Файл: Понятие, виды и формы лжи.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.04.2023

Просмотров: 124

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Во время изучения феномена лжи в различных её проявлениях, в первую очередь для таких наук, как психология и криминалистика, стал особенно актуальным вопрос, можно ли каким-то образом распознать, что человек говорит неправду, по его невербальному поведению, более того, способен ли он неусыпно держать под контролем свои эмоции и реакции, даже находясь в состоянии сильного потрясения, или же какие-то его непроизвольные движения или жесты всё равно будут выдавать его истинные намерения и чувства, которые он пытается утаить. Существует множество стратегий для распознавания обмана, согласно одной из которых, к примеру, если вы подозреваете, что ваш собеседник лжёт, не следует показывать ему своих сомнений, а, наоборот, нужно активно поддерживать разговор, проявляя интерес к его словам. Решив, что его ложь была удачной, и никто не заподозрил неладного, человек, скорее всего, расслабится, станет меньше себя контролировать, и вскоре выдаст себя, поскольку признаки лжи в его поведении, вероятнее всего, станут более явными.

Американский психолог П. Экман, говоря о способах верификации лжи, приводит в пример одну из своих пациенток – сорокадвухлетнюю домохозяйку, неоднократно проходившую курс лечения в психиатрической больнице после неудачных попыток самоубийства. Беседуя с врачами клиники, женщине удавалось произвести впечатление идущей на поправку и вполне довольной жизнью особы, однако, когда её уже собирались выписывать, она созналась, что всё это время лгала, чтобы поскорее покинуть больницу и предпринять ещё одну попытку свести счёты с жизнью. Тщательно изучая видеозаписи разговоров с данной пациенткой на замедленной скорости, учёным удалось заметить на её лице выражение печали, притом настолько мимолётное, что на обычной скорости никто не смог его разглядеть. Далее они отметили, что каждый раз, говоря об улучшении своего самочувствия и вообще каким-либо образом касаясь в речи своих проблем, пациентка слегка подёргивает плечом либо приподнимает руку, что свидетельствовало о её неуверенности в собственных словах. Такое явление получило название «микрожесты», а отблески скрываемых чувств на лице лгущего – «микровыражения».

Однако в ходе проведения многочисленных экспериментов было установлено, что микрожесты и микровыражения, идентифицирующие ложь в поведении вышеупомянутой пациентки, являются исключительно индивидуальными признаками обмана, и не могут считаться подходящими для всех людей, что, конечно же, делает невозможным создание какой-то общей теории и сильно затрудняет процесс верификации чьих-либо слов. Людей, занимающихся изучением подобных явлений, принято называть верификаторами или, если перевести дословно, «ловцами лжи» (lie catchers).


В то же время считается, что, хотя и существуют безупречные лжецы, в большинстве случаев по поведению человека всё же можно определить степень его искренности. По поводу верификации политолог Р. Вольштеттер утверждает, что некоторые люди «нуждаются в сохранении иллюзии», иначе говоря, человек, которого обманывают, в силу каких-то причин не против, чтобы ему солгали, выдавая желаемое за действительное, и подсознательно игнорирует признаки неискренности собеседника, возможно, тем самым пытаясь избежать неловкого момента разоблачения лжеца, как, к примеру, один из супругов, заподозрив другого в неверности, может подавлять свои сомнения, желая с помощью такого самообмана сохранить свой брак, а вместе с ним и душевное спокойствие.

При желании же, наблюдая за предположительно лгущим человеком, чаще всего можно распознать признаки эмоций, которые он пытается утаить, например, говоря неправду, человек может испытывать стыд, вину, угрызения совести и т.д. Существует мнение, что самым распространённым способом скрыть какое-либо чувство – от любви до ненависти – является имитация эмоций, например, фальшивая улыбка человека, который на самом деле находится в отчаянии, как вышеупомянутая домохозяйка. В качестве маски может выступать любая из человеческих эмоций, однако чаще всего предпочтение отдаётся именно улыбке как символу каких-либо положительных эмоций или банальной вежливости. Выделяют десятки различных видов улыбок, и во всех этих видах задействованы разные мышцы. К примеру, для искренней радостной улыбки потребуются исключительно скуловые мышцы, никакие другие мышцы нижней части лица в ней не участвуют, а в верхней части, возможно лишь напряжение мышц вокруг глаз[9].

