ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 27.08.2019
Просмотров: 1530
Скачиваний: 1
- особой важности;
- совершенно секретно;
- секретно. Засекречивание сведений, не составляющих государственную тайну, не допускается.
Отнесение сведений к государственной тайне осуществляется руководителями органов власти в соответствии с «Перечнем должностных лиц, наделенных полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне», утвержденных Президентом РФ.
Материальный ущерб, нанесенный собственнику в связи с засекречиванием информации, возмещается государством в размерах, определяемых договором меду органом государственной власти, в распоряжение которого переходит информация и собственником.
Гриф секретности – это реквизит, свидетельствующий о секретности сведений, содержащихся в их носителе, проставляемые на самом носителе и сопровождающих его документах.
Рассекречивание сведений и их носителей – это снятие грифа ранее введенных ограничений на распространение сведений, составляющих государственную тайну, и на доступ к их носителям.
Основания для рассекречивания сведений:
1)взятие РФ международных обязательств по открытому обмену сведениями, составляющими государственную тайну;
2) изменение обстоятельств, вследствие которых защита информации, составляющей государственную тайну, становится нецелесообразной.
Компетентные органы государственной власти не реже, чем через каждые 5 лет пересматривают перечень сведений, составляющих государственную тайну. Срок засекречивания сведений, составляющих государственную тайну, не должен превышать 30 лет. Этот срок может быть продлен межведомственной комиссией в исключительных случаях.
Граждане и организации вправе обратиться в органы государственной власти с запросом о рассекречивании сведений, составляющих государственную тайну. Компетентные органы обязаны рассмотреть его и дать ответ по существу запроса в течение трех месяцев. Обоснованность отнесения сведений, составляющих государственную тайну, может быть обжалована в суде.
Порядок доступа к сведениям, составляющим государственную тайну.
Доступ к государственной тайне – это процедура оформления права граждан на доступ к сведениям, составляющим государственную тайну, а для организаций – на проведение работ с использованием таких сведений.
Доступ граждан и должностных лиц к сведениям, составляющим государственную тайну, осуществляется в добровольном порядке.
Доступ к государственной тайне предусматривает:
-
принятие на себя обязательств по не распространению сведений, составляющих государственную тайну;
-
письменное согласие на проведение в их отношении проверочных мероприятий;
-
ознакомление с законодательством об ответственности за распространение сведений, составляющих государственную тайну.
Для должностных лиц, допущенных к сведениям, составляющим государственную тайну на постоянной основе, установлены следующие льготы:
а) надбавки к заработной плате в зависимости от степени секретности:
- особой важности – 25 %; совершенно секретно – 20 %; секретно – 10 %;
б) преимущественное право на оставление на работе в случае сокращения штатов;
в) надбавки к зарплате за стаж работы в данных подразделениях при стаже
- от года до пяти – 5 %; от 5 до 10 лет – 10 %; свыше 10 лет – 15 %.
Установлены три формы доступа к сведениям, составляющим государственную тайну соответственно степени секретности.
Депутаты Федерального Собрания допускаются к сведениям, составляющим государственную тайну без проведения в их отношении проверочных мероприятий, но они предупреждаются о неразглашении государственной тайны, о чем с них берется соответствующая расписка.
Основания для отказа должностному лицу или гражданину в допуске к государственной тайне:
- признание его судом недееспособным, ограниченно дееспособным или рецидивистом;
- наличие у него медицинских противопоказаний;
- постоянное проживание его или его близких родственников за границей;
- выявление в результате проверки, действий лица, создающих угрозу безопасности РФ;
- уклонение его от проверочных мероприятий.
Доступ к государственной тайне должностного лица может быть прекращен на основании:
-
расторжения с ним трудового договора по месту работы;
-
однократного нарушения им взятых на себя обязательств;
-
возникновение иных обстоятельств, являющихся основанием для прекращения доступа к государственной тайне.
Лица, допущенные к сведениям, составляющим государственную тайну, могут быть временно ограничены в следующих правах:
- выезда за границу на срок, предусмотренный в трудовом договоре;
- на использование открытий и изобретений;
- на неприкосновенность частной жизни.
Доступ к сведениям, составляющим государственную тайну - это санкционированное ознакомление со сведениями, составляющими государственную тайну.
Доступ учреждений и организаций, связанных с проведением работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, осуществляется путем получения ими лицензий, которые выдаются на основании специальной экспертизы и государственной аттестации их руководителей, расходы на проведение которых несет заинтересованная организация.
