Файл: Проблема активных методов обучения (Начальная школа).pdf
Добавлен: 23.04.2023
Просмотров: 2076
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические аспекты использования активных методов обучения в начальной школе
1.1. Роль активных методов обучения в развитии личности младших школьников
1.2. Специфика и виды активных методов обучения в начальных классах
1.3. Проблемы использования активных методов обучения в начальных классах
2. Подходы к Решению проблем обучения с применением активных методов в начальной школе
2.1 Формирование универсальных учебных действий учеников в начальной школе
2.3. Контрольно-оценочная деятельность педагога при использовании активных форм обучения
1. Теоретические аспекты использования активных методов обучения в начальной школе
1.1. Роль активных методов обучения в развитии личности младших школьников
Созревание личности младшего школьника, как творческой индивидуальности, формирование у него способности к интеллектуальному творчеству возможно лишь при наличии определенных условий: внешних и внутренних[1]. К внутренним, субъективным условиям относится:
- готовность самого младшего школьника к интеллектуальному творчеству,
- умение идти и следовать от традиционного решения и типа задач к нестандартным, оригинальным, имеющим другой алгоритм доказательств,
- склонность к интуиции, прогнозу действий, умение предчувствовать будущее состояние исследуемого объекта,
- личностные качества: внимательность, смекалка, чутье;
- способности к фантазированию, к анализу, умению выделять главное, «видеть» неочевидное[2].
С.П. Козлова отмечает, что «личность от 7 до 11 лет, ставя перед собой учебно-познавательные задачи, как правило, демонстрирует наглядную активность, что формирование способности к поиску необходимой учебной информации, настроен на активное сотрудничество со своим педагогом, что, в конечном итоге, формирует в нем субъектность и нацеленность на творчество»[3].
Суть понимания термина «интеллект» вкладывает две позиции – широкую и узкую. Широкая позиция предполагает интеллект как систему познавательных действий и намерений личности; узкий подход предполагает, что «интеллект» анализируется просто как «мышление»[4].
У Лешли установлено, что «интеллектуальные возможности – это работа и итог конкретной «недифференцированной нервной энергии», а непосредственно интеллект - считается одной из основных предназначением мозга. Я никак не согласен с суждением научных работников о том, утверждавших, что в мозгу имеется особенный «центр» для интеллекта» - сообщает автор концепции . Можно выразить согласие с ученым, в особенности с его трактовкой интеллекта. У интеллекта имеется конкретные функции, присутствующие у человека с появления на свет, унаследованных им от отца с матерью. Кроме того унаследованы особенности и характер центральной нервной системы . В Приложении 1 приведены характеристики интеллектуальной деятельности.
Педагог при применении активных форм обучения считается тьютером - ассистентом, товарищем учащегося. Рассматривая мнение детей к форме преподавания дисциплин, педагог сравнивает результаты с итогами освоения обучающимися обусловленного раздела преподаваемого материала. Это весьма немаловажно, так как преподаватель в период разъяснения материала помимо собственной позиции, собственного отношения к данному материалу, обязан донести до детей ещё и позицию ученого-разработчика этого материала, этой учебной программы .
Исследовательская деятельность подразумевает ознакомление учащихся с новыми и интересными темами и идеями в самых различных сферах познания, как правило не введенных в школьную программу. Этот тип развития осуществляется с поддержкой следующих методов: показ учебных, научно-популярных, историко-архивных, документальных кинофильмов; вовлечение преподавателей начальной школы и преподавателей старших классов к лекционным выступлениям перед учащимися начальных классов; организация экскурсии; применение мультимедийной техники и др. В следствии данной работы дети должны определить ту сфера знания, которой они желают заниматься наиболее углубленно в дальнейших классах, в кружках и клубах по увлечениям. Дальнейшая дискуссия и считается значимым нюансом активной формы обучения, а не попросту пассивного восприятия информации.