Психологи выделяют три основных признака, при наличии которых можно судить о неискренности выражения лица человека: асимметрия, длительность и несвоевременность. Асимметрия наблюдается тогда, когда на одной половине лица какая-либо эмоция выражена более явно, чем на другой. Длительность (или тайминг) представляет собой промежуток времени, в течение которого какое-либо выражение находится на лице, от момента его появления до абсолютного исчезновения. Установлено, что искренние эмоции сменяют друг друга быстрее, нежели фальшивые, поэтому выражения, продолжающиеся около пяти секунд, скорее всего, окажутся неискренними, если же они длятся десять и более секунд, то это однозначно свидетельствует об обмане. Что же касается несвоевременности, то здесь следует обратить внимание на соотношение появления какого-либо выражения на лице с речью, интонацией и телодвижениями человека. В том случае, когда человек сначала озвучивает свои ощущения, и лишь потом на его лице появляется соответствующее высказанной эмоции выражение, вероятнее всего, он обманывает. То же самое происходит с телодвижениями – к примеру, если человек сначала ударил кулаком по столу, и только после этого на его лице появились признаки ярости, то вряд ли он на самом деле сердит настолько, насколько хочет это показать. Искренние, не наигранные выражения лица, как правило, возникают синхронно с телодвижениями. Задача верификатора – не только заметить данные признаки, но и верно расшифровать их. При этом никогда нельзя судить о наличии фальши при выявлении лишь одного признака, их непременно должно быть обнаружено несколько. В то же время отсутствие признаков обмана ещё не доказывает отсутствие самого обмана.


Таким образом, в некоторых случаях обманщика можно вычислить по его поведению – приглядываясь к его телодвижениям и мимике, прислушиваясь к интонациям его голоса, к паузации, оговоркам и т.д. Скорее всего, лжеца будут выдавать либо чувства, либо разум, либо оба этих фактора одновременно. Когда ложь является не заранее продуманной, а спонтанной, человеку сложно сразу выбрать нужную ему линию поведения – в силу своего волнения он колеблется, путается в собственных мыслях, постоянно оговаривается, возможно, противоречит сказанному им же самим ранее – это явные признаки обмана, и такое поведение уже должно насторожить верификатора. Ещё один показатель лжи – внутренняя борьба между реально испытываемыми эмоциями человека, которые он пытается скрыть, и фальшивыми. К примеру, обманщик может довольно убедительно говорить, что ему совсем не страшно, и даже его голос при этом будет звучать отважно и решительно, но, если он, то и дело, невольно поднимает брови, то, скорее всего, на самом деле, он, всё же, испытывает страх, пусть и пытается это скрыть от окружающих и убедить их в обратном, а, вполне возможно, в том числе, и самого себя. Однако важно также помнить, что эмоциональная выразительность у всех людей разная, и какой бы признак или показатель не был упомянут, универсальным он не будет.

1.2 Детская ложь: причины и способы преодоления

Актуальность эта тема не утратила, данный вопрос волновал родителей всегда. В.С. Мухина в работе «Возрастная психология», раскрывая дневники многих известных личностей, на примере трудов Аврелия Августина (354 – 430), христианского теолога и одного из отцов католической церкви, отмечает, что ложь типична для любого исторического периода. «А я, боясь порицания, становился порочнее, и если не было проступка, в котором мог бы я сравниваться с другими негодяями, то я сочинял, что мною сделано то, чего я в действительности не делал, лишь бы меня не презирали за мою невинность и не ставили бы ни в грош за мое целомудрие»[10].

Попробуем разобраться почему же дети начинают лгать, как узнать и как настроить ребёнка доверять нам больше.

По мнению Пола Экмана, ложь – это действие, направленное на умышленное сообщение неверной информации. Выделяет два типа лжи, такие как умолчание и искажение. При умолчании целенаправленно не договаривается определенная информация. При искажении передаётся некая информация, изменённая и не являющаяся истинной.


По мнению педагога-психолога В.В. Зеньковского, ложь – это передача ложной информации, целью которой выступает введение в заблуждение кого-либо.

Разновидности лжи: умолчание, полуправда, приукрашивание, лесть, блеф, ложь из вежливости, клевета, самообман, ложь во благо и т.д. чаще всего встречаются в обществе. Разбивая на подвиды, учёные старались выявить ту ложь, которую можно оправдать и назвать её – «белой». Но суть от этого не меняется ложь остаётся ложью. Психологи, изучающие природу обмана, приняли эти виды и, основываясь на них, проводят дальнейшие исследования в распознавании лжи. Разбирая тему детской лжи, ознакомимся с мнением П. Экмана и Е. Николаевой.

