Файл: Гипертекст. Базовый материал.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.08.2019

Просмотров: 1509

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Тема 1. Основы теории государства и права


ГОСУДАРСТВО.

1. Понятие государства. Объединение людей определенной территории с помощью власти называется государством.

Государство – это исторически сложившаяся политическая организация общества, обладающая суверенитетом, располагающая аппаратом управления и принуждения для реализации своих велений его населению.

I. Теории происхождения государства.

1.Теория общения. Ее суть: государство есть результат расширения общения: из общения нескольких семей вырастает поселение, из общения нескольких поселений вырастает государство.

2. Теория насилия. Ее сформулировал древнекитайский государственный деятель ШАН ЯН (390- 338 гг. до н.э.). Ее поддерживал Евгений Дюринг (1833 – 1921 гг.). Ее суть: элементы внутреннего и внешнего насилия всегда сопутствовали развитию государства и право на насилие является неотъемлемой чертой государства.

3. Религиозную (теологическую) теорию происхождения государства выдвинул богослов Аврелий Августин (354-430 гг.). Ее суть: государство, как и все, что нас окружает, является результатом воплощения божественного замысла.

4. Классовая теория выдвинута Карлом Марксом (1818- 1883 гг.) и Фридрих Энгельсом (1820-1895 гг.). Ее суть: неравное число детей в семье, неодинаковый уровень продуктивности труда приводит к разделению общества на богатых и бедных. Богатые создают государственную машину для подавления недовольства бедных.


Признаки государства:

а) наличие публичной власти: аппаратов управления, охраны общественного порядка, обороны территории и принуждения;

б) административно-территориальная организация аппарата власти и населения;

в) государственный суверенитет, состоящий в независимости от всякой власти и праве самостоятельно решать все вопросы внутренней и внешней политики;

г) сбор налогов с населения для содержания аппарата управления и принуждения и решения общих социальных проблем (здравоохранения, образования, защиты окружающей среды).

Факторы, обусловившие процесс возникновения государства и права:

Природные:

  1. переход от охоты и собирательства к производству продуктов;

  2. необходимость строительства ирригационных сооружений;

  3. необходимость объединения перед стихийными силами природы.

Экономические:

  1. разделение труда на: скотоводство, земледелие и ремесло;

  2. повышение его производительности;

  3. появление избыточного продукта;

  4. появление товарообмена и частной собственности.

Политические:

  1. разделение общества на социальные слои, классы;

  2. стремление жить в сообществе;

  3. необходимость сглаживания социальных противоречий;

  4. переход правовых обычаев в правые нормы.

Объективные требования, обусловившие необходимость управления и регулирования общества:

а) безопасности и организованности;

б) всеобщности, системности и непрерывности управления и регулирования;


в) несовпадение интересов различных слоев общества;

г) минимизация стихийных и организованных негативных явлений общества.

2. Формы государства

Каждое государство существует в определенной конкретной форме, называемой формой государства, которая включает в себя:

а) форму правления; б) политический режим;

в) государственно-территориальное устройство. Рассмотрим их подробнее.


Таблица 1


Форма правления

Политический режим

Территориальное устройство

I. Монархия - глава государства получает власть по наследству.

I.I. Абсолютная монархия:

монарх формирует и контролирует правительство, источник всякого права, главнокомандующий; представляет страну;

I.II. Дуалистическая монархия - появляется парламент, но монарх обладает правом “вето” на принятые законы и может его распустить; он формирует правительство и вправе отправить его в отставку; монарх формирует верхнюю палату парламента; монарх - главнокомандующий (Россия перед 1917 г.);

I.III. Парламентская монархия: источником права являетcя парламент; правительство формирует партия (коалиция) парламентского большинства; главой правительства становится ее лидер; правительство ответственно перед парламентом; глава государства принимает послов, награждает, помилует.

II. Республика – глава государства получает власть на ограниченный срок путем выборов.

2.1. Суперпрезидентская республика: президент формирует и контролирует правительство; определяет основные направления политики; обладает правом “вето” на принятые парламентом законы; он источник указного права; назначает должностных лиц всех ветвей власти, включая суд; представляет государство;

2.2. Президентская республика: появляется автономия и разделение властей, независимые СМИ и суд; президент возглавляет правительство, состав которого утверждается парламентом; он представляет государство вне страны.

2.3.Президентско-парламент-я республика: глава государства и парламент избираются на отдельных выборах; они принимают участие в формировании правительства;

2.4. Парламентская республика: парламент - источник права; правительство формирует партия парламентского большинства; глава правительства - ее лидер; глава государства имеет представительские функции.

I. Деспотический режим - единоличная и бесконтрольная власть одного правителя, имеющего пожизненную власть; он - источник всех прав и всех полномочий; управляет страхом смерти.

