Добавлен: 23.04.2023
Просмотров: 125
Скачиваний: 1
Таким образом, при анализе ответов на данный вопрос трудно прийти к однозначным выводам. Скорее всего, этот фактор сугубо индивидуален, и на него влияют личностные особенности как ребёнка, так и его родителей, а также он зависит от степени их близости, от частоты общения, от отношений в семье и многого другого. Поэтому при попытке верификации лжи ребёнка, равно как и при попытке верификации лжи взрослого человека не существует уникальных примет, которые бы однозначно указывали на наличие обмана[18].
Подводя итог второй главы можно сделать следующие выводы:
- В старшем дошкольном возрасте большинство детей уже имеет вполне определённое представление о том, что такое обман, зачем люди прибегают к нему, и чем им грозит такое поведение.
- Выдумывать, хитрить, фантазировать и т.д. малыши начинают в среднем в возрасте трёх лет (плюс-минус год).
- Некоторые из детей, по словам их родителей, выдают себя своим поведением, пытаясь обмануть, некоторые – не всегда, однако эти невербальные признаки детской лжи являются сугубо индивидуальными, равно как и невербальные признаки лжи у взрослых людей.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Подводя итог курсового исследования можно сделать следующие выводы:
1. Рассмотрено само понятие лжи как неотъемлемой составляющей человеческой коммуникации, анализируются формы и типы лживого поведения, а также приведены и описаны классификации видов лжи, принадлежащие известным отечественным и зарубежным учёным – П. Экману, В. В. Знакову, И. О. Вагину и т.д. Далее обозначаются основные возможные причины лжи, базирующиеся на исследованиях таких учёных, как Б. Цирюльник, А. П. Ситников, К. Билан, Д. Марселли, В. Кузнецов, О. Фрай, Р. Фельдман. В результате устанавливается, что причины сказать неправду могут быть совершенно разнообразными, а могут и вовсе отсутствовать, порождая ложь «просто так», без видимого на то повода. К тому же, человек может решиться на обман не по какой-то одной определённой причине, а из-за совокупности нескольких. Кроме того, в этой главе анализируются различные признаки лжи в поведении человека, на которые следует обращать внимание потенциальным верификаторам – например, специфические жесты, выражения лица, телодвижения, оговорки, изменения в голосе и т.д.
2. По мнению ряда психологов, склонность привирать — это нормальный этап развития ребенка. Все, что ребенок видит, слышит и чувствует в первые годы жизни, является для него новым и непонятным. Ребенку приходится обрабатывать массу информации, учиться использовать ее каждый день.
3. Практико-ориентированная часть работы представляет собой эксперимент, цель которого – выявить, как отображает ложь речевое нутро ребёнка, установить, какое место занимает она в его развитии в целом, а также определить отношение детей к обману и шуткам и выяснить, в состоянии ли они на данном этапе развития разграничить два этих понятия.
4. Полученный исследовательский материал тематически разделён на несколько частей: часто ли дети говорят неправду; в каком возрасте ребёнок начал выдумывать; заметно ли по поведению детей, что они говорят неправду; как дети относятся к обману; часто ли дети шутят; как дети реагируют на шутки.
Экспериментальные данные позволяют сделать вывод, что из рассмотренных эпизодов лживого поведения современных детей дошкольного возраста самыми часто встречающимися видами лжи оказываются ложь с целью избежать наказания и ложь с целью получения выгоды (и ложь как средство манипуляции как её подвид), что, по мнению многих детских психологов, свойственно ребёнку на данном этапе развития.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
- Багирова С. В. Работа психолога с детской ложью // Молодой ученый. — 2017. — №14.1. — С. 9-11.
- Букреева Н. А. Детская ложь и родители / Н. А. Букреева // Воспитатель дошкольного образовательного учреждения. — 2013. - № 7. – С. 81 - 82.
- Бурлачук Л. Ф. Психодиагностика: учебник для вузов / Л. Ф. Бурлачук. – СПб.: Питер, 2016. – 384 с.
- Волков Б. С. Детская психология: от рождения до школы / Б. С. Волков, Н. В. Волкова. –– СПб.: Питер, 2017. – 240 с.
- Гасанова Э. Д. Консультативная работа психолога с эмоционально неустойчивыми учениками // Молодой ученый. — 2016. — №28. — С. 808-810.
- Дупак А. А. Личностные детерминанты склонности ко лжи // Молодой ученый. — 2013. — №3. — С. 430-433.
- Елисеева М. Б. Становление индивидуальной языковой системы ребёнка: ранние этапы / М. Б. Елисеева. – М.: Языки славянских культур, 2014. – 344 с.
- Каменская В.Г. Детская психология с элементами психофизиологии: Учебное пособие / Каменская В.Г., - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Форум, НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 288 с.
