Файл: исследование и оценка категории «аппарат государственной власти (механизм государства)», его структурных элементов.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.04.2023

Просмотров: 80

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Таким образом, В. В. Копейчиков называет три элемента механизма Советского государства: государственные органы, государственные предприятия и государственные учреждения. Точку зрения В. В. Копейчикова относительно понимания механизма государства разделяют ряд других ученых, таких как: В. А. Власов, С. Ф. Кечекьян, Ю. М. Козлов, Ц. А. Ямпольская и другие[15].

На современном этапе сторонники широкого понимания механизма государства следуют традиции, заложенной еще в 60-е гг. ХХ в. В. В. Копейчиковым, и продолжают включать в понятие государственного механизма государственные учреждения и предприятия.

С. А. Комаров под механизмом государства понимает систему государственных организаций, посредством которых реализуется государственная власть. Помимо этого, указанный автор в понятие государственного механизма включил такие структурные элементы, как государственные учреждения и государственные предприятия[16].

И. Ф. Ракитская отмечает, что «выполнение государством своих функций обеспечивается через механизм государства, т. е. через иерархическую систему государственных органов и учреждений – через аппарат государства»[17].

Таким образом, данный автор отождествляет понятия «механизм государства» и «государственный аппарат», как это делали сторонники узкого подхода. Однако И. Ф. Ракитская охватывает широким смыслом понятие самого аппарата государства, под которым понимает систему государственных органов и государственных учреждений.

Профессор В. М. Корельский формулирует определение механизма государства следующим образом: «Механизм государства – это целостная иерархическая система государственных органов и учреждений, практически осуществляющих государственную власть, задачи и функции государства»[18]. То есть он так же, как и И.Ф. Ракитская, выделяет в качестве элементов механизма государства государственные органы и государственные учреждения, при этом последние не обладают властными полномочиями, но на них возложены общесоциальные функции в таких областях, как экономика, здравоохранение, наука, образование и т. д.

В современной теории государства и права сложилась аналогичная точка зрения относительно широкого понимания механизма государства.

Так, А. В. Малько предлагает рассматривать механизм государства как систему государственных органов, государственных учреждений, государственных предприятий и государственных организаций, где под последними понимаются вооруженные силы и другие силовые формирования[19].


М. Н. Марченко определяет государственный механизм как «совокупность различных государственных органов, организаций, вооруженных сил, материальных средств государственной власти, а государственный аппарат ограничивается лишь системой государственных органов»[20].

Таким образом, можно отметить, что вышеупомянутые авторы в понятие «механизм государства», кроме государственных органов и учреждений, включают еще государственные предприятия с государственными организациями, которые также являются структурными элементами государственного механизма.

Были предприняты попытки включения в механизм государства, помимо государственных органов, учреждений, предприятий, организаций, и отдельно работающих в нем лиц. Так, еще К. Маркс писал, что «существование государственной власти находит свое выражение именно в ее чиновниках, армии, администрации, судьях. Если отвлечься от этого ее физического воплощения, она представляет собой лишь тень, воображение, простое название»[21].

Относительно механизма государства В. С. Нерсесянц пишет, что «механизм государства – это система органов, учреждений и должностных лиц, которые в установленном правовом порядке наделены государственными полномочиями и реализуют функции государства»[22].

Таким образом, некоторые авторы склонны считать отдельно взятых лиц самостоятельным структурным элементом механизма государства, отводя им не последнее место в этой системе.

1.2 Структура аппарата государственной власти (механизма государства)

На сегодняшний день актуальность вопроса, связанного с системно- структурным аспектом механизма государства не вызывает сомнений.

Как отметил профессор Т.Н. Радько, «проблема структуры механизма государства для каждого из государств является постоянной, поскольку внутреннее строение, субординация, взаимоконтроль, взаимодействие органов, организаций, входящих в механизм государства, самым непосредственным образом влияют на эффективность и качество работы государственной власти»[23].

На современном этапе отечественная юридическая наука отмечает высокую степень сложности механизма государства, а также указывает на многообразие составляющих его элементов и подсистем. При этом под механизмом государства понимается структурно-функциональная система государственных органов, деятельность которых основана на принципах разделения ветвей власти и законности, а также государственных предприятий, учреждений и организаций, использующих материальные средства в своей деятельности, направленной на решение задач и выполнение функций государства и, безусловно, силовых подразделений, обеспечивающих безопасность государства как важнейшую из функций такового[24].


При характеристике государственного механизма широко используется такая категория, как структура. Структура (от лат. structura) – взаиморасположение и связь составных частей чего-либо, строение[25].

Так, например, А.В. Малько под структурой механизма государства понимает его внутреннее строение, порядок расположения его звеньев-элементов, их соподчиненность, соотношение и взаимосвязь[26].

А.В. Васильев предлагает под структурой (системой) государственного механизма понимать его внутреннюю организацию, соотношение и взаимосвязь составляющих частей, их виды и характерные особенности[27].

