Файл: Фонд социального страхования (Назначение и механизм функционирования Фонда Социального Страхования Российской Федерации).pdf
Добавлен: 23.04.2023
Просмотров: 125
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Назначение и механизм функционирования Фонда Социального Страхования Российской Федерации
1.1 Правовое положение Фонда Социального Страхования Российской Федерации
1.2 Управление и структура Фонда Социального Страхования Российской Федерации
1.3 Обязанности и задачи Фонда Социального Страхования Российской Федерации
Глава 2. Состав бюджета Фонда Социального Страхования Российской Федерации
2.1 Формирование доходов бюджета Фонда Социального Страхования Российской Федерации
2.2 Формирование расходов бюджета Фонда Социального Страхования Российской Федерации
Введение
Актуальность темы. Социальное страхование является одним из видов материального государственного обеспечения граждан в случае наступления нетрудоспособности по болезни и в других случаях, которые предусмотрены законом (например, организация лечения, санаторно-курортное лечение, пособие и пр.).
Во всех странах мира социальное обеспечение народа – это одна из важнейших задач правительств и парламентов. В бывшем СССР социальное обеспечение граждан признавалось одним из основных завоеваний социализма.
В современной России экономические реформы сопровождаются возрастанием проблем в социальной сфере, понижением материального благосостояния народа, ростом его бедности.
В п. 3 ст. 39 Конституции РФ указано, что поощряются добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность.
Способствовать материальному обеспечению лиц, которые по определенным причинам не могут принимать участие в трудовом процессе, призван государственный Фонд социального страхования (далее ФСС РФ).
Цель данной работы – изучить особенности деятельности и статуса Фонда социального страхования РФ.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить историю ФСС России;
- изучить правовое положение Фонда Социального Страхования Российской Федерации;
- ознакомиться с управлением и структурой ФСС РФ;
- изучить обязанности и задачи Фонда Социального Страхования Российской Федерации;
- рассмотреть, как происходит формирование доходов бюджета ФСС РФ;
- рассмотреть, как происходит формирование расходов бюджета ФСС РФ.
- дать анализ доходов и расходов бюджета ФСС РФ в 2017 году.
Для решения поставленных целей и задач, использовались общие и специальные методы. Общие методы: метод анализа и синтеза, методы обобщения и аналогии документов, классификация, систематизация, типизация теоретического и эмпирического материала, анализ результатов деятельности, изучение опыта. Специальные методы: формально-юридический, сравнительно-правовой, метод правового моделирования, метод толкования правовых норм.
Объект исследования – это ФСС, который является специализированным финансово-кредитным учреждением при Правительстве РФ.
Предмет исследования – законодательная основа деятельности Фонда социального страхования РФ.
В ходе выполнения работы использовались такие нормативно-правовые акты как: Конституция РФ, Налоговый кодекс РФ, Федеральный закон от 28.11.2018 № 431-ФЗ «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов», Федеральный закон от 16.07.1999 № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» и др.
Кроме этого, при выполнении работы применялись труды таких авторов как: Архипов А. П., Батяева А. В., Бельский К. А., Запольский С. В., Роик В. Д., Шувалова Е.Б. и др. При написании данной работы использованы публикации из специальных источников по данной проблеме, а также информация, взятая с сайтов Интернета.
Работа состоит из введения, двух глав и заключения.
Глава 1. Назначение и механизм функционирования Фонда Социального Страхования Российской Федерации
1.1 Правовое положение Фонда Социального Страхования Российской Федерации
Сегодня Обязательное социальное страхование является частью государственной системы социальной защиты населения, специфика которой состоит в осуществлении страхования граждан, которые работают, от возможного изменения социального и (или) материального положения. В том числе это касается наступления и тех обстоятельств, которые от работающих граждан не зависят. Обязательное социальное страхование – это система создаваемых государством экономических, правовых и организационных мер, которые направлены на минимизацию или компенсацию последствий изменения социального и (или) материального положения трудящихся граждан. А в случаях, которые предусмотрены российским законодательством, это также поддержка других категорий граждан в результате признания их безработными, профессионального заболевания или трудового увечья, болезни, инвалидности, травмы, потери кормильца, беременности и родов, а также наступления старости. То есть оказание помощи в случае необходимости получения санаторно-курортного лечения, медицинской помощи и наступления других страховых социальных рисков, подллежащие обязательному социальному страхованию[1].
ФСС – это учреждение, которое специально образовано с целью, чтобы следить за круговоротом финансов по социальной страхованию. Эта организация была создана еще в 1991 году, в настоящее время она регулируется законодательством государства, имеет свои функции, обязанности и задачи. В РФ данное учреждение по важности стоит на втором месте после Государственного пенсионного фонда[2].
Фонд социального страхования является одним из государственных фондов (внебюджетной направления), которые созданы с целью осуществления мер по обязательному социальному страхованию населения страны. Фонд является гарантом реализации прав населения на получение социальных выплат при утрате нетрудоспособности. А также выплат, которые связаны с материнством и несчастными случаями на работе, в том числе профессиональными заболеваниями[3].
ФСС РФ относится к единой бюджетной системе Российской Федерации. Бюджет ФСС РФ, также как и иных государственных внебюджетных фондов в состав консолидированного бюджета России, не входит, и его утверждение происходит в виде самостоятельного федерального закона.
