Файл: Понятие, виды и формы лжи.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.04.2023

Просмотров: 109

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Рассмотрим способы обнаружения лжи такие как, особенность голоса и речи, в том числе волнения, проявляющегося в голосе и речи при передаче ложной̆ информации:

- непроизвольное изменение интонации;

- изменение темпа речи;

- изменение тембра голоса;

- появление дрожи в голосе;

- появление пауз при ответах на вопросы, которые не должны были вызвать затруднения;

- слишком быстрые ответы на вопросы, которые должны заставить задуматься;

- появление в речи выражений, нетипичных для данного человека в обычном общении или исчезновение типичных для него слов и оборотов;

- демонстративное подчеркивание (выделение) с помощью речевых средств (интонацией, паузами и др.) каких-либо фрагментов передаваемой информации, маскируя или искажая истинное отношение к ней.

В большинстве случаев, пытаясь определить степень искренности собеседника, люди стремятся его видеть.

Однако ученые считают изменения голоса даже более надежными индикаторами, чем выражение лица. Действительно, голос и особенности речи являются чрезвычайно информативным показателем эмоционального состояния человека.

Одной из причин, по которой анализ изменений голоса способствует успешной индикации лжи, заключается в том, что человек из-за акустики черепа и других особенностей восприятия собственной речи слышит себя иначе, чем говорит на самом деле. Это достаточно отчетливо может зафиксировать каждый в тот момент, когда приходится слышать собственный голос, записанный на магнитофон. Люди, пытающиеся солгать, стремятся контролировать свое поведение, в том числе и звучание голоса, но они не могут точно знать в этот момент, насколько им это удалось, так как осуществить полный контроль звучания собственного голоса достаточно трудно.

Воспитать полноценного члена общества является нелёгкой задачей. Начиная с родителей, воспитателей в садике, а следом и учителей в школе формируется психическое развитие подрастающего поколения. Наблюдая за окружающими взрослыми, ребёнок делает выводы и готовится к взрослой жизни. И во многом от нас зависит, что в итоге у нас получится.

Главный фактор – это любовь, без неё не получится приобрести душевное равновесие. Дети с рождения чувствуют насколько они важны или нет. Подрастая, становятся требовательны в общении. Главное, о чём мы должны помнить – это честность в ответах и наших действиях.

С возрастом ребёнок, чувствуя, что ему доверяют, считаются с его мнением, аргументирована объясняют, когда и почему был не прав не станет часто прибегать ко лжи. Побоится потерять родительскую веру, так же и родителям нужно быть очень внимательным в своих суждениях и высказываниях. Ведь потеряв внимание ребёнка можно упустить его в итоге.


Дети начинают лгать при развитии интеллекта, а вот способность говорить позволяет выразить ложь. Будет ложь или нет – зависит от нашей реакции на ложь. Когда мы формируем доверительные отношения, то отсутствие жестких наказаний за ошибки побуждает ребенка отказаться от причин лживого поведения.

Нам нужно научиться воспитывать в ребёнке не правдивость, а честность. «Ребенок, в котором заложено доверие к родителям, который обрел узы привязанности к ним, крайне дорожит этим. Как только он осознает, что ложь будет стоить ему этого доверия, он предпочтет говорить правду, чтобы сохранить его. Это не означает, что он никогда не будет лгать. Он будет лгать в крайних случаях, тогда, когда будет думать, что содеянное им может повлиять на крепость уз доверия».

Развивая детей нельзя забывать о правилах. Четко озвученные рамки, последовательность в действиях помогут ребёнку увидеть границы и поможет стать ответственным. «Ребенок не может развиваться гармоничной личностью в доме, где нет четких правил и установок. Когда вы от него чего-то ожидаете или требуете, убедитесь, что он знает, чего именно. Это обеспечит условия для «воспитательных моментов»[14].

Умение говорить отличает нас от остального животного мира, так что нам мешает научить общаться детей с нами.

Умение общаться, строить отношения, отвечать за себя и за друга, за свои слова, а также за поступки воспитывает в подрастающем поколении ответственность. И эти навыки помогут им уверенно себя чувствовать в жизни дальше.

