Файл: Проблема активных методов обучения (Начальная школа).pdf
Добавлен: 23.04.2023
Просмотров: 2083
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические аспекты использования активных методов обучения в начальной школе
1.1. Роль активных методов обучения в развитии личности младших школьников
1.2. Специфика и виды активных методов обучения в начальных классах
1.3. Проблемы использования активных методов обучения в начальных классах
2. Подходы к Решению проблем обучения с применением активных методов в начальной школе
2.1 Формирование универсальных учебных действий учеников в начальной школе
2.3. Контрольно-оценочная деятельность педагога при использовании активных форм обучения
Признавая все названные проблемы, отметим, что многим учителям необходимо перестраивать свое мышление, отталкиваясь из тех новых задач, которые устанавливает современное образование. При реализации нового стандарта, учитель должен решать задачи развития личности ребенка, формировать у него универсальные учебные умения, которые обеспечат ему успешность на всех ступенях образования[21].
Итак, успешное обучение в начальной школе возможно при сформированных у младших школьников учебных умений, которые существенно определяют развитие его познавательной деятельности: учебные умения являются общеучебными и не зависят от конкретного содержания предмета.
К числу проблем, подлежащие дальнейшему изучению, можно отнести: углубленное теоретическое осмысление путей оценки динамики индивидуального прогресса учащегося. Важен поиск способов связи и сопоставимости результатов одного учащегося, полученных в ходе различных процедур контроля и оценки; теоретическое обоснование структуры портфолио, отражающего оценку творческих достижений младшего школьника[22]; определение наиболее целесообразных подходов к оцениванию метапредметных результатов; дальнейшее изучение эффективных путей активизации контрольно-оценочной деятельности младших школьников.
2. Подходы к Решению проблем обучения с применением активных методов в начальной школе
2.1 Формирование универсальных учебных действий учеников в начальной школе
Универсальные учебные действия являются ее составной частью учебной деятельности, действия различного назначения, нужные в реализации учебной деятельности: если ученик освоил универсальные учебные действия, можно говорить, что он овладел учебной деятельностью[23].
Овладение учащимися универсальными учебными действиями, по мнению И.В. Андреевой, создает возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, т.е. умение учиться[24]. Показателями сформированности коммуникативного компонента универсальных учебных действий школьников является:
- умение договариваться, находить общее решение практической задачи (приходить к компромиссному решению) даже в неоднозначных и спорных обстоятельствах (конфликт интересов);
- умение не просто высказывать, но и аргументировать свое предложение, умение и убеждать, и уступать;
- способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации спора и противоречия интересов, умение с помощью вопросов выяснять недостающую информацию;
- способность брать на себя инициативу в организации совместного действия, а также осуществлять взаимный контроль и взаимную помощь по ходу выполнения задания[25].
Кроме того, коммуникативные универсальные действия обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и продуктивно взаимодействовать и сотрудничать со сверстниками и взрослыми[26].
Все виды универсальных учебных действий в ходе активных методов обучения формируются, прежде всего, в ходе усвоения многообразных учебных дисциплин. Это помогает ребенку в процесс запоминания привлекать все виды памяти, материализовать орфографические понятия, развивать наблюдательность, формирует умение анализировать, сравнивать, делать выводы.
Роль главных, приоритетных умений, необходимых и достаточных для успешного осуществления младшими школьниками определенной совокупности действий, обеспечивающих их «умение учиться», приобретают четыре блока умений:
1) личностный;
2) регулятивный;
3) познавательный;
4) коммуникативный[27].
Развитие личности в системе образования обеспечивается благодаря формированию универсальных учебных действий, которые выступают инвариантной основой образовательного и воспитательного процесса и от качества овладения которыми во многом зависят учебные успехи в последующих классах[28]. Однако без целенаправленной подготовки и специально организованной деятельности формирование универсальных учебных действий обучающихся не происходит. При этом важно учесть характеристику общеучебных универсальных действий, специфику их формирования и сущность учебной деятельности[29].
Итак, развитие системы универсальных учебных действий в составе личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных действий осуществляется в рамках нормативно-возрастного развития личностной и познавательной сфер ребенка[30]. Процесс обучения задает содержание и характеристики учебной деятельности ребенка и тем самым определяет зону ближайшего развития универсальных учебных действий. Интегративный характер способности к саморазвитию позволяет нам определить систему универсальных учебных действий как ключевую компетенцию, обеспечивающую у учащихся «умение учиться».
2.2. Учет педагогом возрастных особенностей младших школьников при использовании активных форм обучения
Реформирование школьного образования, требования современности диктуют определенные требования к младшему школьнику, который должен быть творцом, созидателем нового продукта, интеллектуально развитым человеком. Чтобы адекватно реагировать на современные требования и изменения, человек должен активизировать свои творческие способности. Важнейшее место в системе школьного образования отводится начальной ступени образования как базовому звену в развитии интеллектуально-творческой личности[31].
Стремление к активным формам образовательного процесса оптимально характерно для начальной школы, для младшего школьника, поскольку начальная школа представляет собой разнообразный, деятельный мир детства, где закладывается возможность самостоятельного усвоения материала. Использование активных форм обучения помогают развивать художественный вкус и логику, способствуют формированию пространственного воображения и фантазии. Наряду с этим, у младшего школьника совершенствуется не только моторика рук, но и, что очень важно, для младших школьников - множество практических навыков[32].
