Файл: Роль семьи в процессе обучения младших школьников (Теоретические основы изучения семьи как фактора процесса обучения младших школьников).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.04.2023

Просмотров: 109

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Родители должны были отметить в таблице выбранные ими варианты ответов и определить их соответствие одному из типов родительского поведения. Чем больше преобладание одного из типов ответов, тем более выражен в семье определенный стиль воспитания. Если среди ответов не преобладает какая-то одна категория, то речь, вероятно, идет о противоречивом стиле воспитания, когда отсутствуют четкие принципы, и поведение родителей диктуется сиюминутным настроением.

Интерпретация результатов теста

• Авторитетный стиль (демократический, сотрудничество). Родители осознают свою важную роль в становлении личности ребенка, но и за ним самим признают право на саморазвитие. Трезво понимают, какие требования необходимо диктовать, какие обсуждать. В разумных пределах готовы пересматривать свои позиции. Родители поощряют личную ответственность

и самостоятельность своих детей в соответствии с их возрастными возможностями. Дети включены в обсуждение семейных проблем, участвуют в принятии решений, выслушивают и обсуждают мнение и советы родителей. Родители требуют от детей осмысленного поведения и стараются помочь им, чутко относясь к их запросам. При этом они проявляют твердость, заботятся о справедливости и последовательном соблюдении дисциплины, что формирует правильное, ответственное социальное поведение. [22]

• Авторитарный стиль (автократический, диктат, доминирование). Родители хорошо представляют, каким должен вырасти их ребенок, и прилагают к этому максимум усилий. В своих требованиях они, вероятно, очень категоричны и неуступчивы. Неудивительно, что ребенку порой неуютно под их контролем. Родители своим стилем воспитания ограничивают самостоятельность ребенка, не считают нужным как-то обосновывать свои требования, сопровождая их жестким контролем, суровыми запретами, выговорами и физическими наказаниями. В подростковом возрасте авторитарность родителей порождает конфликты и враждебность. Наиболее активные, сильные подростки сопротивляются и бунтуют, становятся избыточно агрессивными и нередко покидают родительский дом, как только могут себе это позволить. [22] Робкие, неуверенные подростки приучаются во всем слушаться родителей, не совершая попыток решать что-либо самостоятельно. Если по отношению к старшим подросткам матери склонны реализовывать более «разрешающее» поведение, то авторитарные отцы твердо придерживаются избранного типа родительской власти. При таком воспитании у детей формируется лишь механизм внешнего контроля, основанный на чувстве вины или страха перед наказанием, и как только угроза наказания извне исчезает, поведение подростка может стать потенциально антиобщественным. Авторитарные отношения исключают душевную близость с детьми, поэтому между ними и родителями редко возникает чувство привязанности, что ведет к подозрительности, постоянной настороженности и даже враждебности к окружающим. [22]


• Либеральный стиль (попустительский, снисходительный). Родители высоко ценят своего ребенка, считают простительными его слабости. Легко общаются с ним, доверяют ему, не склонны к запретам и ограничениям. Однако стоит задуматься: по плечу ли ребенку такая свобода? Становясь более взрослыми, такие подростки конфликтуют с теми, кто не потакает им, не способны учитывать интересы других людей, устанавливать прочные эмоциональные связи, не готовы к ограничениям и ответственности. С другой стороны, воспринимая недостаток руководства со стороны родителей как проявление равнодушия и эмоционального отторжения, дети чувствуют страх и неуверенность. Неспособность семьи контролировать поведение подростка может привести к вовлечению его в асоциальные группы, поскольку психологические механизмы, необходимые для самостоятельного, ответственного поведения в обществе, у него не сформировались.[22]

• Индифферентный стиль (безразличный).Проблемы воспитания не являются для родителей первостепенными, поскольку у них иных забот немало. Свои проблемы ребенку в основном приходится решать самому. А ведь он вправе рассчитывать на большее участие и поддержку со стороны родителей![22]

Гистограмма 4. Результаты диагностики теста за первое полугодие «Стили семейного воспитания».

