Файл: Проблема активных методов обучения (Начальная школа).pdf
Добавлен: 23.04.2023
Просмотров: 2054
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические аспекты использования активных методов обучения в начальной школе
1.1. Роль активных методов обучения в развитии личности младших школьников
1.2. Специфика и виды активных методов обучения в начальных классах
1.3. Проблемы использования активных методов обучения в начальных классах
2. Подходы к Решению проблем обучения с применением активных методов в начальной школе
2.1 Формирование универсальных учебных действий учеников в начальной школе
2.3. Контрольно-оценочная деятельность педагога при использовании активных форм обучения
Таким образом, влияние педагогической диагностики на повышение качества начального образования усиливается благодаря: использованию новых форм обучения младших школьников, становлению младших школьников как субъектов системы посредством развития важнейших компонентов учебной деятельности: действий контроля и самоконтроля, оценки и самооценки, использованию в ходе контрольно-оценочной деятельности педагога контрольно-измерительных материалов, прошедших процедуру стандартизации.
Заключение
Отличительная черта сегодняшнего мира состоит в том, что он меняется быстрыми темпами. Известно, что каждые десять лет размер знаний в мире удваивается, таким образом, полученная в школе информация, через конкретное время искореняет себя; итоги обучения в варианте умения учиться считаются на сегодняшний день все более нужными. В прошлые времена на уроках младшие школьники поддержали деловое общение только лишь с педагогом. В ходе классического преподавания педагог определял перед учащимися довольно обоснованные цели, хотя они по-разному воспринимались ими. Такого рода процесс не следует считать ориентированным на учащихся обучением, вследствие того что требование стремительного, простого, точного освоения учебного материала абсолютно всеми учащимися тогда не особо тревожило преподавателей. Они иногда забывали о том, что знание, полученное легкими способами, в отсутствии приложения собственного напряженного труда, никак не формирует процесс мышления учащихся. Действующие методы преподавания предназначены для мотивации учащихся к самостоятельному получению познаний. Можно отметить разнообразные проблемы применения активных методов в запасе учебных методов, это и недостаток требуемых компетенций в педагогах, так и неразвитости активности школьников.
В положениях Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, и исследованиях научной школ, установлено, что в качестве главных результатов должны стать не предметные, а личностные и метапредметные универсальные учебные действия. Следовательно, центральной задачей нынешнего образования становится формирование универсальных учебных действий, способствующих умению учиться, способности к саморазвитию и самосовершенствованию.
Список литературы
Акпулатова С.А. Применение активных методов обучения на уроках в начальных классах. [Электронный ресурс]: статья. Режим доступа: http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/mezhdistsiplinarnoe-obobshchenie/2012/01/1 5/primene nie-aktivnykh-metodov (дата обращения: 30.07.2018).
Актуальные проблемы начального общего образования: теория и практика : материалы международной научно-практической конференции / под ред. И. А. Шкабура. – Чита: Забайкальский государственный университет, 2015. – 155 с.
Амонашвили Ш.А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса. - Минск,2014. - 559 с.
Андреева И. В. Мониторинг уровня сформированности УУД у учащихся дошкольного и младшего школьного возраста// Муниципальное образование: инновации и эксперимент. –2013. – № 2. – С. 21-24.
Бакулина Г. А. Комплексное интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка. Часть I. - Киров, 2013. - С.9-10.
Безруков В.И. Модульное проектирование педагогических систем// Экономика и управление: проблемы, решения. – М., 2015. – № 6. – С. 89-95.
Блауберг И.В. Целостность и системность // Системные исследования. Ежегодник. - М.: Наука, 2013. - С. 14.
Близнецова О.И. О физиологических основах мотивации учения, познавательной активности школьников. - Ростов-на-Дону,2013. - С. 100-106 с.
Болотов В.А. Виды и назначение программ оценки результатов обучения школьников / В.А. Болотов, И.А. Вальдман // Педагогика. – 2013. – №8. – С. 15–26.
Болотов В.А. Российская система оценки качества образования: чему мы научились за 10 лет? / В.А. Болотов, И.А. Вальдман, Г.С. Ковалёва // Тенденции развития образования: проблемы управления и оценки качества образования: материалы VIII Международной научно-практической конференции. – М.: Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2015. – с. 22–31.
