Файл: Ответы - Стилистика.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.08.2019

Просмотров: 1707

Скачиваний: 10

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СТИЛИСТИКА


1. Стилистика как раздел языкознания. Актуальные направления русской стилистики.

Стилистика -   раздел языкознания, в котором изучается система стилей того или иного языка, описываются нормы и способы употребления литературного языка в различных условиях языкового общения, в различных видах и жанрах письменности, в различных сферах общественной жизни.

Предметом С. является Язык в широком смысле слова (включая и Речь как форму существования языка). С. исследует способы выражения той дополнительной (стилистической) информации, которая сопутствует основному предметному содержанию речи. В связи с этим, одним из главных объектов С. признаётся система синонимических средств и возможностей языка на всех его уровнях.

С. изучает коллективную языковую норму также прошлых периодов развития языка. Этими вопросами занимается историческая С., которая стремится установить не только изменение того или иного стиля или стилистической окраски элементов языка, но прежде всего историю самой стилистической системы, становление, формирование и развитие стилевых разновидностей языка, историю их взаимодействия.

С. современного литературного языка занимается не столько определением стилистических свойств языкового материала, поскольку они воспринимаются носителями литературного языка непосредственно, интуитивно, без специального анализа текстов или высказываний, сколько исследованием совокупности стилистически окрашенных элементов разных стилей языка, выявлением норм построения текстов из этого материала.

Особый раздел С. составляет С. художественной литературы (художественной речи). С. художественной литературы выясняет способы художественного применения языка, совмещения в нём эстетических и коммуникативной функций, и как язык становится в литературе произведением искусства. Выявляются особенности художественного текста, способы построения разных типов авторского повествования и приёмы отражения в нём элементов речи описываемой среды, способы построения диалога, функции разных стилистических пластов языка в художественной речи, принципы отбора языковых средств.

Практическая С. является прикладной дисциплиной, заключающей в себе стилистические рекомендации в соответствии с требованиями культуры речи.

Элементы С. как науки заложены уже в античных теориях языка, традиции которых были восприняты средневековой филологией; эти традиции отразились и в рус. риториках 17 — начала 19 вв. Выдающуюся роль в истории С. русского языка сыграли работы М. В. Ломоносова, А. Н. Веселовского, М. Жирмунского, В. В. Виноградова Б. В. Томашевского и др. Как самостоятельная научная дисциплина С. оформилась в конце 19 — начале 20 вв.

Актуальные направления русской стилистики

1. Пражский лингвистический кружок – определяют функциональный стиль как оппозицию функциональному типу языка.


Функциональный стиль – явление речи, которое обслуживает конкретные ситуации речевого общения. По концепции пражских ученых, функциональный стиль – это манера исполнения речевых актов и она обусловлена индивидуальным вкусом или нормой (в зависимости от цели высказывания, ситуации).

Классификацию предлагали в зависимости от цели высказывания(практическое сообщение, вызов, объяснение) и в зависимости от способа изложения (личное\интимное, устное\письменное)

2. Русская филология (Виноградов)

Функциональный стиль – явление языка, которое связано с коммуникативным разнообразием литературного сознания.

Каждый стиль имеет иерархию, есть ядро и есть периферия стилистических возможностей.

В русской стилистике реализуется синтезирующая модель функционального стиля, рассматривая обновременно как эталон и стиль речи.

3. Современная лингвистика – дискурсивная трактовка функционального стиля.

Термин дискурс обозначел стиль, общий принцип построения коммуникации.

В отечественной школе дискурсом уже называли конкретное выражение речевой деятельности (текст, часть текста).

Для выделения дискурса необходимы параметры, кт создают целостность в пределах текста, они близки к параметрам функциональных стилей.

- вид коммуникативной Де

- конкретная ситуация речевого общения

- адресованность

- форма авторского присутствия

- форма, тип речи.

Речевая системность функционального стиля определят параметры, связанные с речевым выражением стилеобразующих факторов, закрепленных за различными стилевыми уровнями текста.

4. Когнетивная стилистика – изучает процесс познания в языке, представление в языке знаний. МИР – ЯЗЫК – СОЗНАНИЕ.

Задача – выявить единицы, отвечающие за хранение знаний, их интерпретацию и получение новых.

Отвечает на вопрос: почему говорящий для выражения тех или иных знаний выбирает тот или иной знак.


2. Характеристика функциональных стилей русского языка. Принципы их выделения, стилеобразующие признаки. Понятие функционального стиля.

Функциональный стиль  —  это исторически сложившаяся разновидность литературного языка, функционирующая в определенной сфере человеческой деятельности и общения, создаваемая особенностями употребления в этой сфере языковых средств и их специфической организацией.