На третьем этапе исследования было подготовленно и проведено родительское собрание на тему «Роль родителей в подготовке домашнего задания» (см. приложение № 4) с целью повышения качества знаний младших школьников и заинтересованности родителей учебой ребенка.

2.2. Анализ результатов констатирующего этапа эксперимента

По итогам первичной диагностики (в первом полугодии) для углубления эксперимента в данном параграфе были продолжены эксперименты. В конце второго полугодия мы повторно провели диагностику по выявлению качества знаний в классе, которое составило 79%, провели тестирование «Методика диагностики структуры учебной мотивации» Л.М.Фридмана результаты представлены (на гистограмме 5), анкетирование по определению уровня заинтересованности родителей учебой ребенка результаты представлены (на гистограмме 6), и тестирование для определения стиля семейного воспитания результаты (на гистограмме 7).

Гистограмма 5. Результаты диагностики теста-опросника «Методика диагностики структуры учебной мотивации» Л.М.Фридмана за второе полугодие.


Гистограмма 6. Результаты диагностики на выявление уровня заинтересованности родителей учебой ребенка за второе полугодие.

Гистограмма 7. Результаты диагностики тестирования за второе полугодие «Стили семейного воспитания»

Анализируя полученные результаты качество знаний, анкетирования и тестирования, мы сравнили первое полугодие и второе.

1.Различия между качеством знаний младших школьников за первое и второе полугодие представлены (на гистограмме 8).

Гистограмма 8. Диагностика различия между качеством знаний младших школьников за первое и второе полугодие

На гистограмме 8 мы видим, что качество знаний по классу во втором полугодии улучшилось на 19%.

2. Различия между тестом-опросником «Методика диагностики структуры учебной мотивации» Л.М.Фридмана за первое и второе полугодие представлены (на гистограмме 9).

Гистограмма 9. Диагностика различия между тестом-опросником «Методика диагностики структуры учебной мотивации» Л.М.Фридмана за первое и второе полугодия.

На гистограмме 9 видим, что высокий уровень внутренней мотивации во втором полугодии значительно вырос (на 45%), чем в первом, а низкий уровень уменьшился на целых 49 %.

3.Различия между анкетированием по выявлению уровня заинтересованности родителей учебой ребенка за первое и второе полугодие представлены (на гисторгамме 10).

Гистограмма 10. Диагностика различия между анкетированием по выявлению уровня заинтересованности родителей учебой ребенка за первое и второе полугодие.

На гистограмме 10 видим, что уровень заинтересованности родителей учебой ребенка за второе полугодие значительно изменился, 56% активно стали принимать участие в процессе обучения своего ребенка, что на 28% больше, чем в первом полугодии. Так же снизился уровень незаинтересованности вопросами учебы ребенка на целых 37%.

4. Различия между тестированием «Стили семейного воспитания» за первое и второе полугодие представлены (на гистограмме 11).

Гистограмма 11. Диагностика различия между тестированием «Стили семейного воспитания» за первое и второе полугодие.

На гистограмме 11 видим, что в первом полугодии доминировал авторитарный стиль воспитания 42%, а во втором авторитетный 59%.

Содержания результатов исследования позволяют нам вывести следующие положения о роли влияния родителей на процесс обучения младших школьников.

1.Результаты качества знаний в классе за первое полугодие показали 60%, а за второе 79 %, что больше на 19 % первого полугодия.


2. Результаты теста-опросника «Методика диагностики структуры учебной мотивации» Л.М.Фридмана за первое полугодие показали: высокий уровень внутренней мотивации -6 (22%) учащихся, во втором – 16 (67%) на 11 (45%) больше. Средний уровень в первом полугодии- 7 (28%), во втором- 8 (32%) на 1 (4%) больше. Низкий уровень в первом полугодии 10 (50%), а во втором- 1 (1%) на 9 (49%) больше.