Дети скрывают истину чаще всего из страха. Боятся реакции взрослых, их нежелание расстраивать приводит к недоверию со стороны родителей. Попытка быть лучше, чаще всего приводит к эмоциональному напряжению.

Проводя исследования Пол Экман пришёл к выводу, что детская ложь неизбежна пока существует ложь взрослая.

Дети не рождаются лгунами. Этот навык приобретается с возрастом. Начиная с плача в колыбели, они учатся и усовершенствуют эту способность. Дети ложь чувствуют раньше других чувств и очень остро. Родители, стараясь оградить ребёнка, чаще всего используют такой манёвр, как не договаривать информацию. И вот наступает момент, когда ребёнок понимает пусть и не осознанно, что можно промолчать или недосказать, когда так трудно признаться в правде. «Большинство из нас лгут гораздо чаще, чем это представляется нам самим, и еще меньше мы задумываемся, как наша нечестность отражается на детях. Большинство родителей оказываются совершенно неподготовленными к тому моменту, когда им впервые приходится столкнуться с серьезной ложью ребенка»[11].

И как только мы сталкиваемся с первой ложью, тут же пытаемся наказать ребёнка. Воспитательная работа с нашей стороны не всегда бывает адекватна к ситуации.

Николаева Е. И. считает, что любой воспитанный человек вынужден или просто лгать, или говорить полуправду исключительно из чувства такта, хорошего тона. Мы не говорим нашим тяжело больным близким, что они выглядят, как покойники, и не сообщаем приехавшей из отпуска подруге, что от загара морщины на ее лице стали более глубокими. Мы не произносим того, что, как нам кажется, может обидеть или задеть других. И мы не считаем себя при этом неисправимыми лгунами, которым в будущем не светит ничего, кроме тюремной камеры. Но мы можем легко нарисовать подобную перспективу нашему ребенку, если он сказал, что съел всю кашу, а мы обнаружили ее в тарелке у кошки.


Воспитывая, мы искренне верим в исключительность момента отсюда и тяжелое осознание потери доверия. По сути нас волнует не сама ложь ребёнка, а чёткое понимание того, что, приспосабливаясь к жизни ребенка становится неискренним не только с внешним миром, но и с нами. Ощущение, что ребёнок тебе не доверяет, очень сильно ранит самооценку родителя[12].

Большинство психологов склонны считать, что лгать дети начинают с четырёхлетнего возраста. Именно в этом возрасте они способны увидеть разницу между ошибкой в сказанном и умышленным обманом.

Однако, не будем исключать и исследование британского доктора Васудеви Редди. И с этим согласится большинство родителей, все мы помним, как столкнулись с «поддельным криком». Это первое не совсем осознанное, но работающее действие использует большинство малышей. И с возрастом начинается приобретение опыта, к 4 – 6 годам навык наработан и видна разница. Взрослые начинают замечать, как ребёнок использует свои способности в обмане, проверяя их уже на нас.

Развитие способностей обмана в дошкольном возрасте говорит о развивающемся интеллекте. И в это время очень необходимы беседы о доверии.

Когда начинается школьная пора, не надо забывать о новом окружении и желании выделится у ребёнка и вот тут обмана не избежать. И опять на помощь приходит общение взрослых. В доверительной беседе, приведя примеры из личного опыта, нужно научить справляться с трудностями и не бояться отличаться.

Самым сложным периодом считается подростковый возраст. Становясь старше, дети всё больше понимают, что такое ложь. Уже в совершенстве владеют ею. В подростковом возрасте приходит понимание о не совершенности политики, законов, норм, используемых взрослыми.

Желание вырваться подростка из-под контроля взрослых является одной из причин для лжи. Усиленный контроль ущемляет личное пространство подростка. А также ложь может появляться и из-за нежелания расстраивать родителей.

«Лжец может не испытывать чувства вины, если он уверен, что все вокруг лгут. А этой точки зрения придерживаются многие подростки. И хотя сказанному нет научного подтверждения, по-моему, именно здесь кроется причина того, что подростки — более искушенные лжецы. Они просто не испытывают сильного чувства вины, когда обманывают учителей или родителей. Отвергать ценности родителей типично для подростка»[13].

В любом случае последствия лжи в этом возрасте намного серьёзнее, нежели в ранний период развития подростка. И нужно не забывать, что польза лжи будет лишь до тех пор, пока не причиняет другим людям сознательного вреда.