В основе классификации стилей лежат экстралингвистические факторы: сфера применения языка, обусловленная ею тематика и цели общения. Сферы применения языка соотносятся с видами деятельности человека, соответствующими формам общественного сознания (наука, право, политика, искусство). Традиционными и социально значимыми сферами деятельности считаются: научная, деловая (административно-правовая), общественно-политическая, художественная. Соответственно им выделяются и стили официальной речи (книжные): научный, официально-деловой, публицистический, литературно-художественный (художественный). Им противопоставлен стиль неофициальной речи  —  разговорно-бытовой  —  разговорный), экстралингвистической основой которого является сфера бытовых отношений и общения (быт как область отношений людей вне их непосредственной производственной и общественно-политической деятельности).


Нередко классификацию функциональных стилей связывают с функциями языка, понимаемыми как определенные цели коммуникации. Так, известна классификация стилей на основе трех функций языка: общения, сообщения и воздействия. Функции общения наиболее соответствует разговорный стиль, сообщения  —  научный и официально-деловой, воздействия  —  публицистический и литературно-художественный. Однако при такой классификации отсутствует дифференцирующее основание, позволяющее разграничить научный и официально-деловой, публицистический и литературно-художественный стили. Функции языка характеризуют его в целом и присущи в той или иной степени любому стилю.

Стилеобразующие факторы. Сфера применения языка, тематика и цели высказывания определяют существенные признаки стиля, его основные стилеобразующие черты.

Для научного стиля  —  это обобщенно-отвлеченный характер изложения и подчеркнутая логичность,

для официально-делового  —  предписующе-долженствующий характер речи и точность, не допускающая разночтения,

для разговорного  —  непринужденность, непосредственность и неподготовленность общения и т.д.

Стилеобразующие факторы обусловливают особенности функционирования языковых средств в том или ином стиле, их специфическую организацию.

Следует иметь в виду, что функционально-стилистические границы современного литературного языка очень подвижны. Как подчеркивал В. В. Виноградов, «разные функциональные стили речи находятся в живом соотношении и взаимодействии». Функциональные стили не представляют собой замкнутой системы. Основная часть языкового материала — общеязыковые, межстилевые средства. Поэтому очень важно знать и тонко чувствовать специфические особенности каждого функционального стиля, умело пользоваться языковыми средствами разных стилей в зависимости от ситуации общения и целей высказывания. Владение функциональными стилями является необходимым составным элементом культуры профессиональной речи дипломата, политика, преподавателя, журналиста, адвоката, руководителя предприятия.



3. Научный стиль. Система подстилей и жанров. Специфика устной разновидности научного стиля. Письменная форма реализации научного стиля языка.

Научный стиль – это стиль, который обслуживает научную сферу общественной деятельности. Он предназначен для передачи научной информации в подготовленной и заинтересованной аудитории.

Научный стиль имеет ряд общих черт:

1) предварительное обдумывание высказыва­ния;

2) монологический характер высказывания;

3) строгий отбор языковых средств;

4) тяготение к нормированной речи.  

Исконная форма существования научной речи письменная. Она долговре­менно фиксирует информацию, более удобна для обнаружения неточно­стей и логических нарушений. Письменная форма экономична, так как дает адресату возможность устанавливать свой личный темп восприятия и позволяет обращаться к ин­формации многократно и в любое время. Первичность письменной формы накладывает заметный отпечаток на строй научной речи. 


Лексические признаки научного стиля речи

1. Отвлеченный, обобщенный характер научного текста - широкое употребление слов с абстрактным значением: функция, диспозиция, секвестр.

2. насыщенность терминами

3. Для языка науки характерно использование заимствованных и интернациональных моделей (макро-, микро-, метр, интер-, граф и т.д.): макромир, интерком, полиграф.

4. существительные и прилагательные с определенным типом лексического значения и морфологическими характеристиками. Например, существительные, выражающие понятие признака, состояния, изменения на -ние, -ость, -ство, -ие, -ция.

Морфологические признаки научного стиля речи

проявляются в выборе форм частей речи.

1. используются глаголы несовершенного ви­да. Формы на­стоящего времени, которые имеют вневремен­ное обобщенное значение

2. употребляются краткие прилагательные, например: Многообразны функции.

Синтаксические признаки научного стиля

1. употребление именного сказуемого (а не глагольного), что способствует созданию именного ха­рактера текста.

3. распространение безлич­ных предложений разных типов.

