ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.09.2019
Просмотров: 330
Скачиваний: 1
Абонент телевидения - потребитель, пользующийся услугами телекомпаний по договору на определенный срок.
Автор на телевидении - создатель телепередачи, фильма, другого экранного произведения, которое является результатом коллективного труда. Поэтому на телевидении могут быть автор сценария, автор текста, автор музыки и тд. Альтернативное телевидение - телевизионные организации, созданные в соответствии с Законом о средствах массовой информации, действующие вне рамок государственных телесетей на своей собственной технической базе подготовки и распространения программ или на условиях аренды ее у государственных телекомпаний. К нему можно отнести, например, кабельное, коммерческое телевидение, теленовости информационных агентств.
Аудиовизуальное средство распространения сообщений сочетает изображение, звук и речь. Его информация рассчитана на одновременное восприятие слухом и зрением. Аудитория ТВ - общее количество зрителей, имеющих возможность смотреть ТВ- программы.
Различаются реальная и потенциальная аудитории конкретных передач, программ и телевидения в целом.
Потенциальная аудитория - это число людей, имеющих техническую возможность смотреть передачи (наличие телевизоров и передающей сети в данной местности). Реальная аудитория - число телезрителей, практически реализующих эту возможность. Беседа на телеэкране - зафиксированный на пленку обмен мнениями по тем или иным вопросам с возможным последующим монтажом в соответствии со сценарным планом и с привлечением дополнительного изобразительного материала. В последнем случае это - иллюстрированная беседа.
Видеозапись - способ фиксации телевизионного изображения с помощью специальной аппаратуры на магнитную ленту или иные материальные носители визуальной и звуковой информации с целью ее сохранения и последующего воспроизведения. Внедрение видеозаписи в повседневную практику телевизионного вещания, во-первых, позволило более планомерно и целенаправленно выстраивать телепрограмму в различное время суток и, во-вторых, предоставило возможность работать над телевизионным сообщением по типу кинофильма (съемка нескольких дублей, применение монтажа в качестве художественного средства создания телевизионного образа). Распространяются и видеозаписи передач телевещания, которые используются затем для просмотра в удобное время перед небольшой аудиторией: дома, в видеосалоне и т.п. Видеотека - собрание видеокассет и видеодисков в определенной системе. Вымысел авторский - результат творчества автора художественного произведения телевидения. Вымысел формирует сюжеты, ходы, образы, не имеющие прямых соответствий в действительности. Художественное произведение невозможно без авторского вымысла, который составляет основу литературного сценария, рождает способы режиссерского решения передачи или фильма, определяет форму и жанр телевизионного произведения.
Выступление в кадре - прямая или зафиксированная кино - или видеоспособом речь человека в кадре с иконографическим материалом (фотографией, кино- и видеосюжетом, слайдами) в соответствии с логикой выступления. Заранее написанный сценарий (сценарный план) может отсутствовать.
Верстка - газетный термин, заимствованный телевидением. Предельно просто: сборка воедино всей программы с учетом факторов актуальности устных и видеоматериалов, продолжительности каждого материала и возможного сокращения того или иного материала, необходимости перебивок (заставок).
Глобализация телевещания - одна из тенденций развития современного ТВ. Включает в себя взаимодействие, процесс объединения усилий телекомпаний разных стран, формирование мирового телевидения (мировидения) на основе развития спутниковых средств связи и других развивающихся способов доставки телевизионного сигнала (например, через размещение в сети Мете* и др.), образование транснациональных телеструктур. Глобализация вещания - процесс, отражающий природные свойства телевидения, которое не знает ни политических, ни географических границ, физических барьеров в виде пространства и времени.
Одним из проявлений этой тенденции является система международного телеобмена, в которой участвуют практически все крупнейшие телекомпании мира. Государственное телевидение - телекомпания, основанная на государственной собственности. Государственной является телерадиокомпания, учредителями которой являются имеющие не менее 51 % акций государственные органы Российской Федерации или субъектов Российской Федерации. Финансирование государственной телерадиокомпании осуществляется преимущественно из бюджетных средств. Федеральный уровень государственной собственности обеспечивает всероссийский характер государственных телекомпаний. Государственные или муниципальные органы в соответствии с законодательством принимают меры для обеспечения гарантированного получения телезрителями или радиослушателями на территории зоны обслуживания теле- или радиопрограмм государственной телерадиокомпании с качеством, соответствующим техническим стандартам.
Государственная телерадиокомпания обязана обеспечивать разнообразие тематики распространяемой информации путем передачи информационных, спортивных, образовательных, культурно-просветительных, развлекательных программ. Государственный комитет ХСР по телевидению и радиовещанию - высший орган государственного управления телевидением и радиовещанием в бывшем Советском Союзе, существовал с 1970 по 1989 г. В те годы главным принципом руководства СМИ был централизм - система управления, основанная на подчинении республиканских и местных органов вещания вышестоящим. При этом вся система управлялась из одного центра.
Драматургия телевизионного произведения - построение фильма, передачи, программы, которое отвечает четырехчастному делению описываемого действия, независимо от характера ТВ-произведения (документальное, игровое), а также независимо от его хронометража.
