Файл: методические рекомендации для студентов и преподавателей.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.09.2019
Просмотров: 116
Скачиваний: 1
Методические указания для преподавателей
В результате изучения дисциплины студенты должны познакомиться с профессиональными специализациями современного ТВ и содержанием профессии тележурналиста, а также профессий смежных специальностей телепроизводства; освоить основные слагаемые телевизионной образности (видеоряд, слово, звук), приобрести четкие представления диапазоне технических возможностей в телевизионной работе журналиста; приобрести навыки создания телевизионного сообщения в различных жанрах; овладеть основными приемами и методами анализа телевизионной продукции и классификации современных вещательных организаций.
Для достижения поставленных целей необходимо обращение к практической сфере: основные понятия тележурналистики объясняются на конкретных примерах (телефильмы)
Для контроля знаний студентов рекомендуется проводить устные опросы по темам - «пятиминутки».
Методические рекомендации по изучению дисциплины «Основы тележурналистики» для студентов
1. «Сценарий изучения дисциплины»
Курс «Основы тележурналистики» рассчитан на один семестр и состоит из 34 лекционных часов (1 лекция в неделю) и 17 часов практических занятий (2 часа в две недели). Структура лекционного курса соответствует рабочей программе дисциплины.
Курс лекций рассматривает телевидение в общественно-политическом и социо-культурном аспектах, дает обобщенные знания об истории отечественного телевидения, а также изучает вопросы теории и практики тележурналистики. Акцент делается на выработке у студентов способности ориентироваться в современном медиапространстве и содействии формированию первичных навыков в работе тележурналиста. Посещая лекции, студент получает необходимые общие установочные положения. На семинарских занятиях расширяется семантическое пространство уже освоенных студентом понятий.
Каждое семинарское занятие включает в себя и теоретическую, и конкретно-практическую составляющие. Содержание семинарского занятия является логическим продолжением, углублением знания, полученного в результате овладения материалом предшествующей лекции.
Чтобы оптимально организовать процесс изучения данной дисциплины, студенту рекомендуется систематически посещать лекции и регулярно готовиться к семинарским занятиям: читать предложенную литературу, анализировать закрепленные за каждым студентом телеканалы и/или аспекты их производственно - творческой деятельности. Программой курса предусмотрена самостоятельная подготовка студентами аналитических работ, рассматривающих соответствующие плановому освоению дисциплины, стороны деятельности телеканала. Выполнение всех аналитических работ, складывающихся в единый полный анализ телеканала, является условием допуска к экзамену по курсу.
2. Организация самостоятельной работы.
Тематика рефератов предложена в разделе «Формы контроля» УМК. При необходимости содействие и помощь в выборе темы оказывает преподаватель.
Подготовка к семинару предполагает углубленное изучение рассматриваемых вопросов. Следовательно, при подготовке к семинарскому занятию, студент должен внимательно познакомиться с системой вопросов, предлагаемых для освоения, затем изучить
рекомендованную литературу и, наконец, выполнить практические задания по теме.
При выполнении аналитической работы №1 необходимо предварительно просмотреть информационную программу и определить сбалансированность позитивной и негативной информации в выпуске. Изучая конкретное информационное сообщение (сюжет, репортаж), следует выделить выразительность изобразительного ряда, его обоснованность и содержательность. Обратить особое внимание на сочетание слова и изображения, проанализировать их. Определить композиционную модель материала.
При выполнении аналитической работы №2 необходимо внимательно изучить сетку вещания «своего» телеканала и выявить, как применяются основные принципы телепрограммирования. Особое внимание необходимо уделить серийности, проследить реализацию данного принципа не только и не столько среди элементов художественных жанров, сколько на примере публицистических телепрограмм. Изучая телепрограмму на текущую неделю, следует выделить основные приемы верстки сетки вещания, позволяющие расположить передачи в оптимальной взаимозависимости («гамак», «лид-ин», «стриппинг» и тд.) и определить эффективность их реализации.
При выполнении общего анализа телеканала особое внимание необходимо уделить пониманию различий между основными моделями организации и финансирования телевидения (частная, государственная и тд.). При работе с телеканалом, соответствующим частной модели телевидения, нужно обратить особое внимание на профилирование телеканала по институционально - организационному признаку и по учредителю. Чтобы определить профилирование телеканала по тематическому признаку следует внимательно изучить телевизионную сетку вещания, с применением методов количественного анализа.