ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 27.08.2019
Просмотров: 1532
Скачиваний: 1
Государственное устройство РФ (глава 3)
По политико-территориальной организации РФ представляет собой федерацию, включающую в себя с 1 января 2005 года 86 субъектов, в т. ч.: 21 национальную республику, одну автономную область (Еврейская), 7 автономных округов, 7 краев, 48 областей и 2 города федерального подчинения (Москва и С. Петербург).
Принципы федеративного устройства РФ:
-
государственная целостность;
-
единство системы государственной власти;
-
разграничение полномочий между РФ и ее субъектами;
-
равноправие и самоопределение народов. В Конституции СССР этот принцип имел продолжение «вплоть до выхода», был на первом месте и спас Россию от югославского военного варианта распада.
Президент России (глава 4)
Президентом РФ избирается гражданин РФ, достигший 35 лет (к сравнению: в маленькой Эстонии - 40 лет, в Монголии – 45, в Италии – 50 лет и опыт работы в органах государственной власти), постоянно проживающий в России не менее 10 лет, сроком на 4 года, с правом переизбрания. Его функции:
-
глава государства;
-
гарант Конституции, прав и свобод граждан РФ;
-
обеспечение независимости и государственной целостности РФ;
-
согласование работы органов государственной власти;
-
определение внутренней и внешней политики РФ;
-
представление РФ внутри страны и за ее пределами.
Его полномочия:
-
назначает выборы в Государственную Думу и референдум;
-
подписывает и обнародует федеральные законы;
-
назначает и освобождает от должности Председателя Правительства РФ, его заместителей и федеральных министров, Председателя Центрального банка РФ, Генерального Прокурора, своих полномочных представителей по федеральным округам, губернаторов, все военное командование, всех дипломатов, всех федеральных судей;
-
представляет Совету Федерации кандидатуры судей высших судов;
-
вправе председательствовать на заседаниях правительства РФ;
-
формирует и руководит Администрацией Президента, Советом Безопасности;
-
вправе вводить военное и чрезвычайное положение на территории РФ и отдельных ее частях с сообщением об этом Федеральному Собранию;
-
ведет переговоры и подписывает международные договоры;
-
имеет право на роспуск Государственной Думы, отставку Правительства, утверждение военной доктрины РФ; решает вопросы гражданства; награждения, присвоения почетных званий, помилования;
-
издает указы и распоряжения, обязательные для исполнения на всей территории России; обладает неприкосновенностью.
Президент России прекращает исполнение полномочий досрочно в случае:
а) его отставки;
б) стойкой неспособности исполнять свои полномочия по состоянию;
в) отрешения от должности.
При этом выборы Президента РФ должны состояться не позднее трех месяцев с момента досрочного прекращения исполнения полномочий.
Во всех случаях, когда Президент РФ не в состоянии выполнять свои обязанности, их временно исполняет Председатель Правительства РФ, но он не вправе:
а) распускать Государственную Думу;
б) назначать референдум;
в) вносить поправки к Конституции РФ.
Законодательная власть. Федеральное Собрание (глава 5)
Законодательная власть в РФ принадлежит Федеральному Собранию, состоящему из двух палат. Нижняя палата - Государственная Дума, избирается на 4 года и состоит из 450 депутатов (к сравнению: в Великобритании, с населением в 60 млн. чел. в нижнюю палату избирается 635 депутатов, в Италии – 630, во Франции – 597) - граждан РФ, достигших 21 года (* в Литве – 27 лет); избирается по партийным спискам партий по пропорциональной системе, с цензом популярности - 7 %. Ее полномочия и функции:
-
дача согласия на назначение Председателя Правительства (при трехкратном отказе Президент вправе распустить нижнюю палату);
-
решение вопроса о доверии правительству;
-
объявление амнистии;
-
назначение и освобождение от должности:
а) Председателя Центробанка;
б) Уполномоченного по правам человека;
в) Председателя Счетной палаты и половины ее членов;
-
выдвижение обвинения против Президента;
-
обсуждение и принятие законов и бюджета РФ.
На первое заседание Государственная Дума собирается на 30 день после ее избрания. Это заседание открывает старейший по возрасту депутат. Федеральные законы принимаются большинством голосов от общего числа депутатов (конституционные законы – двумя третями голосов) и в течение 5 дней передаются на рассмотрение Совета Федерации.
