Файл: Ответы - Стилистика.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.08.2019

Просмотров: 1750

Скачиваний: 10

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Существуют требования логики, предъявляемые к любому тексту и связному человеческому высказыванию: точность, определенность, непротиворечивость, обоснованность и последовательность мышления. На этих требованиях основаны правильные логические операции - умозаключение, доказательство, определение и др.

Требования логики вытекают из четырех основных логических законов, три из которых были сформулированы Аристотелем, а четвертый - Лейбницем.

  1. Закон тождества

  2. Закон противоречия

  3. Закон достаточного основания

  4. Закон исключенного третьего

Закон исключенного третьего вытекает из первых двух и добавляет к другим требованиям требование последовательности, способствует устранению из рассуждений неопределенных двусмысленных выражений, употреблению определенных вопросов и ответов в дискуссиях: «Из двух противоречащих друг другу высказываний в одно и то же время в одном и том же отношении одно непременно истинно». При этом закон не оговаривает, какое из двух суждений является истинным, но третьего истинного нет.

Напр.: Все студенты отличники.

            Неверно, что все студенты отличники.

В данном случае одно из суждений (а именно- второе) истинно. При этом необходимо помнить, что закон имеет силу только для отношений контрадикторной противоположности, то есть противопоставляющей половину объема понятия другой половине (правда - неправда, хороший - нехороший, теплый - нетеплый). Для отношений контрарной (диаметральной) противоположности, то есть противопоставляющей только крайние точки понятий (плохой - хороший, глупый - умный, теплый - холодный), закон силы не имеет. Например, в противопоставлении : «Все студенты отличники. - Ни один студент не отличник.» - оба суждения будут ложными.

Закон исключённого третьего. Третий закон логического мышления — закон исклю­чённого третьего — гласит: из двух противоречащих выс­казываний в одно и то же время, в одном и том же отно­шении одно непременно истинно. Третий закон обеспечивает связность, непротиворечивость мыс­ли, служит основанием для выбора истинного суждения. Точность подбора противоречащих высказываний, чёткость их формулировки, конструктивная ясность текста делают очевидным действие этого закона, способствуют логической определённости из­ложения, позволяют достичь последовательности развития мысли. Непременное условие соблюдения третьего закона логики – сопоставляемые высказывания должны быть действительно про­тиворечивыми, т. е. такими, между которыми нет и не может быть среднего, третьего, промежуточного понятия. Они должны исклю­чать друг друга.. Третий закон логического мышления важен для редактора и как инструмент при профессиональной оценке текста: отвергая один вариант текста, принимая другой, редактор опирается на этот закон.




11. Виды правки. Правка-обработка.

Редактирование- это критический анализ произведения с целью его правильной оценки и помощи автору в совершенствовании содержания и формы ради интересов читателя и общества

Когда связь между смысловыми звеньями текста необходима, сокращение его крупными частями невозможно. В этом случае прибегают к сокращениям внутритекстовым, связанным с более глубоким вмешательством в текст. Сокращения, обусловленные литературными качествами произведения, следует рассматривать уже как правку-обработку. Обработка – самый распространённый вид правки. Её задача – подготовка к публикации окончательного варианта текста, в котором полностью учтены результаты редакторского анализа. Цель обработки – литературная отделка текста, совершенствование его формы, уточнение идеи автора, его замысла. По своему характеру изменения, вносимые при этом в текст, разнообразны: сокращения, дописывание отдельных фрагментов, замена слов и оборотов речи, изменение синтаксических структур, совершенствование композиции. Особенности авторской манеры изложения, его стиль правка-обработка изменять не должна.


12. Логические основы редактирования. Ошибки, возникающие при нарушении закона достаточного основания.

Логичность, то есть следование законам правильного мышления присуща нормальному человеческому сознанию. Для редактора важно выработать способность профессионально оценивать текст с логической стороны, а для этого он должен четко представлять себе роль логических связей в тексте, владеть приёмами  логического анализа.

В теории редактирования логикой текста и его логическими основами начали заниматься в конце 50-х годов. Основы этого направления были заложены статьей профессора А.В. Западова «Логические основы редактирования», появившейся в сборнике «О редактировании книги». Впоследствии разработкой этой области редактирования занимались Б.И. Свинцов и Ю.Д. Лотман.

