Файл: Понятие, виды и формы лжи.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.04.2023

Просмотров: 103

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Таким образом, при анализе ответов на данный вопрос трудно прийти к однозначным выводам. Скорее всего, этот фактор сугубо индивидуален, и на него влияют личностные особенности как ребёнка, так и его родителей, а также он зависит от степени их близости, от частоты общения, от отношений в семье и многого другого. Поэтому при попытке верификации лжи ребёнка, равно как и при попытке верификации лжи взрослого человека не существует уникальных примет, которые бы однозначно указывали на наличие обмана[18].

Подводя итог второй главы можно сделать следующие выводы:

- В старшем дошкольном возрасте большинство детей уже имеет вполне определённое представление о том, что такое обман, зачем люди прибегают к нему, и чем им грозит такое поведение.

- Выдумывать, хитрить, фантазировать и т.д. малыши начинают в среднем в возрасте трёх лет (плюс-минус год).

- Некоторые из детей, по словам их родителей, выдают себя своим поведением, пытаясь обмануть, некоторые – не всегда, однако эти невербальные признаки детской лжи являются сугубо индивидуальными, равно как и невербальные признаки лжи у взрослых людей.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подводя итог курсового исследования можно сделать следующие выводы:

1. Рассмотрено само понятие лжи как неотъемлемой составляющей человеческой коммуникации, анализируются формы и типы лживого поведения, а также приведены и описаны классификации видов лжи, принадлежащие известным отечественным и зарубежным учёным – П. Экману, В. В. Знакову, И. О. Вагину и т.д. Далее обозначаются основные возможные причины лжи, базирующиеся на исследованиях таких учёных, как Б. Цирюльник, А. П. Ситников, К. Билан, Д. Марселли, В. Кузнецов, О. Фрай, Р. Фельдман. В результате устанавливается, что причины сказать неправду могут быть совершенно разнообразными, а могут и вовсе отсутствовать, порождая ложь «просто так», без видимого на то повода. К тому же, человек может решиться на обман не по какой-то одной определённой причине, а из-за совокупности нескольких. Кроме того, в этой главе анализируются различные признаки лжи в поведении человека, на которые следует обращать внимание потенциальным верификаторам – например, специфические жесты, выражения лица, телодвижения, оговорки, изменения в голосе и т.д.

2. По мнению ряда психологов, склонность привирать — это нормальный этап развития ребенка. Все, что ребенок видит, слышит и чувствует в первые годы жизни, является для него новым и непонятным. Ребенку приходится обрабатывать массу информации, учиться использовать ее каждый день.


3. Практико-ориентированная часть работы представляет собой эксперимент, цель которого – выявить, как отображает ложь речевое нутро ребёнка, установить, какое место занимает она в его развитии в целом, а также определить отношение детей к обману и шуткам и выяснить, в состоянии ли они на данном этапе развития разграничить два этих понятия.

4. Полученный исследовательский материал тематически разделён на несколько частей: часто ли дети говорят неправду; в каком возрасте ребёнок начал выдумывать; заметно ли по поведению детей, что они говорят неправду; как дети относятся к обману; часто ли дети шутят; как дети реагируют на шутки.

