Файл: Основные черты менеджера-руководителя и предпринимателя.pdf
Добавлен: 23.04.2023
Просмотров: 127
Скачиваний: 1
Пожелаем удачи таким Предпринимателям. Они сделали свой выбор и остановились там, где захотели. Именно предпринимательство всегда составляло и будет составлять основную массу бизнеса. Нам же необходимо двигаться дальше, за теми, кто не удовлетворился масштабами начатого. И их путь в этом направлении начинается с того момента, когда они, совершив большее или меньшее насилие над собой, отвлекаются от самостоятельного выполнения всех ключевых дел в своем бизнесе и делают шаг к тому, чтобы заниматься в большей мере решением проблем тех людей, которых они привлекли в свою фирму.
Собственно говоря, этот требуемый естественным течением процесса очередной шаг означает, что наша роль Предпринимателя уже сыграна и нам вплотную приходится переходить к освоению иной по своей сути роли - роли Менеджера.
Майкл Гербер считает, что Предприниматель существует всего одно мгновение - в тот момент, когда он осуществлял выбор и решался на риск создания нового дела. Мы не будем столь категоричны, хотя вполне согласны с ним в том, что дух предпринимательства с наибольшей силой проявил себя именно в этот момент. Но роль Предпринимателя заканчивается, на наш взгляд, не с рождением идеи бизнеса и не с принятием на себя риска и ответственности за ее воплощение. Роль Предпринимателя заканчивается с ее перерождением в роль Менеджера - в тот момент, когда созданная Предпринимателем организация отвлекает его самого от личного выполнения всех дел, напрямую связанных с бизнесом, вынуждая его заняться решением задач по управлению другими людьми, выполняющими это дело.
Завершая характеристику роли Предпринимателя, попробуем вслед за Б. Сабанти сформулировать несколько признаков, которые позволяют идентифицировать эту роль на основе достаточно формальных критериев. В соответствии с этими критериями Предприниматель - это человек, который:
• добился успеха в проведении как минимум нескольких коммерческих операций, использовав собственные или заемные средства, и принял личное участие в формировании первоначального капитала коммерческого предприятия;
• принимает личное участие в исполнении своего дела;
• несет материальную ответственность за результаты своего дела;
• обладает правом принятия решения при выборе направлений развития дела;
• обладает правом распоряжаться получаемой в деле прибылью[4].
Присутствие каждого из этих критериев необходимо для соответствия статусу Предпринимателя. Но, как вы понимаете, недостаточно для гарантированного обеспечения успеха.
1.2. Основные черты современного менеджера
Каким должен быть современный менеджер, чтобы успешно выполнять свои функции? Дискуссии на эту тему начались еще в начале ХХ века, когда впервые начали изучать управление и связанные с ним руководство, лидерство.
Однако только в период между 1930 и 1950 гг. было впервые предпринято изучение лидерства в крупных масштабах и на систематической основе. Эти ранние исследования ставили своей целью выявить свойства или личностные характеристики эффективных руководителей. Согласно личностной теории лидерства, также известной под названием теории великих людей, лучшие из руководителей обладают определенным набором общих для всех личных качеств. Развивая эту мысль, можно утверждать, что если бы эти качества могли быть выявлены, люди могли бы научиться воспитывать их в себе и тем самым становиться эффективными руководителями.
В 40-х годах ученые начали изучать собранные факты о соотношении личных качеств и лидерства. К сожалению, несмотря на сотни проведенных исследований, они не пришли к единому мнению о наборе качеств, которые непременно отличают крупного лидера. Выяснилось, что лидеры, как правило, отличаются интеллектом, стремлением к знаниям, надежностью, ответственностью, активностью, социальным участием и социально-экономическим статусом, но в разных ситуациях эффективные руководители обнаруживают разные личные качества. Человек не становится руководителем только благодаря тому, что он обладает некоторым набором личных свойств.
Таблица 1
Качества, наиболее часто встречающиеся у успешного лидера[5]
Интеллектуальные способности |
Черты характера личности |
Приобретенные умения |
• Ум и логика |
• Инициативность |
• Умение заручаться поддержкой |
• Рассудительность • Проницательность |
• Гибкость • Бдительность |
• Умение кооперироваться • Умение завоевывать популярность и престиж |
• Оригинальность |
• Созидательность и творчество |
• Такт и дипломатичность |
• Способность к концептуализации |
• Честность |
• Умение брать на себя риск и ответственность |
• Образованность • Знание дела • Умение выражать свои мысли |
• Целостность личности • Смелость • Уверенность в себе |
• Умение организовывать • Умение убеждать • Умение изменять себя |
• Любопытство и способность осваивать новые знания и навыки |
• Уравновешенность |
• Надежность |
• Острая интуиция |
• Независимость • Самостоятельность • Амбициозность • Потребность в достижениях • Настойчивость и упорство • Энергичность • Властность • Работоспособность • Агрессивность • Стремление к превосходству • Обязательность • Участливость |
• Умение шутить и понимать юмор • Умение разбираться в людях |
Согласно поведенческому подходу к лидерству, эффективность определяется не личными качествами руководителя, а скорее его манерой поведения по отношению к подчиненным. Поведенческий подход создал основу для классификации стилей руководства или стилей поведения. Это стало серьезным вкладом и полезным инструментом понимания сложностей лидерства. Несмотря на то, что поведенческий подход продвинул изучение лидерства, сосредоточив внимание на фактическом поведении руководителя, желающего побудить людей на достижение целей организации, его основной недостаток заключался в тенденции исходить из предположения, что существует какой-то один оптимальный стиль руководства.