Существуют требования логики, предъявляемые к любому тексту и связному человеческому высказыванию: точность, определенность, непротиворечивость, обоснованность и последовательность мышления. На этих требованиях основаны правильные логические операции - умозаключение, доказательство, определение и др.

Требования логики вытекают из четырех основных логических законов, три из которых были сформулированы Аристотелем, а четвертый - Лейбницем.

1.Закон тождества

2.Закон противоречия

3.Закон достаточного основания

4.Закон исключенного третьего


Закон противоречия формулирует требование непротиворечивости и звучит так: «Не могут быть одновременно истинными противоположные мысли об одном и том же предмете, взятом в одно и то же время и в одном и том же отношении».

Напр.: П. знает английский язык.

            П. не знает английского языка.


Одновременно истинными эти суждения быть не могут, истинно или одно, или другое суждение, причем закон не оговаривает, какое именно.

При этом необходимо помнить, что ограничения действия этого закона заложены непосредственно в его формулировке и обязательно выполнение их всех. То есть необходимо убедиться, что выполняется закон тождества и речь идет об одном и том же П. (так как один П. может знать английский язык, а другой П. - нет); что суждения относятся к одному и тому же времени (П. может не знать языка, а потом выучить и наоборот); что утверждение и отрицание рассматриваются в одном и том же отношении (так в понятие «знает» может входить значение «читает со словарем», а может - «работает переводчиком»).


13. Профессиональные качества редактора. Нормы редакторской этики.

14. Редактирование текстов различных видов. Повествование.

Повествование – самый распространенный, естественный способ изложения. Это рассказ о том, в какой последовательности происходят события. Простота повествования обманчива, т.к. повторы, недописанные части ухудшают качество текста. Задача осложнения: может быть обратная последовательность событий, перемежающиеся события, может возвращение в прошлое, экскурсы в будущее.

Чтобы правильно построить повествование, надо правильно выбрать события, которые станут узлами повествования ( опорная точка в повествовании, в котором действие меняется). С точки зрения логики узлы равноправны, связь между ними сочинительная. Повествовательный текс должен дать читателю понять, как происходит событие. Должно иметь свой ритм и интонацию.

Чем точнее и продуманнее повествование, тем более простым и естественным оно будет.

Синтаксическая структура опирается на глаголы совершенного вида прошедшего времени. Центр тяжести перенесен на глаголы, на динамику.

Есть 2 способа повествования: эпический (обобщенный рассказ о событиях, о результатах каких-то действий) и сценический ( не обобщенное, а наглядное событие через текст, важны частности, подробности).

Эпическое характерно научному изложению, сценическое – художественной литературе. Выделяется и третий вид – кинематографическое ( повествование, где черты сценического изображения выражаются особенно ярко, темы подчеркнуто-стремительные), это демонстрация действия в конкретно-зрительной форме.

В кинематографическом способе используется метод монтажа как прием построения. Метод заставляет творить самого зрителя.

При редактировании надо учитывать удачно ли выбраны узлы повествования, ясна ли суть происходящего, его связь с предыдущим и последующим событием. Надо устранять неясности при пропуске узлов повествования, исключать упоминания о несуществующих событиях.

В зависимости от жанра личность рассказчика и степень его участия в событиях меняется. В заметке повествование спокойное, последовательное, авторское Я минимально. В репортаже важным является не только событие, важны чувства, эмоции автора и участников события. В заметке глаголы прошедшего времени, в репортаже – настоящего.


Синтаксическая и логическая структура информационных материалов опирается на стереотипы. Привычные и закрепленные формы позволяют концентрировать внимание читателя на самих фактах, дают ему возможность почувствовать новизну события. При редактировании отход от этих стандартов вносит в текст дополнительные смысловые акценты, которые должны быть мотивированы.

В публицистике ни один элемент структуры не может освобождаться от информационной нагрузки.

Хроникальное событие лишено подробностей.

15. Редактирование текстов различных видов. Описание.

Описание должно дать последовательное перечисление свойств или характерных черт предмета или явления. Дает внешние, видимые особенности предмета, присущие ему в определенный момент.