Фонд, в рамках своего функционирования, проводит финансовое обеспечение расходов по обязательному социальному страхованию при временной нетрудоспособности и в связи с материнством, по обязательному социальному страхованию от профессиональных заболеваний и несчастных случаев на производстве, а также выполнению государственных функций, которые возложены на Фонд[4].
Деятельность Фонда осуществляется на основании:
- Конституции РФ;
- Бюджетного кодекса РФ;
- Постановления Правительства РФ от 12.02.1994 № 101 «О Фонде социального страхования Российской Федерации»;
- Федерального закона от 16.07.1999 № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования»;
- и других нормативных актов.
ФСС РФ – это специализированное финансово-кредитное учреждение при Правительстве РФ.
В силу того, что ФСС РФ относится к типу внебюджетных, то поэтому, когда наступает страховой случай, Фонд вправе назначить и провести соответствующие проверки для установления возможных нарушений.
Правовой статус Фонда дает возможность организации проводить страхование лиц, самостоятельно обеспечивающих себя работой. При этом условия страхования устанавливаются некоторыми законами федерального значения в отдельно взятом регионе. Помимо этого, ФСС вправе:
- предоставлять плательщику отсрочку уплаты страховых взносов;
- инициировать обращение в арбитражный суд;
- проводить со страхователей взыскание по причине недоимки страховых взносов;
- самостоятельно проводить и назначать экспертизу (в случае необходимости);
- осуществлять проверку документов по учету страховых взносов.
В том случае, если плательщик не выполняет свои непосредственные обязанности по внесению страховых платежей, то со стороны ФСС может проводиться начисление пени. Отсрочка плательщику предоставляется в соответствии с установленными федеральными законами случаями.
Являясь внебюджетной организацией, ФСС РФ обязан своевременно информировать страхователей и при необходимости принимать меры по сохранению финансовой устойчивости. При разработке тарифов регулярных страховых взносов представители ФСС непременно должны принимать во внимание мнения компаний, которые выступают в качестве работодателей.
Когда происходит перечисление страховых взносов, сотрудники Фонда вправе проверить пакет документов, которые непосредственно относятся к выплатам страхового обеспечения. В силу того, что средства ФСС не являются частью региональной бюджетной системы, они не могут быть изъяты с банковского счета.
Отчетность ФСС РФ контролирует председатель управления организации. С определенной периодичностью председатель ФСС должен предоставлять отчет об исполнении бюджета[5].
Денежные средства и другое имущество, которое находится в оперативном управлении ФСС РФ, а также имущество, которое закреплено за подведомственными Фонду санаторно-курортными учреждениями - это федеральная собственность.
Бюджет ФСС и отчет о его реализации утверждает федеральный закон, а бюджеты центральных и региональных отраслевых отделений Фонда и отчеты об их реализации утверждаются председателем Фонда, после их рассмотрения правлением Фонда[6].
Таким образом, можно сказать, что сегодня ФСС РФ – это специализированная структура, обеспечивающая функционирование всей многоуровневой системы государственного социального страхования.
1.2 Управление и структура Фонда Социального Страхования Российской Федерации
Органы ФСС можно поделить на такие группы:
- исполнительные;
- руководящие;
- контролирующие (см. Рис. 1.1).
Рисунок 1.1 Структура ФСС РФ
ФСС РФ управляет председатель и 5 его заместителей. Всех назначает Правительство РФ.
Структуру управления ФСС составляют совещательные и коллегиальные органы: для самого фонда ими является правление (ПФСС), а для его отраслевых подразделений – это координационные советы. При необходимости проводятся заседания правления ФСС.
В его состав входят 35 лиц, которых назначает Правительство РФ на основании представленного представительства председателя организации. Руководство правлением осуществляет председатель Фонда.
В обязанности Председателя Фонда входит:
- руководство деятельностью учреждения, его средствами и имуществом;
- делегирование полномочий между заместителями и руководителями подразделений, входящими в центральный аппарат Фонда;
- подача бюджета Фонда на его рассмотрение Правительству РФ и его последующее утверждение;
- утверждение отчетов по использованию средств и финансово-хозяйственной деятельности подведомственных Фонду учреждений санаторно-курортного типа;
- разработка законодательных предложений, направленных на совершенствование системы страхования;
- осуществление контроля за проведением экспертиз и соблюдением правил выдачи документов о временной нетрудоспособности граждан;
- принятие решений, совместно с правлением Фонда, о целесообразности образования или ликвидации подразделений учреждения;
- открытие (закрытие) счетов в банках;
- принятие решений о списании средств и остатков со счетов в резерв платежей Фонда, которые подлежат отчислениям в обязательном порядке;
- утверждение структуры и штатного расписания центрального аппарата Фонда, его региональных отделений, сметы расходов и отчетов об исполнении работы;
- руководство деятельностью отделениями Фонда по исполнению бюджета (его доходами и расходами);
- утверждение отчетов о деятельности Фонда и его подразделений, в т. ч. и исполнении бюджета;
- контроль за исполнением предписаний, полученных в результате ревизий и проверок по вопросам расходования средств Фондом, его органами и подведомственными учреждениями;
- формирование нормативной базы (приказов, положений, инструкций), согласно которой осуществляется деятельность Фонда;
- рассмотрение спорных моментов между органами Фонда (по вопросам формирования бюджета, комплектации штата и сметной документации);
- представление интересов Фонда на всех уровнях управления; исполнение иных действий.