиненные, а в других случаях привлекает для этого подчиненных.[21]
Авторитет в большой мере персонифицирован и имеет отношение к умению человека добиваться выполнения задач путем оказания влияния на других людей. Авторитет есть прямой результат воздействия личности человека.
Лидерство.
Очевидно, что лидерство как явление, основывается на определенных объективных потребностях сложно организованных систем. К ним относятся, прежде всего, потребность в самоорганизации, упорядочении поведения отдельных элементов системы в целях обеспечения её жизненной и функциональной способности. Такая упорядоченность осуществляется, прежде всего, через выделение управленческой функции и осуществляющих ее структур, которые для своей эффективной работы требуют иерархической, пирамидальной организации. Вершиной такой управленческой пирамиды выступает ни кто иной, как лидер.
Лидер – это ведущий, идущий впереди. Лидер – член организации, обладающий высоким личным статусом, оказывающий сильное влияние на мнение и поведение окружающих его людей, членов какого-либо объединения, организации и выполняющий комплекс функций.
Одной из обязанностей настоящего лидера, по мере того, как выкристаллизовываются его собственные замыслы, является оказание помощи работникам в реализации их собственных замыслов.
Истинные лидеры всегда настойчивы и упрямы, хотя бы потому, что желают самого лучшего для себя, для своей организации, для своих работников.
Лидеру как раз нужно умение пробуждать в людях воображение, раскованность в мыслях, стремление к самым высоким вершинам.
Он играет в группе ключевую роль при целеполагании, контроле и изменении деятельности других членов группы по достижению групповых целей. Быть лидером означает быть способным внести наибольший вклад в достижение общей цели, помочь другим поверить в ее достижение и при этом получить удовлетворение от достигнутого.
«Менеджер все делает правильно, лидер делает то, что нужно», говорил Беннис Уоррен. [26]
Если конкретная группа нацелена на выполнение какой-либо задачи, ее лидер должен в большей степени, чем другие, быть способным к ее выполнению. Если же целью группы является социоэмоциональное удовлетворение, лидер должен быть в менеджер состоянии Кто больше мире всех бы помочь перспективу другим провести членам следующие удовлетворить обязан эту малой потребность. В важных целом на положение присвоение члена относится группы предполагает тем подчинено выше, АЛ чем в обсуждений большей влиянием степени искусством он подбора идентифицирует за себя с некоторых групповыми основу нормами и самые целями.
оснований Лидер происходят не принадлежности только многих выражает получить себя потребностей как распределить индивидуальность, Они но и переломный является наличие выразителем выслушивать потребностей наилучшей своей мастерством группы готовность или отношение организации. принадлежать Вот Слаженность что ожидает по состоит этому их поводу позволяет пишут Г. на Кунц и С. О'Доннел (цит. людьми По задача Кричевский, 1996): «Если перевод подчиненные сложно руководствуются потребителей только Подлинным правилами и Учеб потребностями, целями установленными серьезно руководством, потенциала они вопросах могут выполняют работать значение примерно лидера на 60 примером или 65% Оценка своих физическим возможностей, лестные просто Реальный выполнять ганизаций свои оценивается обязанности Изучение достаточно любом удовлетворительно, Благодаря чтобы Факторы удержаться умом на результат работе. соблюдение Чтобы создать добиться шли полного послужили использования выручку способностей знаниями подчиненных, как руководитель проф должен непосредственного вызвать у проводить них принадлежать соответствующий Кого отклик, побочных осуществляя фирмы лидерство. всему Это разделения достигается с То помощью статистика различных любого средств, отбирается причем в деловые основе деле их же всех входят лежат со потребности выручку подчиненных».[2]
использующий Лидерство опытных определяют письменно как Будьте процесс Из социального признание влияния, социальные при оказание котором эффективного лидер непохожими ищет специальное добровольного говоря участия основу подчиненных в захочет деятельности Цель по персонала достижению одни организационных На целей (Шрисхайн); улучшает или можно как Дека процесс выручку оказания самым влияния предприятиях на Эта групповую беспрекословно активность, течение которое проходят направлено Иногда на источников достижение чертами целей (Стогдилл). образом Лидерство межличностных определяют Матрица также бизнеса как переломный конкретные шефу действия изменения лидера уверенности по производством координации и руководства управлению Наумов деятельностью политологии группы (Фридлер).
Таковым Лидерство будущем можно потребность определить использованной как разными тип момент управленческого так взаимодействия, напрямую основанный позволяющей на оперативности наиболее прежде эффективном дел для поддержку данной Если ситуации со сочетании мысли различных объяснить источников ключевое власти и бегают направленный звания на отдых побуждение Матрица людей к успеха достижению Румянцева общих основу целей. [10]
В Чем общественном говорить сознании доходов понятия «лидер» и «руководитель» дело практически НДМиМ не средство различаются и в Они текстах своей часто рождающейся употребляются соизмерение как несомненно синонимы. внутренне Тем усилий не выступает менее знаниями люди, курсу занимающие влиятельны эти замечаний позиции в понимали организации, Воспринимать выполняют послужили разные пенсии функции и достижению поэтому всей должны которое обладать определить разными упорная свойствами.
нравственно Если предложениям условно член выделить в определенными организации цели такие во объекты определенных приложения ориентации усилий, Работники как соблюдения план, решительная персонал, знают исполнение и рассчитывать результат, достойного то самосовершенствования лидер и низация менеджер расклеивания займут поведенческих по Саморазвитие отношению к подходящий ним вклад различные говоря позиции. Быстро Лидер управлению определяет Такая направление знают движения, непосредственный менеджер др разрабатывает были план и коллектива график скором продвижения в награды избранном поставленные направлении. память Лидер предоставление воодушевляет и вклад мотивирует оборудование персонал, звания менеджер работника следит если за персонала исполнительностью жалея людей и планировать соблюдением лидерству требований к неформальный выполняемой подборе работе. интеграцию Лидер руководствуются поощряет обладающий людей трем за соответствует реализацию Теория плана, типу менеджер мысли следит эффективного за подчиняться достижением социальные промежуточных Практикум целей. этом Лидер, функционально оценив считаются качество структурах полученного соответствующее результата, общественном начинает достижению планировать исполнителя получение такой нового, значение менеджер лежат оформляет новички результат, жизни добивается условно получения БГЭУ на умение его владеющая основе правильное дополнительных переменных преимуществ.