Ни подход с позиций личных качеств, ни поведенческий подход не смогли выявить логического соотношения между личными качествами или поведением руководителя, с одной стороны, и эффективностью, с другой. Это не означает, что личные качества и поведение не имеют значения для руководства. Наоборот, они являются существенными компонентами успеха. Однако более поздние исследования показали, что в эффективности руководства решающую роль могут сыграть дополнительные факторы. Эти ситуационные факторы включают потребности и личные качества подчиненных, характер задания, требования и воздействия среды, а также имеющуюся у руководителя информацию.
Поэтому современная теория лидерства обратилась к ситуационному подходу. Современные ученые пытаются определить, какие стили поведения и личные качества более всего соответствуют определенным ситуациям. Результаты их исследований указывают, что аналогично тому, как разные ситуации требуют различных организационных структур, так должны выбираться и различные способы руководства – в зависимости от характера конкретной ситуации. Это означает, что руководитель-лидер должен уметь вести себя по-разному в различных ситуациях.
Руководитель должен уметь повышать мотивацию работников. Одним из способов повышения трудовой мотивации является участие работников в принятии важных решений, обсуждение с ними проблем развития и функционирования производства. Умение раскрывать интеллектуальный потенциал членов своего коллектива является высшим показателем управленческого мастерства, эффективность работы предприятия в итоге зависит не столько от руководителя, сколько от подчиненных – если руководитель умеет руководить.
В контексте данного курсового исследования можно говорить о том, что современные тенденции развития управления рождают новые требования к менеджеру. Возникает понятие "менеджер исследовательского типа ". Что это такое и в чем его особенность?
Кто же такие менеджеры? В чем сущность их профессии и каковы требования, предъявляемые к ним.
По одной из точек зрения, категория «менеджер» распространяется на: руководителей организации; руководителей структурных звеньев; организаторов определенных видов работ (администраторов)[6].
Содержание самого понятия «управленческий персонал» трактуется довольно широко и неоднозначно. Международная организация труда (МОТ), например, рассматривает управленческий персонал как часть более широкой категории работников, в которую кроме менеджеров входят и другие специалисты-профессионалы. Основанием для этого считается тесная связь в работе менеджеров и специалистов. Они зависят друг от друга и, работая в постоянном контакте, обеспечивают запланированное развитие организации.
Чтобы дать ответы на вопросы о содержании профессии менеджера, необходимо разобраться в сущности разделения труда и определения объема задач, стоящих перед менеджерам в организации. По мере роста организации менеджмент разделяется на все более мелкие элементы, происходит специализация управленческих функций в рамках профессиональной группы, развивается иерархия менеджмента.
Подводя итоги всему вышесказанному, можно утверждать, что эффективный, успешный менеджер (руководитель) в любом случае – неординарная личность; обладает особым типом, стилем мышления, для которого характерны высокая скорость обработки получаемой информации, нестандартность принимаемых решений и высоко развитые способности к анализу и синтезу. Этот особый, полученный как драгоценное наследие предков или выработанный за годы жизни тип мышления называют творческим (еще креативным, латеральным). Главной особенностью его является хорошо развитая интуиция, то есть мыслительная деятельность, осуществляемая как бы «на краю» сознания. Хорошо развитая интуиция опирается на жизненный опыт человека и складывается из разнообразной информации, поступающей зачастую из всех органов чувств, мгновенно сортируемой, анализируемой и обобщаемой в виде акта принятия решения.
2. ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬ, ЕГО ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ
2.1. Краткая характеристика предпринимательства
Предпринимательская деятельность (предпринимательство) - сложная категория. Ее можно рассматривать в разных аспектах: организационном, экономическом, юридическом и др. (например, историческом, социологическом, психологическом, нравственном).
Предпринимательство – это, прежде всего, вид человеческой деятельности. Причем предпринимательская деятельность не сводится к простой совокупности действий. Она состоит из связанных и последовательных предпринимательских мероприятий (действий), направленных к единой цели. Основная цель предпринимательской деятельности - производство и предложение рынку такого товара, на который имеется спрос и который приносит прибыль[7]. Однако ориентация на достижение коммерческого успеха не является самодовлеющей целью в современном бизнесе. Наряду с извлечением прибыли для субъектов предпринимательской деятельности принципиальное значение приобретает вопрос о создании собственного дела (бизнеса), в рамках которого осуществляется производство товаров, выполнение работ, оказание услуг.
Предпринимательские структуры принимают участие в решении социальных проблем российского общества, жертвуют свои средства на развитие культуры, образования, здравоохранения, охрану окружающей среды. Одна из основных конституционных обязанностей предпринимателей - уплата законно установленных налогов и сборов.
Вместе с тем при создании предпринимательских структур не преследуется цель уплаты налогов и сборов. В соответствии с Налоговым кодексом РФ (п. 1 ст. 3) каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Эта публичная обязанность предпринимателей вытекает из реализации предпринимательских действий.
Организационный аспект предпринимательства выражается в следующем. Основу практической деятельности человека составляет целенаправленное действие. В свою очередь, действие понимается как процесс, направленный на выполнение простой текущей задачи либо подчиненный достижению промежуточного результата целостной деятельности[8]. Операция - следующий элемент деятельности, представляющий собой "комплекс действий, ориентированных на решение определенной задачи"[9]. Операции являются элементами более высоких уровней поведения (например, управление производством). В реальной жизни существует тесная связь между различными элементами человеческой деятельности, а также их взаимообусловленность. Так, одно и то же действие может входить в качестве элемента в разные операции. И наоборот, одна и та же операция может быть совершена с помощью разных действий.