II.Тоталитарный режим - бесконтрольная, идеологическая власть одной партии, навязывающей населению единообразие во всем; управление -добровольно-принудительное; самоизоляция; атмосфера осажденной крепости; коллективный труд.

III.Авторитарный режим - единоличная, формально выборная власть переходного периода, с пережитками тоталитаризма и детскими болезнями демократии.

Основные пережитки тоталитаризма:

а) сохранение единоличный, бесконтрольной власти;

б) монополизация правителями СМИ;

в) навязывание через СМИ мнения правителей;

г) зависимый суд;

д) сохранение феодальных привилегий власти;

е) финансовая нищета местного самоуправления;

ж) непризнание равноправия народов.

IV. .Демократический

режим - государство коллегиальной, контролируемой, выборной власти, политических партий, основной метод управления - правовой; основное право - равенство; источник права – народ.

I. Империи состоят из государства завоева­теля и завоева­н­ных колоний; имеют смешанный религи­оз­ный и национальный состав; метрополия назначает наместников и присваивает боль­шин­ство налогов.

II. Унитарные государства: у отдельных частей государства отсутствует какая-либо автономия; единые органы государственной власти; руководители административных единиц назначаются центром (по представлению партии парламентского большинства); эффективно для однонациональных и одноконфессиональных государств.

III. Федерация:

а) разделение властей по вертикали;

б) многоканальная налоговая система;

в) наличие эконом-го суверенитета у частей государства;

г) наличие регион-го парламента, правительства, суда, государственных символов.

1) территориальная, отличается сложным национальным и конфессиональным составом, образовались из империй;

2) национальные, субъекты которых имеют одно национальный состав;

3) симметричные, субъекты которых имеют одинаковые политические и экономические права;

4) асимметричные, субъекты которых имеют не одинаковые политические и экономические права.




Таблица 2


Классическая модель федеративного государства (США)


Ветви власти:

Уровни власти

Законодательная

Исполнительная

Судебная

Федеральная власть -

политический суверенитет и решение обще-государственных проблем, обороны

Национальный Конгресс, состоящий из Палаты представителей (450 депутатов - на 2 года) и Сената (100 деп.)

Президент, избираемый на 4 года, с правом переизбрания, формирует и возглавляет правительство

Верховный суд - 9 членов, представляемых Президентом и

утвержденных Палатой Представителей

Региональная власть штатов - экономический суверенитет над территорией

Легистратура - от 100 до 400 депутатов

на срок 2-4 года

Губернатор, избираемый населением на 4 года; глава правительства штата.

Суд штата

Местная власть - сбор налогов. Решение местных проблем.

Муниципальный Совет

Мэр города

Местный суд


Финансовой опорой федерализма в США стала многоканальная налоговая система, при которой относительное большинство налогов (до 45 центов с каждого доллара) остается в бюджете местной власти, 30 центов с доллара - в бюджете штата, а остальное перечисляется в федеральный бюджет.

Финансовой опорой федерализма Швейцарии стала одноканальная налоговая система, при которой абсолютное большинство налогов (до 85 процентов) остается в бюджете местной власти, лишь подоходный налог с налогов идет в бюджет кантона, а кантон, в свою очередь перечисляет в федеральный бюджет лишь налог с налогов.

Федерализация стала эффективным методом управления большими государствами: - она разукрупняет государство;

- приближает власть к населению;

- учитывает разнообразие исторических и природных условий региона и поэтому (не без влияния США), федерации распространились сначала на страны Латинской Америки (Аргентина, Бразилия, Венесуэла, Мексика), а после окончания второй мировой войны - на остальных континентах. Федерациями стали многие страны Западной Европы: Австрия, Бельгия, Великобритания, Германия, Испания, Италия, Россия, Швейцария, Югославия; некоторые страны Азии (Индия, Малайзия, ОАЭ, Пакистан) и Африки - Нигерия, Танзания, ЮАР.

Признаки федерации, как сложного государства:

  • наличие нескольких уровней власти;

  • наличие экономического суверенитета у частей государства;

  • наличие регионального парламента, правительства, суда;

  • наличие государственных символов у частей государства.

Различают также федерации:

а) территориальные, отличающиеся сложным национальным и конфессиональным составом, образовавшиеся на обломках империй - Великобритания, Российская федерация, Республика Индия, Исламская Республика Пакистан, Испания, Нигерия;

б) национальные, субъекты которых имеют родственный образ жизни, однонациональный состав: Австрия, Германия, Италия.


Кроме того, федерации могут быть симметричными, субъекты которых имеют одинаковые политические и экономические права (Австрия, Австралия, Германия, Индия, Пакистан, США) и асимметричными, субъекты которых имеют не одинаковые политические и экономические права (Великобритания, Испания, Канада, Россия, Швейцария).


3. Правовое государство.

