Файл: Подходы и методы к процессу управления в организации.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.04.2023

Просмотров: 174

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Социально-психологические методы управления представляют собой механизм воздействия на органы управления (коллектива) и людей через социально-психологические интересы. Данные методы основаны на социальных отношениях, возникающих в процессе производства и влияющих на конечный результат деятельности организации. Рабочие коллективы успешно решают свои задачи в том случае, если имеется благоприятный «социальный климат» в коллективе. Доказано, что отношения партнерства более эффективны, чем отношения, основанные на административном принуждении. Механизм метода состоит в том, что имущественное неравенство может быть любым, но на работе сотрудники должны чувствовать себя партнерами. В случае нарастания социальных противоречий снижается рост производительности труда и уровня жизни.
Социально - психологические методы управления основаны на знании законов поведения людей в их профессиональной деятельности. Человек объективно стремится достигнуть каких-либо результатов с минимальными затратами для себя. Каждый человек стремится действовать таким образом, чтобы за этим последовало максимальное поощрение в приемлемой форме или минимальное наказание. Каждый человек делает только то, что требует структура управления, которая может реально наказать или поощрить его.

Социологические методы управления играют важную роль в управлении. И состоят из: управления социально-массовыми процессами, управления группами (авторитарные, авторитарно-демократические, демократические),
управления групповыми явлениями (новаторство, экономическое соревнование);социального нормирования, социального регулирования,
ролевых изменений, социальной профилактике.

К психологическим методам управления относятся:
профессиональный отбор персонала (интервью, беседы, тесты),
формирование эмоционально-эстетического фона деятельности коллектива (общее настроение коллектива, культура общения, внешний вид).

Использование социально-психологических методов управления осуществляется с учетом организационной культуры в рамках формальной и неформальной структур управления, которые органично сочетаются в сфере управления. Формальная структура фиксирует производственно необходимые связи и отношения с помощью точно сформулированных и формально закрепленных прав, обязанностей, полномочий, ответственности.
Неформальная структура представляет собой связи и отношения, складывающиеся на основе симпатий, антипатий, сходства характеров, взаимопонимания, общности интересов в сфере производства и вне организации.
Социально-психологические методы используются для решения следующих задач. Повышения производственной и творческой активности членов трудового коллектива путем создания необходимых для эффективной трудовой деятельности условий. Формирования благоприятного социально-психологического климата, включающего элементы психологического и физиологического характера. Эффективного применения различных форм морального поощрения с использованием самодиагностики и самообучения, воздействия на групповое сознание коллектива с целью формирования необходимой культуры деятельности, позволяющей достигать высокой результативности труда.


2. 4. Пути и методы анализа качества и эффективности менеджмента

Эффективно работающее предприятие предполагает единовременное функционирование всех стадий и направлений менеджмента, то есть взаимосвязь их во времени и пространстве. Главная задача менеджмента обеспечение прибыльности, а значит, эффективности работы всех подразделений предприятия. Она включает рациональную организацию производственного процесса, развитие технико-технологической базы, эффективное использование живого труда (кадров), обеспечение творческой активности работников.

Под качеством менеджмента подразумеваются некие особенности, благодаря которым различается менеджмент в разных организациях. Оценка качества менеджмента - это выделение каждой такой особенности, измерение степени ее выраженности и соотнесение с другими особенностями для получения какой-то итоговой оценки. Другими словами, оценить качество менеджмента можно только в том случае, если будет оценена каждая составная часть этого обобщающего понятия. А для этого потребуется рассмотреть базовые понятия управленческой сферы, проанализировать, что общего и в чем различия между разными системами управления.

