Файл: osnovy_tele_zhurnalistiki пз1.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.09.2019

Просмотров: 218

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Практическое занятие № 1

«История развития телевещания в СССР»


  1. Программа «Время» как первая информационная программа.

«Вре́мя» — информационная программа Первого канала (с 1995), ранее Центрального телевидения (1968—1991), Всесоюзной государственной телерадиокомпании (1991), Всероссийской государственной телерадиокомпании «Останкино» (1994—1996). Выходит в эфир по первому каналу (до 1991 года по второму телеканалу, третьему телеканалу, четвёртому телеканалу и пятому телеканалу, а также по первому каналу Болгарского телевидения). Производится Дирекцией информационных программ ОАО «Первый канал» (с 1996). Ранее производилась Главной редакцией информации Центрального телевидения (1968—1991), Студией информационных программ Всесоюзной государственной телерадиокомпании (1991), Информационным телевизионным агентством Всероссийской государственной телерадиокомпании «Останкино» (1994—1995). Выходит в эфир ежедневно в 21:00 с 1972 года, кроме 31 декабря и 1 января, когда программа в отпуске. 9 мая программа выходит в 22:00 в связи с праздничным салютом[2].; хронометраж — 30 минут в будни и 20 минут в выходные и праздничные дни. До 31 декабря 1989 года выходил также повтор программы на следующий день после эфира в 12:30.

  1. История создания программы «КВН».

КВН («Клуб весёлых и находчивых») — телевизионные юмористические игры, в которых команды различных коллективов (учебных заведений, вузов, предприятий и т. д.) соревнуются в юмористических ответах на заданные вопросы, импровизациях на заданные темы, разыгрывании заранее заготовленных сцен и т. д. Первый ведущий — Альберт Аксельрод — покинул программу в 1964 году, Сергей Муратов и Михаил Яковлев покинули КВН вместе с ним. Аксельрода заменил студент МИИТ Александр Масляков (с тех пор он — постоянный ведущий этой передачи), вместе с ним передачу вела диктор Светлана Жильцова. Аббревиатура КВН расшифровывалась как «Клуб весёлых и находчивых», но, кроме того, это была марка тогдашнего телевизора — КВН-49. В передаче КВН уже соревновались команды. Заставкой к передаче служила песня «Берите в руки карандаш» в исполнении Олега Анофриева.

КВН, как и «Вечер весёлых вопросов», пользовался огромной популярностью. По всей стране возникло КВН-движение. В подражание передаче игры КВН устраивались в школах, пионерских лагерях и т. д. Отборочные турниры КВН проходили в вузах по всей стране, на телевидение попадали лучшие команды[1].

Поскольку команды часто иронизировали над советской действительностью или идеологией, с какого-то момента их стали передавать не в прямой трансляции, а в записи, и сомнительные с идеологической точки зрения шутки вырезали. Передача раздражала руководителя центрального телевидения Сергея Лапина, и вскоре ей стало заниматься КГБ. Цензура со временем становилась всё более жёсткой, вплоть до того, что на сцену нельзя было выходить с бородой (это считалось насмешкой над Карлом Марксом). В конце 1971 года, после разбирательств Лапина с Муратовым, передачу закрыли[1], что явилось одним из признаков наступившего в стране застоя.



  1. Цензура на советском телевидении.

Цензу́ра в СССР — контроль советских и партийных органов СССР над содержанием и распространением информации, в том числе печатной продукции, музыкальных и сценических произведений, произведений изобразительного искусства, кинематографических и фотографических произведений, передач радио и телевидения, с целью подавления всех источников информации, альтернативных официальным[1], ограничения либо недопущения распространения идей и сведений, считавшихся вредными или нежелательными.

Система всеобщей политической цензуры включала различные формы и методы идеологического и политического контроля — наряду с прямыми (запрет публикации, цензорское вмешательство, отклонение рукописей) применялись самые разнообразные косвенные методы, относящиеся к кадровой, издательской, гонорарной политике[1].