- Ленец А. В. Прагмалингвистическая теория лжи / А. В. Ленец // Вестник Иркутского государственного лингвистического университета. – 2013. - № 1. – С. 86 – 90.
- Наумов В. В. Конформизм как составляющая дискурса / В. В. Наумов // Филологические науки. – 2017. - № 3. – С. 39 – 44.
- Николаева Е. И. Детская ложь / Е. И. Николаева // Воспитание дошкольников. – 2015. - № 3. – С. 36 – 46.
- Орлова Л.В. Пути преодоления лжи в детском возрасте /Л.В. Орлова //Аллея науки. – 2018. - №3. – С. 316-321.
- Самусева Е. А. Современный ребенок: причины лжи / Е. А. Самусева // Дошкольник: методика и практика воспитания и обучения. — 2014. - № 4. – С. 64 – 67.
- Стенвик Б. Все мы врём. Как ложь, жульничество и самообман делают нас людьми / Б. Стенвик. – М.: Альпина Паблишер, 2016. – 503 с.
- Фрай О. Детекция лжи и обмана / О. Фрай. – СПб: Прайм – ЕВРОЗНАК, 2015. – 320 с.
- Фрейд З. Психоанализ детских страхов / З. Фрейд. – СПб: Азбука-классика, 2016. – 288 с.
- Цирюльник Б. О стыде. Умереть, но не сказать / Б. Цирюльник. – М.: Рипол Классик, 2015. – 272 с.
- Чёрная Е. В. Психолого-педагогические аспекты лживого поведения в дошкольном возрасте / Е. В. Чёрная, Ю. Ю. Арсеньева // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии. – 2015. - № 3. – С. 46 – 51.
- Экман П. Что делать, если дети врут? / П. Экман. – Минск: Попурри, 2013. – 272 с.
- Экман П. Психология лжи. Обмани меня, если сможешь / П. Экман. – СПб: Питер, 2016. – 384 с.
-
Экман П. Психология лжи. Обмани меня, если сможешь / П. Экман. – СПб: Питер, 2016. – С. 78. ↑
-
Багирова С. В. Работа психолога с детской ложью // Молодой ученый. — 2017. — №14.1. — С. 9. ↑
-
Экман П. Что делать, если дети врут? / П. Экман. – Минск: Попурри, 2013. – С. 122. ↑
-
Экман П. Что делать, если дети врут? / П. Экман. – Минск: Попурри, 2013. – С. 125. ↑
-
Букреева Н. А. Детская ложь и родители / Н. А. Букреева // Воспитатель дошкольного образовательного учреждения. — 2013. - № 7. – С. 81. ↑
-
Чёрная Е. В. Психолого-педагогические аспекты лживого поведения в дошкольном возрасте / Е. В. Чёрная, Ю. Ю. Арсеньева // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии. – 2015. - № 3. – С. 46. ↑
-
Чёрная Е. В. Психолого-педагогические аспекты лживого поведения в дошкольном возрасте / Е. В. Чёрная, Ю. Ю. Арсеньева // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии. – 2015. - № 3. – С. 47. ↑
-
Бурлачук Л. Ф. Психодиагностика: учебник для вузов / Л. Ф. Бурлачук. – СПб.: Питер, 2016. – С. 134. ↑
-
Цирюльник Б. О стыде. Умереть, но не сказать / Б. Цирюльник. – М.: Рипол Классик, 2015. – С. 115. ↑
-
Волков Б. С. Детская психология: от рождения до школы / Б. С. Волков, Н. В. Волкова. –– СПб.: Питер, 2017. – С. 90. ↑
-
Фрай О. Детекция лжи и обмана / О. Фрай. – СПб: Прайм – ЕВРОЗНАК, 2015. – С. 175. ↑
-
Стенвик Б. Все мы врём. Как ложь, жульничество и самообман делают нас людьми / Б. Стенвик. – М.: Альпина Паблишер, 2016. – С. 218. ↑
-
Ленец А. В. Прагмалингвистическая теория лжи / А. В. Ленец // Вестник Иркутского государственного лингвистического университета. – 2013. - № 1. – С. 86. ↑
-
Гасанова Э. Д. Консультативная работа психолога с эмоционально неустойчивыми учениками // Молодой ученый. — 2016. — №28. — С. 808. ↑
-
Дупак А. А. Личностные детерминанты склонности ко лжи // Молодой ученый. — 2013. — №3. — С. 430. ↑
-
Наумов В. В. Конформизм как составляющая дискурса / В. В. Наумов // Филологические науки. – 2017. - № 3. – С. 39. ↑
-
Орлова Л.В. Пути преодоления лжи в детском возрасте /Л.В. Орлова //Аллея науки. – 2018. - №3. – С. 316. ↑
-
Самусева Е. А. Современный ребенок: причины лжи / Е. А. Самусева // Дошкольник: методика и практика воспитания и обучения. — 2014. - № 4. – С. 64. ↑