Взрослым необходимо помнить, что мы не должны навязывать свой образ жизни, мы можем дать совет, но не настаивать на его реализации. Чтоб вырастить полноценного члена общества должна быть возможность научиться принимать решение и нести полную ответственность за результат своих действий. От нас требуется лишь поддержка и вера, что всё получится.

В заключение первой главы хотелось бы сказать, что на ложь способен как взрослый, так и ребёнок. Изначально понятие «ложь» рассматривалось как что – то порождающее зло и несчастье. Человек, которого поймали на лжи, вызывает к себе недоверие в глазах окружающих. Потерянное доверие очень сложно вернуть.

Как только мы научимся понимать причины, из-за которых люди лгут, мы приобретём навык контроля своего поведения и улучшим качество нашей жизни и жизни наших детей. От нас самих зависит наш хрупкий мир под названием доверие.

Дети учатся не из слов родителей, а из их поступков. То как мы общаемся с детьми сейчас, так и они будут общаться с нами. Не забывайте покупка еды и одежды всего лишь забота, а не воспитание.


2. Исследование лжи детей дошкольного возраста

2.1 Материал и методика анализа

Практикоориентированная часть работы представляет собой эксперимент по исследованию лживого поведения детей дошкольного возраста. [15]Цель этого эксперимента – выявить, как отображает ложь речевое нутро ребёнка, установить, какое место занимает она в его развитии в целом, а также определить отношение самих детей к обману.

Обозначенная цель обусловливает постановку конкретных исследовательских задач, а именно:

- выяснить, часто ли имеют место обман и шутки в жизни ребёнка;

- выяснить отношение детей ко лжи;

- выяснить отношение детей к шуткам;

- провести собеседование с родителями ребят, принявших участие в эксперименте, на предмет выявления места лжи и фантазии в развитии их детей;

- проанализировать и систематизировать полученные данные;

- представить результаты данного эксперимента в графическом виде с пояснениями;

- подвести итог проделанной работы.

Для проведения этого эксперимента был выбран детский сад № 54 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию детей Калининского района Санкт-Петербурга, находящийся по адресу улица Тимуровская, дом 11, корпус 2. В данном исследовании приняли участие дети из группы № 6 (старшей группы) – пять мальчиков и восемь девочек, их родители и воспитатели. В качестве методики данного эксперимента было выбрано собеседование на тему детской лжи, в связи с чем, нами была разработана анкета, посвящённая лживому поведению детей дошкольного возраста.

С учётом тематики нашего исследования были сформулированы вопросы.

По разработанному списку вопросов было опрошено тринадцать детей возрастом от пяти до шести с половиной лет. Затем было проведено собеседование с родителями детей, принявших участие в этом исследовании.

2.2 Результаты исследования

1. Часто ли дети говорят неправду? Вопрос на эту тему был задан как детям, так и их родителям или воспитателям. Как и ожидалось, полученные результаты несколько отличаются друг от друга, как можно увидеть на рисунке 1, где представлена статистика ответов детей на вопрос «Обманывал(а) ли ты когда-нибудь кого-нибудь?».


Рисунок 1

Ответы детей на вопрос, обманывали ли они когда-либо

На рисунке 2 приведены данные об ответах родителей на вопрос «Обманывал ли Вас хоть раз Ваш ребёнок?».

Рисунок 2

Ответы родителей на вопрос, обманывал ли когда-либо их ребёнок

Из тринадцати опрошенных детей десять сказали, что никогда в жизни не обманывали, один ребёнок ответил, что не помнит, говорил ли он когда-либо неправду, и двое честно признались, что обманывали.

Что касается родителей, то четыре человека сказали, что их дети ни разу не обманывали, остальные одиннадцать заявили обратное. При этом на вопрос, по поводу чего чаще всего говорят неправду их дети, родители отвечали, что они «замалчивают проделки», «оправдываются», «сочиняют по мелочам», «скрывают шалости». Одна из опрошенных матерей сказала, что её дочь обманывает в основном по поводу еды, а другая заявила, что её дочь «выдумывает по поводу вообще всего». Эта девочка, к слову, уверявшая во время собеседования, что она «никогда никого не обманывала», пыталась обмануть воспитательницу спустя каких-то минут пять после нашего с ней разговора. Ответив на все мои вопросы, ей так хотелось ещё о чём-нибудь со мной поговорить, что во время моих собеседований с другими детьми, она упрашивала воспитательницу, чтобы та пустила и её снова ко мне в кабинет, аргументируя это тем, что «ей сказали, что она ещё ответила не на все вопросы». Также многие из родителей отметили, что в большинстве случаев, когда они уличают ребёнка в обмане, он(а) оправдывается тем, что «вообще-то не обманул(а), а пошутил(а)», из чего можно сделать вывод, что эти дети понимают, что ложь, в отличие от шутки, не так безобидна и вряд ли останется безнаказанной[16].