Примеры активных форм обучения как средство формирования познавательной активности учащихся приведены в Приложении 2[33].
Известно, что созревание личности младшего школьника, как творческой индивидуальности, формирование у него способности к интеллектуальному творчеству возможно лишь при наличии определенных условий: внешних и внутренних. Обратимся к самому младшему школьнику и к тому, что сам педагог должен учитывать, организуя процесс обучения[34].
В понимание инициативности, активности личности входит целый комплекс человеческих качеств, которые определяют внутреннюю инициацию, активность и потребность в качественном преобразовании окружающего внешнего мира.
Воображение и фантазия помогают младшему школьнику и в отношениях, в учебе, помогают выражать свою индивидуальность, что помогает достичь успеха в дальнейшем становлении. Так что, даже если ребенок и не страдает отсутствием воображения, родители должны уделить должное внимание развитию его творческих способностей.
Можно выделить большой спектр качеств, определяющих содержание готовности специалиста к творческому труду, условия ее развития[35]. Полемизируя на тему готовности педагога к профессиональному творчеству, авторы приходят к мнению, что именно творческий труд педагога актуализирует интеллектуальное творчество ученика, а сформированная способность к интеллектуальному творчеству у учителя есть высшая мера его профессионализма.
Освещенные в научной литературе многочисленные технологии подготовки учителя к профессиональному творчеству стал причиной определения ее структуры. М.Н. Перова выделяет четыре уровня готовности к педагогическому творчеству - начальный, профессиональный, оптимальный и исследовательский, которые описаны на основе соответствующих критериев, содержания педагогической деятельности, особенностей и признаков педагога-творца[36].
Специфика педагогической деятельности заключается также в том, что реализация неординарной деятельности зависит от потребности личности учителя к преобразованиям, и может проявляться у педагогов, обладающих далеко не всеми существующими творческими качествами, а лишь небольшой их частью, но с высокой степенью интенсивности. Кроме того, педагог может вносить изменения в различные сферы своей деятельности, которые могут проявляться в творческом самовоспитании, методической работе, построении коммуникативных отношений.
Педагогическая деятельность относится к разряду глубоко личностных видов человеческого труда. Творческая педагогическая деятельность есть высшее проявление индивидуальности, поскольку всякое творчество является воплощением в деятельности своеобразия индивида, его жизненных сил, дарований и способностей[37]. Теория творческой деятельности учитывает, как интуитивную, так и логическую компоненту процесса творчества, поскольку ассоциации могут возникать как на интуитивном уровне, так и путем логических размышлений[38].
Новые концептуальные подходы к творчеству, выделение различных его видов, факторов и критериев готовности к нему позволяют говорить о том, что данная категория приобрела многомерный характер, а само творчество стало рассматриваться как суть жизнедеятельности современного учителя. Общество за всю историю своего развития накопило огромный потенциал для полного раскрытия и реализации человеческой сущности. Но традиционная система образования содействовала скорее развитию прагматизма, рационализма, научного прогресса[39]. Анализ кризисов образования диктует необходимость разработки новой образовательной парадигмы, направленной на развитие духовности, интеллектуальных способностей, творческой сущности личности ребенка.
Реализация на практике данной задачи обусловлена повышением эффективности образовательной практики, где осуществляется не только обучение законам природы и общества, но и помощь детям в овладении деятельностью творческого преобразования мира и гармонизации отношений в системе «человек-природа - общество». Данную задачу может осилить набирающее сегодня обороты инновационное образование, инновационная деятельность в образовании, внедрение инновационных технологий и др., главной целью которого является сохранение и актуализация творческого потенциала личности[40].
На сегодняшний день современное образование именуют образованием XXI века, так как главными принципами его функционирования считаются : подготовка к творчеству; трансформация от проектирования элементов техносферы к проектированию деятельности в самом широком значении данного слова; развитие мировоззрения, основанного на многокритериальности решений, терпимости к инакомыслию и высоконравственной ответственности за собственные поступки; осуществление междисциплинарных связей с целью развития концепции общих знаний; развитие полихроматичности мышления и «бинокулярности» интеллектуальной работы. Современное образование не может являться только определенной добавкой к существующей системе. Оно обязано пронизывать как её внутренний организм, так и социальную надсистему .
В рамках инновационного образования другой подход приобретают условия к личности современного преподавателя. Представляется, что это должен являться преподаватель развивающей школы, то есть особенный вид специалиста. В нашем представлении новейший тип преподавателя - преподаватель-исследователь, преподаватель -творец, который готов в ходе преподавательской деятельности к развитию и формированию созидательной индивидуальности обучающихся .
К качествам творческого педагога, относятся нацеленность на формирование творческой личности школьника, педагогический такт, способность эмпатии, артистизм, развитое чувство юмора. Иногда в этот перечень вводятся компетентность и общая культура. Если исходить из сущности педагогической эвристики, в дополнение к названным, признаками творческой личности можно считать сообразительность, работоспособность, эмоциональную восприимчивость и психологическую зоркость, сосредоточенность, критичность ума, стойкость в преодолении консерватизма, отстаивание своих позиций[41].