Драматургия предполагает развитие действия, события, характера героя или его мысли по четырем стадиям: экспозиция (обоснование темы, интриги); развитие действия, мысли, характера, ведущее к кульминации и затем к развязке. Драматургия нередко присуща и событийному репортажу.
Держатель лицензии. Держателем лицензии является предприятие, обладающее лицензией на вещание, проводящее программную политику и осуществляющее производство и распространение звуковой, визуальной и аудиовизуальной массовой информации. Лицензия на вещание выдается комиссией по телерадиовещание не позднее десяти дней после внесения в установленном порядке платы за лицензию. Первоначальный срок действия лицензии составляет:
-
Двенадцать лет - на пользование кабельными или проводными сетями.
-
Шесть лет - на пользование частотами для эфирного телевещания.
-
Пять лет - на пользование частотами для эфирного радиовещания.
При согласии на то держателя лицензии и комиссии по телерадиовещанию действие лицензии может пролонгироваться на срок, не превышающий ее первоначального срока действия.
Документальное телевидение - вид вещания, объединяющий разделы информации, публицистики, научно-популярного вещания, кино- и телехроники и другие неигровые жанры передач и фильмов.
Жанр телепередачи. Понятие "жанр" обобщает черты, свойственные произведениям, построенным на основе одинаковых закономерностей.
Жанры отличаются по роду (документальные или игровые), по методу построения образа (символика, реальность, аллегория), по предмету изображения (личность, документальные кадры, игровые сцены), по характеру изображения (реальная или сатирическая картина, карикатурное изображение, анимация), по способу создания (кино-, видео-, прямая трансляция).
Жанр - исторически складывающийся тип телевизионных произведений, которые имеют общие черты, свойства. Каждый жанр имеет свои законы, вытекающие из его формы (репортаж, очерк, интервью, беседа).
Содержание понятия жанра изменяется и усложняется из-за диффузии жанров, когда черты одного из них используются в другом. Скажем, в событийном репортаже могут быть использованы документальные кадры исторического события и т.п. Таким образом, жанр есть конкретное единство особенных свойств формы в ее основных чертах - своеобразной композиции, образности, речи, ритма передачи; жанр есть "опредмечивание" авторского, художественного замысла телепрограммы. Соблюдение общих и специфических законов жанра есть главное условие высокого качества и эффективности телепередачи.
Замысел передачи - первая, начальная стадия работы над передачей после определения ее задачи, темы, цели. Замысел во многом определяет сценарный план (сценарий), жанр передачи, состав участников, место съемок; характер монтажа и использование различных художественных приемов.
Звук в телевидении - один из двух путей воздействия на зрителей с целью добиться высокой эффективности телепередачи.
Звук не столько и не только сопровождает изобразительную часть ТВ-передачи, ТВ- произведения, но и серьезно обогащает изображение, делая его по возможности более реалистичным, достоверным, либо придавая необходимый эмоциональный накал, усиливая его (например, использованием музыки), порой даже подчиняя изображение себе.
Закадровый текст (наговор) - голос корреспондента, звучащий «за кадром»; корреспондент в видеоизображении отсутствует, его голос «прикрыт» видеорядом с информацией, дополняющей ту информацию, что содержится в наговоре. Наиболее широко употребимая форма донесения до зрителя информации, позволяющая параллельно тексту сюжета показать видеоряд.
Зона обслуживания телецентра - территория, на которой телезрители имеют возможность получать звуковую, визуальную, аудиовизуальную информацию Либо данные с качеством, соответствующим действующим стандартам. Зрительный образ в телевидении может быть конкретным, отображающим объект в объемном, неискаженном виде, или абстрактным, создающим настроение, рассчитанным на сильную эмоциональную реакцию зрителя. Зрительные образы могут быть также фантастическими, полностью меняющими реальность, для того чтобы стимулировать воображение зрителя, юмористическими, сатирическими и т.д. Сложное переплетение зрительных образов возможно при монтаже передачи.
Импровизация в кадре - особый вид творчества, при котором оно происходит непосредственно в процессе его исполнения, в ходе самой передачи, в момент ее трансляции или ретрансляции. Истоки импровизации участников телепередачи восходят к устной речи, к народному творчеству. Легкая на вид, рождающаяся на глазах у телезрителей импровизация является, как правило, результатом трудной предварительной творческой работы, результатом соединения таланта и интеллекта выступающего,
комментатора или иного участника передачи. Неожиданный, внезапный поворот мысли или хода событий, которым посвящена передача, привлекает телезрителя, любящего экспромт - живую импровизацию.
Интервью - кино- или видеоматериал, отражающий в кадре корреспондента, его вопросы и ответы участника событий или компетентного лица на актуальные темы. Интервью может быть передано в эфир как новость или войти в сообщение, репортаж, комментарий. В этом случае оно является вспомогательной частью журналистской работы над передачей. Интервью может быть и самостоятельным материалом. В такой форме аудитории предлагается не результат работы, а ее процесс. И тогда интервью приобретает значимость информативной беседы. В телевизионной практике различают следующие виды интервью:
-
Интервью о факте представляет информацию о каком-либо предмете или явлении.