Функции цензурного контроля были возложены на специальные государственныеучреждения[2]. Цензура контролировала все внутренние официальные каналы распространения информации: книги, периодические издания, радио, телевидение, кино, театр и т. д.[3], информацию, поступающую извне (глушение зарубежных радиостанций, вещающих на языках народов СССР, скрупулёзный контроль печатной продукции зарубежных СМИ на предмет «антисоветчины»).
Также широко была распространена и
 самоцензура.Цензура в СССР носила в первую очередь идеологический характер. Исследователи отмечают, что советская цензура, в частности, не препятствовала показу сцен насилия, если они соответствовали текущим идеологическим установкам — например, демонстрировали уничтожение врагов советской власти или обличали зверство врага[4][5].

Основными объектами цензуры были так называемая «антисоветская пропаганда» (в которую включалось всё, что не соответствовало текущим идеологическим установкам), военные и экономические секреты (например, информация о местах заключения и географические карты), негативная информация о состоянии дел в стране (катастрофы, экономические проблемы, межнациональные конфликты, отрицательные социальные явления и т. д.), любая информация, которая могла вызвать нежелательные аллюзии.Большинство исследователей отмечает тотальный характер советской цензуры и подчинение цензурных органов контролю со стороны Коммунистической партии Советского Союза[6][7][8]. Правозащитники утверждали, что цензурная практика нарушает международные обязательства СССР[9][10].


  1. М.Горбачев и телевидение эпохи перестройки. Особенности периода.

ХЗ ЧЁ. Постоянно критиковал ТВ. В 93 году обвинил телевидении в необъективности. Во вранье на счет октябрьских событий (вся это возня с презедентами)


  1. Программа «Взгляд».

Взгляд — популярная телепрограмма Центрального телевидения (ЦТ) и Первого канала (ОРТ), одна из программ «изменивших представление россиян о телевидении». Главная передача телекомпании ВИDОфициально выходила в эфир со 2 октября 1987 года по апрель 2001 года. Ведущие первых выпусков программы: Олег Вакуловский, Дмитрий Захаров, Владислав Листьев и Александр Любимов. В апреле 1987 года на заседании ЦК КПСС было принято закрытое решение о создании молодёжной вечерней пятничной передачи[2], а уже в октябре в Молодёжной редакции ЦТ (Анатолий Лысенко, Эдуард Сагалаев, Анатолий Малкин, Кира Прошутинская) появилась вечерняя информационно-музыкальная передача для молодёжи «Взгляд». Тогда, в конце 80-х, идею такой передачи поддержал Александр Яковлев, секретарь ЦК КПСС по идеологии. Чуть позже в эфире был объявлен конкурс на название программы. Однако, существует версия, что название передачи придумал Эдуард Сагалаев, который тогда возглавлял «молодёжку». Формат передачи включал в себя прямой эфир из студии и музыкальные клипы. В условиях отсутствия на территории страны каких-либо музыкальных передач, транслировавших современную зарубежную музыку, это была единственная возможность увидеть клипы многих исполнителей, популярных в тот момент на Западе.


Вначале едущих передачи было четверо: Владислав Листьев, Александр Любимов, Дмитрий Захаров и Олег Вакуловский. Затем Александр Политковский. Чуть позже к ним присоединились Сергей Ломакин и Владимир Мукусев. Скандал разразился 26 декабря 1990 года, когда руководство Гостелерадио СССР запретило выход в эфир новогоднего выпуска «Взгляда». Председатель Гостелерадио СССР Леонид Кравченко мотивировал запрет нежелательностью обсуждения отставки министра иностранных дел СССР Э. А. Шеварднадзе. 10 января 1991 года первый заместитель Председателя Гостелерадио СССР подписал приказ о приостановлении производства и выхода в эфир программы, означавший, по сути, запрет на выход в эфир[5].


26 февраля 1991 года перед гостиницей «Москва» прошла манифестация в защиту гласности с участием «взглядовцев», собравшая полмиллиона участников[6]. В апреле 1991 года вышел первый «Взгляд из подполья», который готовили Александр Любимов и Александр Политковский.