Лицензия выдается при выполнении организацией следующих условий:
а) выполнения требований нормативных документов по защите государственной тайны;
б) наличие в организации структурного подразделения, по работе со сведениями, составляющими государственную тайну и специально подготовленных сотрудников;
в) наличие сертифицированных средств защиты информации.
Координация работ по сертификации средств защиты информации возлагается на межведомственную комиссию.
2. Правовые акты по защите информации и государственной тайны
-
Закон РФ от 05.03. 1992 г. № 2446-1 «О безопасности»;
-
Закон РФ от 21.07. 1993 г. № 5485-1 «О государственной тайне»;
-
Федеральный закон от 20.02. 1995 г. № 24 «О информации и защите информации;
-
Постановление Правительства РФ от 14.10 1994 г. № 1161 «О порядке и условиях выплаты процентных надбавок к должностному окладу должностных лиц. допущенных к государственной тайне»;
-
Постановление Правительства РФ от14.09.1995 г. № 870 «Об утверждении Правил отнесения сведений, составляющих государственную тайну, к различным степеням секретности».
Тема 10. Основы экологического права
Экология – это наука, изучающая взаимоотношения человека и окружающей среды. Термин «экология» введен в научный оборот немецким ученым Геккелем в 1866 году, но как наука экология возникла в начале ХХ века.
Экологическое право – это совокупность норм, регулирующих общественные отношения в сфере взаимодействия общества и природы в интересах их сохранения и рационального использования.
Предмет регулирования экологического права – общественные (экологические) отношения в сфере взаимодействия общества с природой. Их делят на отраслевые и комплексные.
Отраслевые экологические отношения – это земельно-охранительные отношения, отношения по охране недр, лесов, животного мира, водоемов, атмосферного воздуха.
Комплексные экоотношения – это отношения по поводу охраны территорий, заповедного фонда, лечебно-востановительных и санитарных зон.
Методы экологического права - это совокупность приемов и способов правового воздействия на экологические общественные отношения:
- наличие органов, осуществляющих использование природных объектов и контролирующих воспроизводство экосистемы;
- законодательное определение круга природопользователей;
- регламентация правил природопользования;
- установление юридической ответственности за нарушение правил природопользования.
Источники экологического права:
1) ФЗ № 7 «О охране окружающей среды» от 10 января 2002 года;
2) ФЗ № 96 «Об охране атмосферного воздуха» от 4 мая 1999 года;
3) ФЗ № 136 «Земельный кодекс РФ» от 25 октября 2001 года;
4) ФЗ № 22 «Лесной кодекс РФ» от 29 января 1999 года;
5) ФЗ № 74 «Водный кодекс РФ» от 03 июня 2006 года;
6) ФЗ № 101 «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» от 24 июля 2002 года;
7) ФЗ № 52 «О животном мире» от 24 апреля 1995 года;
8) международно-правовые акты, подписанные РФ.
Объекты экологического права – это общественно-значимые природные ценности, по поводу которых складываются общественные правовые отношения. Основной объект – природа.
Природа – это совокупность объектов материального мира в их естественном состоянии, не являющихся результатом труда человека. Это понятие тождественно понятию «окружающая среда».
Природные комплексы – это совокупность природных объектов и ресурсов, отношения по поводу которых регулируются нормами экологического права.
Природные объекты – это совокупность вещества природы одного вида в национальном или глобальном масштабе. Особой охране подлежат следующие природные объекты:
- государственные природные заповедники;
- государственные природные заказники;
- национальные дендрологические памятники;
- национальные ботанические сады;
- лечебно-оздоровительные местности.
Природный ресурс – это часть природных объектов. используемая человеком для удовлетворения своих нужд. Они классифицируются на исчерпаемые и неисчерпаемые, возобновляемые и невозобновляемые, восполнимые и невосполнимые.
Природопользование – это общение человека с природой, необходимое ему для своего существования.
Методы государственного регулирования природопользования:
- метод обязательных предписаний;
- метод рекомендаций;
- метод санкционирования (ограниченного самоуправления);
- метод разрешения (полного делегирования прав).
Методы экономического регулирования природопользования:
- установление платы за негативное воздействие на окружающую среду;
- установление пределов выбросов и сбросов загрязняющих веществ;
- установление налоговых и иных льгот за рациональное использование отходов и вторичных ресурсов.
Нормативы качества окружающей среды устанавливаются для оценки ее качественного состояния. Установлены следующие нормативы:
- допустимых выбросов и сбросов;
- образования отходов производства;
- допустимых физических воздействий: количество тепла, шума. вибрации, загазованности, запыленности и т.д.;
- допустимого изъятия природных компонентов и другие.
