Файл: Правовая культура (Понятие, структура и роль в правовой системе общества).pdf
Добавлен: 23.04.2023
Просмотров: 565
Скачиваний: 9
2.2. фетишизм
Правовой является полной правового нигилизма.
(от лат. fetiche - идол, ) означает наделение -нибудь сверхъестественными безусловное его и «слепое поклонение». фетишизм заключается в роли права в общества и в преувеличении реальных регулятивных [24]
Правовой фетишизм такие же древние что и правовой однако отличается от Если правовой означает недооценку то правовой фетишизм - переоценку. В основе фетишизма так же, и правового нигилизма, дефицит правовой юридическое невежество и правосознание. Поэтому являются как бы сторонами одной [25]
Необходимо отметить, в отличие от правового фетишизму в научных уделяется меньше Связано это с тем, он менее распространен, заметен и не так в глаза. Среди ученых, в последние изучавших сущность социального явления, отметить Н.И. Матузова, В.И. В.М.
Баранова и некоторых Анализ их научных и работ показывает, они не придерживаются трактовки понятия явления и обозначают различными терминами.
И.М. полагает, что правовым фетишизмом понимать переоценку в разнообразных сферах преувеличение его возможностей в регулировании отношений.
В.М. Баранов, В.И. В.Р. Петров считают, речь в данном должна идти о роли не только но и иных юридических и институтов в решении задач. По мнению В.И. правовой фетишизм собой «гипертрофированное (в абсолют) понимание юридических средств в социально-экономических, и иных задач учета их реальных [26]
Недостаток указанного заключается в том, что он в некоторой степени характер. Так, не совсем что имеют в авторы под «институтами» и «юридическими ».
Весьма оригинальную и позицию по поводу правового фетишизма В.В. Никитяева, ученый правовой фетишизм не а дефектом правосознания.[27]
В указанные трактовки фетишизма, несмотря на их отличия, правильно его природу, как выделяют его признак - роли права и институтов, деформированное о его значимости в общества. Недостатком определений, является то, в них не выделяются признаки этого
Наиболее существенными правового фетишизма
1. Представляет собой юридической антикультуры.
2. не только в правосознании (о пишут многие ), но и правомерном и противоправном субъектов.
3. В качестве могут выступать юридические ценности и (например, идеи, принципы, нормы, и противоправные акты).
4. сущность заключается в и абсолютизации разнообразных явлений в решении политических, социальных, экологических, демографических, организационных, юридических и задач.
5. Негативно на разнообразные сферы и общественной жизни.[28]
признаки правового дают возможность раскрыть его а также отграничить от таких смежных какими выступают нигилизм, правовая и правовые иллюзии.
между правовым и правовым нигилизмом в том, что если представляет собой и недооценку правовых идей, ценностей и то первый выражается в их в возведении в абсолют.
фетишизм следует и от правовой демагогии. правовой фетишизм собой возведение в роли права и институтов в регулировании отношений, то правовая - это обманное отдельного лица различных объединений на чувства, знания и доверяющих им людей ложного или извращенного представления действительности. Правовой выступает формой правосознания, которая распространяться в самых слоях общества и как на индивидуальном, и на групповом и общесоциальном В отличие от него, демагогия - это вид социальной сфера распространения значительно уже. Ей подвержен меньший круг Субъект правовой - это манипулятор чувств, для в определенный период «культ закона» быть методом, достижения поставленной То есть правовой в определенных случаях выступать средством демагогии.
Правовой следует также от правовых иллюзий. выражается в абсолютизации права и правовых в регулировании общественных что предполагает правильных понятий в Правовые же иллюзии - изначально ошибочные и представления о роли в жизни общества.[29]
На этапе проявляются свойства правового в частности, в гипертрофировании, идей демократии, концепции прав под эгидой которых грубо государственный суверенитет, насильственные, боевые в отношении целых разрушаются государства, культурно-нравственные общества, уничтожаются мирового культурного Таким образом, гуманизма и прав убивают человека.