Предпосылкой учения о правовом государстве стали:

1) идея о верховенстве закона, появившаяся в трудах Платона;

2) идея о разделении властей Ш. Монтескье: «Если законодательная и исполнительная власть будут соединены в одном лице, то правитель станет создавать тиранические законы и тиранические применять их, а свободы не будет. Если судебная власть соединена с исполнительной, то она тоже будет тиранической»;

3) идея Аристотеля об обязательности контроля за властью;

4) философское обоснование учения о правовом государстве И. Канта. Кант утверждал, что правовым является государство, где свобода каждого сообразуется и ограничивается всеобщим законом;

5) учение о независимости средств массовой информации, выдвинутое разработчиками американской Конституции.

Словосочетание «правовое государство» впервые ввел в научный оборот Роберт фон Моль (1832). Это часть непрерывно развивающегося учения о государстве, которое он ставил после патриархального, теократического и деспотического государства.

Принципы правового государства:

- верховенство права, легальность и легитимность государственной власти;

- правовой защищенности человека;

- разделение властей;

- политический плюрализм;

- легальная сменяемость власти;

- равенства всех перед законом;

- взаимная ответственность гражданина и государства;

- независимость от государства СМИ и суда;

- наличие контроля над властью в лице легальной оппозиции.


ПРАВО

1. Понятие и признаки права: система общеобязательных правил поведения, выражающих волю общества, защищаемых от нарушения силой государственного принуждения. Признаки права:

а) общеобязательность;

б) формальная определенность;

в) многократность применения;

г) обеспеченность исполнения силой государственного аппарата.

Нормы права бывают полные и неполные. Полная норма включает в себя: гипотезу, диспозицию и санкцию. Они отвечают на вопрос:


гипотеза

диспозиция

санкция

при каких обстоятельствах и условиях действует норма

суть нормы,

ее содержание

последствия

неисполнения нормы

Но распространены и неполные нормы, которые состоят из гипотезы и диспозиции в гражданском праве или гипотезы и санкции в уголовном праве.

Нормативно-правовые акты

Нормативно-правовой акт - это официальный документ, созданный компетентными государственными органами (Федеральным Собранием, Министерствами, администрациями субъектов РФ, федеральными судами), который содержит общеобязательные правила поведения.


Признаки нормативно-правовых актов:

1) является односторонним актом выражения государственной воли;

2) принимается с соблюдением определенной процедуры;

3) имеет заранее установленную юридическую силу и занимает определенное место в иерархии нормативных актов;

4) имеет четкие пространственные, временные и субъектные границы;

5) содержит нормы права.

2. Источники российского права. Закон и подзаконные акты.

Источник права – это форма выражения нормы права, через которую ее нормативное содержание получает формальную определенность и общеобязательность. Источниками российского права являются:

1) нормативные акты, в их числе:

а) Конституция - основополагающий закон; далее по юридической силе:

б) федеральные законы - принимаемые Федеральным Собранием или референдумом;

в) законы субъектов РФ;

2) подзаконный акт - акт, разрабатываемые органами исполнительной власти в уточнение федеральных законов; в числе которых различают:

а) указы Президента, по ситуациям, не урегулированным федеральными законами;

б) постановления органов исполнительной власти всех уровней;

  1. правовые обычаи, если они узаконены нормами права;

  2. договоры субъектов права;

  3. Судебные решения высших федеральных судов.

Закон – это нормативно-правовой акт высшей юридической силы, регулирующий наиболее важные общественные отношения принятый органами законодательной власти. Различают законы конституционные и обыкновенные.

Содержание закона должно быть правовым, т. е. соответствовать неотчуждаемым и неотъемлемым правам человека. Признаки закона:

  1. это юридический документ, содержащий нормы права;

  2. он - результат правотворчества парламента или всего народа;

  3. он регулирует наиболее значимые и типичные отношения общества;

  4. обладает высшей юридической силой, что проявляется:

а) в невозможности его отмены другим органом;

б) его содержанию не должны противоречит иные правовые акты;

5) он служит основой создания подзаконных актов исполнительными органами власти.

Законы РФ публикуются по истечении 7 дней со дня их принятия и вступают в силу по истечении 10 дней со дня их опубликования, если не указана дата введения его в действие.


VI. Система российского права. Отрасли права.

Система права - это внутренняя организация права, выраженная в единстве и согласованности правовых норм, которые сосредоточены в относительно состоятельных отраслях, подотраслях и институтах.

Ее признаки:

  1. единство и согласованность составляющих ее норм;

  2. разделение на относительно самостоятельные отрасли и институты;

  3. непротиворечивость построения;

  4. иерархичность.

Отрасль права – это совокупность юридических норм, институтов и подотраслей, регулирующих однородные общественные явления, объединенных общим предметом и методом регулирования. В российской системе права выделяются конституционное, административное, гражданское, налоговое, трудовое, уголовное, экологическое и другие отрасли права. Отрасли прав подразделяются на подотрасли и институты права. Так, гражданское право включает в себя такие подотрасли, как обязательственное, наследственное, авторское.