Файл: Фонд социального страхования (Назначение и механизм функционирования Фонда Социального Страхования Российской Федерации).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.04.2023

Просмотров: 125

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Актуальность темы. Социальное страхование является одним из видов материального государственного обеспечения граждан в случае наступления нетрудоспособности по болезни и в других случаях, которые предусмотрены законом (например, организация лечения, санаторно-курортное лечение, пособие и пр.).

Во всех странах мира социальное обеспечение народа – это одна из важнейших задач правительств и парламентов. В бывшем СССР социальное обеспечение граждан признавалось одним из основных завоеваний социализма.

В современной России экономические реформы сопровождаются возрастанием проблем в социальной сфере, понижением материального благосостояния народа, ростом его бедности.

В п. 3 ст. 39 Конституции РФ указано, что поощряются добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность.

Способствовать материальному обеспечению лиц, которые по определенным причинам не могут принимать участие в трудовом процессе, призван государственный Фонд социального страхования (далее ФСС РФ).

Цель данной работы – изучить особенности деятельности и статуса Фонда социального страхования РФ.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  • изучить историю ФСС России;
  • изучить правовое положение Фонда Социального Страхования Российской Федерации;
  • ознакомиться с управлением и структурой ФСС РФ;
  • изучить обязанности и задачи Фонда Социального Страхования Российской Федерации;
  • рассмотреть, как происходит формирование доходов бюджета ФСС РФ;
  • рассмотреть, как происходит формирование расходов бюджета ФСС РФ.
  • дать анализ доходов и расходов бюджета ФСС РФ в 2017 году.

Для решения поставленных целей и задач, использовались общие и специальные методы. Общие методы: метод анализа и синтеза, методы обобщения и аналогии документов, классификация, систематизация, типизация теоретического и эмпирического материала, анализ результатов деятельности, изучение опыта. Специальные методы: формально-юридический, сравнительно-правовой, метод правового моделирования, метод толкования правовых норм.

Объект исследования – это ФСС, который является специализированным финансово-кредитным учреждением при Правительстве РФ.

Предмет исследования – законодательная основа деятельности Фонда социального страхования РФ.


В ходе выполнения работы использовались такие нормативно-правовые акты как: Конституция РФ, Налоговый кодекс РФ, Федеральный закон от 28.11.2018 № 431-ФЗ «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов», Федеральный закон от 16.07.1999 № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» и др.

Кроме этого, при выполнении работы применялись труды таких авторов как: Архипов А. П., Батяева А. В., Бельский К. А., Запольский С. В., Роик В. Д., Шувалова Е.Б. и др. При написании данной работы использованы публикации из специальных источников по данной проблеме, а также информация, взятая с сайтов Интернета.

Работа состоит из введения, двух глав и заключения.

Глава 1. Назначение и механизм функционирования Фонда Социального Страхования Российской Федерации

1.1 Правовое положение Фонда Социального Страхования Российской Федерации

Сегодня Обязательное социальное страхование является частью государственной системы социальной защиты населения, специфика которой состоит в осуществлении страхования граждан, которые работают, от возможного изменения социального и (или) материального положения. В том числе это касается наступления и тех обстоятельств, которые от работающих граждан не зависят. Обязательное социальное страхование – это система создаваемых государством экономических, правовых и организационных мер, которые направлены на минимизацию или компенсацию последствий изменения социального и (или) материального положения трудящихся граждан. А в случаях, которые предусмотрены российским законодательством, это также поддержка других категорий граждан в результате признания их безработными, профессионального заболевания или трудового увечья, болезни, инвалидности, травмы, потери кормильца, беременности и родов, а также наступления старости. То есть оказание помощи в случае необходимости получения санаторно-курортного лечения, медицинской помощи и наступления других страховых социальных рисков, подллежащие обязательному социальному страхованию[1].


ФСС – это учреждение, которое специально образовано с целью, чтобы следить за круговоротом финансов по социальной страхованию. Эта организация была создана еще в 1991 году, в настоящее время она регулируется законодательством государства, имеет свои функции, обязанности и задачи. В РФ данное учреждение по важности стоит на втором месте после Государственного пенсионного фонда[2].

Фонд социального страхования является одним из государственных фондов (внебюджетной направления), которые созданы с целью осуществления мер по обязательному социальному страхованию населения страны. Фонд является гарантом реализации прав населения на получение социальных выплат при утрате нетрудоспособности. А также выплат, которые связаны с материнством и несчастными случаями на работе, в том числе профессиональными заболеваниями[3].

ФСС РФ относится к единой бюджетной системе Российской Федерации. Бюджет ФСС РФ, также как и иных государственных внебюджетных фондов в состав консолидированного бюджета России, не входит, и его утверждение происходит в виде самостоятельного федерального закона.

Фонд, в рамках своего функционирования, проводит финансовое обеспечение расходов по обязательному социальному страхованию при временной нетрудоспособности и в связи с материнством, по обязательному социальному страхованию от профессиональных заболеваний и несчастных случаев на производстве, а также выполнению государственных функций, которые возложены на Фонд[4].

