Файл: Виды финансовой политики.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.04.2023

Просмотров: 137

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Правильность выбранной финансовой политики, несомненно, зависит от критической оценки, складывающейся в стране экономической ситуации, от соблюдения «золотого правила» экономической теории - при разработке прогнозов и рекомендаций оценивать экономическую ситуацию в стране такой, какая она есть, а не такой, какой ее хотелось бы видеть. Это тем более важно, поскольку общей тенденцией развития является высокая роль государства в регулировании национальной экономики через финансовую систему, а именно - высокие расходы государства на программы по социальному обеспечению, на поддержание среднего уровня доходов, на здравоохранение и т.п.

Государственная финансовая политика преследует большое количество целей, среди которых особо актуальными и политически значимым является экономическая стабильность и бесперебойного функционирования экономики в целом и/ или определенные ее сектора. В зависимости от групповых, классов интересов будут определяться и цели политики. Одна и та же цель обычно достигается несколькими способами. И наоборот применение одних и тех же инструментов экономической политики в разных условиях может привести к различным результатам.

Срез проблем в ракурсе российской экономики имеет свои особые характеристики, связанные с решением задачи внутреннего переустройства своей финансовой системы.

Задача эта многосложная и многогранная, основным приоритетом государства при ее решении должно стать формирование институциональной среды, благоприятной для прорыва в сфере финансового регулирования. Процесс регулирования экономики характеризуется разнообразными объективными и субъективными факторами, условий функционирования экономики, использованием разных категорий и механизмов. Как мне кажется каждое из таких воздействий, будь то закрепление за государством определенных объектов собственности, изменение налогового режима, порядок финансирования бюджетных программ, непрограммных расходов, механизмы межбюджетных трансфертов, а так же использование активных стимулирующих мер экономического регулирования и т.д., должно обосновываться наличием, с одной стороны, четко сформулированных целей и задач, а с другой – аргументацией, а также расчетами адекватности предпринимаемых мер, которые способны обеспечить достижение целевых установок поставленных задач.

Я считаю, что должна расставляться определенная система приоритетов, мер и действий в сфере финансовых отношений, осуществляемых для достижения поставленных целей и оформленных соответствующими программными документами, которые по существу и являются государственной финансовой политикой.


Цель моей курсовой работы является рассмотрение финансовой политики Российской Федерации, со всех сторон, а также изучить виды которые включает в себя финансовая политика.

Задачи, которые на мой взгляд могли бы помочь достигнуть поставленной цели, а также подробное рассмотрение теоретических аспектов финансовой политики; изучить принципы формирования финансовой политики государства; рассмотреть составляющие финансовой политики государства; постараться проанализировать современную финансовую политику в России.

Глава 1. Основные задачи финансовой политики

1.1 Понятие, цели и принципы финансовой политики в государстве

Процессы, которые происходят в современной экономике России, сложны и многообразны, они являются отражением как внутренних потребностей российского общества, так и огромного влияния разного рода внешних факторов. В любой современной стране государство играет значимую роль в функционировании и развитии национальной экономики. Ни сегодня, ни в ретроспективе практически невозможно представить себе независимую от государства рыночную экономику. В Начале XXI столетия вопрос о необходимости участия государства в регулировании экономики, в согласовании социальных интересов и обеспечении устойчивого экономического развития уже не является предметом дискуссий. Вопрос сводится к тому, как и каким образом, с помощью каких механизмов и методов можно обеспечить наиболее эффективное осуществление государством своих регулирующих функций.[1]

Финансовая политика – это определенная на продолжительный период совокупность мероприятий, подлежащих реализации в рамках общих методологических требований финансового менеджмента и определяемых конкретными задачами, а также внешними и внутренними условиями деятельности.

Финансовая политика – является совокупностью государственных мероприятий по использованию финансовых отношений для выполнения государством поставленных функций.

Финансовую политику обозревают многие авторы, предлагая различные определения, рассмотрим лишь некоторые из них:


Поляк Г.Б., например, считает, что: финансовая политика[2] - это комплекс мероприятий государства по использованию финансовых отношений, оптимизация финансовых ресурсов, их распределению и пользованию для реализации той или иной государственной программы экономического и социального развития.

Подпорина И.В., например, считает, что: Финансовая политика государства – представляет собой систему мер государственного регулирования движения финансовых потоков, которая обеспечивает их целенаправленное и рациональное использование в рамках выбранных приоритетов и ценностей, посредством принятия решений и действий, оформленных соответствующими законами, нормативно правовыми актами[3].

Большаков С.В., к примеру, считает, что - финансовая политика – представляет собой, совокупность правовых решений государства в финансовой сфере.

Таким образом, государственная финансовая политика представляет собой часть социально-экономической политики государства по обеспечению сбалансированного роста финансовых ресурсов во всех звеньях финансовой системы страны. Создание эффективного механизма функционирования государства невозможно без соответствующего финансового обеспечения всех его институтов[4]. Она играет определяющую роль в формировании условий жизни граждан, развитии страны. Она гарантирует обеспечение всех направлений деятельности государства: поддержание безопасности страны и общественного порядка, бесплатное образование и здравоохранение, создание условий для развития экономики, предоставление пенсий по старости и инвалидности, снижение бедности и сглаживание межрегиональных различий. Для выполнения конкретных задач государства разрабатываются и вводятся в действие механизмы формирования ресурсных источников, в качестве которых используются средства бюджетов всех уровней и внебюджетных социальных фондов, со финансирование граждан, а также благотворительные средства работодателей. Основными ответвлениями финансовой политики, являются такие политики как- Бюджетная, налоговая политика, а также кредитно-денежное регулирование экономических отношений призваны активно содействовать решению главной задачи государства - повышению благосостояния российского народа.