образом, можно вывод о том, что фетишизм, как идолопоклонство, ведет к системы ценностей Антиценности не просто борьбу с ценностями, занимают место присваивают себе их качества, наделяют их негативными признаками и, следствие, стремятся их либо заключить () в некое «гетто», резервацию.
Эти и формы проявления фетишизма, в том обожествление права и ему сверхъестественных играют такую же роль, как и роли права в общественных отношений. борьба с различными проявления правового должна осуществляться вместе с преодолением форм проявления нигилизма. Обществу преодолеть как нигилизм, так и фетишизм, которые друг друга.
преодоления правового и юридического фетишизма
В связи с политическими, социальными, культурными и изменениями, которые сегодня во всем возникает угроза правосознания, различного деформаций: правового правового фетишизма. аспекты девальвации на сегодняшний день самыми распространенными.
преодоления данных явлений следует следующие меры:
- меры;
- социально-меры;
- духовно-меры.[30]
Правовой и правовой фетишизм преодолеть только в одними и теми же которые являются по своей природе и воздействовать на решение двух проблем. ученые формулируют по-разному, но суть у одна и та же: устранение условий этих предотвращение роста структур и преступности в правовое воспитание и повышение уровня и правовой культуры.
преодоления правового и правового фетишизма быть различные, решать эти следует комплексно, их взаимосвязь.[31]
Таким основными мерами с указанными явлениями
- Ужесточение контроля за различных подзаконных законам и Конституции;
- торжества законности и на всех уровнях и общественной жизни;
- механизма реализации норм с помощью
- Преодоление самоустранения от процессов самоорганизации формирования новых коллективного решения
- Обеспечение повсеместного юридического образования;
- авторитета и культуры
- Создание комплексной базы по преодолению нигилизма в обществе.
меры призваны качественно обновленную -правовую среду, и утвердить веру в право. Однако подчеркнуть, что нигилизм и правовой настолько глубоко в современной жизни, прочно завладели людей, что его оттуда в время не представляется Можно, лишь ослабить его решительно действуя по направлениям.
1. Необходимо прекратить «войну » на федеральном и региональном В масштабе всей законы и иные акты должны приведены в соответствие и друг другу. На же регионов все нормативно-правовые должны строго федеральным.
2. Необходимо обеспечить качество законов.
3. Укрепить во всех сферах.
4. В правоохранительных органов необходимо обеспечить законности - без ни в одну, ни в другую
5. Повысить роль
6. Нужно немедленно волюнтаристкий стиль и властвования - никаких «» методов, никаких «» через право - закон и все только на его
7. Надо все усовершенствовать механизмы правовых норм, прежде всего на процедуры.
8. Обеспечить с коррупцией
9. Повышения правовой культуры общества
10. И, наконец, СМИ и прессу повести активное на противоправные поведенческие проповедуя всеобщую (начиная с верхних власти).
При этих действий в возможно, не только наше общество от негативных явлений, но и от губительных последствий и стабильность в стране.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Правовая культура - явление сложное и многогранное. Даже в определении его понятия и системы нет единства. Оно характеризуется наличием различных видов, функций, проявляется на различных уровнях.
Правовая культура представляет собой часть культуры общества, создаваемой на всем протяжении его развития, она включает в себя опыт предшествующих поколений нации, а также других культур мира.
Понятие «правовой культуры» используется для характеристики всей правовой надстройки общества. Она пронизывает само право, правосознание, законность, правопорядок, законотворческую, правоприменительную, всю юридическую деятельность.
Основная цель правовой культуры заключается в формировании, как отдельной личности, так и общества в целом. Являясь элементом правосознания, правовая культура активно воздействует на общественное бытие, присущие ей идеалы, нормы, принципы, традиции могут способствовать консолидации людей, концентрации их усилий на формирование правового государства.
В настоящее время в связи с политическими, экономическими, социальными, культурными и иными изменениями, которые происходят сегодня во всем мире, возникает угроза нестабильности правосознания, различного рода деформаций правовой культуры: правового нигилизма, правового фетишизма. Эти аспекты девальвации права на сегодняшний день являются самыми распространенными.
