Файл: Информация в материальном мире (Понятие информации, ее виды и свойства).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.04.2023

Просмотров: 534

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение.

В современном мире огромное значение имеет информация. Без нее трудно ориентироваться в обстановке и принимать правильные решения. Но информация не может существовать сама по себе. Те или иные сведения могут быть получены, сохранены, переданы и использованы только с помощью каких-то средств и методов.

Информационно-коммуникационные технологии можно отнести к технологическим средствам, и они направлены на подготовку личности информационного общества, формирование умений работать с информацией, развитие коммуникативных способностей, формирование исследовательских умений и навыков выбора оптимальных решений, обеспечение большим объемом качественной информации.

На современном этапе перехода от постиндустриального к информационному обществу, в условиях дальнейшей интенсификации управленческого труда постоянно растет необходимость ускорения формирования таких систем как общественные структуры, включающие информационные технологии, информационные системы и информационные ресурсы. При этом стратегия информационно-аналитического обеспечения на уровне управления государством заключается в разработке комплексной системы сбора, обработки, хранения и передачи информации, применения компьютеров, оргтехники и средств связи.

Социальная реальность очень быстро меняется, приобретает новые характеристики, которые в большинстве очень часто связаны с функционированием информационно-коммуникационных технологий и углублением глобализационных процессов. Логично, что такие изменения отражаются и в специфике теории информационного общества.

Планирование и практика становления информационного общества в основных развитых странах мира, как и неоднозначные результаты этого процесса определяют актуальность исследования социологических концепций, непосредственно связанных с этими явлениями. Обращая внимание на то, что каждое общество стремится к социально-экономическому благополучию, развитию информационной инфраструктуры, модернизации в культурной сфере и повышения конкурентоспособности на мировом рынке, стоит отметить, что именно исследования развития теории информационного социума и критический взгляд на ее особенности сможет помочь воплотить эти задачи лучше. Значение процесса информатизации является общепризнанным, о чем свидетельствуют и социологические концепции ее роли в обществе. За последние два десятилетия понятие «информация» и «информационное общество» стали одними из наиболее часто применяемых не только в научной литературе, но и во многих национальных и международных планах и программах социально-экономического развития.


Основная цель работы – исследовать информацию в материальном мире.

Объект исследования – теория информационного общества.

Предмет исследования – информация и особенности ее передачи в материальном мире.

Основные задачи работы: проанализировать подходы к определению понятия «информация»; исследовать виды и свойства информации; определить источники информации; исследовать понятие и сущность информационного ресурса; определить качественные и количественные особенности передачи информации; исследовать помехи при передаче информации; определить аспекты информационного процесса.

1. Понятие информации, ее виды и свойства.

Активное внедрение информационных процессов и технологий в деятельность общества требует детального и всестороннего анализа такого понятия, как информация.

1.1. Понятие информации в современном обществе

Информация является важной категорией для многих наук, в том числе таких как кибернетика, социология, психология, философия, экономика и другие. Это приводит большое разнообразие определений данного понятия в зависимости от контекста, в котором оно употребляется.

Исследованиями в данном направлении занимались такие ученые, как Д. Белл, В. Л. Иноземцев, Э. Тоффлер и др. В своих работах они рассматривали эволюцию общества и экономики, в частности роль информации и связанных с ней технологий в развитии общества.

По определению философского энциклопедического словаря, слово «информация» происходит от латинского informatio, что в переводе означает сведения, разъяснения [1].

В свою очередь латинское informatio происходит от informo, которое понималось в двух значениях. Во-первых, в значении «формировать, предоставлять вид», во-вторых, – «обучать, воспитывать».

Информация определяется и как научное понятие, сущность которого заключается в обмене сообщениями между людьми, человеком и техникой, между техническими средствами [3].

Сегодня основным ресурсом общества становятся информация и знания. Информация начинает приносить желаемый эффект от своего применения только в том случае, когда она превращается в знания. По П. Друкер, знания – это способность человека применять информацию к конкретной работе [5].


В нынешних условиях информация рассматривается как фундаментальное свойство материи в философском понимании. Роль информации чрезвычайно велика. Понятие информации благодаря его всеобщности приобрело содержание философской категории.

Одним из наиболее специфических признаков информации является «несиловой» характер ее действия. Несиловое действие проявляется в том, что при незначительной величине энергии сигнала, несущего информацию, энергия реакции воспринимающей системы несравненно больше. Достаточно очевидным является то обстоятельство, что объем преобразований в воспринимающей системе зависит прежде всего от «содержания» сигнала, а не от его энергии. Это дает основания, с одной стороны, говорить о невещественности информации, а с другой - о том, что информация материальная, но при этом она не является собственно материей, а только ее особым свойством [12].

Это необычное свойство информации не дает покоя человеческому разуму на протяжении тысячелетий. Действительно, слово или, например, другой знак приобретает такую мощь, что человек «одним лишь взмахом руки» способен привести в движение тысячи других людей, а просто нажатие кнопки может потрясти и даже уничтожить всю планету.

