ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 27.08.2019
Просмотров: 1528
Скачиваний: 1
Тема 1. Основы теории государства и права
ГОСУДАРСТВО.
1. Понятие государства. Объединение людей определенной территории с помощью власти называется государством.
Государство – это исторически сложившаяся политическая организация общества, обладающая суверенитетом, располагающая аппаратом управления и принуждения для реализации своих велений его населению.
I. Теории происхождения государства.
1.Теория общения. Ее суть: государство есть результат расширения общения: из общения нескольких семей вырастает поселение, из общения нескольких поселений вырастает государство.
2. Теория насилия. Ее сформулировал древнекитайский государственный деятель ШАН ЯН (390- 338 гг. до н.э.). Ее поддерживал Евгений Дюринг (1833 – 1921 гг.). Ее суть: элементы внутреннего и внешнего насилия всегда сопутствовали развитию государства и право на насилие является неотъемлемой чертой государства.
3. Религиозную (теологическую) теорию происхождения государства выдвинул богослов Аврелий Августин (354-430 гг.). Ее суть: государство, как и все, что нас окружает, является результатом воплощения божественного замысла.
4. Классовая теория выдвинута Карлом Марксом (1818- 1883 гг.) и Фридрих Энгельсом (1820-1895 гг.). Ее суть: неравное число детей в семье, неодинаковый уровень продуктивности труда приводит к разделению общества на богатых и бедных. Богатые создают государственную машину для подавления недовольства бедных.
Признаки государства:
а) наличие публичной власти: аппаратов управления, охраны общественного порядка, обороны территории и принуждения;
б) административно-территориальная организация аппарата власти и населения;
в) государственный суверенитет, состоящий в независимости от всякой власти и праве самостоятельно решать все вопросы внутренней и внешней политики;
г) сбор налогов с населения для содержания аппарата управления и принуждения и решения общих социальных проблем (здравоохранения, образования, защиты окружающей среды).
Факторы, обусловившие процесс возникновения государства и права:
Природные:
-
переход от охоты и собирательства к производству продуктов;
-
необходимость строительства ирригационных сооружений;
-
необходимость объединения перед стихийными силами природы.
Экономические:
-
разделение труда на: скотоводство, земледелие и ремесло;
-
повышение его производительности;
-
появление избыточного продукта;
-
появление товарообмена и частной собственности.
Политические:
-
разделение общества на социальные слои, классы;
-
стремление жить в сообществе;
-
необходимость сглаживания социальных противоречий;
-
переход правовых обычаев в правые нормы.
Объективные требования, обусловившие необходимость управления и регулирования общества:
а) безопасности и организованности;
б) всеобщности, системности и непрерывности управления и регулирования;
в) несовпадение интересов различных слоев общества;
г) минимизация стихийных и организованных негативных явлений общества.
2. Формы государства
Каждое государство существует в определенной конкретной форме, называемой формой государства, которая включает в себя:
а) форму правления; б) политический режим;
в) государственно-территориальное устройство. Рассмотрим их подробнее.
Таблица 1
Форма правления |
Политический режим |
Территориальное устройство |
I. Монархия - глава государства получает власть по наследству. I.I. Абсолютная монархия: монарх формирует и контролирует правительство, источник всякого права, главнокомандующий; представляет страну; I.II. Дуалистическая монархия - появляется парламент, но монарх обладает правом “вето” на принятые законы и может его распустить; он формирует правительство и вправе отправить его в отставку; монарх формирует верхнюю палату парламента; монарх - главнокомандующий (Россия перед 1917 г.); I.III. Парламентская монархия: источником права являетcя парламент; правительство формирует партия (коалиция) парламентского большинства; главой правительства становится ее лидер; правительство ответственно перед парламентом; глава государства принимает послов, награждает, помилует. II. Республика – глава государства получает власть на ограниченный срок путем выборов. 2.1. Суперпрезидентская республика: президент формирует и контролирует правительство; определяет основные направления политики; обладает правом “вето” на принятые парламентом законы; он источник указного права; назначает должностных лиц всех ветвей власти, включая суд; представляет государство; 2.2. Президентская республика: появляется автономия и разделение властей, независимые СМИ и суд; президент возглавляет правительство, состав которого утверждается парламентом; он представляет государство вне страны. 2.3.Президентско-парламент-я республика: глава государства и парламент избираются на отдельных выборах; они принимают участие в формировании правительства; 2.4. Парламентская республика: парламент - источник права; правительство формирует партия парламентского большинства; глава правительства - ее лидер; глава государства имеет представительские функции. |
