Файл: «Методы и средства проектирования информационных систем и технологий».pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.04.2023

Просмотров: 163

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Современное человечество сегодня готовится вступить в информационную эру, в которой все виды информации будут свободно циркулировать между членами общества, вся необходимая информация будет доступна каждому человеку, и подавляющее большинство работоспособного населения будет профессионально заниматься обработкой информации. Уже сегодня в развитых странах наблюдаются черты информационного общества.

Двадцать первый век часто называют веком высоких технологий, имея в виду бурное развитие компьютерной техники и сетевых коммуникаций. Но на самом деле понятие технологии охватывает все сферы жизни человека. Без владения технологией не получится эффективно решить поставленную задачу ни на производстве, ни в образовании, ни в медицине.

Развитие научного менеджмента предлагает руководителям организаций много современных решений, которые позволяют грамотно построить организационную структуру предприятия и организовать эффективное взаимодействие всех членов команды, гарантирующее решение поставленных задач. Наука об управлении продолжает развиваться, постоянно появляются новые эффективные решения.

В настоящее время процессы управления неразрывно связаны с IT-инфраструктурой предприятия, так как компьютерная техника активно используется для реализации многих процессов управления. Для автоматизации большого количества управленческих процессов используются специализированные программные системы, в том числе автоматизированные информационные системы.

Одним из современных способов управления организацией является управление на основе бизнес-процессов.

Особенности современного бизнеса заключаются в том, что он осуществляется в условиях стремительного развития науки и технологий, и используемое оборудование, структура, программное обеспечение очень быстро устаревает. Возникает потребность в оптимизации (реинжиниринге) бизнес-процессов.

Реинжиниринг является достаточно рискованным мероприятием. Задача менеджеров состоит в том, чтобы фундаментальное переосмысление и радикальное перепроектирование деловых процессов для достижения резких, скачкообразных улучшений бизнеса было проведено без серьезных потерь -как для бизнеса, так и для сотрудников предприятия.

Актуальность курсовой работы состоит в изучении технологии управления предприятиями на основе бизнес-процессов, а также оснований для проведения их оптимизации и методов ее осуществления.


Объектом исследования курсовой работы является управление организацией.

Предметом исследования курсовой работы является управление организацией на основе бизнес-процессов.

Цель курсовой работы – изучение применения процессного подхода для оптимизации бизнес-процессов.

Задачи курсовой работы:

  • изучить учебную и научную литературу по современным технологиям управления предприятием;
  • освоить понятие и суть бизнес - процессов;
  • исследовать технологию управления организацией на основе бизнес-процессов;
  • изучить программные продукты для реализации процессного подхода в управлении организацией;
  • проанализировать результаты выполнения работы.

1. БИЗНЕС – ПРОЦЕССЫ В ОРГАНИЗАЦИИ

1.1 Бизнес-модель предприятия

Бизнесом называется дело, деятельность, которое приносит организатору доход или иную материальную выгоду.

Моделью называют материальный или идеальный объект, замещающий упрощением оригинальный объект или явление, сохраняя только некоторые важные его свойства.

Моделирование широко применяется в бизнесе. Классификация моделей бизнеса представлена на рисунке 1.

Рисунок 1 – Классификация моделей бизнеса

С точки зрения менеджмента в роли модели может выступать серийно повторяемый проект, обладающий совокупностью некоторых, характерных исключительно для данной модели характеристик и параметров.

При описании сущности понятия «бизнес-модель» как правило выделяют 2 подхода.

  • подход, направленный «внутрь» предприятия и ориентированный на бизнес-процессы и бизнес - роли сотрудников;
  • подход, направленный на внешнее окружение предприятия и ориентированный на производимые ценности и удовлетворение запросов клиента.

Первый подход ориентирован на рассмотрение деятельности организации с позиции организации бизнес-процессов и технологий (внимание сосредоточено на внутренних процессах организации).

Второй подход позиционирует как главную ценность ориентацию продукты и услуги, которые организация производит для внешних клиентов, а также на результаты деятельности компании.

Бизнес-модель организации дает возможность владельцам и менеджерам предприятия получить ответ на основные вопросы бизнеса: что и как необходимо делать, чтобы получить требуемый результат.


Бизнес – модель состоит из следующих ключевых компонентов, которые определяют ее содержание:

  • ценность для конечных клиентов, которую создает и предлагает организация на основе своих услуг и продуктов;
  • система создания указанной ценности, которая включает целевых клиентов и поставщиков и также цепочки формирования ценности;
  • активы, используемые для создания ценностей;
  • финансовая модель организации, которая определяет структуру затрат и способы получения прибыли.[5]

Бизнес – модель предприятия представляет собой сложную структуру и условно представлена на рисунке 2.

Рисунок 2 – Структура бизнес – модели

Современный менеджмент предлагает различные шаблоны, предназначенные для облегчения построения бизнес – модели предприятия. Одним из популярных и удобных шаблонов является шаблон бизнес - модели предприятия, предложенный Александром Остервальдером. Этот шаблон представлен рисунок 3.