3. Результаты анкетирования родителей по выявлению уровня заинтересованности родителей учебой ребенка за первое полугодие были следующими: 7(28%) семей понимают, что в любом возрасте ребенок нуждается в помощи как в учебе, так и в остальном, а во втором - 14 (56%), то есть на 7(28%) больше. Количество семей, которые не очень интересуются учебой своих детей в первом полугодии составило 8 (30%) семей, а во втором - 10 (39%), то есть на 2 (9%) больше. В первом полугодии 10 (42%) семей не интересовал процесс обучения ребенка, а во втором статистика значительно снизилась до 1 (5%) семьи.

4. Результаты теста «Стили семейного воспитания» за первое полугодие оказались следующими: 7 (28%)семей придерживались авторитетного (демократического) стиля семейного воспитания, во втором –15 (59%) на 8 (31%) больше. К авторитарному стилю воспитания были склонны 10 (41%) семей, а во втором – 8 (32%) семей, на 2 (9%) меньше. Либеральный стиль в первом полугодии использовали 6 (22%) семей, во втором – 2 (9%), что на 4 (13%) семьи меньше. Индифферентный стиль в первом полугодии использовали 2 (9%) семьи, а во втором – 0 (0%).

Таким образом, качество знаний в классе возросло, благодаря проведению родительского собрания по теме ««Роль родителей в подготовке домашнего задания». Родители стали больше уделять внимания процессу обучения своих детей и многие изменили стиль семейного воспитания. Соответственно родители эффективно влияют на процесс обучения младших школьников.

2.3. Методические и практические рекомендаций педагогам начальной школы по работе с семьей.

Успех работы педагога с учащимися во многом зависит от взаимодействия педагога и родителей. Взаимодействие педагога с родителями учащихся направлено на создание единого воспитательного поля, единой социальной сферы. Отношения педагога с родителями должны строиться так, чтобы воспитание детей было успешным, совершенствовало личность ребенка и положительно отражалось на процессе обучения. Изучив теоретическую литературу и проведя опытно-экспериментальное исследование на основании этого были разработаны следующие рекомендации.


1.Проводить социально - педагогическое исследование семей.

2.Привлекать родителей к активному участию в учебно – воспитательном процессе.

3.Проводить воспитательные работы с родителями (классные собрания, коллективные и индивидуальные консультации, беседы, лекции, конференции, посещение семей учащихся).

Темы бесед и консультаций вытекают из наблюдений за учениками. Со-брания проводить можно как тематические, так и собрания-отчеты, где учащиеся отчитываются перед родителями о своих неудачах и успехах.

4.Повышать роль семьи в социализации личности в классе (организация развития и поддержки детского творчества, организация культурного досуга, организация физического здоровья семьи и личности).

5.Совместные походы и экскурсии.

Родители могут наблюдать за общением учителя и учеников в неформальной обстановке, также дети видят, как общаются учитель и родители. Общие дела сплачивают родителей и детей, помогают найти общий язык общения, положительно воздействуют на формирование личности ребенка.

Вывод по второй главе

В данной главе рассматривали организацию и проведение констатирующего этапа эксперимента, анализ результатов констатирующего этапа эксперимента и методические и практические рекомендации педагогам начальной школы по работе с семьей.

Проведенное исследование показало, что уровень заинтересованности родителей учебой ребенка и выбранный ими стиль воспитания оказывают влияние на успехи детей в школе, так как именно родители задают исходный уровень притязаний ребенка на то, что он претендует в учебной деятельности и отношениях.

Из этого следует, что роль семьи в процессе обучения младших школьников велика, так как поддержка родителей является одним из важнейших факторов, способных улучшить успешность обучения детей в школе. Подлинная поддержка родителями своего ребенка должна основываться на подчеркивании его способностей, возможностей, его положительных сторон.

Таким образом, проведенное исследование позволяет сделать вывод, что внимание и поддержка родителей в процессе обучения младших школьников и выбранный ими стиль воспитания оказывают большое влияние на качество знаний и успешность обучения ребенка.

Заключение

В данной курсовой работе была исследована роль семьи в процессе обучения младших школьников.