I. Деспотический режим - единоличная и бесконтрольная власть одного правителя, имеющего пожизненную власть; он - источник всех прав и всех полномочий; управляет страхом смерти. II.Тоталитарный режим - бесконтрольная, идеологическая власть одной партии, навязывающей населению единообразие во всем; управление -добровольно-принудительное; самоизоляция; атмосфера осажденной крепости; коллективный труд. III.Авторитарный режим - единоличная, формально выборная власть переходного периода, с пережитками тоталитаризма и детскими болезнями демократии. Основные пережитки тоталитаризма: а) сохранение единоличный, бесконтрольной власти; б) монополизация правителями СМИ; в) навязывание через СМИ мнения правителей; г) зависимый суд; д) сохранение феодальных привилегий власти; е) финансовая нищета местного самоуправления; ж) непризнание равноправия народов. IV. .Демократический режим - государство коллегиальной, контролируемой, выборной власти, политических партий, основной метод управления - правовой; основное право - равенство; источник права – народ. |
I. Империи состоят из государства завоевателя и завоеванных колоний; имеют смешанный религиозный и национальный состав; метрополия назначает наместников и присваивает большинство налогов. II. Унитарные государства: у отдельных частей государства отсутствует какая-либо автономия; единые органы государственной власти; руководители административных единиц назначаются центром (по представлению партии парламентского большинства); эффективно для однонациональных и одноконфессиональных государств. III. Федерация: а) разделение властей по вертикали; б) многоканальная налоговая система; в) наличие эконом-го суверенитета у частей государства; г) наличие регион-го парламента, правительства, суда, государственных символов. 1) территориальная, отличается сложным национальным и конфессиональным составом, образовались из империй; 2) национальные, субъекты которых имеют одно национальный состав; 3) симметричные, субъекты которых имеют одинаковые политические и экономические права; 4) асимметричные, субъекты которых имеют не одинаковые политические и экономические права. |
Таблица 2
Классическая модель федеративного государства (США)
Ветви власти: Уровни власти |
Законодательная |
Исполнительная |
Судебная |
Федеральная власть - политический суверенитет и решение обще-государственных проблем, обороны |
Национальный Конгресс, состоящий из Палаты представителей (450 депутатов - на 2 года) и Сената (100 деп.) |
Президент, избираемый на 4 года, с правом переизбрания, формирует и возглавляет правительство |
Верховный суд - 9 членов, представляемых Президентом и утвержденных Палатой Представителей |
Региональная власть штатов - экономический суверенитет над территорией |
Легистратура - от 100 до 400 депутатов на срок 2-4 года |
Губернатор, избираемый населением на 4 года; глава правительства штата. |
Суд штата |
Местная власть - сбор налогов. Решение местных проблем. |
Муниципальный Совет |
Мэр города |
Местный суд |
Финансовой опорой федерализма в США стала многоканальная налоговая система, при которой относительное большинство налогов (до 45 центов с каждого доллара) остается в бюджете местной власти, 30 центов с доллара - в бюджете штата, а остальное перечисляется в федеральный бюджет.
Финансовой опорой федерализма Швейцарии стала одноканальная налоговая система, при которой абсолютное большинство налогов (до 85 процентов) остается в бюджете местной власти, лишь подоходный налог с налогов идет в бюджет кантона, а кантон, в свою очередь перечисляет в федеральный бюджет лишь налог с налогов.
Федерализация стала эффективным методом управления большими государствами: - она разукрупняет государство;
- приближает власть к населению;
- учитывает разнообразие исторических и природных условий региона и поэтому (не без влияния США), федерации распространились сначала на страны Латинской Америки (Аргентина, Бразилия, Венесуэла, Мексика), а после окончания второй мировой войны - на остальных континентах. Федерациями стали многие страны Западной Европы: Австрия, Бельгия, Великобритания, Германия, Испания, Италия, Россия, Швейцария, Югославия; некоторые страны Азии (Индия, Малайзия, ОАЭ, Пакистан) и Африки - Нигерия, Танзания, ЮАР.
Признаки федерации, как сложного государства:
-
наличие нескольких уровней власти;
-
наличие экономического суверенитета у частей государства;
-
наличие регионального парламента, правительства, суда;
-
наличие государственных символов у частей государства.
Различают также федерации:
а) территориальные, отличающиеся сложным национальным и конфессиональным составом, образовавшиеся на обломках империй - Великобритания, Российская федерация, Республика Индия, Исламская Республика Пакистан, Испания, Нигерия;
б) национальные, субъекты которых имеют родственный образ жизни, однонациональный состав: Австрия, Германия, Италия.
Кроме того, федерации могут быть симметричными, субъекты которых имеют одинаковые политические и экономические права (Австрия, Австралия, Германия, Индия, Пакистан, США) и асимметричными, субъекты которых имеют не одинаковые политические и экономические права (Великобритания, Испания, Канада, Россия, Швейцария).
3. Правовое государство.
