Файл: Управление финансами и пути его совершенствования в РФ (Характеристика теории управления финансами)).pdf
Добавлен: 23.04.2023
Просмотров: 143
Скачиваний: 1
ВВЕДЕНИЕ
Финансы непосредственно связаны с функционированием общественных экономических отношений в процессе аккумуляции, перераспределения и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств. Финансы это не сами денежные средства, а отношения между людьми по поводу образования, перераспределения и использования фондов денежных средств.
Финансы служат экономическим инструментом распределения валового общественного продукта и национального дохода. Они являются средством контроля за производством и распределением материальных благ, а также средством стимулирования развития государства и общества в нужном в каждый данный период развития направлении. Финансы и финансовые отношения это обязательно денежные отношения, однако отнюдь не все отношения по поводу денег являются финансовыми. Так, деньги, обслуживающие отношения купли-продажи, поставки, административных штрафов, финансами не являются. Это общественные отношения, регулируемые другими отраслями права: гражданским, административным и т.д.
Финансовое управление представляет собой одно из самых перспективных направлений в экономической науке, удачно сочетающее в себе как теоретические разработки в области финансов, управления, учёта, анализа, так и практические сконструированные в его рамках подходы.
Цель данной курсовой работы состоит в рассмотрении управления финансами России, так же обозначение путей его совершенствования.
Исходя и поставленной цели, выделим основные задачи, определяющие структуру и содержание курсовой работы:
- рассмотреть теоретические основы управления финансами (понятие, сущность, цели, задачи, формы, методы управления финансами);
- изучить функции и задачи система органов управления финансами в РФ;
- провести анализ итогов управления финансами РФ;
- рассмотреть основные направления развития финансовой системы РФ;
- определить пути совершенствования финансового контроля в России.
Объект исследования – финансы и управление финасами РФ.
Теоретической и методологической основой курсовой работы послужили работы таких авторов, как Аношина Б.В., Волконского В.А., Гуриева С.М., Дребенцова К., Делягина М. Г., Ивантера В.В., Канторовича Г. Г., Кэмпбелл Р., Морозова A.A., Медокова A.A., Павлов В.С., Панфилова B.C., Поспелова И.Г., Усизима С., Дж. Фишер, Шапошника Д.В., Шмелева Н.П., Яковлева А.П. и др.
В качестве информационной и нормативно-правовой базы исследования использовались официальные документы Российской Федерации, а также соответствующие публикации в научной и периодической печати.
Выводы обосновывались статистическими данными по анализируемым показателям, для решения поставленных задач применялись стандартные математико-статистические методы, факторный и сравнительный анализ, метод аналитических группировок.
Структурно работа состоит из введения, трех разделов, заключения и списка использованной литературы.
1. Характеристика теории управления финансами
Создание эффективного управления финансам на российских предприятиях, как правило, сопряжено с коренной перестройкой механизма управления всего предприятия в целом. Прежде всего это объясняется тем, что крупнейшие предприятия в значительной степени еще сохраняют стиль управления, присущий плановой экономике.
Практика финансовых услуг, сложившаяся в условиях административно-командной системы, не требовала какого-либо серьезного теоретического обоснования, кроме разработки долгосрочных финансовых планов. Методология финансового планирования, как правило, определялась Министерством финансов СССР и отраслевыми министерствами, которые доводили ее до сведения предприятий.[1]
Общая теория финансового менеджмента предприятий в этих условиях практически не требовалась. Переход к рынку и создание предпринимательской среды, как отмечалось выше, значительно расширили спектр финансовых отношений между компаниями, поставив управление капиталом и привлеченным капиталом на передний план. Определив его цену и структуру, обосновав эффективность проектов, разработка дивидендной политики и финансовой стратегии, все, что долгое время было предметом теории финансового менеджмента в экономически развитых странах.[2]
Финансовый менеджмент бизнеса как наука возникла и развивалась в 20 веке. В западных странах, поскольку для этого были разработаны следующие основные предпосылки:
- были созданы основы общей экономической теории;
- производство и уровень его организации достигли наивысшего развития, что подтверждает создание индустриального общества, основу которого составляют крупное промышленное производство и акционерная форма собственности;
- формировалась эффективная система правовых институтов и рыночная инфраструктура;
- возникла развитая система национальных и международных фондовых рынков и финансовых посредников.[3]
Таким образом, иностранная школа финансового менеджмента начала формироваться в начале 20-го века. в связи с развитием предпринимательской собственности, усилением роли финансового капитала и формированием фондового рынка. Это когда управление капиталом становится отдельной функцией и организационно изолированы в корпоративной структуре.
Современная прикладная наука корпоративного финансового менеджмента возникла в результате развития экономической теории в целом, финансовой теории, управления, учета и анализа.
Теория финансового менеджмента получила свое реальное развитие после Второй мировой войны, когда была сформирована система глобальных фондовых рынков, связанных между собой глобальными компьютерными сетями. В 1950-1960 гг. Была создана, по мнению западных ученых, «ядро» этой науки - теория портфеля и структура капитала.
Первая послевоенная работа была основана на неоклассической концепции бизнеса как организации с целью максимизации прибыли. Считалось, что все другие проблемы, сформулированные другими теориями (снижение трансакционных издержек, положение на рынке и т.д.) можно в итоге свести к прибыли.[4]
Переворот в существующей теории произошел после опубликования работы Г.А. Саймона «Теория принятия решений в экономической теории и науке о поведении» (1959). Г.А. Саймон провозглашает следующий лозунг: «Удовлетворение против максимизации» и обосновывает, что удовлетворение интересов собственников – основная цель в бизнесе. Постепенно эта идея стала основополагающей в современной микроэкономике и в частности финансовом менеджменте. Именно на ней базируются теории и концепции финансового менеджмента.