В верхнюю палату - Совет Федерации, избирается по 2 депутата законодательными собраниями субъектов РФ по предложению Губернатора и Председателя законодательного органа. Его полномочия:
-
изменение границ между субъектами РФ;
-
утверждение указов Президента о введении военного и чрезвычайного положения;
-
назначение выборов Президента и отрешение его от должности;
-
назначение и освобождение от должности:
а) судей высших федеральных судов;
б) Генерального прокурора;
в) зам. Председателя и половины аудиторов Счетной палаты;
-
решение об использовании вооруженных сил РФ за ее пределами;
-
рассмотрение и одобрение законов, принятых Государственной Думой.
Федеральный закон считается одобренным Советом Федерации, если за него проголосовало более половины общего числа его депутатов либо в течение 14 дней он не был рассмотрен Советом Федерации. В случае отклонения Советом Федерации федерального закона, он считается принятым, если при повторном голосовании за него проголосовало не менее двух третей общего числа депутатов Государственной Думы.
Обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат принятые Государственной Думой законы, касающиеся:
а) федерального бюджета;
б) федеральных налогов и сборов;
в) финансового и таможенного регулирования и денежной эмиссии;
г) ратификации и денонсации международных договоров РФ;
д) статуса и защиты государственной границы РФ;
е) войны и мира.
Правительство Российской Федерации (глава 6)
Правительство РФ с марта 2004 года функционирует следующим образом:
-
Председатель Правительства определяет основные направления работы правительства и организует его работу;
2) его заместитель:
а) контролирует прохождение правительственных документов;
б) курирует подготовку законопроектов;
в) замещает Председателя во время его отсутствия.
Полномочия Правительства:
-
разработка программы социального и экономического развития РФ;
-
разработка проекта федерального бюджета и обеспечение его исполнения;
-
проведение единой финансовой политики РФ;
-
проведение единой социальной политики;
-
управление федеральной собственностью;
-
охрана общественного порядка, прав и свобод граждан;
-
обеспечение обороны страны и реализация внешней политики РФ.
Судебная власть (глава 7)
Судья - это гражданин РФ, в возрасте от 25 до 70 лет, с высшим юридическим образованием и опытом работы по профессии не менее 5 лет. Принципы работы судов и судей в РФ:
-
правосудие в РФ осуществляется только судом;
-
создание чрезвычайных судов не допускается;
-
судьи независимы и подчиняются только Конституции РФ;
-
судьи несменяемы (каждые 3 года их полномочия продляет Президент;
-
судьи неприкосновенны;
-
разбирательство во всех судах открытое;
-
судопроизводство осуществляется на основе равноправия сторон;
-
в случаях, указанных законом, в суде участвуют присяжные;
-
финансирование судов производится только из федерального бюджета.
Конституционный суд РФ состоит из 19 судей (к сравнению: в компактной и однонациональной Италии их 23, в такой же Франции – 25, в Германии – 29) и имеет следующие полномочия:
разрешает дела о соответствии Конституции законов и иных правовых актов; акты, признанные неконституционными, утрачивают силу; |
разрешает споры о полномочиях органов государственной власти; |
проверяет конституционность закона в конкретном деле по запросу суда; |
рассматривает жалобы граждан на нарушение конституционных прав; |
дает толкование Конституции по запросам органов власти РФ (ст. 125). |
Верховный суд - возглавляет систему судов общей юрисдикции; высший судебный орган по гражданским, уголовным и административным делам:
а) особой сложности;
б) по протестам на приговоры суда низшей инстанции;
в) по вновь открывшимся обстоятельствам;
г) обобщает и разъясняет вопросы судебной практики (ст. 126).
Высший арбитражный суд возглавляет четырехуровневую систему арбитражных судов по решению имущественных споров юридических лиц: 1) 86 субъектов федерации, в составе которых созданы административные коллегии, рассматривающие споры гражданина и государства;
2) арбитражные суды 10 федеральных округов;
3) 20 апелляционных арбитражных судов. Он надзирает за нижестоящими судами и дает разъяснения по вопросам судебной практики (ст. 127).
Прокуратура – это единая централизованная система в лице городских, районных и областных органов, подчиненных Генеральному прокурору. Прокуроры субъектов федерации назначаются Генеральным Прокурором по согласованию с ее субъектами (ст. 129).