23 и 25 августа и 1991 года вышли специальные выпуски «Взгляда», посвящённые событиям 19-23 августа 1991 года. С 1992 по 1993 год функцию программы «Взгляд» фактически выполняли четыре программы телекомпании ВИD: «Тема», «МузОбоз», «Красный квадрат» и «ПолитБюро»[7][8]. Причём в сюжетах последних двух программ использовался всеми известный «ромбик». В сентябре 1993 года «Красный квадрат» был закрыт, а уже в октябре было закрыто «ПолитБюро».

В 1993 году вышло два специальных выпуска «Взгляда» в формат ток-шоу. Первый выпуск, посвящённый референдуму «да-да-нет-да», вышел в апреле и его подготовили Александр Любимов, Владислав Листьев и Александр Политковский, а также Иван Демидов в качестве главного режиссёра. Второй выпуск, посвящённый новой политической элите России, вышел в июне.

27 мая 1994 года вышел в эфир «Взгляд с Александром Любимовым» в формате информационно-аналитической программы. Гостем первого выпуска стал Александр Солженицын, который в тот же день прибыл в Москву впервые после длительной эмиграции. [9]

Большое внимание программа уделяет разрастающемуся с ноября 1994-го года конфликту в Чеченской республике. Во время первой и второй чеченской войны Александр Любимов неоднократно вылетает в зону боевых действий.

Обновлённый «Взгляд» неоднократно поднимал проблемы морали, бедности, безработицы, пытался преодолеть «кризис веры», охвативший многих, и показывает незаурядных людей из среды фермеров, учителей, врачей и рабочих. Особое внимание уделяется борьбе с наркоманией. Свое первое интервью федеральному телевидению основатель фонда «Город без наркотиков» Евгений Ройзман дал именно в этой программе.

С октября 1996 года до 1999 года соведущим «Взгляда» был Сергей Бодров.

До 1998 года программа выходила поздно вечером по пятницам, с 1998 года поздно вечером по понедельникам.


В апреле 2001 года, после назначения Александра Любимова Первым заместителем Генерального директора ОРТ, программу пришлось закрыть. Это закрытие было неожиданным, поскольку ещё в начале 2001 года проводился кастинг на соведущего программы.


  1. Владислав Листьев – журналист, изменивший советское телевидение.

Владисла́в Никола́евич Ли́стьев (10 мая 1956Москва — 1 марта 1995, Москва) — советский и российскийтелеведущий и журналист, первый генеральный директор ОРТ, предприниматель. Автор и первый ведущий таких передач, как «Взгляд», «Час пик», «Поле чудес». Был убит 1 марта 1995 года.

Окончил школу-интернат имени братьев Знаменских спортивного общества Спартак в Сокольниках (кандидат в мастера спорта по лёгкой атлетике). Был чемпионом СССР по бегу на 1000 метров среди юниоров[5]. Затем работал инструктором по физической культуре спортивного общества «Спартак». Проходил срочную службу под Москвой вТаманской гвардейской дивизии[6]. После рабфака окончил международное отделение факультета журналистики МГУ.

С 1982 года работал редактором радиовещания на зарубежные страны Главной редакции пропаганды ГостелерадиоСССР. В 1987 году перешёл на работу в Молодёжную редакцию Центрального телевидения одним из ведущих программы «Взгляд». Вдохновлённые успехом программы «Взгляд», Листьев и его коллеги основали телекомпаниюВИD (аббревиатура от «Взгляд И Другие»), которая делала телепрограммы для Первого канала Центрального телевидения.

Даже 10 лет спустя «Огонёк» позиционировал ведущих как «народных героев»[7]:

С 1991 года Листьев — генеральный продюсер телекомпании, а с 1993 года — её президент. В период своей работы в телекомпании «ВИD» Листьев был автором и первым ведущим таких телепроектов, как «Поле чудес», «Тема» и «Час пик», а также создателем программ «Звёздный час», «L-клуб», «Серебряный шар» и «Угадай мелодию»; в этот же период стал конфликтовать с партнерами по компании[8]. В книге «Влад Листьев. Пристрастный реквием» рассказано, что Листьев был «смещён» с должности президента компании своими коллегами (его место занял Александр Любимов)[9].