Система управления - это люди, согласующие усилия других людей для достижения общего результата. Это то, что присутствует всегда и везде, где предприятие состоит из двух и более человек, которым предписано (или они берут на себя это сами) направлять других людей на достижение общей цели. В любой системе управления качество менеджмента тем выше, чем лучше система управления обеспечивает целостность и устойчивость деятельности. О целостности деятельности предприятия можно говорить тогда, когда все органы большого сложного организма действуют как одно целое: только в этом случае и возможно двигаться, не отклоняясь от заданного курса. Ключевым свойством системы управления, благодаря которому обеспечивается целостность деятельности, является управляемость. Уровень управляемости - это то, что отличает одну систему управления от другой. Если не известен уровень управляемости на каждом конкретном участке деятельности, то говорить о полноценном управлении качеством нельзя. Чем выше управляемость, тем более целостна деятельность предприятия. Чем больше в системе неуправляемых элементов, тем больше деятельность предприятия приобретает фрагментарный характер. Чтобы оценить качество менеджмента, нужно уметь оценивать уровень управляемости. Следовательно, эффективность деятельности предприятия прямо пропорциональна степени согласованности действий ее работников об устойчивости деятельности можно говорить тогда, когда заданное направление выдерживается, несмотря на постоянно изменяющиеся обстоятельства. Ключевым свойством системы управления, благодаря которому обеспечивается устойчивость деятельности, является адаптивность. Адаптивность тем выше, чем больше в системе управления работников, способных к саморазвитию, готовых быстро ориентироваться и гибко перестраивать свою деятельность в соответствии с меняющимися обстоятельствами. Низкая адаптивность означает низкую выживаемость. Следовательно, успешность деятельности предприятия в изменяющихся условиях существенно зависит от того, есть в системе управления самостоятельно мыслящие руководители или нет, и насколько они могут повлиять на деятельность предприятия.


Таким образом, управляемость и адаптивность - это ключевые свойства любой системы управления, но это не единственные показатели, по которым можно оценивать качество менеджмента. Качество менеджмента должно быть тем выше, чем больше структура управления соответствует различным внутренним и внешним обстоятельствам. Особая организация управления дает эффект лишь тогда, когда все или большая часть руководителей соответствуют требованиям места, то есть способны выполнять те задачи, которые им предписаны. При подборе руководителей их способности учитываются далеко не всегда, поэтому влиянием особенностей организационных структур на качество менеджмента можно либо совсем пренебречь, либо учитывать его формально. Если руководитель мыслит о предприятии как целостном организме, то появляется своего рода инструмент, позволяющий понять, как лучше организовать деятельность. Например, разобраться, без каких систем жизнеобеспечения нельзя обойтись (это позволяет выделить отдельные сферы деятельности и структурировать их как направления). Затем продумать, какие органы необходимы и достаточны, чтобы конкретная система могла реализовать свои функции (состав подразделений в рамках каждого направления уже не может быть произвольным, он определяется некой логикой функционирования направления в целом). Наконец, конкретизировать, какие функции должен выполнять каждый выделенный орган, и какие органы должны управляться напрямую, а для каких необходимо решить вопрос о степени самостоятельности подразделений. Создание и реорганизация организационных структур на основе такого подхода может дать максимальный эффект, потому что в этом случае структура системы управления становится адаптивной, то есть гибко подстраивается как под изменения внешней среды, так и под перестановки конкретных руководителей, не говоря уже о развитии производственных и людских ресурсов. Однако подобная динамическая реорганизация может быть сделана только изнутри и при условии, что система управления обладает высокой адаптивностью. Чтобы оценить качество менеджмента, нужно уметь оценивать интегральный уровень подготовки руководителей.

Глава 3. Анализ менеджмента на примере конкретной организации.

В качестве примера возьмем организацию «Крымтранстур»


Организационно-экономическая характеристика ООО «Крымтранстур»

Туристический оператор ООО «Крымтранстур» основан в 2015 году. Специализируется на таких видах деятельности как организация детского и молодежного отдыха, отдых за рубежом, ознакомление с историей и культурой Крыма и Севастополя.

Общество с ограниченной ответственностью «Крымтранстур» является юридическим лицом — коммерческой организацией, уставный капитал которого разделен на доли определенных учредительными документами размеров, созданным в целях извлечения прибыли. Общество имеет в собственности обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом, может от своего имени совершать сделки, приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, выступать истцом или ответчиком в суде, арбитражном суде. Турфирма «Крымтранстур» является плательщиком налога на добавленную стоимость. ООО «Крымтранстур» лицензируется в соответствии с законом, имеет свидетельство государственной регистрации юридических лиц.

Основные направления деятельности:

  • детский отдых
  • санатории и пансионаты Крыма
  • экскурсионное обслуживание по Крыму
  • отдых за рубежом
  • экскурсионные и лечебные туры, пляжный отдых
  • аренда транспорта, визовая поддержка
  • продажа авиабилетов
  • помощь в оформлении загранпаспортов и детских проездных документов.