Финансовая политика государства представляет собой часть социально-экономической политики по созданию финансовых условий для развития общества, повышения уровня и качества жизни населения. При этом финансовую политику не нужно путать с совокупностью государственных мероприятий по использованию финансовых отношений для выполнения государством своих функций, поскольку функции и задачи государства видоизменяются в соответствии с господствующими в обществе представлениями о роли государства в развитии народного хозяйства. Кроме того, использование финансовой политики только как средства выполнения функции государства неизбежно ведет к конфликту интересов государственных органов власти, а также органов местного самоуправления с другими субъектами финансовой системы, а именно с хозяйствующими субъектами и населением страны. Нельзя рассматривать финансовую политику как часть экономической политики государства, представляющую собой совокупность бюджетно-налоговых, и иных финансовых инструментов и институтов государственной финансовой власти, обладающих в соответствии с законодательством полномочиями по формированию и использованию финансовых ресурсов государства в соответствии с его стратегическими и тактическими целями. Текущая позиция не раскрывает сущности финансовой политики, она лишь описывает механизм, инструменты ее реализации.[5] Дело в том, что данный механизм является лишь частью финансовой политики, с помощью которого осуществляется целенаправленное управление финансами. Финансовая политика современных государств, подлежит правовому регулированию. Представляя особенно важным с учетом того, что денежная сфера сегодня - это конкретная часть экономического пространства, обособленного в системе специфическим содержанием своих процессов, системой управления, со своими институтами и механизмом.


“Существование нормы права, возвышающейся над правителями и управляемыми и обязательной для них, есть необходимый постулат”, - писал Л. Дюги[6]. Право выступает необходимым ограничителем политического произвола и регулятором всех видов политической деятельности. Приоритет права над политикой, политической властью - непреложный принцип современной культуры.

В то же время термин “финансовая политика государства” не имеет законодательного определения, хотя и упоминается в правовых актах, в том числе в Конституции Российской Федерации (ст. 114). Конституционное право связано с ключевыми общественными отношениями, являющимися базовыми для государства и общества, соответственно, - для иных общественных отношений. Эти отношения системообразующие, оформляющие целостность общества, его единство как организованной и функционирующей структуры, основанной на общих началах политического, экономического и социального устройства. Такие отношения возникают в связи с управлением государственными и общественными делами и являются политическими отношениями, которые и составляют предмет конституционного права. Как справедливо утверждает профессор С.А. Авакьян, задача конституционного права - создать основы для всех политических отношений (а если требуется, то и для недопущения нежелательных политических отношений). Определенные условия их существования оформляются в нормах конституционного права[7]. Во многом это объясняется тем, что все существенные отношения в обществе концентрируются и выносятся на уровень политики и таким образом становятся политическими отношениями, основным содержанием предмета конституционного права, а политика включается в число главных объектов конституционно-правового регулирования.

Развернутое определение финансовой деятельности предлагает Соколова Эльвира Дмитриевна, которая является автором многих Учебных пособий, связанных с Финансовой системой - по ее мнению, финансовую деятельность государства можно определить как особый вид государственной деятельности, направленной на совершение организационных, как правило, в правовой форме. В процессе распределения внутреннего валового продукта и части национального дохода общества путем образования, распределения (перераспределения) и использования различных фондов денежных средств, как централизованных, так и децентрализованных, необходимых для обеспечения финансовыми ресурсами функционирования органов государства всех трех ветвей власти, осуществления мероприятий по внутренней безопасности и обороне страны, для выполнения национальных программ социально-экономического и культурного развития и удовлетворения иных потребителей общества. Органы местного самоуправления также осуществляют финансовую деятельность по созданию, распределению и использованию фондов денежных средств, необходимых для финансового обеспечения решения вопросов местного значения[8].


Как ранее уже отметили, в финансовой деятельности государства реализуется финансовая политика и обеспечивается практическое осуществление функций государства, текущих и перспективных задач социально-экономического развития.

Если учитывать, что принципы, цели и задачи финансовой политики определены в Конституции, на наш взгляд, финансовую политику, с точки зрения науки конституционного права, следует трактовать как часть социально-экономической политики государства по созданию финансовых условий для развития общества в соответствии с заложенными в Конституции принципами, целями и задачами государства, которая реализуется посредством распределения внутреннего валового продукта и части национального дохода общества путем образования, распределения (перераспределения) и использования различных фондов денежных средств.

Исходя из текущего определения, государственная финансовая политика и финансовая деятельность, являющаяся практическим выражением политики, должны строиться на тех принципах и соответствовать тем целям, которые заложены в Основном законе страны. Такой взгляд, позволит создать правовые рамки для государственных органов и других участников и финансовых отношений и будет способствовать повышению легитимности функционирования финансового механизма. Подчинение государственным финансам предполагает безусловное финансовое поведение не только налогоплательщиков, но и государства[9].

Таким образом, основными целями финансовой политики следует считать:

- Повышение объёма и эффективности использования финансовых ресурсов, отказ может привести к распылению средств и сокращению источников удовлетворения постоянно растущих экономических и социальных потребностей общества;

- Оздоровление и структурная перестройка экономики;

- Достижение высокого уровня жизни населения, которое основывается на развитии отраслей промышленности и сельского хозяйства.

Основные задачи финансовой политики это:

- Обеспечение условий для создания максимально возможных финансовых ресурсов;

- Установление рационального с точки зрения государства распределения и использования финансовых ресурсов;

- Организация регулирования и стимулирования социальных и экономических и процессов финансовыми методами;

- Выработка финансового механизма и его развитие в соответствии с изменяющимися целями и задачами стратегии;

- Создание эффективной и максимально деловой системы оперативного управления финансами. [10]