В 1994 году стал инициатором автошоу «Гонки на выживание», которые ежегодно проводятся с 1996 года в различных городах России.

В январе 1995 года Листьев ушёл из телекомпании «ВИD», став генеральным директором новой телекомпании ОРТАлександр Кондрашов в своей рецензии на книгу Евгения Додолева «Битлы перестройки» обращает внимание на утверждение, что «на пост генерального директора ОРТ Березовский выбрал Влада, так как из всех кандидатов у него у единственного был титульный пятый пункт»[10]. Листьев немедленно затевает серьёзные преобразования в хозяйственной политике компании. Совет директоров ОРТ по предложению заместителя генерального директора Б. Патаркацишвили принимает беспрецедентное решение — ввести с 1 апреля мораторий на показ рекламы на первом федеральном канале, Влад Листьев утверждает этот приказ. Это решение было направлено в первую очередь против объединения рекламных агентств, контролировавших размещение 100 % рекламы на Первом канале.


Неоднократно приглашался в жюри Высшей лиги КВН.

  1. Программа А.Невзорова «600 секунд».

телевизионная передача, выходившая в эфир в 1987—1993 годах на Ленинградском телевидении (Пятом канале). За 10 минут ведущий — чаще всего Александр Невзоров — успевал рассказать об основных событиях дня в Ленинграде/Санкт-Петербурге, дать видеоряд и комментарий. Передача имела высокий зрительский рейтинг и стала одним из символов Перестройки. За время существования программы в ней было пять ведущих. Передача впервые вышла в эфир 23 декабря 1987 года. В первые годы существования передача притягивала к себе внимание в основном своей новизной и динамичностью, которая была подчёркнута счётчиком секунд в углу экрана. Массовая публика узнала о передаче задолго до сюжета программы «Взгляд», подготовленного осенью 1989 года. Передача использовала провозглашённую властями политику Гласности и показывала сюжеты о коррупции чиновников и критиковала членов Ленсовета, противостоящих демократическим начинаниям Анатолия Собчака; позже, когда Собчак стал мэром Ленинграда, она критиковала и его самого. В передаче присутствовал и юмор: например, первого апреля 1990 года было показано интервью с инопланетянином, задержанным милицией.


В марте 1993 года программа не вышла в эфир, вместо традиционного антипрезидентского сюжета был продемонстрирован репортаж о митинге в поддержку Ельцина на Дворцовой площади. Программа не вышла по указанию директора Федеральной телевизионной службы (ФТС) Бэллы Курковой. Сотрудники программ сообщили, что за час до эфира аппаратная и эфирная студии были блокированы милицией. Редакция программ сделала заявление в адрес Ельцина, где говорилось, что «это полностью дискредитирует ваши указы, в частности, указ о свободах для средств массовой информации». Действия Федеральной телевизионной службы были названы «грубым подлогом», а её руководство — «холопами, трусами и подлецами», «такими же, как их президент»[1].


В апреле 1993 года начальник Петербургского управления министерства безопасности России (УМБР) В. Черкесов сообщил, что по предложению прокуратуры города был проведён анализ стенограммы передачи «600 секунд» за 22 марта для выяснения возможного наличия состава преступления. По выводам УМБР, в программе нет ни открытых призывов к захвату власти, ни призывов к насильственному изменению Конституционного строя, уголовный кодекс программой не нарушен, о чём 5 апреля было направлено соответствующее представление прокурору города. Совет председателей Федерации профсоюзов Петербурга выразил протест против ограничения гласности на телевидении, требуя снятия ограничения на выход программы[2].


После указа Ельцина о роспуске Съезда народных депутатов и Верховного Совета России от 21 сентября только эта телепрограмма освещала деятельность сторонников Верховного Совета в неотрицательном свете. Последний раз вышла в эфир 1 октября 1993, незадолго до штурма Белого дома, после чего была навсегда закрыта Бэллой Курковой.