Ответы детей и их родителей на данный вопрос совпали лишь дважды – в обоих случаях и ребёнок, и его родитель ответили отрицательно, что этот ребёнок ни разу в жизни не обманывал.

Таким образом, мы приходим к выводу, что подавляющее большинство опрошенных детей в своей жизни уже прибегали к обману. К тому же, существует вероятность, что те двое опрошенных родителей и детей, которые показали, что «ни разу в жизни не говорили неправду», сказали неправду в ответ на этот вопрос. Вполне вероятно, что и эти дети когда-либо обманывали (скорее всего), а их родители ответили так, чтобы их отпрыски выглядели более воспитанными на фоне других, когда-либо солгавших, детей.


2. В каком возрасте ребёнок начал выдумывать?

На этот вопрос было предложено ответить только родителям. Хочется отметить, что из четырёх человек, которые ранее заявили, что их дети ни разу не обманывали, трое, однако, дали ответ на данный вопрос. С другой стороны, это не обязательно является показателем того, что они лукавили, потому что «выдумывать» может означать, помимо обмана, безобидные фантазии ребёнка, его собственные сказки и т.д.

Поэтому целью данного вопроса было выяснить, во сколько лет современные дети начинают выдумывать, фантазировать, говорить неправду. Результаты ответов родителей на вопрос, в каком возрасте начал выдумывать их ребёнок, представлены в процентном соотношении на рисунке 3.

Рисунок 3

Возраст, в котором ребёнок начал выдумывать, говорить неправду, проявлять фантазию (по словам родителей)

Из тринадцати опрошенных родителей большинство, а именно пять человек ответили, что их ребёнок начал выдумывать примерно в три года, двое сказали, что года в три – в четыре, ещё двое, что в четыре, и также двое, что в два. Один человек показал, что его дочь начала выдумывать рано, в промежуток от полутора до двух лет, а ещё одна женщина заявила, что её внучка вообще ни разу в жизни ничего не выдумывала (что, вероятнее всего, не соответствует действительности)[17].

Таким образом, можно сделать вывод, что дети в наши дни действительно развиваются несколько быстрее, а именно всё чаще начинают выдумывать, фантазировать и обманывать раньше четырёх лет.

3. Заметно ли по поведению детей, что они говорят неправду?

Этот вопрос, как и предыдущий, предназначался только для родителей. Поскольку четверо из тринадцати опрошенных утверждали, что их дети ещё ни разу не обманывали, данный вопрос был задан исключительно девятерым оставшимся. Результаты представлены на рисунке 4.

Рисунок 4

Ответы родителей на вопрос, заметно ли по их ребёнку, когда он говорит неправду

Из девятерых опрошенных родителей трое ответили, что не обращали на это внимания, один человек – няня – сказала, что по её воспитаннику «непонятно, врёт он или нет, приходится звонить родителям и проверять». Трое родителей отметили, что не всегда могут понять по поведению своего ребёнка, говорит он(а) правду или обманывает. Одна из них сказала, что по поведению её дочери это не сильно заметно, и проверить, обманывает девочка или нет, можно лишь, попросив её повторить сказанное, глядя матери в глаза. Если откажется, убежит – значит, солгала. Вторая женщина ответила, что по её дочери тоже не всегда можно определить, насколько она честна, например, «если дело касается еды, то она выдумывает и приводит вполне убедительные доводы». Третья сказала, что иногда по её сыну видно, что он нервничает, а иногда он ведёт себя спокойно, говоря неправду. И, наконец, двое родителей показали, что по поведению своих детей всегда могут определить степень их искренности. Одна из них рассказала, что её сын не может сдержать смех, когда лукавит, а вторая – что её дочь в таких случаях «хитренько улыбается».