Таким образом, системно-структурный анализ государственного механизма означает исследование его структуры, представляющей собой совокупность элементов в их соотношении, взаимосвязи, соподчинении и взаимодействии.

Государственный механизм включает в себя не только государственные органы, но и самостоятельных должностных лиц, полномочных осуществлять закрепленную за ними компетенцию на принципах единоначалия.

Структура государственного механизма выражается в делении его на части в зависимости от разделения единой государственной власти на отдельные ветви. В разных государствах действуют неодинаковые принципы разделения властей. В России в соответствии со ст. 10 Конституции государственная власть осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Следовательно, государственный аппарат представляет собой совокупность законодательных (представительных), исполнительных и судебных органов[28].

Особые функции в государственном механизме выполняет Президент РФ, который является главой государства, гарантом Конституции, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти и т. д. (ст. 80 Конституции Российской Федерации).

Структура государственного механизма может быть проанализирована и в зависимости от территориального масштаба деятельности соответствующих органов и должностных лиц.

В различных государствах может существовать достаточно сложная система органов в зависимости от территориального характера деятельности.

В России существует федеральный, субъектов РФ и местный территориальный уровень государственного механизма. Полномочный представитель Президента РФ в федеральном округе действует на территории установленной группы субъектов, но подчинен Президенту. Многие контрольно-надзорные органы Российской Федерации находятся в строго централизованном подчинении, хотя действуют на отдельных территориях.


1.3 Принципы деятельности аппарата государственной власти (механизма государства)

В первых государствах государственные органы не дифференцировались по составу и компетенции. Ядро механизма государства составляли силовые структуры, а также ведомства финансов и иностранных дел. Механизм современного государства представляет собой гораздо более сложную систему, в которую входят многие крупные подсистемы. Например, подсистема высших органов государства, подсистема органов правопорядка, суда, прокуратуры и т. д.[29]

Помимо государственных органов существуют государственные учреждения, не обладающие властными полномочиями. Их значение сводится к выполнению общесоциальных функций в той или иной сфере (экономики, здравоохранения, науки, образования, культуры, социального обеспечения).

Структура государственного механизма изменчива и разнообразна. Она чутко реагирует на изменения, происходящие в социальной жизни, модернизируясь в соответствии с требованиями времени. Но во всех случаях главное содержание деятельности механизма государства составляет управленческая работа, призванная обеспечивать эффективное регулирование всех сфер социальной жизни.

Построение и деятельность механизма государства осуществляется на основе ряда принципов, имеющих объективный характер. К таковым относятся:

1. Гуманизм — признание ценности человека, утверждение приоритета его интересов для деятельности государства.

2. Демократизм в формировании и деятельности государственных органов, позволяющий учитывать разнообразные интересы большинства граждан государства, их религиозные воззрения, особенности национальной культуры и т. д.[30]

3. Гласность и открытость деятельности государственного аппарата.

4. Законность — определяющее значение правовых начал в деятельности всех элементов механизма государства, в их взаимоотношении с населением страны и между собой, а также с негосударственными структурами.

5. Профессионализм и компетентность государственных органов, научный подход к управленческой деятельности.

6. Сочетание единоначалия и коллегиальности как способов принятия управленческих решений[31].


Разделение властей — распределение государственной власти между различными ветвями власти, взаимный контроль за их деятельностью, поддержание системы их взаимных сдержек и противовесов. Цель разделения властей — не допустить опасной концентрации властных полномочий в руках одного государственного органа[32]. Теория разделения властей восходит к древнегреческому мыслителю Полибию; в современной форме она разрабатывалась Дж. Локком и Ш.-Л. Монтескье (XVII—XVIII вв.). Классический вариант системы разделения властей предусматривает выделение трех ветвей власти: законодательной, исполнительной, судебной.

2. Понятие государственных органов, их классификация

2.1 Понятие государственных органов

Первичным элементом государственного механизма выступает государственный орган.

Относительно его понимания в юридической науке сложилось два основных направления. Согласно первому государственный орган представляет собой структурно-обособленную и юридически-оформленную часть государственного аппарата, обладающую самостоятельностью для выполнения возложенных на него задач[33].

Похожее определение формулирует С.Н. Братановский: «Орган государства – это основная часть механизма государства, имеющая в соответствии с законом собственную структуру, строго определенные полномочия по управлению конкретной сферой общественной жизни и органически взаимодействующая с другими частями государственного механизма, образующими единое целое»[34].

Опираясь на определения, сформулированные данными учеными, можно выделить ряд общих признаков, характеризующих государственный орган:

1. Орган государства представляет собой структурно-обособленный элемент механизма государства, выступает его неотъемлемой частью, занимая определенное место в его системе.

2. Образование и функционирование государственных органов осуществляется на основе Конституции Российской Федерации и других нормативно-правовых актов.

3. Государственные органы наделены государственно-властными полномочиями. Принимают юридически значимые решения от имени государства, а также обеспечивают их реализацию.