Нарушение требований в области охраны природы влечет за собой приостановление проектирования, строительства, эксплуатации объектов – по предписанию органов власти. Прекращение проектирования, строительства и эксплуатации объектов осуществляется на основании решения суда.
В случаях, если размещение и строительство объектов затрагивает законные интересы граждан, решения о их судьбе принимаются на референдуме населения затрагиваемых территорий. Запрещается реализация проектов, по которым нет положительной экологической экспертизы.
Отходы производства и потребления, включая радиоактивные, подлежат сбору, обезвреживанию, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для природы. Запрещается:
- сброс отходов производства и потребления в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву;
- размещаение опасных отходов вблизи поселений, лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных зон, на путях миграции животных, вблизи нерестилищ и иных местах, где может быть создана опасность для окружающей среды и здоровья человека.
Экологическое правонарушение – это противоправное, как правило, виновное деяние, причиняющее экологический вред окружающей среде.
Виды ответственности за экологические правонарушения.
Дисциплинарная ответственность. Например, наложение взыскания на гл. инженера за не исполнение требований инструкции по безопасной для природы эксплуатации транспорта.
Административная ответственность (за выброс вредных веществ в атмосферный воздух, за несоблюдение правил противопожарной безопасности и т.д.).
Гражданско-правовая ответственность состоит в возложении на правонарушителя обязанности возместить материальный ущерб имморальный вред, причиненный из-за нарушения экологических требований. Реализуется через суды общей юрисдикции или арбитражные суды (к предприятиям). Иски о компенсации вреда окружающей среде, причиненного нарушением экологического законодательства, могут быть предъявлены в течение 20 лет.
Уголовная ответственность наступает за противоправное использование природных объектов, повлекшее негативные изменения окружающей среды, уничтожение или повреждение природных объектов (гл. 26 УК РФ).
Тема 11. Основы уголовного права Российской Федерации
1. Общая характеристика
Уголовное право – это совокупность норм права, определяющих основания преступности, уголовной ответственности и освобождения от нее.
Источники уголовного права:
а) Конституция РФ 1993 г.;
б) Уголовный кодекс РФ 1997 г.;
Задачи уголовного права:
-
охрана от преступных посягательств:
а) конституционного строя; б) общественного порядка;
в) прав и свобод человека; г) всех форм собственности;
д) окружающей среды;
-
предупреждение преступлений;
-
обеспечение безопасности человечества.
Принципы уголовного права: законность, гуманизм, виновная ответственность, справедливость, равенство граждан перед законом, установка на невиновность.
2. Характеристика преступления
это совершенное виновно, общественно опасное деяние, запрещенное уголовным кодексом под угрозой наказания. Не является преступлением деяние, содержащее его признаки, но не представляющее общественной опасности. Преступление - это сложное явление и его с разных сторон характеризуют: признаки, формы вины, состав, классификация преступлений по тяжести, а также степень законченности преступления.
-
Признаки преступления:
а) общественная опасность (опасность общественным отношениям, например, отношениям собственности);
б) противоправность деяния (запрещенность данного деяния УК);
в) виновность деяния;
г) наказуемость в соответствии с УК.
2. По форме вины преступления могут быть следующими:
а) умышленное преступление (с прямым или косвенным умыслом);
б) без умысла, но с возможностью предвидеть последствия своих деяний;
в) по неосторожности, легкомыслию или небрежности;
г) невиновное причинение вреда (наезд на лицо, перешедшее улицу в непредусмотренном месте).
3. В состав преступления входят следующие элементы:
а) объект преступления - общественные отношения и интересы, на которые покушался преступник (право собственности); предмет преступления - то конкретное, на что непосредственно воздействует преступник (например, имущество при краже);
б) субъект преступления - вменяемое лицо, старше 14 лет, совершившее преступление;
в) объективная сторона преступления - это совокупность обстоятельств и последствий совершения преступления (внешнее проявление преступления);
г) субъективная сторона - это отношение лица к содеянному деянию в форме вины, мотива и цели.
Обязательным признаком преступления является вина. Нет преступления, если вина отсутствует. Например, поскользнувшись, человек падая, сбивает другого человека, а тот ударяется об острое и погибает. Но это не преступление, а несчастный случай. Вина имеет две формы: умысла и неосторожности. Умысел есть, если правонарушитель предвидел общественную опасность своего деяния и желал ее наступления. Неосторожность – это ситуация, когда правонарушитель не предвидел общественно опасных последствий своего деяния и не желал их наступления.