Основные функции прокуратуры:
а) координация деятельности правоохранительных органов;
б) надзор за соблюдением законов всеми лицами;
в) государственное обвинение в уголовных делах;
г) расследование особо тяжких преступлений (убийства В. Листьева, Д. Холодова, Г. Старовойтовой, А. Политковской и других).
Местное самоуправление (глава 8)
Местное самоуправление в РФ:
а) обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью;
б) осуществляется гражданами путем референдума, выборов, и других форм прямого волеизъявления, а также через выборные и другие органы местного самоуправления.
Органы местного самоуправления самостоятельно:
а) управляют муниципальной собственностью;
б) утверждают и исполняют местный бюджет;
в) устанавливают местные налоги и сборы;
г) осуществляют охрану общественного порядка;
д) решают иные вопросы местного значения.
Органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для этого финансовых средств и под контролем государства.
Местному самоуправлению РФ гарантируется право на:
а) судебную защиту прав местного самоуправления при их ограничении;
б) компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти (ст. 130-133).
Конституционные поправки и пересмотр Конституции (глава 9)
Предложения о поправках и пересмотре Конституции могут вносить: Президент РФ, Совет Федерации и Государственная Дума, Правительство РФ, законодательные органы субъектов федерации, группа депутатов численностью не менее одной пятой Совета Федерации или Государственной Думы. Конституцией установлен не одинаковый порядок внесения поправок и пересмотра различных ее разделов.
1. Положения глав 1,2 и 9 Конституции не могут быть пересмотрены Федеральным Собранием. Но если предложение о пересмотре этих разделов будет поддержано тремя пятыми голосов от общего числа членов каждой палаты, то в соответствии с федеральным законом для этого созывается Конституционное Собрание.
Конституционное Собрание либо подтверждает неизменность действующей Конституции, либо разрабатывает проект новой Конституции, который принимается двумя третями голосов от общего числа его членов либо выносится на всенародное голосование. В последнем случае новая Конституция считается принятой, если за нее проголосовало более половины избирателей, принявших участие в голосовании, при условии, что в голосовании приняло участие более половины избирателей.
-
Поправки к главам 3-8 действующей Конституции принимаются двумя третями общего числа голосов каждой палаты и вступают в силу после одобрения их органами законодательной власти не менее, чем двух третей субъектов РФ.
-
Изменения в статью 65, определяющую состав РФ, вносятся на основании федерального конституционного закона о принятии в РФ и образования в ее составе нового субъекта федерации или об изменении конституционно-правого статуса субъекта РФ. В случае изменения названия субъекта федерации его новое название подлежит включению в статью 65 Конституции РФ.
Тема 3. Основы административного права Российской Федерации
Источники: 1) Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях; 2) закон РФ от 31 июля 1995 года "Об основах государственной службы Российской Федерации" (с изменениями на 27 мая 2003 года)
1. Понятие административного права - это отрасль публичного права, которая регулирует отношения государственного управления, осуществляемого органами исполнительной власти.
Главный метод регулирования административных отношений - императивно-повелительный, как правило, безальтернативный, имеющий обязательный характер в форме предписаний и основывающийся на государственном принуждении.
Принципы административного права:
-
равенство граждан перед законом независимо от национальности, социального положения, отношения к религии (но не относится к должностным лицам, ст.1.4);
-
презумпция невиновности: лицо считается невиновным, пока его вина не будет доказана в установленном порядке и оно не обязано доказывать свою невиновность;
-
обеспечение законности;
4) только закон, смягчающий административную ответственность, имеет обратную силу.
Круг отношений, регулируемых административным правом:
а) административно-правовые отношения;
б) правовой статус органов исполнительной власти;
в) государственная служба;
г) правовые акты в сфере государственного управления;
д) административное правонарушение и административная ответственность;
е) меры обеспечения дела об административном правонарушении.
2. Правовой статус органов исполнительной власти
Орган власти, использующий полномочия распорядительного характера с целью исполнения законов и иных правовых актов является исполнительным органом власти.
Конституция РФ-1993 поставила Правительство в прямую зависимость от Президента, а также в некоторую зависимость от Федерального Собрания. Так Президент:
-
назначает Председателя и членов Правительства;
-
определяет структуру органов исполнительной власти;
-
отправляет Правительство в отставку;
-
может председательствовать на заседаниях Правительства и определять их содержание,
а Государственная Дума:
-
дает согласие на назначение Председателя Правительства;
-
решает вопрос о доверии Правительству.