1.2. Специфика и виды активных методов обучения в начальных классах
Универсальные учебные воздействия как общие методы действий показывают способности обучающихся в различных предметных сферах и структуре учебной деятельности . Это, в свою очередь, гарантирует младшему школьнику понимание целей, ценностно-смысловых и операциональных характеристик учебной работы. Таким образом, достижение «умения учиться» подразумевает полное осваивание абсолютно всех частей учебной деятельности. К ним относятся: учебные мотивы, учебную цель, учебную задачу, учебные воздействия и операции (ориентация, преобразование материала, надзор и оценка) .
Активное обучение подразумевает применение такого рода концепции методов, что ориентирована основным образом не на изложение педагогом готовых знаний, их усвоение и воспроизведение, а на самостоятельное освоение учениками знаниями и умениями в ходе интенсивной мыслительной и практической работы. Активные методы преподавания – это способы, которые стимулируют обучающихся к активной мыслительной и практической деятельности в ходе освоения учебным материалом. Характерные черты активных методов преподавания заключаются в том, что в их базе заложено побуждение к практической и мыслительной деятельности, в отсутствии которой нет движения вперед в овладении знаниями. В современной школе активные методы обучения, разными способами отражая в себе основные формы организации обучения, непосредственно обеспечивают процессы повышения эффективности урока. Активные методы обучения, создающие условия интенсификации учебного процесса с целью стимулирования деятельности учащихся на уроке, повышения их интереса и направления их внимания, требуют от учителя применения ряда интересных стратегий[5].
Активное обучение основывается на диалоге, творческой деятельности в процессе взаимного сотрудничества. Ответим на вопрос «Почему сегодня школа нуждается в активном обучении?». Сущность традиционного обучения заключалась в том, что деятельность учителя носила объяснительно-иллюстративный характер, на первом месте стояло освоение знаний, умений и навыков предметного характера, ограниченного только учебными задачами. В традиционном методе обучения отношения «учитель — ученик» во многом носили односторонний характер, когда ученики, подражая учителям, только исполняли их поручения[6].
Особенности активных методов обучения:
- использование деятельностного подхода к обучению;
- игровой и творческий характер обучения;
- интерактивность учебного процесса;
- групповая форма организации работы участников учебного процесса;
- практическая направленность деятельности участников учебного процесса;
- использование знаний и опыта обучающихся;
- включение в работу разнообразных коммуникаций, диалога и полилога;
- рефлексия процесса обучения его участниками;
- задействование в процессе обучения всех органов чувств[7].
На уроках обучающиеся поддержали деловое общение только лишь с педагогом. В ходе классического обучения педагог определял перед учениками довольно аргументированные цели, несмотря на то, что они по-разному воспринимались ими. Такого рода процесс не следует полагать ориентированным на учеников обучением, вследствие того что требование быстрого, легкого, точного освоения учебного материала всеми учащимися тогда не особенно тревожило преподавателей. Они иногда забывали о том, что знание, полученное легкими методами, без дополнения своего напряженного труда, никак не формирует процесс мышления учеников .
Активными способами преподавания считаются: дискуссия; умственная атака; группа слабоактивных дискуссий; рабочие листы, материалы для чтения и др.; ролевая игра; презентации; анализ определенных происшествий; дебаты; разрешение проблемы; создатели среды, «ледоколы» и «активизаторы»; снежки; индивидуальное моделирование; формулы; диаграмма Венна; применение фигуры «куб»; инцерт и т. д.
Учитывая специфику данного возраста и необходимость педагогического сопровождения при формировании у младшего школьника способности к интеллектуальному творчеству, нельзя не сказать и о готовности самого педагога к творческой деятельности, к эффективной организации интеллектуального творчества среди учащихся младших классов в процессе познавательной деятельности, поскольку только «творческий наставник способен сформировать творческую личность ученика»[8].