Рисунок 3 - Шаблон бизнес - модели Александра Остервальдера

1.2 Процессная бизнес-модель предприятия

Современные условия развития науки, общества, технологий ставят организации в условия, при которых они вынуждены постоянно совершенствовать свои системы управления. Одной из потенциальных возможностей разработки эффективной системы управления организацией является использование процессного подхода к управлению финансово-хозяйственной деятельностью организации.

Под процессным подходом к управлению деятельностью организации имеют в виду ориентацию ее деятельности на бизнес-процессы. Считается, что от эффективности бизнес-процессов организации прямо зависит эффективность бизнеса в целом.[17]

Типовая последовательность формирования модели управления предприятия на основе бизнес-процессов представлена на рисунке 4.

Рисунок 4 – Последовательность формирования бизнес-процессов

Преимуществом процессного подхода к управлению организацией считается возможность реализации как оперативного, так и стратегического управления посредством связей между отдельными процессами.

При процессном подходе к управлению предприятием устанавливается важность:


  • понимания требований и их неукоснительного выполнения;
  • обязательности рассмотрения процессов с позиции их способности создавать и увеличивать ценность;
  • получения результатов в ходе выполнения процесса и его эффективности;
  • постоянного совершенствования процессов на основе объективных измерений как внешней, так и внутренней среды организации.

Бизнес-процессом называют последовательный, логичный, взаимосвязанный комплекс мероприятий, потребляющих ресурсы и создающих ценность, в результате которого организация получает запланированный положительный результат.

Регламентируются бизнес-процессы международным стандартом ISO 9000:2000, в терминологии которого принят термин «процессы», но в настоящее время термины «бизнес-процесс» и «процесс» используют как синонимы.[14]

На рисунке 5 представлено типовое содержание бизнес-процесса.

Рисунок 5 – Типовая модель бизнес-процесса

1.3 Понятие и сущность бизнес-процессов

Бизнес (англ. business –дело, предпринимательство) – инициативная экономическая деятельность, которая осуществляется за счет собственных или кредитных средств под свою ответственность и на свой риск. Главными целями бизнеса является извлечение прибыли и развитие объекта бизнеса.[1]

Создание и развитие бизнеса являтся многоуровневым проессом со сложной структурой.

Бизнес –представляет собой важнейший признак рыночной экономики и присутствует во всех ее сферах.

Бизнес может реализовываться как юридическим лицом, так и физическим лицом без образования юридического лица.

Для успешной реализации бизнеса предприниматель должени иметь стратегию, которая обычно формулируется в виде бизнес-плана

Блок-схема модели простроения бизнеса представлена на рисунке 6.

Рисунок 6 - Модель простроения бизнеса

Сущность бизнес-планирования организации представлена на рисунке 7.

Рисунок 7 – Сущность бизнес-плана

Технология управления организацией на основе биизнес-процессов предполагает определение бизнес-процессов предприятия.

Для понимания всех процессов, имеющихся на предприятияя, определения текущего положения дел и выявления готовности организации к инновациям и развитию предварительно выполняют бизнес-анализ организации. Возможная сзхема бизнес-анализа представлена на рисунке 8.


Рисунок 8 – Схема бизнес - анализа

Бизнес-процессом называется структурированная совокупность действий, объемлющих различные структурные и методологические основы предприятия и направненные на реализацию определенной цели.

Бизнес-процесс представляет собой наибольший элемент, если рассматривать поток всех дейстивий, пронизывающий всю организацию, начинающийся у внешних поставщиков и заканчивающийся у внешних потребителей.

Бизнес-процесс представляет собой совокупность одной или некоторого количества процедур или действий. Входящие в совокупность элементы совместно реализуют цель как правило с помощью организационной структуры, которая определяет функциональные роли и взаимоотношения.[10]

Процесс (от processus– течение) – последовательное изменение состояний объектав развитии чего-либо, ход развития, какого-либо явления.

Процесс является завершенной во времени последовательностью, необходимой для обработки экономически значимого объекта. Бизнес-процесс является особым процессом. Он направлен на реализацию главных целей организации и описывает центральную сферу ее деятельности. В управлении оррганизации определяют основные и поддерживающие бизнес-процессы (рисунок 9).

Рисунок 9 – Бизнес-процессы в управлении

Бизнес-процесс и основные элементы, его составляющие, представлены на рисунке 10.

Рисунок 10 – Структура бизнес-процессов

1.4 Бизнес-процессы в управлении организацией

Схематически любая технология управления организацией может быть представлена в форме организационного и информационного взаимодействия трех базовых циклов или процессов в пределах которых реализуются различные операции и работы (рисунок 11).

Рисунок 11 – Схематическое изображение процесса управления

Впервые идея о процессном подходе как выделенной области изучения была выдвинута в двадцатых годах прошлого столетия. В одной из организаций, в которых клерки работали с документами, было осуществлено исследование эффективности работы с использованием процессного подхода. Администратор проанализировал, насколько часто находящиеся в одном большом помещении сотрудники обмениваются документами.