Теория портфеля. Одно из правил работы с финансовыми инструментами гласит, что нельзя вкладывать все средства в активы одного типа. Он основан на концепции дохода и риска и реализован в теории инвестиционного портфеля, основателем которой является Г. Марковиц (лауреат Нобелевской премии 1990 года). Под инвестиционным портфелем принято понимать определенный набор ценных бумаг, принадлежащих физическому или юридическому лицу и являющихся неотъемлемым объектом управления.[5]
Структура портфеля выражает определенную комбинацию интересов эмитентов и инвесторов, а также консолидирует риски для определенных типов ценных бумаг (акции, облигации и т. Д.).
Смысл формирования портфеля состоит в том, чтобы пошутить, чтобы максимизировать благосостояние акционеров, улучшить условия инвестирования, то есть предоставить процессу такие инвестиционные характеристики, которые неосуществимы при инвестировании в ценные бумаги того же типа. Состав и структура портфеля зависит от целей инвесторов и их предпочтений. Считается, что идеальный портфель включает до 15 видов ценных бумаг. Излишняя диверсификация может привести к снижению качества управления им.
Концепция скидок. Появление понятий «неопределенность» и «риск», которые невозможно измерить и количественно оценить с помощью традиционных методов, потребовало создания адекватного математического аппарата, поскольку почти все финансовые решения связаны с прогнозированием будущих доходов или выплат. Впервые методология анализа дисконтированных денежных потоков была разработана Д.Б. Ульямс в своей работе «Теория стоимости инвестиций» (1938). М. Дж. Гордон впервые применил этот метод в управлении корпоративными финансами в 1960-х годах для моделирования цены собственного капитала.[6]
Концепция временной стоимости денег или дисконтирования основана на трех основных понятиях: цена капитала, риск и инфляция. При определении цены капитала первоначально предлагается начать с оценки упущенных возможностей с использованием альтернативных методов инвестирования. Степень инвестиционного риска оценивается с использованием методов математической статистики. Инфляция как макроэкономическое явление представлена в виде национальных показателей.
Теория структуры капитала. Трактовка цели фирмы, как удовлетворение интересов собственников, с развитием фондового рынка становится более конкретной – это максимизация цены акций или цены компании. Исследования факторов, влияющих на цену компании, привели нобелевских лауреатов Ф. Модильяни и М. Миллера к выводу о том, что стоимость любой фирмы определяется исключительно ее будущими доходами и не зависит от структуры капитала. (Опубликование работы этих авторов в 1958 г. считается поворотным моментом в развитии теории капитала и его структуры).
Подход к структуре капитала с точки зрения его источников важен именно для принятия финансовых решений, поскольку позволяет ответить на основные вопросы управления финансами: откуда получить и как разместить финансовые ресурсы. Вывод М. Миллера и Ф. Модильяни был сделан для предприятия, действующего в условиях идеального рынка капиталов при значительном количестве ограничений. Впоследствии теория структуры капитала усовершенствовалась и самими авторами, и их оппонентами, однако и в настоящее время считается, что в развитии этого научного направления сделаны лишь первые шаги.
Теория агентских отношений. Влияние неоинституционалистской теории выразилось в том, что критерий экономии на трансакционных издержках впоследствии нашел широкое применение при принятии решений о выборе оптимальной организационной формы предприятия и его финансовой структуры (создании холдингов, групп и других корпоративных структур). Идея о воздействии общественных институтов на распределение информации на рынке и внутри фирмы нашла свое отражение и дальнейшее развитие в другой основополагающей области финансового менеджмента – теории агентских отношений и теории асимметричной информации, которые нацелены на разрешение проблемы разделения функций владения собственностью и контроля.[7]
Наиболее полно и подробно новейшие теории управления финансами освещены в зарубежных учебниках и монографиях, многие из которых переведены на русский язык. Среди них следует выделить труды Ф. Модильяни, М. Миллера, Ю. Бригхэма, Л. Гапенски, Дж.К. Ван Хорна, У. Шарпа и др. Однако сегодня в России не хватает разработок отечественных ученых, которые знают особенности развития нашей экономики, политики и предпринимательства в нашей стране. Первый успешный опыт, прошедший испытание временем и практикой, уже существует, например, публикация ряда учебников, изд. ЭТО. Стоянова В.В. Ковалев и другие.
В рыночной экономике процесс создания, распределения и использования средств негосударственной торговой компании только косвенно подчиняется государственному регулированию. Большинство финансовых решений должно приниматься самим руководством компании, что требует высокого уровня подготовки специалистов по управлению финансами.
Финансовый менеджмент как наука появился в середине 20-го века. в промышленно развитых странах, когда были основные требования для этого:
• производство и уровень его организации достигли индустриальной стадии, в основе которой лежит крупное промышленное производство и акционерная форма собственности;
• сформировалась эффективная система правовых институтов и рыночной инфраструктуры;
• возникла система национальных и международных финансовых посредников.[8]
Зарубежная школа финансового менеджмента начала складываться в связи с развитием корпоративной формы собственности как наиболее подходящей для требований развития производительных сил, усиления роли финансового капитала и формирования фондового рынка. Управление капиталом становится отдельной управленческой функцией и выделяется в институциональной структуре компаний.[9]
Методологической основой каждой науки является совокупность концепций, теорий, моделей и методов. Основоположниками финансового менеджмента являются неоклассическая экономическая теория и ее современные модификации (институционализм, неоинституционализм, либерализм и т. Д.), А также теория управления. Отдельные разработки в области теории финансового менеджмента компании были сделаны еще до Второй мировой войны в период господства классической теории, а затем и кейнсианства. В этот момент формируется концептуальный аппарат и формируется методология будущей науки.