-
Интервью-мнение. Цель его - выяснение мнения интервьюируемого, его оценка событий.
-
Интервью о личности. Речь идет об информации о самом опрашиваемом или об информации, полученной при помощи опрашиваемого. Интервьюируемый здесь - на первом плане.
Интершум - естественный шум съемочной площадки. В современной практике профессиональной видеосъемки обычно записывается на второй канал аудиозаписи, существующий в профессиональной видеоаппаратуре.
Как выразительное средство, является дополнительным подтверждением естественности происходящего.
Записывается (в отличие от синхрона и з^апё-ир'а) обычно на микрофон-«пушку» во время съемок.
Кабельное телевидение - разновидность местного вещания, имеющего кабельную сеть, которая может быть проложена под землей или протянута по столбам. По кабелю от источника информации к получателю приходит телеинформация. Источником информации в кабельном телевидении может быть собственная телестудия, подготовленные видеозаписи, а также спутниковое вещание - передачи, полученные на собственную антенну со спутников связи. Кабельные сети предлагают телезрителям набор обычных или специализированных программ за ежемесячную плату и с высоким техническим качеством.
Кадр - изображение части пространства, заключенное в рамках экрана и видимое в каждый данный момент.
В силу того, что телевизионное действие имеет не только пространственные, но и временные характеристики, понятие «кадр» подразумевает, и протяженность во времени, то есть, длительность пребывания изображения на экране.
Кадром называют также часть телевизионного произведения, снятую в отрезок времени непрерывной работы камеры. См. также план.
Комментарий - выступление специалиста с оригинальным текстом по поводу события, факта с определенной оценкой, раскрывающей авторскую позицию. Комментарий следует за новостями и сообщениями и представляет собой аналитические высказывания по актуальным проблемам или событиям. Он должен помочь зрителю сформировать собственное мнение. Достигается это путем углубленного анализа проблем, осмыслением новостей в их взаимосвязи, изложением подоплеки и возможных последствий тех или иных событий.
Комментатор - автор комментария, тележурналист, который готовит и ведет передачи по различным вопросам внутренней и международной жизни. Комментаторами становятся, как правило, опытные тележурналисты, которые помогают повышению квалификации молодых.
Коммерческая телевизионная компания - ассоциация независимых акционерных, кооперативных и частных фирм, студий, творческих объединений и физических лиц. Существует исключительно на коммерческих началах.
Коммерциализация телевидения - превращение телевидения в разновидность бизнеса, рост числа передач, скрыто или открыто рекламирующих товары, услуги, имидж определенной частной компании, выходящей в своей деятельности в области телевидения за рамки рекламы и спонсорства с целью извлечения прибыли из телевещания как из обычного бизнеса.
Контент-анализ телепередач - метод изучения тематики, содержания телепрограмм. Его задача - выявить, как отражается действительность на экране, насколько созданные телевидением модели соответствуют тому, что происходит в обществе. Система категорий: внешние признаки показываемой действительности; контекстовые признаки показываемой действительности; персонаж, субъект изображения. Система обработки позволяет в итоге получить данные разного характера: оперативные - описание содержания передач определенного периода, например одной недели; сравнительные - описание содержания одного периода в сравнении содержания телепередач с газетными статьями, с радиопередачами. В конечном итоге контент-анализ способствует повышению эффективности вещания.
Корреспондент обеспечивает редакцию оперативной информацией и другими материалами событийного характера, готовит и ведет телевизионные репортажи с места событий, выступает в передачах с собственными материалами. Корреспондент принимает участие в разработке перспективного и текущих планов отдела, редакции, организует выступления политических деятелей, специалистов народного хозяйства, представителей науки и культуры.
Критерии качества телепередачи. Основные из них:
-
оперативность, актуальность темы;
-
компетентность и авторитет участников;
-
оригинальность, неожиданность драматургического хода, сценарного замысла, авторской позиции;
-
использование возможностей жанра, документального и игрового телевидения, их взаимодействия и взаимопроникновения;
-
применение художественных приемов, эстетически обоснованное сочетание выразительных, изобразительных средств - слова, видеоряда, музыки, шумов. Лицензия на телевидении содержит следующую информацию, сообщаемую заявителем:
-
Полное наименование заявителя.
-
Статус держателя лицензии (государственный, общественный, частный).
-
Способ распространения информации.
-
Местонахождения заявителя.
-
Лицензия содержит также следующую информацию, включаемую комиссией по телерадиовещанию:
-
Зона обслуживания.
-
Время телерадиовещания.
-
Отметка о внесении платы за лицензию.
-
Сведения об ответственности за нарушение условий лицензии.
-
Регистрационный номер и дата выдачи лицензии.
Для пользования кабельной или проводной сетью не требуется лицензии, если вещание осуществляется посредством бытовой аудио- или видеоаппаратуры и при этом не используется студийное и нестандартное оборудование. Методы воплощения на телевидении - людей, событий, фактов.
-
Многокамерный метод съемки, когда на съемочной площадке работает одновременно или последовательно несколько кинокамер.
-
Съемка с монитора - с экрана телевизора.