Экспериментальные данные позволяют сделать вывод, что из рассмотренных эпизодов лживого поведения современных детей дошкольного возраста самыми часто встречающимися видами лжи оказываются ложь с целью избежать наказания и ложь с целью получения выгоды (и ложь как средство манипуляции как её подвид), что, по мнению многих детских психологов, свойственно ребёнку на данном этапе развития.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Багирова С. В. Работа психолога с детской ложью // Молодой ученый. — 2017. — №14.1. — С. 9-11.
  2. Букреева Н. А. Детская ложь и родители / Н. А. Букреева // Воспитатель дошкольного образовательного учреждения. — 2013. - № 7. – С. 81 - 82.
  3. Бурлачук Л. Ф. Психодиагностика: учебник для вузов / Л. Ф. Бурлачук. – СПб.: Питер, 2016. – 384 с.
  4. Волков Б. С. Детская психология: от рождения до школы / Б. С. Волков, Н. В. Волкова. –– СПб.: Питер, 2017. – 240 с.
  5. Гасанова Э. Д. Консультативная работа психолога с эмоционально неустойчивыми учениками // Молодой ученый. — 2016. — №28. — С. 808-810.
  6. Дупак А. А. Личностные детерминанты склонности ко лжи // Молодой ученый. — 2013. — №3. — С. 430-433.
  7. Елисеева М. Б. Становление индивидуальной языковой системы ребёнка: ранние этапы / М. Б. Елисеева. – М.: Языки славянских культур, 2014. – 344 с.
  8. Каменская В.Г. Детская психология с элементами психофизиологии: Учебное пособие / Каменская В.Г., - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Форум, НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 288 с.
  9. Ленец А. В. Прагмалингвистическая теория лжи / А. В. Ленец // Вестник Иркутского государственного лингвистического университета. – 2013. - № 1. – С. 86 – 90.
  10. Наумов В. В. Конформизм как составляющая дискурса / В. В. Наумов // Филологические науки. – 2017. - № 3. – С. 39 – 44.
  11. Николаева Е. И. Детская ложь / Е. И. Николаева // Воспитание дошкольников. – 2015. - № 3. – С. 36 – 46.
  12. Орлова Л.В. Пути преодоления лжи в детском возрасте /Л.В. Орлова //Аллея науки. – 2018. - №3. – С. 316-321.
  13. Самусева Е. А. Современный ребенок: причины лжи / Е. А. Самусева // Дошкольник: методика и практика воспитания и обучения. — 2014. - № 4. – С. 64 – 67.
  14. Стенвик Б. Все мы врём. Как ложь, жульничество и самообман делают нас людьми / Б. Стенвик. – М.: Альпина Паблишер, 2016. – 503 с.
  15. Фрай О. Детекция лжи и обмана / О. Фрай. – СПб: Прайм – ЕВРОЗНАК, 2015. – 320 с.
  16. Фрейд З. Психоанализ детских страхов / З. Фрейд. – СПб: Азбука-классика, 2016. – 288 с.
  17. Цирюльник Б. О стыде. Умереть, но не сказать / Б. Цирюльник. – М.: Рипол Классик, 2015. – 272 с.
  18. Чёрная Е. В. Психолого-педагогические аспекты лживого поведения в дошкольном возрасте / Е. В. Чёрная, Ю. Ю. Арсеньева // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии. – 2015. - № 3. – С. 46 – 51.
  19. Экман П. Что делать, если дети врут? / П. Экман. – Минск: Попурри, 2013. – 272 с.
  20. Экман П. Психология лжи. Обмани меня, если сможешь / П. Экман. – СПб: Питер, 2016. – 384 с.

  1. Экман П. Психология лжи. Обмани меня, если сможешь / П. Экман. – СПб: Питер, 2016. – С. 78.

  2. Багирова С. В. Работа психолога с детской ложью // Молодой ученый. — 2017. — №14.1. — С. 9.

  3. Экман П. Что делать, если дети врут? / П. Экман. – Минск: Попурри, 2013. – С. 122.

  4. Экман П. Что делать, если дети врут? / П. Экман. – Минск: Попурри, 2013. – С. 125.

  5. Букреева Н. А. Детская ложь и родители / Н. А. Букреева // Воспитатель дошкольного образовательного учреждения. — 2013. - № 7. – С. 81.

  6. Чёрная Е. В. Психолого-педагогические аспекты лживого поведения в дошкольном возрасте / Е. В. Чёрная, Ю. Ю. Арсеньева // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии. – 2015. - № 3. – С. 46.

  7. Чёрная Е. В. Психолого-педагогические аспекты лживого поведения в дошкольном возрасте / Е. В. Чёрная, Ю. Ю. Арсеньева // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии. – 2015. - № 3. – С. 47.

  8. Бурлачук Л. Ф. Психодиагностика: учебник для вузов / Л. Ф. Бурлачук. – СПб.: Питер, 2016. – С. 134.

  9. Цирюльник Б. О стыде. Умереть, но не сказать / Б. Цирюльник. – М.: Рипол Классик, 2015. – С. 115.

  10. Волков Б. С. Детская психология: от рождения до школы / Б. С. Волков, Н. В. Волкова. –– СПб.: Питер, 2017. – С. 90.

  11. Фрай О. Детекция лжи и обмана / О. Фрай. – СПб: Прайм – ЕВРОЗНАК, 2015. – С. 175.

  12. Стенвик Б. Все мы врём. Как ложь, жульничество и самообман делают нас людьми / Б. Стенвик. – М.: Альпина Паблишер, 2016. – С. 218.

  13. Ленец А. В. Прагмалингвистическая теория лжи / А. В. Ленец // Вестник Иркутского государственного лингвистического университета. – 2013. - № 1. – С. 86.

  14. Гасанова Э. Д. Консультативная работа психолога с эмоционально неустойчивыми учениками // Молодой ученый. — 2016. — №28. — С. 808.

  15. Дупак А. А. Личностные детерминанты склонности ко лжи // Молодой ученый. — 2013. — №3. — С. 430.

  16. Наумов В. В. Конформизм как составляющая дискурса / В. В. Наумов // Филологические науки. – 2017. - № 3. – С. 39.

  17. Орлова Л.В. Пути преодоления лжи в детском возрасте /Л.В. Орлова //Аллея науки. – 2018. - №3. – С. 316.

  18. Самусева Е. А. Современный ребенок: причины лжи / Е. А. Самусева // Дошкольник: методика и практика воспитания и обучения. — 2014. - № 4. – С. 64.