Файл: Задание проектный практикум.doc

Добавлен: 23.10.2018

Просмотров: 2220

Скачиваний: 126

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Проектный практикум

Задание 1

Описание компании разработчика

  1. Придумайте фирму, занимающуюся разработкой программного обеспечения. Определите:

    1. Название, количество персонала,

    2. Сферу деятельности, комплекс услуг,

    3. Миссию,

    4. Видение.

  2. Разработайте организационную структуру фирмы:

    1. Создайте схему организационной структуры фирмы,

    2. Опишите бизнес - цели и задачи всех подразделений фирмы,

    3. Опишите состав персонала каждого подразделения и их функциональные обязанности,

  3. Разработайте методологию создания программных продуктов в фирме:

    1. Выберите модель жизненного цикла и стандарт, в соответствие с которым будет проводиться разработка проекта по созданию ПО.

    2. Определите фазы жизненного цикла проекта.

  4. Опишите технологию создания команды проекта по разработке ПО для заказчика:

    1. организационную структуру проекта

    2. состав команды проекта,

    3. создайте матрицу ответственности по проекту.

Отчетный документ «Описание фирмы» оформить в Word, отчет должен быть понятным и наглядным.


Проектный практикум

Задание 2

Разработка концепции проекта

  1. Выберите компанию, работающую в определенной сфере бизнеса (кроме сферы IT).

  2. Опишите компанию (название, численность работников, сферу деятельности, цели, управляющий аппарат).

  3. Сформулируйте проблемы, стоящие перед компанией и обоснуйте необходимость реализации проекта по разработке и внедрению ИС.

  4. Разработайте концепцию проекта создания ИС. Для создания концепции используйте шаблон документа с пояснениями, а также материал лекций С.Архипенкова (Архипенков С. Лекции по управлению проектами// http://arkhipenkov.ru/index.files/publications.htm.- С.42-56)


Шаблон Концепции проекта

Итеративный подход к процессу разработки требует использования гибкого способа ведения документации. Живые документы должны изменяться по мере эволюции проекта.

На фазе выработки концепции планы имеют форму описания высокоуровневых подходов и по мере подготовки распространяются среди членов проектной группы и других заинтересованных лиц для получения отзывов.

После перехода к фазе планирования документы постепенно дорабатываются, возникающие детальные планы снова поступают на проверку всем заинтересованным сторонам, и описанный процесс повторяется итеративно.

Типы планов и общее количество описывающих их документов могут варьироваться от проекта к проекту.

  1. Необходимость проекта

1.Обоснование необходимости

Сформулируйте, на разрешение каких проблем и/или удовлетворение каких потребностей заинтересованных сторон направлен проект.

2.Видение проекта

Видение – это ничем не ограничиваемое представление о том, каким должно быть решение. Видение проекта направлено на формирование у всех вовлеченных в проект сторон единого понимания его концепции. Формулировка видения должна быть достаточно краткой для запоминания, достаточно ясной для понимания и достаточно сильной для мотивирования. Хорошая формулировка видения ориентируется на пять SMART характеристик:


  • Specific (определенность/конкретность) – видение четко указывает на то (идеальное) состояние, достижение которого является целью проекта.

  • Measurable (измеримость) – дает проектной группе четкий критерий успешности проекта и достижения поставленных целей.

  • Achievable (достижимость) – цели, сформулированные в видении, должны быть достижимы в рамках имеющихся ресурсов, времени и возможностей команды. Достижимость мотивирует команду на выполнение проекта.

  • Relevant (обоснованность) – цели, сформулированные в видении, должны иметь существенное значение для заинтересованных сторон и напрямую быть связанными с их проблемами и/или потребностями.

  • Time-based (ограниченность во времени) – видение должно четко указывать на ожидаемые временные рамки, в которые решение будет достигнуто.

Сформулируйте (максимально кратко, в одной двух фразах) видение проекта.

3.Анализ выгод

Основываясь на сформулированном выше видении проекта, перечислите, какие выгоды получат заинтересованные стороны по завершении проекта (в результате внедрения и использования решения).

  1. Концепция решения

Концепция решения предоставляет общее описание подходов, которые проектная группа предполагает использовать для разрешения проблем и/или удовлетворения потребностей заинтересованных сторон.

4.Цели и Задачи

Формирование концепции решения начинается с выяснения у заинтересованных сторон, описания и фиксации проектной группой целей проекта. Далее каждая цель разбивается на измеримые компоненты – задачи.