Деятельность Фонда осуществляется на основании:

  • Конституции РФ;
  • Бюджетного кодекса РФ;
  • Постановления Правительства РФ от 12.02.1994 № 101 «О Фонде социального страхования Российской Федерации»;
  • Федерального закона от 16.07.1999 № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования»;
  • и других нормативных актов.

ФСС РФ – это специализированное финансово-кредитное учреждение при Правительстве РФ.

В силу того, что ФСС РФ относится к типу внебюджетных, то поэтому, когда наступает страховой случай, Фонд вправе назначить и провести соответствующие проверки для установления возможных нарушений.

Правовой статус Фонда дает возможность организации проводить страхование лиц, самостоятельно обеспечивающих себя работой. При этом условия страхования устанавливаются некоторыми законами федерального значения в отдельно взятом регионе. Помимо этого, ФСС вправе:


  • предоставлять плательщику отсрочку уплаты страховых взносов;
  • инициировать обращение в арбитражный суд;
  • проводить со страхователей взыскание по причине недоимки страховых взносов;
  • самостоятельно проводить и назначать экспертизу (в случае необходимости);
  • осуществлять проверку документов по учету страховых взносов.

В том случае, если плательщик не выполняет свои непосредственные обязанности по внесению страховых платежей, то со стороны ФСС может проводиться начисление пени. Отсрочка плательщику предоставляется в соответствии с установленными федеральными законами случаями.

Являясь внебюджетной организацией, ФСС РФ обязан своевременно информировать страхователей и при необходимости принимать меры по сохранению финансовой устойчивости. При разработке тарифов регулярных страховых взносов представители ФСС непременно должны принимать во внимание мнения компаний, которые выступают в качестве работодателей.

Когда происходит перечисление страховых взносов, сотрудники Фонда вправе проверить пакет документов, которые непосредственно относятся к выплатам страхового обеспечения. В силу того, что средства ФСС не являются частью региональной бюджетной системы, они не могут быть изъяты с банковского счета.

Отчетность ФСС РФ контролирует председатель управления организации. С определенной периодичностью председатель ФСС должен предоставлять отчет об исполнении бюджета[5].

Денежные средства и другое имущество, которое находится в оперативном управлении ФСС РФ, а также имущество, которое закреплено за подведомственными Фонду санаторно-курортными учреждениями - это федеральная собственность.

Бюджет ФСС и отчет о его реализации утверждает федеральный закон, а бюджеты центральных и региональных отраслевых отделений Фонда и отчеты об их реализации утверждаются председателем Фонда, после их рассмотрения правлением Фонда[6].

Таким образом, можно сказать, что сегодня ФСС РФ – это специализированная структура, обеспечивающая функционирование всей многоуровневой системы государственного социального страхования.

1.2 Управление и структура Фонда Социального Страхования Российской Федерации


Органы ФСС можно поделить на такие группы:

  • исполнительные;
  • руководящие;
  • контролирующие (см. Рис. 1.1).

Рисунок 1.1 Структура ФСС РФ

ФСС РФ управляет председатель и 5 его заместителей. Всех назначает Правительство РФ.

Структуру управления ФСС составляют совещательные и коллегиальные органы: для самого фонда ими является правление (ПФСС), а для его отраслевых подразделений – это координационные советы. При необходимости проводятся заседания правления ФСС.

В его состав входят 35 лиц, которых назначает Правительство РФ на основании представленного представительства председателя организации. Руководство правлением осуществляет председатель Фонда.

В обязанности Председателя Фонда входит:

  • руководство деятельностью учреждения, его средствами и имуществом;
  • делегирование полномочий между заместителями и руководителями подразделений, входящими в центральный аппарат Фонда;
  • подача бюджета Фонда на его рассмотрение Правительству РФ и его последующее утверждение;
  • утверждение отчетов по использованию средств и финансово-хозяйственной деятельности подведомственных Фонду учреждений санаторно-курортного типа;
  • разработка законодательных предложений, направленных на совершенствование системы страхования;
  • осуществление контроля за проведением экспертиз и соблюдением правил выдачи документов о временной нетрудоспособности граждан;
  • принятие решений, совместно с правлением Фонда, о целесообразности образования или ликвидации подразделений учреждения;
  • открытие (закрытие) счетов в банках;
  • принятие решений о списании средств и остатков со счетов в резерв платежей Фонда, которые подлежат отчислениям в обязательном порядке;
  • утверждение структуры и штатного расписания центрального аппарата Фонда, его региональных отделений, сметы расходов и отчетов об исполнении работы;
  • руководство деятельностью отделениями Фонда по исполнению бюджета (его доходами и расходами);
  • утверждение отчетов о деятельности Фонда и его подразделений, в т. ч. и исполнении бюджета;
  • контроль за исполнением предписаний, полученных в результате ревизий и проверок по вопросам расходования средств Фондом, его органами и подведомственными учреждениями;
  • формирование нормативной базы (приказов, положений, инструкций), согласно которой осуществляется деятельность Фонда;
  • рассмотрение спорных моментов между органами Фонда (по вопросам формирования бюджета, комплектации штата и сметной документации);
  • представление интересов Фонда на всех уровнях управления; исполнение иных действий.