Файл: Основные черты менеджера-руководителя и предпринимателя.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.04.2023

Просмотров: 116

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Менеджмент - это управление организацией, хозяйствующей в условиях рынка. Понятия менеджмента и управления организацией чаще всего используются как понятия идентичные, взаимозаменяемые. Это находит отражение в определениях данных понятий в фундаментальных работах отечественных и зарубежных авторов, где раскрывается их содержание.

Управление есть всеобщая человеческая деятельность, а менеджмент это его специфическая область, включающая деятельность профессионалов, специалистов по обеспечению успешной деятельности организаций.

В менеджменте как системе выделим такие три его грани:

  • менеджмент - это воздействие субъекта на объект управления;
  • менеджмент - это воздействие на объект с четко определенной целью или это механизм достижения цели;
  • менеджмент - это руководство таким специфическим объектом управления, как люди, поэтому необходимо знание и учет не только объективных, но и субъективных факторов управления.

В менеджменте как процессе выделим такие наиболее существенные грани:

  • менеджмент - это выполнение определенной совокупности специфических видов деятельности, называемых управленческими функциями (планирования, организации, мотивации, контроля);
  • менеджмент - это процесс принятия и реализации управленческих решений;
  • менеджмент - это процесс переработки и выработки информации и процесс коммуникаций, связывающий воедино все составляющие системы управления.

Управление - древнейшее искусство и новейшая наука. Специалисты в области управления сходятся во мнении, что управление является частью больших политических, экономических, технологических, социальных и этических систем и основывается на собственных концепциях, принципах и методах, т.е. имеет серьезный научно-методический фундамент. Необходимость управленческой деятельности определяется наличием организаций, в которых люди совместно работают для достижения общих целей.

Современная цивилизация, как современная экономика, начало которой по­ложил капитализм и индустриальная революция, невозможны без предприни­мательства. Предприимчивость - их движущий механизм. Предпринимателем (или бизнесменом) называют человека, организовавшего или организующего ка­кое-либо важное дело, человека, имеющего для этого необходимые средства (собственные или заемные). Предпринимателем может быть единоличный соб­ственник небольшого предприятия, управляющий акционерным обществом либо руководитель кооператива.


В любые, как хорошие, так и плохие, а особенно неопределенные, беспокойные для экономики времена различные новинки помогают компаниям оставаться конкурентоспособными. Многие организации начинают рассматривать корпоративное предпринимательство как способ борьбы с летаргией и бюрократией, которые сопровождают рост компаний. Но можно ли научить управляющих быть предпринимателями?

Цель этой работы - определить основные черты менеджера-руководителя и предпринимателя, их сходство и различие. В наше время понятия «менеджер», «бизнесмен», «предприниматель» широко употребляют как в обыденной практике, так и в научной и учебной литературе. Такое соседство понятий иногда вносит неясность и путаницу в определение функций этих лиц, поэтому необходимо выяснить «кто есть кто».

1. МЕНЕДЖЕР-РУКОВОДИТЕЛЬ, ЕГО ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ

1.1. Общая характеристика менеджера

Понятие предпринимательской деятельности в экономической теории и в российском законодательстве.

Рыночная экономика - это экономика свободного предпринимательства, когда хозяйствующим субъектам законодательно предоставлено право выбора действий в экономическом пространстве, в результате чего складывается необходимая рынку конкурентная среда. Российское общество все более сознает, что предпринимательство является одним из важнейших факторов формирования рыночной экономики и новых общественных отношений, основанных на личном экономическом интересе каждого его члена. Без развитого предпринимательства нашей стране не выйти из глубокого экономического кризиса и не встать на путь устойчивого хозяйственного прогресса, не войти в мировую экономику в качестве равного субъекта международных отношений.

Мировая экономическая мысль на протяжении продолжительного времени активно занималась и теорией, и практикой предпринимательства. Термин “предприниматель” был введен в научный оборот в середине XVIII века английским экономистом Ричардом Кантильоном. Проследим эволюцию терминов “предприниматель” и “предпринимательство”:

Ричард Кантильон: “Предприниматель - это человек, действующий в условиях риска”.