Во взаимодействии с заинтересованными сторонами проекта сформулируйте и утвердите цели решения, на достижение которых направлен проект. Определите задачи, из которых будет складываться достижение каждой цели.

5.Предположения и Ограничения

В процессе формирования концепции решения проектная группа постоянно взаимодействует с заинтересованными сторонами, собирая необходимую информацию о требованиях к функциональности будущего решения. Тем не менее, неизбежная неполнота информации приводит к тому, что относительно некоторых функциональных возможностей решения могут потребоваться предположения. Помимо функциональных требований заинтересованные стороны могут выдвигать качественные требования, задающие ограничения на создаваемое решение. Также ограничения могут порождаться средой, в которой должно будет функционировать решение после внедрения.

Определите, имеются ли в проекте требования, нуждающиеся в предположениях, если да, сформулируйте их. Определите, имеются ли ограничения на будущее решение. Если да, сформулируйте их.

6.Анализ использования

Основой формулировки требований является анализ использования, включающий определение пользователей и описание того, как пользователи будут взаимодействовать с решением.


6.1.Пользователи

В разработке решения заинтересованы множество сторон, однако непосредственная работа с ним будет выполняться пользователями, поэтому прежде чем приступать к дизайну решения, необходимо определить, кто будет с ним взаимодействовать. В процессе анализа должны быть выделены группы пользователей (например, на основе областей их деятельности, в которых будет использоваться разрабатываемое решение).

Сформируйте список групп пользователей, для которых предназначено решение.

6.2.Сценарии использования

Сценарии использования определяют последовательности действий, которые пользователи выполняют при взаимодействии с решением. Один из возможных (и достаточно распространенных) вариантов описания сценариев использования – язык UML.

Для каждой выделенной на предыдущем шаге группы пользователей определите характерные способы их взаимодействия с решением и, используя необходимые диаграммы UML, опишите сценарии использования.

7.Требования

Требования определяют, что должно делать разрабатываемое решение. Требования могут выражаться в терминах функциональности или в виде правил и параметров, определяющих функциональность.

7.1.Требования пользователей

Сформулируйте требования к решению с точки зрения пользователей.

7.2.Системные требования

Сформулируйте требования к решению с точки зрения среды, в которой оно должно будет функционировать после внедрения.

  1. Рамки

Рамки определяют пространство параметров, в котором будет создаваться решение, детализируя функциональность, определяя, что останется за рамками решения и указывая критерии, по которым заинтересованные лица будут судить о готовности решения. Рамки создаются на основе единого видения, являются результатом компромисса между сформулированными целями и условиями реальности и отражают приоритезацию заказчиком имеющихся требований к создаваемому решению. Частью процесса определения рамок проекта является вынесение менее важной функциональности из текущего проекта в планы на будущее.

Рамки решения определяют функциональность решения и его возможности (включая те, что не относятся к программному обеспечению). Возможность (функциональность, составляющая, feature) – это требуемый или желаемый аспект программного или аппаратного обеспечения. Например, предварительный просмотр перед печатью может быть возможностью текстового процессора. Сопроводительные руководства пользователей, интерактивные файлы помощи, операционные руководства и обучение также могут быть составляющими решения.

Рамки проекта определяют объем работ, который должен быть выполнен проектной группой для поставки заказчику каждого из элементов, определенного рамками решения.

Управление рамками проекта критично для его успеха. Советуют определять и фиксировать рамки решения и проекта, используя треугольник компромиссов и матрицу компромиссов проекта.


8.Функциональность решения

Укажите здесь функциональность в терминах возможностей (features) и функций (functions), которая будет реализована в разрабатываемом решении.

9.За рамками решения

Укажите здесь функциональность, которая имеется или предполагается в требованиях заинтересованных сторон, но не будет реализована в решении, и опишите причины вынесения данных возможностей и функций за рамки решения (используйте треугольник компромиссов).

10.Критерии одобрения решения

Сформулируйте здесь критерии, в соответствии с которыми заинтересованные стороны будут принимать готовность решения.

  1. Стратегии дизайна решения

11.Стратегия архитектурного дизайна

На основе разработанного списка возможностей и функций формируется стратегия архитектурного дизайна, описывающая решение в целом. Она определяет компоненты решения и их взаимодействие. Отличный способ описания решения на этом этапе – использование иллюстрирующих диаграмм (например, UML).

Сформируйте и опишите общий архитектурный проект решения.