Предпосылкой учения о правовом государстве стали:
1) идея о верховенстве закона, появившаяся в трудах Платона;
2) идея о разделении властей Ш. Монтескье: «Если законодательная и исполнительная власть будут соединены в одном лице, то правитель станет создавать тиранические законы и тиранические применять их, а свободы не будет. Если судебная власть соединена с исполнительной, то она тоже будет тиранической»;
3) идея Аристотеля об обязательности контроля за властью;
4) философское обоснование учения о правовом государстве И. Канта. Кант утверждал, что правовым является государство, где свобода каждого сообразуется и ограничивается всеобщим законом;
5) учение о независимости средств массовой информации, выдвинутое разработчиками американской Конституции.
Словосочетание «правовое государство» впервые ввел в научный оборот Роберт фон Моль (1832). Это часть непрерывно развивающегося учения о государстве, которое он ставил после патриархального, теократического и деспотического государства.
Принципы правового государства:
- верховенство права, легальность и легитимность государственной власти;
- правовой защищенности человека;
- разделение властей;
- политический плюрализм;
- легальная сменяемость власти;
- равенства всех перед законом;
- взаимная ответственность гражданина и государства;
- независимость от государства СМИ и суда;
- наличие контроля над властью в лице легальной оппозиции.
ПРАВО
1. Понятие и признаки права: система общеобязательных правил поведения, выражающих волю общества, защищаемых от нарушения силой государственного принуждения. Признаки права:
а) общеобязательность;
б) формальная определенность;
в) многократность применения;
г) обеспеченность исполнения силой государственного аппарата.
Нормы права бывают полные и неполные. Полная норма включает в себя: гипотезу, диспозицию и санкцию. Они отвечают на вопрос:
гипотеза |
диспозиция |
санкция |
при каких обстоятельствах и условиях действует норма |
суть нормы, ее содержание |
последствия неисполнения нормы |
Но распространены и неполные нормы, которые состоят из гипотезы и диспозиции в гражданском праве или гипотезы и санкции в уголовном праве.
Нормативно-правовые акты
Нормативно-правовой акт - это официальный документ, созданный компетентными государственными органами (Федеральным Собранием, Министерствами, администрациями субъектов РФ, федеральными судами), который содержит общеобязательные правила поведения.
Признаки нормативно-правовых актов:
1) является односторонним актом выражения государственной воли;
2) принимается с соблюдением определенной процедуры;
3) имеет заранее установленную юридическую силу и занимает определенное место в иерархии нормативных актов;
4) имеет четкие пространственные, временные и субъектные границы;
5) содержит нормы права.
2. Источники российского права. Закон и подзаконные акты.
Источник права – это форма выражения нормы права, через которую ее нормативное содержание получает формальную определенность и общеобязательность. Источниками российского права являются:
1) нормативные акты, в их числе:
а) Конституция - основополагающий закон; далее по юридической силе:
б) федеральные законы - принимаемые Федеральным Собранием или референдумом;
в) законы субъектов РФ;
2) подзаконный акт - акт, разрабатываемые органами исполнительной власти в уточнение федеральных законов; в числе которых различают:
а) указы Президента, по ситуациям, не урегулированным федеральными законами;
б) постановления органов исполнительной власти всех уровней;
-
правовые обычаи, если они узаконены нормами права;
-
договоры субъектов права;
-
Судебные решения высших федеральных судов.
Закон – это нормативно-правовой акт высшей юридической силы, регулирующий наиболее важные общественные отношения принятый органами законодательной власти. Различают законы конституционные и обыкновенные.
Содержание закона должно быть правовым, т. е. соответствовать неотчуждаемым и неотъемлемым правам человека. Признаки закона:
-
это юридический документ, содержащий нормы права;
-
он - результат правотворчества парламента или всего народа;
-
он регулирует наиболее значимые и типичные отношения общества;
-
обладает высшей юридической силой, что проявляется:
а) в невозможности его отмены другим органом;
б) его содержанию не должны противоречит иные правовые акты;
5) он служит основой создания подзаконных актов исполнительными органами власти.
Законы РФ публикуются по истечении 7 дней со дня их принятия и вступают в силу по истечении 10 дней со дня их опубликования, если не указана дата введения его в действие.
VI. Система российского права. Отрасли права.
Система права - это внутренняя организация права, выраженная в единстве и согласованности правовых норм, которые сосредоточены в относительно состоятельных отраслях, подотраслях и институтах.
Ее признаки:
-
единство и согласованность составляющих ее норм;
-
разделение на относительно самостоятельные отрасли и институты;
-
непротиворечивость построения;
-
иерархичность.
Отрасль права – это совокупность юридических норм, институтов и подотраслей, регулирующих однородные общественные явления, объединенных общим предметом и методом регулирования. В российской системе права выделяются конституционное, административное, гражданское, налоговое, трудовое, уголовное, экологическое и другие отрасли права. Отрасли прав подразделяются на подотрасли и институты права. Так, гражданское право включает в себя такие подотрасли, как обязательственное, наследственное, авторское.