Файл: Правовая культура (Понятие, структура и роль в правовой системе общества).pdf
Добавлен: 23.04.2023
Просмотров: 563
Скачиваний: 9
Правовая культура личности характеризует уровень правовой социализации члена общества, степень усвоения и использования им правовых начал государственной и социальном жизни, Конституции и иных законов. Правовая культура личности означает не только знание и понимание права, но и правовые суждения и нем как о социальной ценности, а главное - активную работу по его осуществлению, по укреплению законности и правопорядка.
Другими словами, правовая культура личности - это позитивное правовое сознание в действии. Преобразование личностью своих способностей и социальных качеств на основе правового опыта - ее важная составная часть.
Культурный стиль правомерного поведения характеризуется постоянством соблюдения принципов в правомерном поведении, спецификой решения жизненных проблем, выражающейся в особенностях выбора варианта правомерного поведения в границах, которые определены нормами права.
Таким образом, можно выделить наиболее характерные черты (слагаемые) правовой культуры личности являются:
1. Достаточно высокий (приемлемый) уровень правосознания.
2. Знание действующих законов страны (незнание законов не освобождает человека от ответственности за их нарушение).
3. Соблюдение, исполнение или использование этих законов, ибо одно только знание юридических предписаний не может дать желаемого эффекта.
4. Убеждение в необходимости, полезности, целесообразности законов и иных правовых актов, внутреннее согласие с ними.
5. Правильное понимание (осознание) своих прав и обязанностей, свободы и ответственности, своего положения (статуса) в обществе, норм взаимоотношений с другими людьми, согражданами.
6. Правовая активность, то есть целенаправленная инициативная деятельность субъекта по пресечению правонарушений, противодействие беззаконию, поддержание правопорядка и законопослушания в обществе, преодоление правового нигилизма.
Профессиональная правовая культура или правовая культура профессиональной группы - одна из форм правовой культуры общества, свойственная той общности людей, которая профессионально занимается юридической деятельностью, требующей специального образования и практической подготовки.
Профессиональной правовой культуре присуща более высокая степень знания и понимания правовых явлений в соответствующих областях профессиональной деятельности.[13]
Уровни правовой культуры:
- Обыденная.
- Профессиональная.
- Доктринальная.
Обыденный уровень - характеризуется отсутствием системных правовых знаний и юридического опыта; ограничен повседневными рамками жизни людей при их соприкосновении с правовыми явлениями. Специфика обыденной правовой культуры в том, что она, не поднимаясь до уровня теоретических обобщений, проявляется на стадии здравого смысла, активно используется людьми в их повседневной жизни при соблюдении юридических обязанностей, использовании субъективных прав.
Профессиональный уровень - складывается у практикующих юристов: судей, адвокатов, сотрудников правоохранительных органов. Им свойственна более высокая степень знания и понимания правовых проблем, задач, целей, а также профессионального поведения.
Доктринальный уровень - опирается на знание всего механизма правового регулирования, а не отдельных его направлений. Правовая культура теоретического уровня вырабатывается коллективными усилиями ученых-философов, социологов, политологов, юристов и представляет собой идейно-теоретический источник права. Доктринальная правовая культура является необходимым условием (средством) совершенствования законодательства, развития науки и подготовки юридических кадров.[14]
Таким образом, можно сделать вывод, о том, что виды правовой культуры - обусловленные особенностями духовно-культурного, правового развития социальной общности, факторами социализации и другими причинами типологические проявления правовой культуры.
Функции правовой культуры
Под правовой культурой понимается обусловленное всем социальным, духовным, политическим и экономическим строем качественное состояние правовой жизни общества, выражающееся в достигнутом уровне развития правовой деятельности, юридических актов, правосознания и в целом в уровне правового развития субъекта (человека, различных групп, всего населения), а так же степени гарантированности государством и гражданским обществом свобод и прав человека.[15]
Из определения следует, что правовая культура - определённое «качество» правовой жизни общества, уровень его развития, складывающихся в том или ином состоянии пребывающих (с точки зрения уровня развития) подсистем, частей или элементов.[16]
Правовой культуре присущи свои функции. Эти функции представляют собой основные направления ее воздействия на общественные отношения и их участников. Среди них:
- Познавательная функция правовой культуры заключается в освоении правового наследия прошлых эпох и достижений отечественного и зарубежного права. Такие знания необходимы для того, чтобы внести свой посильный вклад в улучшение жизни нашего общества.
- Регулятивная функция правовой культуры направлена на обеспечение нормального существования общества и создание устойчивого правопорядка: следуя правовым и другим социальным нормам, мы обеспечиваем соблюдение предписаний, делающих нашу жизнь более стабильной.
- Нормативно-ценностная функция правовой культуры состоит в том, что, совершая определенные поступки, человек сопоставляет их с образцами поведения. В результате одни наши поступки получают одобрение, другие - подвергаются критическому анализу.
- Коммуникативная функция правовой культуры способствует согласованию общественных, групповых и личных интересов, обеспечивает взаимодействие людей. Эта функция реализуется в правовом общении, в процессе получения образования, опосредуется средствами массовой информации, литературы и других видов искусства.