Правовой нигилизм - это порождённое социальной средой активное или пассивное отрицание установленных государством правовых норм, препятствующее прогрессивному развитию общества и способное стать питательной средой для совершения противозаконных деяний.
Правовой фетишизм, как любое идолопоклонство, ведет к перерождению системы ценностей человечества. Антиценности не просто ведут борьбу с ценностями, они занимают место последних, присваивают себе их положительные качества, наделяют их своими негативными признаками и, как следствие, стремятся их уничтожить либо заключить (локализовать) в некое «гетто», духовную резервацию.
Пути преодоления правового нигилизма и правового фетишизма могут быть различные, однако, решать эти явления следует комплексно, учитывая их взаимосвязь. Прежде всего необходимо пересмотреть всю систему государственных отношений с обществом, пытаться изменить правосознание граждан, целиком и полностью это невозможно, но к этому необходимо стремиться и принимать необходимые меры в этом направлении.
Таким образом, цель курсовой работы, которая была поставлена мною ранее, я считаю рассмотренной и достигнутой.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Научная и учебная литература
- Абдулаев М.И. Теория государства и права: учебник для высших учебных заведений / М. И. Абдулаев. - М.: Финансовый контроль, 2014. - 163 c.
- Бабаева В. К. Теория государства и права: учебник / В. К. Бабаева. - 3 изд. - М.: Юрайт, 2014. - 376 с.
- Карташов В.Н. Теория правовой системы общества: учебное пособие / В. Н. Караташов. - Т. II. – Ярославль: ЯрГУ, 2016. - 324-326 c.
- Комаров С. А. Теория государства и права / С. А. Комаров, А. В. Мальков. - СПб.: Издательство Юридического института, 2013. - 384-389 с.
- Лазарев В.В. Теория государства и права. М.: Юристъ, 2013. – С. 137-139.
- Лопухов А.М. Словарь терминов и понятий по обществознанию / А. М. Лопухов. - 7-е изд. - М.: Айрис-Пресс, 2016. - 437- 438 с.
- Матузов Н. И. Теория государства и права: учебник / Н. И. Матузов, А. В. Малько. . - М.: РАНХиГС, 2016. - 345-348 с.
- Митина С.И. Теория государства и права / С. И. Митина. - НовГУ им. Ярослава Мудрого. - Великий Новгород, 2013 - 93 с.
- Перевалов В. Д. Теория государства и права / В. Д. Перевалов. - М.: Юрайт, 2013. - 247 с.
- Рассолов М.М. Теория государства и права / М. М. Рассолов. - М.: Юрайт, 2014. - 624-628 с.
- Скакун О.Ф. Теория государства и права: учебник / О. Ф. Скакун. - Харьков: Консум; Ун-т внутр. дел, 2013. - С. 74; 77-78.
Диссертации
- Зрячкин А. Н. Правовой нигилизм: причины и пути их преодоления: Дис. канд. юр. наук: 12.00.01- Защищена: 267402, Саратов, 2013. - 26 с.
Периодические издания
- Берзегова С.А. Пути преодоления правового нигилизма // Вестник Адыгейского государственного университета. 2013. № 1. - С. 121-123.
- Дуглас Н. О. Профессиональная правовая культура - состояние правовой жизни общества // Молодой ученый, 2013. №7. С. 193-196.
- Карташов В. Н. Актуальные проблемы теории и истории правовой системы общества: сб. науч. тр. - Ярославль : ЯрГУ,2013. № 12. - С. 10-15.
- Феткулов А. Х., Момышева А. С. Правовой нигилизм, способы его преодоления в современных условия // Вестник КРСУ, 2015. - № 10. - С. 191-194.
Историческая литература
- Петров В. Р. Деформация правосознания граждан России (Проблемы теории и практики): Дис. канд. юрид. наук: 12.00.01 - М.: РГБ, 2002 (Из фондов Российской Государственной Библиотеки)
- Социальная природа правового нигилизма: [Монография] / П. А. Горохов; М-во общ. и проф. образования РФ. Оренбург. гос. ун-т. - Оренбург, 1998. - 150, [1] с.; ISBN 5-7410-0379-6