4. преобладают СПП с разными союзами (для выражения причинно-следственных связей)

7. вводные словосочетания с указанием на источник сообщения  

Жанровое многообразие научного стиля речи. Сфера применения научного стиля очень широка. Совершающаяся на наших глазах научно-техническая революция вводит во всеобщее употребление огромное количество терминов. Широкое и интенсивное развитие научного стиля привело к формированию в его рамках следующих разновидностей (подстилей): 

  1. собст­венно научный (монографии, диссертации, научные статьи, доклады);

  2. научно-популярный (лекции, статьи, очерки);

  3. учебно-научный (учебники, методические пособия, программы, лекции, конспекты);

  4. научно-деловой (техническая документация, контракты, инструкции)

  5. научно-информативный (патентные описания, информативные рефераты, аннотации);

  6. научно-справочный (словари, энциклопедии, справочники каталоги).

Каждому подстилю и жанру присущи свои индивидуально-стилевые черты, которые, однако, не нарушают единства научного стиля, наследуя его общие признаки и особенности.



4. Культура дискутивно-полемической речи. Спор, дискуссия, полемика. Приёмы убеждения оппонента.

Спор — это публичное обсуждение проблем, интересующих участников обсуждения, вызванное желанием как можно глубже, обстоятельнее разобраться в обсуждаемых вопросах: это столкновение различных точек зрения в процессе доказательства и опровержения.
Спор рождается на довольно высоком уровне познания действительности. Для его возникновения необходимы два предварительных условия:
1) сформулирована и получила всеобщее признание важная проблема;
2) предложено хотя бы одно решение этой проблемы.
Сегодня в условиях оживленных дискуссий, споров, полемики прежде всего по общественно-политическим вопросам ощущается нехватка культуры ведения диалога в широком смысле, что означает неумение аргументированно излагать свою точку зрения, выслушивать и понимать точку зрения оппонента, оценивать ее, в соответствии с позицией оппонента корректировать свою позицию.
Необходимым и основным логическим элементом структуры дискуссии является тезис или тема, которые доказываются участниками спора. Один участник спора утверждает, что такая-то мысль верна, а другой — что она ошибочна. Мысль, для обоснования истинности или ложности которой строится доказательство (аргументация), называется тезисом доказательства.


Практически спор происходит следующим образом: некто высказывает мысль (тезис), оппонент находит в ней уязвимые места (пункты разногласия), указывает на них и выдвигает положение, представляющееся оппоненту истинным (антитезис).

Особенностью аргументационного текста является то, что в нем реализуется логико-лингвистическая структура, для обозначения которой употребляется термин «аргументационная конструкция». В качестве доводов могут выступать также факты, т. е. явления действительности, которые подтверждают тезис или согласуются с ним. Другими словами, это должны быть такие мысли, которые считаются верными не только нами самими, но и теми людьми, кому мы доказываем, и из которых вытекает истинность или ложность тезиса. В процессе выдвижения аргументов нужно следить за тем, чтобы тезис и доводы были связаны таким образом, чтобы тот, кто признает верным довод, должен, был непременно признать верным и тезис. Если эта связь сразу не видна, нужно уметь показать, что она существует.
Выделяются типичные ошибки в аргументационной деятельности: а) ошибка в тезисе; б) в аргументации; в) в связи между аргументами и тезисом, т. е. в рассуждении.
Ошибками в тезисе являются: отступление от тезиса, подмена тезиса, потеря тезиса. Отступлением от тезиса считается случай, когда вместо исходного тезиса доказывается сходный или как-либо связанный с ним, или не имеющий видимой связи. Если спорящий осознает, что он не может доказать или защитить исходный тезис, он может попытаться этот тезис заменить. Данный вид ошибки называется подменой тезиса. Случается, что участник спора в своих рассуждениях отходит от исходного тезиса настолько далеко, что забывает его. В этом случае ошибка называется потерей тезиса.
Ошибки в доводах. Таковых две: а) ложный довод — когда аргумент представляет собой ложную мысль; б) произвольный довод — тот, который не является заведомо ложным, но требует доказательства сам по себе.
Ошибки в «связи» между аргументами и тезисом состоят в том, что тезис не вытекает, не становится очевидным из тех доказательств, которые приводятся в рассуждении.



5. Публицистический стиль, его подстили и жанры; стилевые черты и их проявление в языковых средствах.

Публицистика – это особый тип литературных произведений, в которых освещаются, разъясняются актуальные вопросы общественно-политической жизни, поднимаются нравственные проблемы.

Публицистический стиль используется в общественно-политической сфере деятельности. Основные средства публицистического стиля рассчитаны не только на сообщение, информацию, логическое доказательство, но и на эмоциональное воздействие на слушателя (аудиторию).

Характерными особенностями публицистических произведений являются

- актуальность проблематики, - политическая страстность,- образность, - острота и яркость изложения.