- Прогностическая функция правовой культуры охватывает основные направления правотворчества и реализации права, проблемы укрепления законности, правопорядка, правовой активности населения и другие изменения правовой системы.[17]
Итак, главные задачи функций правовой культуры состоят в том, чтобы привнести правовые знания и убеждения в сознание сотрудников органов внутренних дел, обеспечить их достоверной и оперативной информацией, практически вовлечь их в правовые процессы и дать необходимый нормативный и ценностный инструментарий для квалифицированного решения правовых вопросов на уровне своей деятельности.
Исходя из выше изложенного, мы можем сделать вывод, о том, что правовая культура - своеобразная форма гармоничного развития человека, через которую достигается общесоциальный прогресс. Данный прогресс подразумевает создание собственно правовых ценностей (способы и средства разрешения социальных конфликтов, институты обеспечения прав человека), обогащающих личность, и представление обществу необходимых юридических условий для спокойного и упорядоченного развития.
Правовая культура является средоточием накопленных человечеством юридических ценностей, организмом, все элементы которого (нормы, юридические акты, институты, процессы, режимы, статусы) обладают качествами продуктов человеческого духа, исторического отбора, труда, жизненной апробации. Данный вид культуры - практически единственная глобальная форма, через которую воспроизводится ценность и своеобразие национальных правовых феноменов - государственности, правопорядка, правовой системы.
Глава 2. Понятие, источники и формы выражения правового нигилизма и правового фетишизма
2.1. Правовой нигилизм
правовой культуры правовой нигилизм, то отрицательное отношение к закону и правовым организации общественных
Профессор С. С. Алексеев что рассматриваемый феномен, представляет отрицательное отношение к закону и правовым организации общественных [18]
Профессор Венгеров две точки относительно правового «правовой нигилизм - это, во- характеристика определенных деформированных сторон это та идеологическая и часть правосознания, резко критически, относится к требованиям и соблюдения права. Во- правовой нигилизм и антипод - законность - не только сфера жизни общества, правового сознания. еще и характеристика реального состояния ».
В первом случае противопоставляет в правосознании нигилизму законность, реализуется в соблюдении и права, в укреплении в понимании культурной и ценности права. Во случае профессор что нигилизм - состояние общества, не только психологическую, но и характеристику. При правовой нигилизм достичь таких которые повлекут за разрушение правовой - и правотворческих, и правоприменительных ее [19]
Профессор В. Н. Пристенский данную проблему в философском, а не в юридическом «Философский подход к не подменяет юридического, выражает и реализует философии, ее угол и тем самым последними. Что и что должна философия в праве? По видимости, то, что открывает в мире целом (а право - фрагмент его, оно не собственной логики, от логики мира), - самого глубокого субстанцию. Этим и подход. Он состоит в определения субстанции его самых детерминант, коррелятов (и самым критерия), лежащих за его Результатом данного является то или понимание права. проблема определения прав, его может быть как проблема понимания».[20]
образом, правовой может быть как состояние сознания, для характерны: юридическая то есть отсутствие знаний; негативная права (отрицание социальной ценности) и навыков и стереотипов и противоправного поведения.
признаками нигилизма интенсивность, категоричность и отрицания с преобладанием чаще всего начала. Здесь гипертрофированное, явно сомнение в известных и принципах. При как правило, наихудшие способы граничащие с антиобщественным нарушением моральных и норм.
М.Б. Смоленский некоторые общие, характерные черты правового нигилизма, которых:
1. Правовой характеризуется массовостью. Так, нигилизм в России не только среди но и в официальных кругах: в структурах, в исполнительной и ветвях власти, в органах;
2. Явно демонстративный и неконтролируемый Также правовой характеризуется оппозиционной
3. Проявляется в самых формах. Он может как легитимным, и криминальным, проявляться «внизу», так и «» общества, как на уровне, так и в слоях (см. Приложение 2
Исследователи данного выделяют ряд возникновения правового среди которых:
1. характер государственной
2. Особенность исторического государства.
3. Использование законодательства.
4. Пробелы в в правовой системе.
5. административно-командных в политической и экономической общества.
6. Отсутствие в демократических и правовых
7. Переходный период, вызвал трудности в системе.
8. Несовершенное судебной и правоохранительной [21]
Правовой нигилизм в следующих формах:
1. и прямое нарушение а также подзаконных (преступление).
2. Массовое и нарушение правовых
3. Распространение в обществе психологии, настроений, а появление норм, оправдывают антиправовое человека; прямая жестокости и насилия.
4. «законов»: создание правовых актов, является параллельной по к системе законодательства; между законодательством центра и законодательством разработка и издание государственного управления ветвей власти актов, которые по содержанию взаимоисключающими.
5. нарушения прав и человека и гражданина.
6. авторитета судебных и органов.[22]
Исходя из понятия «правового » и представленных форм выражения, можно признаки, такие как:
1. распространение и повсеместность.
2.
3. Наличие в государстве форм его
4. Дополнение другими нигилизма (в частности, нравственным).
5. Соединение с разными формами
6. Распространение нигилизма в массовой информации, кинофильмах.[23]
Таким исходя из вышеизложенного, сделать вывод, о том, правовой нигилизм - порождённое социальной активное или отрицание установленных правовых норм, прогрессивному развитию и способное стать средой для противозаконных деяний.