12.Стратегия технологического дизайна

Разработка решения потребует использования определенных продуктов и технологий. Стратегия технологического дизайна описывает, какие технологии и продукты выбраны проектной группой в качестве средства реализации решения.

Аргументировано опишите, какие технологические средства будут использованы в процессе работы над решением.


Проектный практикум

Задание 3

Разработка плана проекта

  1. Создайте проект в программе Microsoft Project. При создании проекта руководствуйтесь выбранным стандартом разработки и моделью жизненного цикла ПО.

  2. Разработайте календарный план проекта:

    1. определите состав решаемых задач на каждой фазе проекта,

    2. в каждой фазе определите конечную веху. Опишите артефакты, характеризующие каждую веху (документы, модели, схемы и т.п.).

    3. определите длительности задач,

    4. определите иерархическую структуру задач,

    5. установите связи между задачами,

    6. введите обобщающую (суммарную) задачу.


Рекомендации к выполнению:

Работа с Microsoft Project

Создание нового проекта

Начиная новый проект в Microsoft Project, можно ввести или начальную, или конечную дату проекта, но не обе. Рекомендуется вводить только начальную дату проекта, а конечная дата будет рассчитана в Microsoft Project после ввода и планирования задач.

Если проект должен быть завершен к определенной дате, следует ввести только конечную дату проекта. В этом случае первоначальное планирование следует выполнять с конечной даты, чтобы определить дату, когда необходимо начать проект.

Если известна наилучшая начальная дата и работа начата, более эффективно выполнять планирование с начальной даты.

  1. Откройте Microsoft Project.

  2. В меню Проект выберите команду Сведения о проекте. Введите или выберите начальную дату проекта и планирование от Даты начала проекта, нажмите кнопку OK.

  3. Сохраните проект в своей папке, задав ему имя.



Ввод ключевых сведений о проекте

В каждом проекте содержится уникальный набор компонентов: цель проекта, определенные задачи, а также лица, их выполняющие. Чтобы помнить все важные сведения и их взаимосвязь, следует вводить данные о проекте и обращаться к ним при необходимости.

  1. В меню Файл выберите команду Свойства и откройте вкладку Документ.

  2. Введите сведения о проекте: имя, тему, автора, руководителя, учреждение – название учреждения.

  3. Нажмите кнопку OK.


Настройка календаря проекта

Календарь проекта можно изменять, чтобы отражать рабочие дни и часы для каждого участника проекта. Стандартный календарь с понедельника по пятницу, с 9:00 до 18:00, с часовым обеденным перерывом.

Можно определить и нерабочее время, например выходные или ночное время, а также специальные выходные дни, например праздники.

  1. В меню Сервис выберите команду Изменить рабочее время

  2. Выделите в календаре название дней с понедельника по четверг и установите для выбранных дат стандартное рабочее время (с 9.00 по.13.00 и с 14.00 по 18.00). Затем для пятницы выберите Нестандартное рабочее время и установите окончание работы в 17.00.

  3. Выберите параметр нерабочее время для выходных дней (субботы и воскресенья), а также для рождественских праздников (с 30 декабря по 10 января следующего года) и остальных привычных праздников.

  4. Нажмите кнопку OK.


Ввод и организация списка задач

Когда создан план проекта, его можно заполнить задачами. Сначала перечислите шаги (фазы), необходимые для достижения целей проекта. Проще всего начать с крупных частей работы, а затем поделить каждую часть на задачи с отдельными результатами.

Обычный проект представляет собой набор связанных задач. Задача определяется объемом работы и конкретными результатами; она должна быть достаточно короткой, чтобы можно было регулярно отслеживать ее ход выполнения. Длительность задач обычно должна лежать в интервале от одного дня до двух недель.

  1. В меню Вид выберите команду Диаграмма Ганта.

  2. В поле Название задачи введите название задачи, нажмите Enter. При этом Microsoft Project вводит со знаком вопроса примерную длительность задачи, равную одному дню.

3.Введите все задачи плана проекта в соответствие с выбранной структурой жизненного цикла (п. 3b задания 1).

Организация задач в логическую структуру

Структурирование помогает организовать задачи в более удобные для управления компоненты. Создав иерархию, можно объединить связанные задачи в более общую задачу. Общие задачи называются суммарными задачами или фазами; задачи, объединенные под суммарной задачей, называются подзадачами. Начальная и конечная дата суммарной задачи определяется начальной и конечной датами первой и последней ее подзадачи.

Чтобы организовать структуру, следует использовать кнопки структуры на панели инструментов.