Активные методы обеспечивают решение образовательных задач в разных аспектах:
- формирование положительной учебной мотивации;
- развитие навыков самостоятельного умственного труда младших школьников;
- повышение познавательной активности школьников;
- стимулирование самостоятельной деятельности учащихся[9];
- активное вовлечение младших школьников в образовательный процесс;
- эффективное усвоение большого объема учебной информации учащихся;
- развитие познавательных процессов - памяти, речи, мышления;
- развитие коммуникативно-эмоциональной сферы личности младшего школьника;
- развитие творческих способностей и нестандартности мышления учащегося;
- раскрытие личностно-индивидуальных возможностей каждого школьника и определение условий для их проявления и развития;
- развитие универсальных навыков младших школьников[10].
Процесс формирования общеучебных умений (универсальных учебных действий) по исследованиям В. Усовой протекает по следующим этапам:
- осознание учащимися значения овладения умением выполнять данное действие – мотивационная основа действия;
- определение цели действия;
- уяснение научных основ действия;
- определение основных структурных компонентов действия (операций), общих для широкого круга задач и не зависящих от условий, в которых выполняется действие (такие структурные компоненты выступают в роли опорных пунктов действия);
- определение наиболее рациональной последовательности выполнения операций, из которых слагается действие, т.е. построение модели и алгоритма действия (путем коллективных или самостоятельных поисков)[11];
- организация выполнения небольшого количества упражнений, в которых действия у учащихся подлежат контролю со стороны учителя;
- обучение учащихся методам самоконтроля за правильностью выполнения данного действия[12];
- организация упражнений, требующих от учащихся умения самостоятельно выполнять данное действие (при изменяющихся условиях);
- использование данного умения при овладении новыми, более сложными умениями, в более сложных видах деятельности[13].
Отправным пунктом для выделения универсальных учебных действий, обслуживающих задачи коммуникации и сотрудничества, служит психологическая характеристика понятий коммуникативной деятельности, а также коммуникативной и речевой компетентности. Коммуникативные универсальные действия обеспечивают:
- возможности сотрудничества умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность,
- распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли в речи,
- уважать в общении и сотрудничестве партнера и самого себя[14].
В наиболее широком значении коммуникация рассматривается как смысловой аспект общения и социального взаимодействия. Коммуникация обслуживает совместную деятельность людей и предполагает не только обмен информацией, но и достижение некоторой общности – установление контактов, кооперацию (организацию и осуществление общей деятельности), а также процессы межличностного восприятия, включая понимание партнера[15].
1.3. Проблемы использования активных методов обучения в начальных классах
Исследование Д.А. Корягина[16] позволило сформулировать имеющиеся проблемы в использовании активных методов обучения, такие как:
- недостаточно развитые способности учащихся к самостоятельной регуляции,
- дефицит учебного времени в связи с большой программной нагрузкой,
- отсутствие у учащихся способностей к системному использованию в качестве ресурса информационно-познавательного процесса;
- отсутствие конкретных методик обучения, направленных на объединение эффективных ресурсов, методических приемов и элементов, дидактических подходов активных форм познавательной деятельности[17].
Современные дети изменились по сравнению с тем периодом, когда формировалась ранее действующая система образования. Бесспорно, начались некоторые проблемы в обучении и воспитании современного школьника. Перечислим некоторые другие проблемы, свойственные современному учебному процессу в начальной школе:
- в пространстве начальной школы осуществляется постепенная замена видов деятельности на занятия учебного типа, а игра перестает занимать ведущее место, что усугубляет развитие произвольности поведения, образного мышления, мотивационной сферы и затрудняет формирование психологической готовности к школьному обучению[18];
- ориентация педагогов и родителей исключительно на умственное развитие ребенка в противовес личностному развитию, привело к снижению интереса младших школьников к учению[19];
- значительно возросла осведомленность детей: если в своё время учитель был источником получения информации о мире, человеке, обществе, природе, то сегодня СМИ и Интернет значительно воздействуют на формирование мировоззрения ребенка;
- резко уменьшилось время на чтение детьми классической и художественной литературы; телевидение вытеснило литературное чтение, что вызвало проблемы в обучении в школе: сложности в смысловом анализе текстов, несформированность внутреннего плана действий, трудность логического мышления и воображения[20].