Хотя информация не во все времена занимала то место, которое она занимает в современном обществе. Можно говорить о том, что понятие информации имеет давнюю историю.

1.2. Понятие информации в теории информационных революций

Согласно теории информационных революций А. И. Ракитова, в истории человечества произошло пять информационных революций. Во время первой из них распространялась и внедрялась в деятельность и сознание человека речь. Содержанием второй информационной революции стало изобретение письменности, а третьей – изобретение книгопечатания. Таким образом именно она сделала информацию и знания продукцией массового потребления. Четвертая информационная революция заключалась в применении электрической аппаратуры и основанных на электрической энергии устройств для быстрого и массового распространения информации и знаний. Пятая информационная революция включает в себя следующие признаки: создание скоростных вычислительных устройств (в том числе персональных); создание, постоянное наполнение и расширение крупных автоматизированных баз данных и знаний; создание и быстрый рост трансконтинентальных коммуникационных сетей [4].


В отличие от А. И. Ракитова, английский социолог и футуролог Элвин Тоффлер выделяет три «волны» в развитии человечества. Первая волна – аграрная – состоялась при переходе к земледелию, второй волной стала индустриальная при переходе к классическому капитализму и третья волна, которую Э.Тоффлер называет информационной, состоялась при переходе к обществу, основанному на знаниях [2].

В доиндустриальном обществе информация не занимала существенного места. В роли информации выступали знания, которые необходимы были людям для существования.

Для индустриального общества главной стала промышленность, с развитием которой, значение информации в обществе возросло. В индустриальный период ускорилось развитие науки, время от изобретения технологии до ее внедрения значительно сократилось. Также росло число людей, имевших образование. Вместе это приводило к повышению значения информации в обществе.

Однако лишь с середины XX в. информация стала занимать ведущее место в обществе. Изменилась доля работающих в различных секторах экономики в пользу тех сфер, которые не связаны непосредственно с производством материальных вещей. Информация стала играть роль ведущей производительной силы общества. Причем в отличие от других производительных сил, информация – это единственный ресурс, объем которого не уменьшается в процессе использования.

Один из авторов постиндустриальной теории Дэниэл Белл в своей работе «Грядущее информационное общество» также выделяет три этапа в развитии общества: доиндустриальное, индустриальное и постиндустриальное. Постиндустриальная теория большое внимание уделяет технологическому развитию общества, но в то же время анализ общественного устройства на определенных этапах его развития и отказ от предоставления классовых оценок позволяет данной теории быть ведущей в изучении развития общества.

По мнению Белла, первой информационной революцией стало изобретение паровой машины. Благодаря силе пары были достигнуты большие технологические новшества.

Вторую технологическую революцию Белл связывает с развитием электричества и химии. Это, в свою очередь, открыло перспективу новых форм децентрализации производства, что было невозможно в условиях, когда машины с целью минимизации потерь паровой энергии группировались на фабриках. Электричество также дало новый источник света, изменило ночной и дневной ритм человеческой жизни. Использование электричества позволило передавать кодированные сообщения по проводам и трансформировать голос в электрические сигналы, что обусловило появление радио и телефона. Химия впервые дала возможность создавать синтетические материалы, которых не существует в природе.


Сегодня, как отмечает Белл, происходит третья технологическая революция – информационная.

Новый переворот в системе производства, в отличие от предыдущих, имеет несколько иную структуру. Если промышленная революция заключалась в использовании машин для выполнения физической работы, а умственная деятельность считалась незыблемой прерогативой человеческого интеллекта, то современная научно-техническая революция создает компьютеры, которые с невозможной для человека производительностью выполняют элементы именно умственной деятельности.

Подобно тому, как в результате промышленного переворота было начато конвейерное производство, которое повысило производительность труда и подготовило условия для возникновения общества массового потребления, так и теперь должно возникнуть поточное производство информации, которое обеспечит соответствующий социальное развитие [3].

В целом процесс изменения значения информации в хозяйственной и политической жизни общества можно представить в виде таблицы 1.

Таблица 1. Изменение роли информации в процессе развития человечества

Этап развития общества

Основной производственный ресурс

Роль информации в обществе

Характер информационных потребностей

Доиндустриальное

Сырье, первичные условия производства

Информация не играет заметной роли (устная и письменная речь)

Военная отрасль, управление государством

Индустриальное

Энергия

Как дополнение к промышленному производству (массовое книгопечатание, зарождение интерактивных средств коммуникации)

Наука, культура

Информационное

Информация

Главная производительная сила общества (информационно-коммуникационные технологии)

Все сектора деятельности общества

С представленной выше таблицы можно сделать вывод, что информация на всех этапах развития человечества играла определенную роль.

Как следствие, мы можем утверждать, что во второй половине XX в. развитые западные страны мира перешли к постиндустриальному или информационному обществу. В 1973 году Белл в своей работе «Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования» предложил концепцию перехода к постиндустриальному обществу [5].