Велиев С. Г., Гусейнов Р. Б. Взгляд на активное и интерактивное обучение в эффективной организации урока : метод. пособие. Нахчыван: Школа, 2014. – С.12.
Виноградова Н.Ф Не только учить, но и развивать. Проблемы реализации государственного стандарта начального общего образования / Н.Ф. Виноградова // Журнал научно-педагогической информации. – 2015. – № 4. – С. 46–56.
Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте // Советская психология. – 2013. – № 28 (1). – С. 84-96.
Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. - М.: Педагогика, 2015. - С.126.
Занков Л.В. Избранные педагогические труды. - М.: Новая школа,2015. - С.24.
Зимняя И. А. Ключевые компетенции – новая парадигма результата образования // Эксперимент и инновации в школе. – 2014. – №. 2. – С. 7–14.
Зимняя И. А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. – М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов. – 2014. – 39 с.
Игнашева С.В. Активные методы обучения в начальной школе. [Электронный ресурс]: статья. Режим доступа:. http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/materialy-mo/2013/09/21/aktivnye-metody-obucheniya-ispolzuemye-pri-rabote-s(дата обращения: 10.07.2018).
Ильина Т.А. Системно-структурный подход к организации обучения. - М., 2014. - С.36.
Калашникова Н.Г. Современный образовательный менеджмент: региональная модель повышения квалификации управленческих кадров системы общего образования // Сибирский педагогический журнал. - 2015. – № 2. – С. 217–226.
Ковалева Г.С. Новая модель оценки образовательных достижений в действии / Г.С. Ковалева // Вестник образования. – 2014. – № 16. – с. 27–39.
Козлова С.П. Коллективная учебная познавательная деятельность дошкольников школьников - М.: Педагогика, 2014. - С.115.
Корягин Д.А. Формирование регулятивных универсальных учебных действий в процессе обучения биологии: дисс. канд. пед. наук [Текст] / Д.А. Корягин. – М., 2015. – 139 с.
Кочетов А.И. Творчество и познавательная деятельность педагога как фактор образования эффективной педагогической среды. – М.: Знание, 2016. – С.54.
Крутецкий В.А. Психология математических способностей школьников. - М.: Просвещение, 2015. - С.136.
Кузнецова М. И. Система контроля и оценки образовательных достижений младших школьников в современной начальной школе: монография. / М.И. Кузнецова. - Москва: Вентана–Граф, 2013. – С.32.
Кузнецова М.И. Контроль и оценка учебных достижений младших школьников (на примере предметов «Русский язык» и «Литературное чтение») // Начальное образование. - 2016. - № 3. - С. 18–23.
Лешли К.С. Мозг и интеллект. - М.-Л., 2013. – С.24.
Люблинская А.А. Как учить школьника. - М.: Школа-Пресс, 2014. –С.126.
Макаренко Е.В. Формирование учебно-познавательной компетенции младшего школьника в образовательном пространстве школы на основе системы проектных задач: дисс. канд. пед. наук – Н. Новгород, 2015. – 190 с.
Матис Т.А. Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе // Начальная школа. – 2015. – № 4. –С. 53-57.
Молчанов С.Г. Теория и практика аттестации педагогических и руководящих работников сферы образования – Челябинск: Издательство ЧГПУ, 2015. – С.233.
Педагогика: Учеб. пособие для студентов фак. педагогики и методики нач. обучения / Под ред. М.И. Рожкова М.: Просвещение, 2014. – С.54.
Перова М.Н. Дидактические игры и упражнения по математике для работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста: Пособие для учителей. - 2-е изд., перераб. - М.: Просвещение, Учебная литература, 2014. - 144 с.
Подласый И.П. Педагогика: Учебн. для студентов высших пед. учеб. заведений. - М.: Просвещение, Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2015. –С.54.
Поливанова К.Н. Образовательные результаты основной школы в контексте международных исследований // Психологическая наука и образование. – 2015. – Т. 20. – № 4. С. 19–30.
Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / сост. Е.С. Савинов; 3–е изд. – М.: Просвещение, 2015. – 204 с.
Развитие общеучебных умений путь к функционально-грамотной личности // «Школа 2100» как образовательная система: сборник материалов. Вып. 8-М.: Баласс; Издательский дом РАО, 2015. – С. 62-73.