Американский экономист-исследователь Бодо; “Предприниматель - это лицо, несущее ответственность за предпринимательское дело, тот, кто планирует, контролирует, организует и владеет предприятием”.


Американский экономист-статистик Френсис Уокер: “Следует различать тех, кто предоставляет капитал и получает за это проценты, и тех, кто получает прибыль благодаря своим организаторским способностям”.

Альберт Шапиро: “Предприниматель - это человек, проявляющий инициативу, организующий социально-экономические механизмы. Действуя в условиях риска, он несет полную ответственность за возможную неудачу”.

По мнению австрийского политолога и экономиста И. Шумпетера, предпринимательство является своеобразным творчеством, в ходе которого возникают инновации и изменения. Шумпетер считал предпринимательство особым экономическим фактором в добавление к трем общеизвестным - капиталу, труду и земле. Предпринимательский процесс возрождения и обновления ученый назвал “созидающим разрушением”, таким разрушением, без которого нельзя создать ничего нового. Американский профессор, занимающийся проблемами предпринимательства, Роберт Хизрич так сформулировал рассматриваемые понятия: “Предпринимательство - процесс создания чего-то нового, что обладает стоимостью, а предприниматель - человек, который затрачивает на это все необходимое время и силы, берет на себя весь финансовый, психологический и социальный риск, получая в награду деньги и удовлетворение достигнутым”.

Следовательно, характерными чертами предпринимательской деятельности является самостоятельность (имущественная и хозяйственная), систематичность, получение прибыли (как цель деятельности), риск, легитимность (регистрация в установленном порядке), самостоятельная имущественная ответственность. Отсюда следует вывод, что не каждый занимающийся бизнесом может быть предпринимателем, хотя в обыденной жизни принято называть предпринимателями всех тех, кто занят бизнесом. Ими же являются лишь те деловые люди, чье поведение на рынке отличается поисковым творческим характером. Предпринимательство - это особый вид бизнеса или же наивысшая стадия его развития.

Целью предпринимательства является получение не прибыли вообще, а сверхприбыли, то есть предпринимательского дохода. Этот доход - результат реализации особых способностей предпринимателя по исключительно рациональному соединению факторов производства, основанного на инновационном рисковом фундаменте. Предприниматель использует в производстве новейшую технику и технологию, по-новому организует труд, иначе руководит, максимально эффективно ставит службу маркетинга. Он лучше других определяет рынок, на котором выгоднее всего закупить средства производства, точнее угадывает, на какой продукт, в какое время, на каком сегменте рынка окажется наибольшим платежеспособный спрос. В результате индивидуальные издержки производства у предпринимателя ниже общественных, на базе которых устанавливается рыночная цена. Таким образом, он получает больше прибыли, чем обычные бизнесмены, то есть люди, использующие лишь свой капитал или совершающие какие-либо сделки. В этом и состоит сущность предпринимательства как экономического явления.


Попробовать себя в предпринимательстве с той или иной долей надежды на успех может каждый человек - этой теме посвящены целые книги, и нет необходимости пересказывать их здесь. Но лишь немногие авторы утруждают себя доказательством того, что для начала этой деятельности человеку нет необходимости исходно приводить себя в состояние совершенства. Один из них - практикующий бизнес-консультант Майкл Гербер, посвятивший многие страницы своей интересной книги развенчанию «П-мифа» - мифа о Предпринимателе как Герое на материале анализа американского бизнеса[1]. Приводимые им примеры вполне соотносятся и с самыми типовыми случаями из истории российских предпринимателей. Рассмотрим некоторые из них.