Директором ООО «Крымтранстур» является Петренко Олег Александрович. Турфирма вправе осуществлять любые виды деятельности, не запрещенные законом:

  • туристическая операторская деятельность;
  • туристическая агентская деятельность;
  • иная деятельность по организации путешествий;
  • организация культурного досуга населения;
  • организация массовых зрелищных, культурных и спортивных мероприятий;
  • оказание бытовых услуг;
  • другие виды деятельности, не запрещенные действующим законодательством.

ООО «Крымтранстур» располагается по адресу: Крым г. Севастополь, ул. Ленина 33, офис 1, в центре города, что играет важную роль в этой сфере бизнеса.

Ассортимент туров на предприятии представлен в таблице 1.1

Таблица 1.1

Анализ ассортимента «Крымтранстур»

Наименование направления

Вид предоставляемых услуг

СНГ

экскурсионные туры

Крым

экскурсионные туры, пляжный отдых, лечебные туры

Таиланд

пляжный отдых

Египет

пляжный отдых

Страны Европы

экскурсионные туры, лечебные туры

Турция

пляжный отдых


Главными видами предоставления услуг являются пляжные, лечебные и экскурсионные туры.

Миссия компании – сделать качественный отдых доступным для всех категорий туристов.

Главная цель компании – занять положение одного из ведущих операторов города Севастополя.

Стратегические задачи ООО «Крымтранстур»:

  • федеральное развитие компании, открытие представительств в городах Крыма, расширение сети уполномоченных агентств;
  • усиление позиций на основных туристических направлениях компании, разработка разнообразных туристических программ, открытие представительств на курортах;
  • создание максимально выгодных и удобных условий сотрудничества для агентств;
  • развитие сети собственных Офисов продаж для туристов;
  • расширение ассортимента предлагаемых стран и видов туров.

Организационная структура турфирмы «Крымтранстур» представлена на рисунке. 1.

Рис. 1 Организационная структура турфирмы «Крымтранстур»

Организационная структура является ли­нейно-функциональной и относится к бюрократическому типу структуры управления. 

Согласно штатному расписанию численность сотрудников составляет шесть человек. В ООО «Крымтранстур» работают бухгалтер, старший менеджер и три менеджера по работе с клиентами по направлениям: внутренний туризм, внешний туризм, экскурсионное обслуживание.

В обязанности директора входит:

  • организация работы фирмы;
  • работа с корпоративными клиентами;
  • принятие решений о предоставлении скидок тем или иным клиентам;
  • принятие решений по всем вопросам, касающимся деятельности фирмы.

В обязанности главного бухгалтера входит:

  • составление Учетной политики организации;
  • ведение налогового учета;
  • учет первичной документации;
  • ведение Книги доходов и расходов для организаций, применяющих упрощенную систему налогообложения;
  • составление и предоставление промежуточной и годовой налоговой отчетности.

Старший менеджер выполняет следующие обязанности:

  • изучает справочники по туризму, каталоги, иные источники туристской информации с целью формирования собственных информационных баз по туроператорам;
  • изучает требования клиентов к туристским продуктам, осуществляет анализ маркетинговых исследований спроса на туристские услуги;
  • устанавливает контакты с туроператорами с целью изучения программ туров, определения туров, пользующихся наибольшим спросом у клиентов;
  • разрабатывает предложения по координации туристического продуктов с учетом индивидуальных и специальных требований клиентов (диета, медицинские показания, инвалидность, пр.). При невозможности изменения составляющих туристического продукта организует поиск наиболее приемлемых для клиентов туров;
  • осуществляет поиск наиболее выгодных по оплате, срокам и качеству обслуживания туроператоров;
  • заключает договоры с туроператорами на продвижение и реализацию туристических продуктов;
  • принимает участие в планировании мероприятий по продвижению туристических продуктов (рекламных кампаний, презентаций, пр.);
  • разрабатывает стандарты и процедуры предоставления информации о туристических продуктах клиентам, готовит инструктивные материалы и проводит инструктаж менеджеров и агентов по продаже туристических продуктов;
  • обеспечивает менеджеров и агентов по продаже туристических продуктов распечатками, фотокопиями, каталогами, брошюрами, путеводителями и другими рекламными материалами в количестве, необходимом для информирования клиентов о туристических продуктах;
  • организует составление туристской документации (проектов договоров; ваучеров; иных туристских документов) и контроль правильности оформления туристской документации.