Делится на динамическое ( представляет объект в динамике, в действии в конкретный момент) и статическое (содержит элементы описываемого предмета, который находится в покое, статике). Описание Дарьяльского ущелья статическое, входа учителя в класс – динамическое. Структура описания: фрагменты описания являются его элементами, логическая структура описания – последовательность равноправных элементов, объединенных сочинительной связью. Преобладают глаголы несовершенного вида требование: оно должно включать наиболее существенные детали ( скалы, теснота, клочок неба, ручьи, камни). Элементы динамичного – влетал как метеорит, класс встал, двери звенят.

Элементы должны быть в такой последовательности, чтобы читатель имел целостную картину, не перегруженную лишними подробностями, не вызывать чувство неудовлетворенности неполнотой.

В справочной, научной, учебной литературе описание должно быть точным, четким, лаконичным, развиваться от общего к частному или наоборот.

Некоторые описания допускают машинную обработку текста. В публицистике описание должно выполнять 2 функции: 1) информировать читателя; 2) эмоционально воздействовать на него.

Редактор должен исключить все лишнее, ненужное, проследить принцип системности элементов.

В целом, для журналистских публикаций полные информационные описания не характерны, т.к. журналистика ориентирована на новое знание, новую информацию.

Типичные недостатки: 1) выбор нехарактерных элементов; 2) перегрузка текста несущественными деталями; 3) нарушение последовательности изложения; 4) выбор неадекватных языковых средств ( неточность слов); 5) искажение фактической стороны


16. Работа редактора над композицией рукописи.

Композиция рукописи, ее построение зависит от замысла автора, назначения произведения, его содержания и жанра.

Анализ и совершенствование композиции – первый этап редактирования. Если редактор начинает анализ с устранения недочетов языка и стиля, это говорит о его некомпетентности. Недостатки в композиции более существенны, чем недостатки языка.


Правило построения произведения утверждает: последовательность частей должна быть мотивированной, части – соразмерными, а приемы композиции должны определяться жанром.

Прочность построения произведения достигается чётким выделением центральной проблемы, умением отобрать необходимое и отказаться от всего лишнего, гармоничностью сочетания частей.

Требования для построения всех литературных произведений:

  1. Композиционная полнота

  2. Необходимость элементов

  3. Единство элементов

Принято различать композицию художественного произведения, в основе которого лежит сюжет, и композицию произведения, не относящегося к литературе художественной, в основе которого лежит план, т. е. поэтический образ в первом случае, логическое построение – во втором.

Редактор рассматривает произведение в целом, чтобы оценить авторский замысел, проследить композицию и внесюжетные включения (лирические отступления, различные композиционные рамки и др.). чем сложнее произведение, тем сложнее его композиция, в которой могут быть сдвиги во времени, рассказ от лица разных героев. Четкость построений – необходимое требование к произведениям публицистики.

Специфика литературной формы материалов массовой информации выдвигает перед редактором серию специальных проблем при работе над композицией и делает более жёсткими требования, предъявляемые к построению этих материалов.

Исходя из наличия художественных-нехудожественных текстов, композиционные приемы делятся на логические и образные. Редактор должен понимать их суть и подходить к ним творчески.

При редактировании информационных публицистических материалов, редактор использует логическое построение текста. Идеально-линейная последовательность изложения. Приемы изложения нейтральны. В аналитических и художественных текстах переплетение логических и образных приемов композиции.

Достоинство и недостатки построения текста помогает выявить работа над планом рукописи. Редактор встречается с планами 3х видов:

  1. Авторский план будущего произведения. Совместная работа над планом помогает редактору понять особенности мышления автора, выработать тактику общения, найти форму для замечаний, определить направление рекомендаций.

  2. План написанного произведения. Редактор может представлять план, представленный автором рукописи, деля текст на части и озаглавливая их. Это помогает выявить ход авторской мысли, оценить форму соразмерных частей. Особое внимание уделяется последовательности изложения, пропорциональности частей. Можно рекомендовать автору ввести для членения систему рубрик. Редактор проверяет соответствие подзаголовков, членение рукописи на абзацы. Если части, эпизоды произведения можно передвигать, сокращать, добавлять новые – структура плохая. Составляя план рукописи, редактор как бы идет вслед за автором.