1-й эпизод. Научный сотрудник, аспирант престижного вуза, в течение нескольких лет готовил диссертацию по очень интересовавшей его теме. За несколько месяцев до защиты диссертации у него возникает серьезный конфликт с научным руководителем на почве некорректного использования материалов диссертации шефом. Надежды на защиту, а заодно и на академическую карьеру рухнули. В сердцах будущий бизнесмен уходит из аспирантуры и занимается первым, что подворачивается под руку,- торговлей лекарственными средствами, опираясь на имеющиеся знакомства. Регистрируется соответствующий кооператив, который вскоре превращается в солидную торговую организацию.

2-й эпизод. Студент одного из московских вузов, приехавший из далекой провинции, со школьных времен привыкший зарабатывать себе карманные деньги и не отказывать себе ни в чем, попадает в группу, занятую скупкой и перепродажей театральных билетов - в то время большой дефицит. Сама эта деятельность - «на грани фола» и вполне допускает привлечение к ответственности за спекуляцию. Тем не менее к моменту окончания института он уже имеет некоторый начальный капитал и, используя институтскую подготовку, вступает в кооператив по изготовлению пластмассовых изделий на литьевых автоматах. Через несколько лет - совладелец крупного нефтяного холдинга.

3-й эпизод. Работник совхоза с экономическим образованием приглашается бухгалтером в кооператив по продаже саженцев. Никаких мыслей о предпринимательстве у него нет, и привлекает его главным образом приличный оклад. Однако, как это было принято в то время, приглашение подразумевает «партнерство» - долевое участие в предприятии. Через несколько месяцев, осмотревшись и войдя в курс дела, он начинает все больше чувствовать вкус управления организацией. После серии реорганизаций и изменения отношений с бывшими компаньонами становится единоличным владельцем фирмы, практически доминирующей в своей нише рынка.


4-й эпизод. Инженер-физик закрытого НИИ по задачам своего подразделения несколько раз сталкивался с необходимостью осуществить публикацию сборников научных материалов. В период перестройки, когда НИИ, подобно многим прочим организациям, явно захирел и перестал регулярно выплачивать зарплату, столкнулся со случайным запросом на издание книги от одного из своих знакомых. После того как книга была издана и успешно разошлась, подумал: а отчего бы не сделать это своим бизнесом? На сегодняшний день - совладелец издательства, устойчиво входящего в первую десятку по рейтингам газет.

5-й эпизод. Сотрудник государственной страховой компании успешно продвигался по ступеням организационной иерархии, пока не понял, что достиг «потолка». В этот момент он принимает решение уйти из своей организации и создает альтернативную коммерческую фирму, ориентируясь на тот же круг заказчиков и знакомую методологию работы. Через несколько лет действует в солидной и независимой компании, ставшей серьезным конкурентом бывшему монополисту.

6-й эпизод. Начинается на предприятии, на котором перестают платить зарплату. Женщина, перед которой остро встала проблема, как прокормить семью, соглашается на уговоры подруги и едет с ней в «челночный» рейс в Турцию. Появляются первые деньги, одна поездка следует за другой. Ввиду того что не хватает времени стоять на рынке и реализовывать партии товара, нанимаются надежные продавцы. С другой стороны, сколачивается хорошая «артель» товарищей, с которыми совершаются поездки. Через некоторое время это уже организация, занимающаяся систематизированным импортом и реализацией товара.

Приведенные истории показывают, что в начале пути многих предпринимателей не было ничего сверхъестественного и особенно героического. Просто они под давлением обстоятельств так или иначе сделали первый шаг, который, во многом также вынужденно, повлек за собой последующие действия. Кому-то сделать этот шаг было проще, кому-то сложнее, но, так или иначе, после того, как он был совершен, дальнейшее уже диктовали обстоятельства.

И все же, если подходить к вопросу о начале пути Предпринимателя более строго, следует перечислить все возможные стартовые варианты. Рассмотрим их последовательно.

Под давлением обстоятельств - примем за этот вариант 1-й эпизод, оговорив сразу, что наиболее чистые варианты этих историй происходят в тех случаях, когда человек переходит из одного вида деятельности к совершенно иному, как это было в приведенных примерах, за исключением эпизод 5.