Сабирова Э.Г. Формирование исследовательских умений учащихся в информационно-образовательной среде начальной школы: дисс. канд. пед. наук [Текст] / Э.Г. Сабирова. – Казань, 2015. – С.153.
Савчук А.А. Мониторинг сформированности познавательных универсальных учебных действий в начальной школе // Мир современной науки. – 2014. – № 4 (26). – С.121.
Сериков В.В. Личностно-ориентированное образование // Педагогика. - 2014. -№ 5. - С. 16-21.
Симановский А.Э. Интеллектуальное творчество школьников, поэтапное развитие. – М., Просвещение. – 2014. – 211 с.
Соловьева Т.А. Основы технологии развития интеллекта младших школьников в учебном процессе // Начальная школа. - 2014. - № 2. С. 12-16.
Усова А.В. Психолого-дидактические основы формирования учащихся научных понятий. - Челябинск, 2015. - С.34
Фрумин И. Д. Компетентностный подход как естественный этап обновления содержания образования // Материалы IX конференции «Педагогика развития: ключевые компетентности и их становление». – Красноярск, 2014. – С. 33–57.
Хазыкова Т.С., Читанова С.С. Развитие творческих способностей младших школьников в процессе проектной деятельности // Научная дискуссия. - № 4(49). Часть 1. – М., Изд. «Интернаука», 2016. – С. 166-169.
Хомякова Д.А. Формирование универсальных учебных действий как основы метапредметных образовательных результатов учащихся основной школы в процессе решения задач по информатике: дисс. канд. пед. наук. – М., 2014. – 206 с.
Цукерман Г.А. Обучение ведет за собой развитие. Куда? / Г.А. Цукерман // Вопросы образования. – 2015. – № 1. – С. 42–89.
Шагаева Н.А., Павлова А.В. Педагогические условия формирования творческих способностей учащихся младшего школьного возраста// Молодежь и наука: реальность и будущее. – Невинномысск 2015 С. 429 – 432.
Штерн В. Умственная одаренность: Психологические методы ис-пытания умственной одаренности в их применении к детям школьного воз-раста / Под ред. В.А. Лукова. - СПб: Союз, 2013. - 128 с.
21-st Century Learning Environments / Organization for Economic cooperation and Development. – Paris, France : OECD, 2016. – 108 с.
Приложение 1
Классификация интеллектуальных способностей
Виды мышления |
Интеллектуальные способности |
Диалектическое |
Способность существующие противоречия, прогнозировать пути развитии, видеть возникновение ранее неизвестных или наиболее нераспространенных |
Логическое |
Способность использовать логику рассуждений, проводить взаимообусловленные взаимоотношения между приходящими знаниями и ранее полученными знаниями на уроке, организовывать их в определенные тематические группы и типологии, примерно давать характеристику новым терминам. |
Абстрактное |
Способность отвлекаться от второстепенных признаков, определять общие и частные признаки, что позволяет формулировать выводы. |
Обобщенное |
Способность определять правила или общий алгоритм действий |
Категориальное |
Способность связывать элементарные научные термины в определенные группы |
Теоретическое |
Способность находить отношения между отдельными явлениями окружающей действительности |
Индуктивное |
Способность идти от отдельных измышлений к общим выводам |
Дедуктивное |
Способность из общего явления вычленить частное, из большого - малое |
Алгоритмическое |
Способность идти за планом алгоритмических действий, поэтапное проведение намеченных актов деятельности |
Техническое |
Способность осознавать всеобщие правила процессов и явлений, отвечающие за интеллектуальную готовность к поиску новых знаний |
Репродуктивное |
Способность определять новизну и научную необходимость получаемых знаний в реализации поставленных целей и научных задач |
Продуктивное |
Способность решать новые задачи с опорой на уже известные знания |
Системное |
Способность видеть связи между родственными науками, уметь обобщать итоги, ссылаясь на полученные раннее умения, навыки, знания. |
Приложение 2
Нетрадиционное начало традиционного урока
Загадки – «секрет», удивительная игра, соревнование на смекалку. Они обладают большими возможностями для наблюдения за окружающим миром, учат воспринимать жизнь многогранно, помогают совершенствовать речь, тренируют внимание и память, развивают любознательность. Дети хорошо знают загадки и очень их любят, могут составлять их сами. Загадки используют на разных этапах урока: при знакомстве с новым словарным словом, при написании орфограмм, для активизации внимания и постановке проблемного вопроса.